Главные темы живописи рококо. Среди крупных представителей живописи рококо в других европейских странах: Фрэнсис Котс (в Великобритании), Жан Юбер (в Швейцарии), Густаф Лундберг (в Швеции). В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись.
Главные темы живописи рококо. Рококо – стиль в живописи, последующий за барокко, ставший более утонченным его аналогом. Живопись рококо, действительно, явилась выражением настроений, царивших в придворных, аристократических кругах.
Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах. Эстетику рококо мы рассмотрели в архитектуре, в живописи, в музыке, декоративно-прикладном искусстве и моде. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Например, рококо в живописи Западной Европы сформировалось на базе помпезного и пышного барокко.
Его творчество охватывает все темы, характерные для живописи рококо: мифологию, деревенские ярмарки, аллегории, китайские сценки, сюжеты из фешенебельной парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи. Скульптура рококо не менее значительна и своеобразна, чем живопись. На творчество мастера повлияла живопись французского рококо, работал в жанрах портрета, пейзажа, «сцен собеседования». Характерные особенности живописи рококо. С развитием живописи рококо одновременно усиливалась роль реалистического направления.
Ведущий живописец рококо Франсуа Буше родился в 1703 г. в Париже. Рядом с далеким от действительности искусством рококо, призванным услаждать изнеженную аристократическую публику, во французской живописи развивается реалистическое направление.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным.
желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Многие деятели культуры отмечали, что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и правда, присущие картинам голландской школы. Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Музыка должна была развлекать и служить для развлечения. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Рококо (франц. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания – дворцы и жилые дома для одной семьи.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Приложение 6). Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Он не скрывает театрального приема в композиции. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Нижний ряд играл роль панели. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. По подавляющему большинству это были картины на религиозные сюжеты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Для стиля рококо в музыке характерны абсолютно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Приложение 8). Уже названия пьес композиторов этого стиля дают представление о господствующих в этой музыке образах. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Желание иметь небольшие по формату портреты в медальонах или на табакерках входит в моду.
Нередко среди роз и кустарников предстает умилительно, лукаво натягивающий лук купидон, грозящий поразить стрелою любви всякого, кто попадёт в поле его внимания. Становится потребностью почти всех завсегдатаев великосветских салонов. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ). Основное его призвание – небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. В революционные годы мастер продолжает усердно работать в портретном жанре, причем его моделями становятся не только патриоты и революционные деятели, но и люди простого звания. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо.
Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Под него надевали камзол. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Наконец Ланкре создает серии картин изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Он не скрывает театрального приема в композиции. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры.
Не было теории пропорций человеческого тела в скульптуре. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Мебель эпохи рококо очень изящна.
Перечислять можно, черпая у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (это у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо). Нельзя категорично отрицать, что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу, поэтическое восприятие мира. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Очень распространены были полиптихи – многочастные произведения, объединённые одним сюжетом, которые служили в качестве церковных. Он мастер мимолетного наброска с натуры. 1767).
Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева изображена в условном неоклассическом духе. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Так изменились критерии физической красоты.
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, одним словом, всевозможная программная музыка (взамен барочным абстрактным сонатам, прелюдиям и фугам и т. д. ). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). по документу из РГИА). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Театральность характерна для всегоискусстваXVШ в. и для Ватто особенно. Здесь прежде всего следует сказать о творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине галантного века складывается в определенную стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую.
Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»).
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовым, голубым, зелёным, с большим количеством белых деталей.
Меняется и формальный строй его работ. Фрагонар. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Почти всегда одночастную, в отличие от барочных четырехчастных сонат – еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве Рококо. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. 1709).
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства.
В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. В 1750-х гг.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Многие деятели искусств, объявляют художников XVIII века авантюристами.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Художник представляет нам сцену в парке. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Видным художником является Пьетро Лонги. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Еще В. В.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Фрагонара). Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. ниже). Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера.
Ланкре — своеобразный и тонкий художник. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Чаще всего художник писал знатных лиц. Эрмитаж).
Рокайль становится основным мотивом декора. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Такая математическая схема построения, заимствованная у мастеров Возрождения, у Давида объясняет стремление к логической ясности и архитектонической уравновешенности. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. В 1736г. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»).
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Клодион (1738-1814). Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II.
Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Картелль (франц. Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «размышляющее» состояние. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Приложение 3). Рококо – стиль, основанный на детали. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. Так родилось название нового стиля. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Приложение 8). Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. Ее поза несколько скованна, но в этой застылой торжественности много ощущения трепетной жизни, душевной теплоты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
И творцы и те, кому была адресована эта музыка избегали серьезности.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). На рукавах были широкие обшлага. Меняется и формальный строй его работ. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно.
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет.
Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Дама слева с любопытством взирает на них в телескоп, который дает перевернутое изображение. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. 1754, Париж, Лувр). Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос.
rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Его использовали с негативным оттенком. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Еще В. В.
Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду.
Приложение 3). Кроме фарфора— в моде серебро.
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Актуальность темы : данная тема была выбрана, поскольку любой стиль, возникавший в ту или иную эпоху, вызывал явный интерес общества во все времена.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. по документу из РГИА). Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Происходил из среды ремесленников.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Продумывая изображение, Б. В. мелочь, безделушка). Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Флора — подлинный шедевр камерной пластики.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. 1754, ГТГ). Музей изобразительных искусств им. Приложение 6).
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже.
Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Он не скрывает театрального приема в композиции. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
(см. Приложение 7). Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Под него надевали камзол. Станковым картинам начинают предпочитать эмалевые миниатюры-талисманы. Приложение 5). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага).
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Новые веяния проникли в Академию.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Ланкре.
ниже). Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Художник вывел на передний план актера в белой одежде. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Еще В. В.
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Модным словом становится bagatelle (фр.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.
А за спиной Жиля, под пригорком, расположилась группа оживленных комедиантов, тянущих за веревку осла, на котором восседает Скапен. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
И здесь рококо ждало открытие. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Ланкре. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев, солнечные парковые лужайки и куртины, фонтаны и павильоны, дам и кавалеров в пышных костюмах, ангелочков и амуров играющих, пьющих вино из кубков, лакомящихся, обнимающихся, рассыпающих вокруг себя цветы. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Оно передано иллюзорно-вещественно. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. А. С. При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу реачиков и скульпторов, архитекторов и художников – талантливых выходцев из народа.
На карманах— огромные клапаны. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. При вступлении в Королевскую академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, терзаемый львом (1744—1745, Санкт-Петербург, Гос. К сожалению, она не сохранилась, но до настоящего времени дошла гравюра Тардье исполненная по этому рисунку. Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). (см. Приложение 7). Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой как Доменико Скарлатти, ровесником Баха: он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были писаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Этот метод «пропускания» живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля — классицизма конца XVIII столетия. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Много музицируют. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Р. Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем, принципам) сонаты в пары, наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла Прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре большую художественную весомость.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В.
Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Приложение 8). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Второй причиной камерности стиля рокайля является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка этимологически термин скальный также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли.
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
За стилем барокко следует стиль рококо. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Испытал сильное влияние А. Ватто. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. С 1760-х гг. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. В 1770-1780-е – годы творческого расцвета – скульптор широко сотрудничает с мастерами-декораторами, особенно с бронзовщиками. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Испытал сильное влияние А. Ватто.
К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж). Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус.
Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. На рукавах были широкие обшлага. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Приложение 1).
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Абсолютно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
Приложение 6). В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»). Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок.
В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». Мебель изящна и легка. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Мягкие пастельные жемчужно-серые, золотистые или серебряные тона, блестящие плоскости зеркал, тихо позванивающие хрустальные люстры делали эти комнаты похожими на музыкальные шкатулки.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это произведение кардинально отличается от ранней работы художника, причем отличие заключено в простоте и строгости, скульптурности в трактовке форм, композиционной уравновешенности. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью, напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, роспись по шелку.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Эстетика Барокко с его пристрастием к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Отличительная черта рококо – мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов и рокайля – орнаменту в виде черепашек. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Жесты и движения персонажей сохраняют театральную и ставшую уже банальной наивно-влюблённую щепетильность. Меняется и формальный строй его работ.
Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Соединение ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно фееричное зрелище.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая». (см. Приложение 7).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой.
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Французский скульптор. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. (см.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Стиль рококо не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старым, не сжимая себя при их употреблении никакими традициями и имея в виде, главным образом, достижение декоративной эффектности. Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества" велика. Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). (см. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Ланкре – своеобразный и тонкий художник. В творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения — неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Стены оформляются деревянными панелями. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Испытал сильное влияние А. Ватто. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Рококо – это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе.
На карманах – огромные клапаны. Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки – яркая отличительная особенность именно французской музыки Рококо – в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Например, в отечественном справочном издании В. Г.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Эрмитаж ок.
Художественной программой эпохи становится отражение условной красоты, декоративно изысканной жизни, безмятежного быта аристократических салонов. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Огромное значение имела интерпретация. В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Он вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи (это называется агогикой) использовал богатую орнаментику. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. (иллюстрации см.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы самим исполнителем. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Приложение 6). Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Ланкре. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Фирсов, Б. В. Суходольский. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства.
Тем не менее живопись Грёза привлекла внимание ценителей искусства из самых разных кругов французского общества. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой игривой она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза избегает строгой симметричности.
Приложение 3). Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц».
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Натье, Ф. Буше, Ж. О.