Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры Риччи, Каналетто и Тьеполо. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Так родилось название нового стиля. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Приложение 8). Во всех сферах культуры и искусства торжествовало светское начало.
В то время как позы мужчин резки и напряжены, позы женщин, наоборот, выражают покорность судьбе. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Приложение 1). Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо.
В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. (см. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Художник представляет нам сцену в парке. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Гейнсборо очень любил писать пейзажи, но прославился как портретист.
«Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Рококо – это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Приложение 6). Например, в отечественном справочном издании В. Г.
Его сын и преемник Джон Вуд Младший завершил строительство «круга» в 1764 г. и в 1769 г. построил знаменитый Ройал Кресчент – комплекс из 30 домов, соединенных вместе и образующих линию. Но нельзя также забывать и о том, что данное обстоятельство было присуще не всем его работам — некоторые портреты конца века были созданы в новой манере. Картина Карла Ванлоо «Юпитер и Антиопа» (ок. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага).
ниже). Революционный переворот, произошедший 9 термидора 1794 г., настиг художника и революционного деятеля столь внезапно, что он не успел ничего предпринять и в результате был арестован и препровожден в Люксембургский дворец, в котором пробыл весьма недолго. Плафонные розетки украшаются орнаментом (мотивы акантового листа, раковины, морской волны, трельяжной сетки). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. На протяжении всей своей жизни Жан Батист Грез (1725-1805) мечтал лишь об одном: получить благородный титул исторического художника, причисленного к последователям Николы Пуссена. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Странная и загадочная композиция этого произведения до настоящего времени вызывает множество толкований. Меняется и формальный строй его работ. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). Он поселился у серебряных дел мастера Роберта Эндрюса Старшего. Замечательным примером архитектуры, садово-паркового и декоративно-прикладного искусства рококо является дворцовый комплекс Сан Суси в Потсдаме (Германия), построенный королем Пруссии Фридрихом Великим. Ему свойственны огромное декоративное дарование и высокая колористическая культура («Королева Зенобия, обращающаяся к солдатам», «Встреча Клеопатры с Антонием»).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска).
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Для стиля рококо не характерно использования ордера в декоре. К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года.
В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. На карманах— огромные клапаны.
Развитие европейских стран повлекло за собою усиление связей между ними. Он смело объединял реальное пространство архитектуры с иллюзорным пространством живописи. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Церковные интерьеры баварского архитектораДоминикуса Циммераманав Виесе, недалеко от Мюнхена иБальтазара Нойманав Вюрцбурге остаются выдающимися образцами рококо вне Франции. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе— искусство сервировки стола. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Тьеполо – «Веронезе XVIII в». Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Колористическоя гамма состоит из забеленных, приглушенных тонов: жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и других. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Ему удается убедить мать девушки в своей святости и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений. 1753 Санкт-Петербург, Эрмитаж) написана для собрания эротических сюжетов (Cabinet de nudites) по заказу маркиза де Мариньи, брата маркизы Помпадур.
На ней Лепелетье изображен на траурном ложе, полуобнаженным, с зияющей раной, так, как он был представлен в действительности во время всенародного прощания. Много музицируют. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. В этом плане культура рококо с ее попыткой создать более естественную, комфортабельную, органичную для человека среду, созвучна идеям «современных». Рокайльная живопись отличается красочностью, яркими колористическими эффектами.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Чаще всего художник писал знатных лиц. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Меняется и формальный строй его работ. Приложение 6). Всё это изображают модные художники на своих полотнах, где колорит ласкает глаз мягкой и нежной гармонией пастельных цветов, где погода всегда прекрасная, нет ни холода, ни жары, а только приятное тепло.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Характеризуется тенденцией к отказу от архитектонической формы с вуалированием ее прихотливой и легкой «игрой» стукковой лепнины, золоченых карнизов, фестонов, причудливо переплетающихся волют. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
Но в его творчестве не было цельности и убежденности. В первой половине XVIII в ведущим стилем во Франции был рококо. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Картелль (франц.
Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Приложение 3). Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Рокайль становится основным мотивом декора. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Некая интригующая двойственность — неотъемлемая черта живописи рококо, о чем столь выразительно свидетельствуют «галантный жанр» или портрет. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». (см.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги, предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Поиски новых духовных ценностей нередко ведутся в сфере частной жизни.
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Волнующая мелодия мазков воздействует на зрителя, создавая тонкое чувство ритма. В цветовом решении используется множество оттенков.
Величайший греческий герой представлен как упоенный страстью любовник. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной обработкой. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. мелочь, безделушка). Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Приложение 5). Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства.
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности.
Так родилось название нового стиля. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. В свете новых воззрений на мир, на общество, на человека пересматривались старые духовные ценности, рушились традиционные верования и представления.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Фрагонара). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Гейнсборо сформировался как хороший художник очень быстро. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793 Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785 Крестьянские сцены, КаРедзонико, Венеция Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция) Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Предтеча этого направления – Жан Антуан Ватто (1684-1721).
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
Его использовали с негативным оттенком. Рококо – стиль, основанный на детали. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких изящных. В 13 лет он покинул Садбери, а приехав в Лондон, стал работать портретистом. Испытал сильное влияние А. Ватто. Видным художником является Пьетро Лонги.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». В 1723 Буше получил гран-при Королевской академии и в 1727 отправился на четыре года в Италию. Так, Фландрия и Голландия уже пе выдвигали художественных явлений, которые могли бы претендовать на европейское значение.
Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции.
За стилем барокко следует стиль рококо. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Нижний ряд играл роль панели. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя.
Из Франции рококо распространяется в другие европейские страны. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Открывая новые возможности развития искусства, художники 18 века постепенно теряли универсальную широту охвата явлений мира, характерную для великих мастеров Ренессанса и 17 столетия. На протяжении всей жизни Фальконе много читал изучал философию, писал сам, оставив глубокие, не утратившие актуальности Размышления о скульптуре.
1754, ГТГ). Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Шарден начал творческий путь с натюрмортов.
В это время появляется интерес к тонким интимным переживаниям, это шаг к сентиментализму. Под него надевали камзол. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Необходимость декорировать интерьеры богатых «отелей» – частных домов знати, – которые активно строятся в Париже и других городах страны, стимулирует быстрое распространение стиля рококо в декоративно-прикладном искусстве. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе.
Как проповедник патриархальных идиллий он пользовался популярностью у современников. Однако сам художник не верил в такой исход, а потому картина получилась излишне холодной и академической. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. В 1736г.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Наибольшее развитие стиль достиг в области прикладного искусства. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Во второй половине века господствующей тенденцией стал классицизм. Он член Академии художеств, но стоит от нее в стороне.
Искусство 18 века чрезвычайно многообразно и противоречиво.
Стихия Фрагонара – бурное чувство полноты жизни, ничем не стесненной. Он не скрывает театрального приема в композиции.
В 1736г. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Мир, столь убедительно и поэтично воссозданный Клодионом, что не возникает сомнения в исключительной роли в художественной жизни Франции второй половины XVIII века этого камерного лирического мастера, свободно владевшего пластической формой. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством подготовил романтизм нового столетия. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера.
(см. Приложение 7). Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Ланкре. Эрмитаж ок. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Искусство рококо – улыбающееся, меланхолическое искусство. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Наступившее в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе.
Во Франции прослеживается эволюция от рококо (с 1720 г. ) к искусству программно-гражданского характера. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Герои и героини Фрагонара – нарядные дамы, прекрасные пастушки, купальщицы, влюблённые пары, купидоны, аллегорические фигуры. Он являлся президентом Академии художеств. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Художник обладал интуицией, тонко чувствовал человека. Иногда в орнаменте используются китайские мотивы.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления – филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Натье, Ф. Буше, Ж. О. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Еще более красноречив в этом смысле образ Геркулеса в трактовке Франсуа Буше («Геркулес и Омфала», 1730-е Москва, ГМИИ им.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. по документу из РГИА).
Художник ведет со зрителем игру, взаимопонимание в которой поддерживается языком намеков. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Приложение 8). В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера).
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Томас Гейнсборо (1727-1788) был девятым ребенком в семье.
Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Пейзажи Гейнсборо и Уилсона выполнены в классическом стиле, напоминая Лоррена. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Стены оформляются деревянными панелями. Таким образом, борьба между «пуссенистами», поклонниками Пуссена, настаивающими на первенство рисунка над цветом и «рубенсистами», приверженцами Рубенса, охватившая французскую Академию на рубеже XVII-XVIII веков, решается для рококо в пользу цвета и богатства колорита, но само противостояние между «пуссенистами» и «рубенсистами» в XVIII веке трансформируется в спор между «древними» и «современными». Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Эрмитаж).
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Обостренное чувство природы и музыкальность стали важными чертами таланта Гейнсборо.
Фирсов, Б. В. Суходольский.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Сентиментальность, готовность умиляться малым сквозят в языке живописи. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Клодион (1738-1814).
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Гейнсборо продолжал писать для души любимые пейзажи. Модным словом становится bagatelle (фр. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Наиболее значительными центрами становятся католические регионы южной Германии и Австрия. Картелль (франц. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Предмет и цель эти — любовь как чувственное наслаждение. Она трансформировалась от строго симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину "морского гребешка", к более динамичной, барочной. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Сюжеты картин и росписей – любовные, эротические.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Он получал заказы на создание декоративных картин для резиденций короля и мадам де Помпадур, а также частных особняков в Париже. Это художник-импровизатор, необычайно импульсивный и впечатлительный.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Особенно хорошо она писала цветы. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
(иллюстрации см. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. А. С. Пушкина). Фрагонар. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Происходил из среды ремесленников. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Идея «естественного человека» оказывается неотделимой от представления о столь же естественных чувствах. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. 1709). Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Рококо не имеет своей позитивной философии и сфера его действия ограничена.
В Лондоне он посещает Академию святого Мартина, которой руководит Хогарт. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Еще В. В. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ). В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Художник галантных празднеств, он изображал аристократическое общество в парке музыцирующее, танцующее, праздное («Жиль», «Паломничество на остров Киферу»). Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Оно передано иллюзорно-вещественно.
Даже излюбленный формат рококо — овал — свидетельствует об этой наклонности. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). В работе им приходилось проявлять большую универсальность: оформлять интерьеры дворцов, писать театральные декорации, расписывать церкви. Рококо – первый безордерный стиль. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле.
Масляная живопись нередко уподобляется пастели и совсем не случайно расцвет этой нежной техники приходится именно на эпоху рококо. Новый стиль стал стилем небогатых домов. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры.
Французский скульптор. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Резко отвергаемый представителями классицизирующих и позднебарочных тенденций, этот стиль рассматривался в негативном ключе на протяжении всего XVIII в. В Венеции происходило автономное развитие, обусловленное в основном заказчиками-иностранцами и живопись определялась модой рококо на такие сюжеты, как каприччо, пейзаж-фантазия и сценка из жизни. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ. ниже). Тёмные цвета и тяжёлая позолота сменяются светлыми пастельными тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей.
Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Вот таким образом не существовало единого стиля, объединяющего все разноречивые искания эпохи.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Характерной особенностью этих произведений является точная детализация индивидуальных черт портретируемых.
Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Приложение 6). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.
В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. В Италии оригинальные и крупные произведения создавала в основном лишь венецианская школа. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Изящество, грация движений, таинственная улыбка, предвещающая очередную шалость амура, передают и прелесть детства и опасное очарование лукавого божества. Музей изобразительных искусств им. Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение.
Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). Это пастушеские сценки, галантные празднества.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Все искусство рококо построено на асимметрии, которая создает ощущение обеспокоенности, – игривое насмешливое изобретательное. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Полуоборот, легкий жест, чуть заметное мимическое движение, полуулыбка, как бы затуманенный взгляд или влажный блеск в глазах — из подобных градаций сотканы образы представителей «галантного» века.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. При этом интерьеры декорируются панно, зеркалами. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Чаще всего художник писал знатных лиц. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. На рукавах были широкие обшлага.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. А. С. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. На полотне изображены дамы и кавалеры, садящиеся в ладью, отплывающую к острову, на котором, согласно греческому мифу, родилась богиня любви Афродита. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Интенсивный хозяйственный обмен активизировал культурные отношения.
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) сделал блестящую карьеру без официальных связей. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Возможно именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Знаменитая севрская фарфоровая фабрика, недалеко от Парижа, директором которой некоторое время был скульпторФальконе, автор «Медного всадника» в Санкт-Петербурге, является одним из известнейших центров производства фарфоровых изделий в стиле рококо. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
Для зрелого мастера характерны портреты в рост на фоне пейзажа, удлиненность пропорций. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
Слава о нем распространилась повсюду, мастер работал в Испании, Германии. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Искусство рококо выработало оригинальные приемы изобразительности, сопоставимые с уменьшительно-ласкательными формами естественной речи. Продумывая изображение, Б. В.
К сожалению, в течение многих лет тяга скульптора к героическим образам оставалась невостребованной. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Его картины – уроки морали («Баловное дитя», «Плоды хорошего воспитания», «Паралитик»). Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Мебель изящна и легка. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. строится Сандерленндский мост с длиной пролета 32 м. и с применением чугунных деталей.
Наконец Ланкре создает серии картин изображающие Времена года, олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма.
Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга, создающих ощущение фарфорового свечения тонов. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). 1767). Натюрморты были восторженно встречены публикой и, окрыленный успехом, художник представил свои картины в Академию, получив за них звание академика. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
1754, Париж, Лувр). Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Кроме фарфора— в моде серебро. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
по документу из РГИА). Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Констебель считал его «гением пейзажа».
Но английское Просвещение не имело революционного пафоса. У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. Так изменились критерии физической красоты. Героини картин – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои туалеты и триумфы. Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом.
В 1750-х гг. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Живопись Фрагонара — это язык междометий.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Его картины наполнены светом и воздухом.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
И здесь рококо ждало открытие. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Мать Гейнсборо – умная, образованная женщина, увлекалась живописью. Плавно круглящаяся поверхность мраморного бюста дает мягкие переходы от света к тени, модель кажется окруженной своей особой атмосферой, передающей обаяние естественности и чистоты.
В 1793-96 гг. Мазки струятся, вибрируют, то становясь гуще, то оставляя свободные кусочки холста. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. От изысканного Ватто через Буше этот язык передается Фрагонару.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). XVIII в называют веком Просвещения, Галантным веком.
Стильрококорождается во Франции в 20-е годы XVIII столетия. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). В этой оригинальной трактовке произведения Лафонтена главное место занимает пейзаж. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период. В этой живописи нет ни действия, ни сюжета.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Он создает вещи с быстротой и воодушевлением экспромта. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Еще В. В. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Джовани Батиста Тьеполо (1696-1770) – последний представитель барокко в Европе. Некоторые ведущие школы, совсем недавно достигшие блестящего расцвета, сошли со сцены. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. К 1740-м гг.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). английское Просвещение достигло зрелости. В излюбленных мотивах Фрагонара всегда есть некий эффект мимолетности: художник будто ловит момент, когда звучит кокетливое «ах. » или что-нибудь в том же роде.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. 18 век — время особого расцвета станкового искусства.