Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. В центре зала находится Овальный зал.
Но английское Просвещение не имело революционного пафоса. Сформулированы границы периодов популярности неорококо («второе», «третье» и «четвертое» рококо), к каждому из которых приведены примеры петербургских интерьеров.
Сюжеты Сумароков брал из полулегендарной русской истории, таковыми был «Дмитрий Самозванец». Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность. Однако эта борьба вкусов образовывала только красочную оболочку для основного «стержня» елизаветинского искусства – широко растущего участия русских художников в творческой жизни страны. В отделке помещений Рундальского дворца акцент сделан на рокайльный рельефный декор потолка с падугами Белый зал с барельефными изображениями путти, символизирующими времена года и четыре элемента мироздания (ил. 35) Комната Роз с полихромными гирляндами цветов, посвященными изображенной на плафоне богине Флоре Второй кабинет герцога с рокайльными картушами в росписи стен Будуар герцогини с нишей-альковом, украшенным расписными рельефными деревьями и фигурками путти под зонтиком (ил. 36) Мраморный зал с расписанными лепными цветочными гирляндами, рокайлями и ветками аканта Туалетный кабинет герцогини (илл. 37) с зеркальными вставками и золоченым трельяжем на потолке. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
На протяжении всей своей жизни Жан Батист Грез (1725-1805) мечтал лишь об одном: получить благородный титул исторического художника, причисленного к последователям Николы Пуссена. Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. «осколки раковины». Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой.
Более того, для большинства архитекторов того времени именно интерьер являлся тем самым местом, где новое направление находило свое самое ярчайшее проявление. К высокому стилю относились трагедия, героические поэмы, оды, «прозаические речи о важных материях». Предтеча этого направления – Жан Антуан Ватто (1684-1721). Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.
Сам центр выделен лишь более высокой крышей изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. интерьеры были обновлены архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном. был приглашен Франсуа Кювилье – главный архитектор и декоратор баварского стиля рококо. Соединение воды и суши дает идеальные горизонтальные линии.
Нева, «ее державное теченье», является главным «проспектом» города, его главной «площадью». В 1730-х гг. Первооткрывателем фарфора в России стал Дмитрий Иванович Виноградов (ок.
Оригиналы того же художника были утрачены. Авторы описывают русские интерьеры разных периодов и их изменения, в контексте данной темы декорирование дверных полотен практически не рассматривается. Новый стиль стал стилем небогатых домов. Рокайльная орнаментика присутствует в Музыкальном зале (ил. 15), гостиных дворца (илл. 16-17) и Парадной спальне.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Более разнообразны и объективны по характеристикам мужские портреты. Его проект набросал сам Фридрих Великий. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745).
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Продумывая изображение, Б. В. Среди русских памятников, отразивших черты этого направления— некоторые интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге21, Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах Монигетти в стиле «второго рококо»22. Колокольня представляет собой традиционный столп идущий от «Ивана Великого», богато декорированный в стиле барокко сдвоенными колоннами с коринфскими капителями и раскрепованным антаблементом. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Обычно в середине дома находился большой зал, а остальные комнаты располагались вокруг него ассиметрично. Нередко графические листы сочетали в себе элементы пейзажа или портрета со сложными символами, аллегориями и эмблемами, которым в эпоху «петровского барокко» придавалось ключевое значение. – 167с.
Рококо – первый безордерный стиль. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Для этого кабинета были изготовлены особые полочки консольной формы, на которых была представлена коллекция скульптурок майсенского фарфора.
Женственность чувствовалась совершенно во всем. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектура зданий. Эпоха рококо затронула не только тенденции и веяния в архитектуре – этот стиль не обошел стороной и другие стороны искусства.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. На рукавах были широкие обшлага.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Меняется количество декоративных элементов и через одну комнату чередуются живописные и рельефные вставки десюдепортов (ил. 29). Четкой классификации по принципам конструктивного и декоративного оформления дверных полотен сделать невозможно, так как это целый отдельный труд и таких задач в данной диссертации не ставилось.
В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом»6. Однако тематику помещения могли подчеркивать рельефные композиции с трофеями. Архиепископский дворец также еще называют Вирхув дворец в честь ведущего архитектора рококо в Праге Яна Йозефа Вирха (1732-1782), который занимался реконструкцией этого монументального здания. 1754, ГТГ). Все должно было быть приятным для человека.
С раскрытия в Европе (1708 год, Саксония) секрета изготовления фарфора, обязательным элементом интерьера в новом стиле Рококо становятся фарфоровые скульптуры, вазы, табакерки и сервизы. Во дворцах династии Габсбургов также отделывали помещения в стиле рококо. И это вполне заслуженно.
В интерьерах же массивные формы, пышность коринфского ордера, геометрическая правильность и строгость заменяются овалами, дугами, причудливым рокайльным орнаментом, стена становится легкой и хрупкой, либо почти растворяется под обилием изящного декора. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Для зрелого мастера характерны портреты в рост на фоне пейзажа, удлиненность пропорций. К концу 18 века художники передают душу своих моделей, тончайшие настроения изменчивость характеров. Вокруг этого трезубца проспектов были сосредоточены главные площади города, разбиты сады и возведены монументальные архитектурные сооружения. Кратко описана история декорирования дверей в разных странах и временных эпохах. Когда в Европе уже наступила эпоха рококо, в России возможности оформителей только достигли необходимого уровня зрелого барочного стиля (Петровское барокко). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В центре обычно помещался парадный зал – так называемый салон. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734) итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании. строится Сандерленндский мост с длиной пролета 32 м. и с применением чугунных деталей. Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов.
Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. «От настоящего Рококо оформление интерьеров XIX века часто отличалось отсутствием символической программы». rocaille, что означает декоративные раковины и камни. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. Он соединил в своих постройках ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского рококо и полихромию древнерусского зодчества.
Петербургский стиль – это особое ощущение пространства и исторического времени. Штакеншнейдера.
Этим объясняется продуманность в подборе статуй. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки.
Живописные десюдепорты в технике гризайль изображают сцены из античной мифологии. Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени— характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека. В той же тональности выдержаны интерьеры. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла).
В Фарфоровом кабинете дворца (ил. 23) позолоченные растительные орнаменты и фарфоровые вазы на небольших выступах бесконечно умножаются в зеркалах, занимающих почти всё пространство стен. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
В 1762 году замок был значительно расширен. Особенно хорошо она писала цветы. Набокова. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий.
Трофеи изображаются либо как предметы, прикрепленные (условно прибитые) к поверхности (самый распространенный тип), либо установленные прислоненными к ней в веерообразном развороте (на карнизе) или перевязанными лентой и подвешенными на стене Три века Санкт-Петербурга. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. При изготовлении орнаментов используется позолота.
Если денег на сусальное золото не хватало, выручала желто-золотистая краска. (фр. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди. Таким образом портрет 18 века позволяет соотнести изобразительное искусство той эпохи с очередным этапом развития русской портретной живописи.
В цветовом решении используется множество оттенков. К большому сожалению при жизни Петра она так и не была воплощена к существованию.
При этом интерьеры декорируются панно, зеркалами. Яранцева – стр. Здание построено по прямой линии. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754).
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). При облицовке квартир применяют лаки, тона лаков мягкие, нежные, в основном светлые. До сих пор в Тронном зале сохранилась коллекция из французских гобеленов. В 13 лет он покинул Садбери, а приехав в Лондон, стал работать портретистом. Оно передано иллюзорно-вещественно. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем даже в Соединенных Штатах).
В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С. Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е. Новосильцевой (1780 г. ), знатной дамы Е. Н. Орловой. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Как пример: Кавалерская столовая (ил. 34) с пышным десюдепортом, украшенным композицией из огромного рокайльного завитка, окруженного гирляндами роз и атрибутами охоты: оружием, трубами, птицей и лиственным деревом. Главными отличительными чертами русской трагедии елизаветинской эпохи стали отсутствие сложной интриги, небольшое число действующих лиц, обилие монологов и вытягивание схемы трагедии как бы в одну линию, а также непременное условие всякой классической трагедии – соблюдение правила трех единств (места, времени и действия).
Томас Гейнсборо (1727-1788) был девятым ребенком в семье. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. Особенно знаменит грациозностью отделки фарфоровый кабинет. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко. Гейнсборо продолжал писать для души любимые пейзажи.
Василий Константинович Тредиаковский (1703-1769) начал обновление литературного языка, переведя на разговорный язык поэму мирского содержания «Езда на остров любви» с церковно-славянского ибо он, по словам самого Тредиаковского, «жестоко ушам слышится». архитектором Жаном-Сильвеном Карто для секретаря короля. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. В 1729 г. Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) написал первую сатиру, выступив зачинателем сатирического направления.
Однако здания одних и тех же архитектурных направлений есть во многих российских городах. По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца.
Во Франции прослеживается эволюция от рококо (с 1720 г. ) к искусству программно-гражданского характера. Европейцам нравились определённые вещи, орнаменты и сюжеты, которым они подражали без понимания китайской философии. Впервые при строительстве светского здания – Воронцовского дворца – Растрелли использовал наружные сдвоенные колонны, не играющие прямой конструктивной роли, а служащие лишь для усиления эффекта света и тени и придания тем самым стене динамичности и иллюзорности.
При строительстве парков, мастера стремились создать естественность ландшафта. Именно Петру Михайловичу Еропкину (1698-1740), бывшему петровскому пенсионеру, принадлежит грандиозный градостроительный проект, реализация которого началась в 1737 г. Сохранив регулярную планировку, задуманную Петром I, он завершил создание четкой трехлучевой системы магистралей, сходящихся к башне Адмиралтейства, окончательно закрепив за адмиралтейской частью значение главного района столицы. В спальне Герцога (ил. 38) акцент сделан на декор стен: белые панно в рокайльных обрамлениях украшены рельефными композициями музыкальных инструментов, атрибутов охоты, садоводства и земледелия, подвешенных на лентах с бантиками. Отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-09 гг. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). В числе их был и Старов, как до него был Ринальди и Де-ла-Мотт.
В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Слава о нем распространилась повсюду, мастер работал в Испании, Германии. И внешний облик дворца и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Здесь же мы видим огромное панно.
Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796)- произведение высокого мастера. Он член Академии художеств, но стоит от нее в стороне. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Героини картин – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои туалеты и триумфы. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Главным создателем сада, который уже в 1710-е годы поражал современников своей красотой и изобретательностью «затей», был сам Петр I. Летний сад был разбит не по французской моде, господствовавшей тогда в Европе, а по голландской: без радиальных аллей, по квадратной схеме со стрижеными шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца.
Hфtel de La Rochefoucauld-Doudeauville). Основные черты этого стиля – динамичные асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S – и С-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент.
Написанные правильными александрийскими стихами изобилующими длинными патетическими, монологами, трагедии потрясали зрителей драматической судьбой своих героев, в душе которых любовная страсть боролась с гражданским долгом. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Chвteau de Drйe). Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Этот «пафос шири» – преобладание горизонтальной линии над вертикальной – определялся своеобразием ландшафта – водными пространствами Большой Невы, Малой Невы, Большой Невки, Малой Невки, Фонтанки, Мойки, Екатерининского канала, Крюкова канала и т. д. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковной архитектуре других стран: шатер — завершение храма в виде многогранной пирамиды, а не купола.
Chвteau de Chantilly) или в интерьерах одного из баварских замков Людвига II – королевской усадьбе Линдерхоф В десяти симметрично расположенных парадных залах преобладает позолоченная рельефная отделка в сочетании с зеркалами (Зеркальный зал – ил. 40), гобеленами (Два Гобеленовых зала), портретами на стеновых панно (четыре гостиных Лиловая, Желтая, Голубая и Розовая), живописными плафонами и десюдепортами (Обеденный зал – ил. 41). В стиле Шинуазри оформлены небольшие гостиные дворца, например, Лаковая гостиная (ил. 26) с китайскими расписными панно на стенах, десюдепорте и в филенках дверей Миллионная комната (ил. 27), обшитая панелями из розового дерева с миниатюрами из Индии и Персии Круглый китайский кабинет (ил. 28), оформленный живописными и зеркальными вставками, золочеными орнаментами и фарфоровыми вазочками. Их можно сравнить с изящными коробочками-бонбоньерками.
Выявлены идентичные двери разных архитеторов и отдельно мастеров-эклектиков Г. Э. Боссе и А. И. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Его сын и преемник Джон Вуд Младший завершил строительство «круга» в 1764 г. и в 1769 г. построил знаменитый Ройал Кресчент – комплекс из 30 домов, соединенных вместе и образующих линию.
Пейзажи Гейнсборо и Уилсона выполнены в классическом стиле, напоминая Лоррена. Роспись на фарфоре стали делать с середины XVIII в., сочетая ее с рельефным декором. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) сделал блестящую карьеру без официальных связей.
Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Он создает вещи с быстротой и воодушевлением экспромта. Чтобы выделить элементы отделки часто использовали позолоту. в соответствии со вкусами Фридриха Великого.
Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Так и Каменный дом больше похож на парковый павильон, чем на настоящий дворец. Красноречивым доказательством этого являются Зимний дворец и Смольный монастырь. По его сторонам расположены четыре небольшие комнаты: Стеклярусный кабинет, Голубая гостиная, Штукатурный покой, Малый китайский кабинет. в Берлине в некоторых помещениях прослеживаются рокайльные мотивы. По проекту Антонио Ринальди для Екатерины II был построен Китайский дворец (1762--1768 гг. ).
На карманах— огромные клапаны. Видным художником является Пьетро Лонги. Джовани Батиста Тьеполо (1696-1770) – последний представитель барокко в Европе. Курышевой, опубликованной в дипломной работе «Зеленая гостиная музея-квартиры В. В. Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. На западном краю парка Сан-Суси в 1763--1769 годах был возведен Новый дворец Это помещения дворца с посеребрением в отделке: Концертный зал (ил. 13), Серебряная спальня (ил. 14), Музыкальная гостиная, Розовая гостиная.
В аристократических резиденциях в предместьях Парижа также поражают своей изящной рокайльной отделкой такие замки, как, например, замок Дрэ В 1748 году замок приобретает граф Etienne Comte de Drйe и переоформляет интерьеры (архитектор Charles de Blanchefort Crequy (. )). Если в европейском изобразительном искусстве, жанр портрета был открыт в эпоху Возрождения, то история портрета в отечественном русском искусстве 18 века, стало развиваться в общеевропейском направлении, благодаря бурной деятельности царя Петра I, способствовавшего созданию отечественного портретного искусства и развитию русских художников 18 века.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. «Правосудие», «Милосердие», «Слава» в аллегорической форме возвеличивали преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и деяниях героев, пробуждая «к мужественным делам усердие». Художник любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. по проекту Пьера Алексиса Деламера.
Кремлями иногда неправильно называют некоторые крепостные сооружения (например, Орешек, Ям, Ивангородская крепость), которые в Древней Руси изначально создавались не в качестве городских укреплений, а как пограничные военные форпосты кремлями именовались отдельные монастыри, например, Спасо-Преображенский в Ярославле или Соловецкий. Жилле (Николя Жиле – французский скульптор). (фр. Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий. Наружные стены с часовнями по внешним углам ограды также повторяли форму креста.
Китайский дворец это «подлинное чудо полное чудес XVIII века». Гроот— утонченный колорист и костюмер, с оттенком чуть гротескового юмора () Ротари— изощренный композитор малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. Особенно интересен салон Принцессы (ил. 1), где голубой свод потолка декорирован рокайльными позолоченными орнаментами и рельефами амуров. Блестящим тому примером служит творчество Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) итальянца по крови, француза по образованию, русского по духу, стиль которого не укладывается ни в какие европейские рамки.
Термин "рококо" происходит от франц. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Художник изобразил портретируемую среди природы, задорно улыбающейся. Первым русским художником-миниатюристом по эмали был Георгий Семенович Мусикийский (ок.
Это, по-моему, одно из лучших живописных полотен середины века.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Изобилие орнаментов рококо можно наблюдать в Зеркальном зале (ил. 21-22) – с атрибутами музыки, охоты и растительными орнаментами как на стенах, плавно переходящих в свод потолка, так и в филенках дверей – и в помещениях Охотничьей комнаты, Желтой спальни с посеребрением рельефной отделки, Кухни с голубыми росписями фаянсовых панно.
Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. В стиле рококо в предместьях Парижа были построены многочисленные роскошные особняки французской аристократии (так называемые «отели»), окруженные зелеными садами. Дворянство проводило время в развлечениях. Дворцовые интерьеры с отделкой в стиле Рококо находятся в апартаментах Дофина на первом этаже Большого Версальского дворца Например, Библиотека (ил. 7) с имитирующей фарфор отделкой стен и падуг. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И.
В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг. ). Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. архитектором Franзois Cuvilliйs. Дворец был расширен по бокам, а также добавился четвёртый этаж.
Рококо не имеет своей позитивной философии и сфера его действия ограничена. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Вначале они достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно все больше отходят от оригинала и создают стиль шинуазри. Комнаты отличались избыточным количеством предметов интерьера. Его ранние произведения – портреты Г. Г. Орлова (1762-1763 гг. ), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг. ) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. «С угасанием эстетики Рококо и идеалов Просвещения Китайский стиль становится памятником причудливого вкуса и лишь китайские фарфоровые вазы по-прежнему украшают интерьеры». Человеку должно было быть приятно и удобно находиться в помещении. Елизаветинский стиль, особенно у Ф. Растрелли, «органично соединил формы рококо со свойственной Барокко грандиозностью, воплотив рококо в декоративных деталях не только интерьеров, но и фасадов (что чуждо французскому Рококо): огромные здания Растрелли кажутся ювелирными изделиями.
Интерьеры отеля считаются одними из первых в стиле рококо. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Самым необычным является Стеклярусный кабинет. Неелов), Китайский зал и Китайская голубая гостиная (1780-е, Ч. Камерон) лаковые панели в интерьерах дворца Петра III (1758-1762, А. Ринальди) в Китайском дворце в Ораниенбауме Малый и Большой Китайские кабинеты, Опочивальня Екатерины и кабинет Наследника (1762--1768, А. Ринальди) «Кабинет обезьян» в ораниенбаумском павильоне Катальной горки (1762--1774, А. Ринальди) два Китайских кабинета Большого Петергофского дворца (1766-1769, Ж. -Б. В 1752 г. М. В. Ломоносов как выдающийся ученый получил «привилегию» на основание фабрики цветных стекол недалеко от Ораниенбаума и возродил технику смальтовой мозаики. Для отдыха широко используются канале – небольшие диваны, спинки которых высоко подняты.
С кончиной Петра I искусство гравюры приостановилось на долгие годы. Валлен-Деламот) Царскосельский ансамбль в «китайском стиле», включающий Китайскую деревню, Китайский театр, беседки и мосты (первоначальный замысел А. Ринальди в 1770-х создавался И. Нееловым, Ю. М. «Трофеи исполнялись в круглой скульптуре, горельефе, барельефе, росписи в зависимости от общего художественного решения декорируемого ими объекта.
И. И. Аргунов (1729- 1802)- крепостной графов Шереметьевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Сохранился салон Людовика XV (ил. 5-6) с полихромной росписью лепных растительных орнаментов на падугах и стеновых панно.
Но по рассмотренным примерам рокайльных интерьеров можно проследить некоторые общие закономерности: стремление к сглаживанию углов профилированных рам филёнок преобладание растительных мотивов с цветами и листьями на ветках или гирляндах, подвязанных лентами рисунок резных деталей становится изящнее и тоньше (по сравнению с барочными массивными деталями) почти всегда использовалась позолота и посеребрение резных элементов дверей. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого8.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Сейчас это великое произведение хранится в Москве, в музее Кремля. Одним из важных предметов комнаты становится камин, облицованный мраморной плиткой.
Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон («салон Принцессы»), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Кроме фарфора— в моде серебро.
Архитектурное оформление интерьеров дворцов в европейских столицах — в Париже, Вене, Берлине, Петербурге — выполнялось в стиле рококо. Он поселился у серебряных дел мастера Роберта Эндрюса Старшего. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). Он создал многочисленные портреты Шереметьевых и людей их круга. Отсюда и произошло название.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Ему свойственны огромное декоративное дарование и высокая колористическая культура («Королева Зенобия, обращающаяся к солдатам», «Встреча Клеопатры с Антонием»). В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В 1753 году приобретён Людовиком XV для госпожи де Помпадур.
Для стиля рококо не характерно использования ордера в декоре. К 1740-м гг. Книга шестая. За ними – залы больших размеров: Зал муз, Большой китайский кабинет. А. С.
Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Появились новые виды мебели с гнутыми ножками. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
(1869-1886, Georg von Dollmann), где пышный декор барокко сочетается с игривыми орнаментами и мотивами рококо. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Стихия Фрагонара – бурное чувство полноты жизни, ничем не стесненной.
В отеле имеется ещё несколько помещений с рокайльной отделкой, а также Китайский Зал в стиле Шинуазри (ил. 4). Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой.
Мать Гейнсборо – умная, образованная женщина, увлекалась живописью. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Михаила Васильевич Ломоносов (1711-1765) развил эти принципы, выделив три рода речений – высоких, в основном церковно-славянских, посредственных и низких, разговорного языка. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г. ), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы.
Использовались яркие синие, зеленые, розовые цвета и обилие золота на белом фоне. Это было граничит с ростом дворянского либерализма и волной просветительства. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями.
Мастера Венеции и Турина славились созданием великолепной мебели стиля рококо. В 1793-96 гг. Louis-Roland – французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н. Ф. Трезини, С. И. 1670-ок. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер.
Все работы Мусикийского красочны, декоративны и отличаются изяществом, характерным для стиля «петровского барокко». Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Считалось, что это барокко в своём позднем развитии.
Венчает колокольню золотая корона с крестом, напоминающая купол церкви Знамения Богоматери в Дубровицах. Санкт-Петербург, 2008. В нем проявляется галантность, уверенность.
Результаты изучения архивных и историко-библиографических источников позволили сделать вывод о том, что художественное оформление дверных проемов Зеленой гостиной выполнено в формах «второго» рококо. Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец другие синонимы — кром, город укрепление) — принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Волнующая мелодия мазков воздействует на зрителя, создавая тонкое чувство ритма. На западе Венгрии в городке Фертёд находится дворец Эстерхази.
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой игривой во что бы то ни стало она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. Рассмотрены отличительные особенности Неорококо от его первоисточника. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». В результате возник особый, растреллиевский стиль или, как его еще называли в России, «монументальноерококо».
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Десюдепорты округлых рам чаще всего имеют живописные заполнения со сценками играющих амуров (в салоне Игры), античных богов (в Гобеленовой галерее) или аллегорических фигур (как в салоне Сезонов (ил. 10) с аллегориями времен года и в салоне Элементов с изображением стихий).
Из других архитектурных памятников ансамбля прекрасно сохранился павильон Катальная горка, построенный Ринальди в 1762 – 1774 годах у северной границы Верхнего парка. В идеях французского Просвещения господствует эстетика свободной личности и неповторимой индивидуальности и именно стиль Рококо «отразил осознание личностью своей автономности и самоценности Здесь и далее в главе 1 цитаты (курсивом и в кавычках) из статьи Жерихиной Е. И. 997-999». Его картины наполнены светом и воздухом.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). – статья Н. А. Она отличалась комфортностью и изяществом. Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774)-выдающийся русский архитектор московской школы «елизаветинского рококо». В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого.
В портретируемых Боровиковский воспевал способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям, что отвечает сентиментальному настроению того общества и направлению в литературе. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Он создает счастливый, бесконечный и легкомысленный мир, нередко заимствуя сюжеты из арсенала рококо, но в его работах столько непосредственного и личного, что это не может уместиться в рамках одного стиля.
Потолок в стиле рококо зачастую представляет собой продолжение стены. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк.
Мастера отказались от прямых линий. В эпоху рококо меняется и ландшафтная архитектура. Иногда в орнаменте используются китайские мотивы. В интерьерах многократно перестраивавшегося дворца Шарлоттенбург Например, в обильной, но изящной рельефной отделке Большого Голубого зала (ил. 18) присутствуют играющие путти, мотивы трельяжа, рокайльных завитков и цветочных орнаментов. Обостренное чувство природы и музыкальность стали важными чертами таланта Гейнсборо.
В 1735 г. он опубликовал «Новый краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», в котором предложил строить стих на ритмическом чередовании ударных и безударных слогов, осуществив тем самым реформу стихосложения. Наибольшее развитие стиль достиг в области прикладного искусства. Художник галантных празднеств, он изображал аристократическое общество в парке музыцирующее, танцующее, праздное («Жиль», «Паломничество на остров Киферу»). Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В имперском княжестве Шварцбург-Рудольштадт (сейчас федеральная земля Тюрингия) рококо в комнатах замка Хайдексбург. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Гравюра использовалась также как украшение, как иллюстрация в книге, как учебное пособие.
Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715). Как проповедник патриархальных идиллий он пользовался популярностью у современников. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
В 1920-е в Советском государстве появился такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Колокольня собора, несомненно, самая большая удача архитектора.
Стены их маленьких салонов и будуаров покрывали светлыми панелями или зеркалами, которые обрамляли декоративные изящные композиции из цветов, ветвей и листьев. Жизнь-удовольствие, такова идея искусства этого периода. Отель стал архитектурной нормой эпохи. Том II. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. Схожий по оформлению и овальной конфигурации Голубой салон (ил. 2) уже без использования золота, гамма интерьера бело-голубая.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В 1743 г. сооружение дворца было передано архитектору Готтфриду Хайнриху Кроне.
Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Сочетание белого с голубым, зеленым или розовым цветом и непременное золото. Веяние архитектурного стиля пришло в Россию из Франции с почти полувековым опозданием. «Рококо» – текст неопубликованной рукописи использован с разрешения авторов». Заключение С. -Петербург называют культурной столицей России.
В это время появляется интерес к тонким интимным переживаниям, это шаг к сентиментализму. Это создавало образ скромной, практичной и вместе с тем нарядной архитектуры. Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Для возведения нового дворца после пожара 1735 года стал Кристоф Кнёффель. Частичную рокайльную отделку имеет ряд гостиных дворца, к примеру, салон Помпадур (ил. 8-9) с живописными десюдепортами изображающими античных богинь, в рельефном золоченом обрамлении из листьев аканта, цветов и дракончиков.
Вот таким образом начальный период истории русского художественного фарфора именуется по имени его создателя «виноградовским». Так как для стиля рококо характерно стремление к уюту. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Особенностью стиля барокко было применение броских золотых тонов на ярко – голубом фоне.
Тем не менее некоторые страны и государства достаточно сильно ощутили влияние этого стиля. Представленные в альбомах рисунки отражают вкусы современников ранней и зрелой эклектики, однако иллюстраций интерьеров в стиле рококо в них совсем немного. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Пол украшен паркетом, сделанным по проекту Антонио Ринальди.
В десюдепорте скульптурный бюст девушки в обильно позолоченном рокайльном обрамлении. 1740). Аналогично зеркальным стеновым панно оформлены и десюдепорты кабинета. Но на протяжении всего столетия сильно менялось государство, общественное настроение, а так же и отношение художника к изображаемому человеку.
Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Музей изобразительных искусств им. Энциклопедия в трех томах. Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Соответственно литература была разделена на «три штиля», за каждым из которых утверждалась определенная лексика.
Несколько спорно право именоваться кремлём и резиденции Ивана Грозного в Александровской слободе, нередко называемой Александровским кремлём и укреплённых резиденций архиереев (архиерейских дворов) в Вологде (см. Искусство рококо – улыбающееся, меланхолическое искусство. по документу из РГИА). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Это художник-импровизатор, необычайно импульсивный и впечатлительный. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Вологодский кремль) и Ростове (см. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени.
В Большом зале (ил. 30) и зале первого этажа (ил. 31) светлые стены украшены цветочными расписными гирляндами и цветущими веточками, в десюдепортах переплетающимися с рокайлями. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Его «Портрет Сары Фермор» (1750)— «подлинное русское рококо, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса)7.
Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством подготовил романтизм нового столетия. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. ниже).
Мраморный дворец. Мебель в доме размещали в зависимости от удобства хозяина. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Они повторяли композиционные приемы, присущие голландским гравюрам: перспективное построение пространства раскрытие пространства как бы с «птичьего полета» с тем, чтобы ни один предмет не заслонял другой, документально точное изображение различных предметов, сцен и событий вплоть до мельчайших деталей. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем, по форме напоминающая «столпообразный» храм, состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов. Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему. Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал. С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола.
Тьеполо – «Веронезе XVIII в». Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Охристо-белого цвета ворота с коричневыми резными рельефами, позолоченным и частично раскрашенным гербом, эффектно выделяясь на фоне краснокирпичных стен имели мажорное звучание, свойственное триумфальным сооружениям. Барокко стремится потрясти, рококо — развлечь. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом.
И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей. – 1072 стр. Двери двухфиленчатые с асимметричным рисунком профилированных рам. Гротески на стеновых панелях в виде трофеев символизируют четыре континента. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.
Одним из первых русских мастеров реалистического светского портрета является Иван Никитич Никитин (1690-1742). Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием.
По другому устное народное творчество называют фольклором. Это касается и личных покоев Екатерины и более официальных комнат. Большинство построек рококо – это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли "отелями") и загородные дворцы. При этом пышное внутреннее убранство сочеталось с внешней строгостью зданий.
В 1720 году строительство охотничьего замка было заказано австрийскому архитектору Антону Эрхардту Мартинелли. Чевакинского. Такие прогулки проходили в галантной атмосфере с использованием определенного этикета. Поворот от оды к трагедии означал вместе с тем переход от велеречивости Ломоносова к простоте и сдержанности Александра Петровича Сумарокова (1717-1777).
Подмечены тенденции развития оформления интерьеров рококо и неорококо.
В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741 – 1744 гг. ) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. С тем же успехом можно именовать кремлём каменные стены Большого нижнего города (1632) в Вязьме, вобравшие в себя территорию гораздо большую, нежели ещё существовавшие в то время деревянные срубы Верхнего Малого города. Те же мотивы присутствуют в декоре дверных створок. Облик дворца спокоен и прост.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Украшал карету Ф. Буше, бронзовые детали изготовил Ф. Каффиери Второй. Художник представляет нам сцену в парке. Один из характернейших примеров— «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари.
Также во дворце находятся старинные интерьеры в стиле Шинуазри: Малый и Большой салон «Обезьянник» (ил. 39) с росписями 1730-х годов художника-анималиста Кристофа Юэ (Christophe Huet). Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Плафонные розетки украшаются орнаментом (мотивы акантового листа, раковины, морской волны, трельяжной сетки). Реконструкция и реставрация интерьера».
Так, например, современники оценили мельниковский Дом культуры имени Русакова. С портика открывается вид на узкую и длинную, засаженную деревьями площадь Карьер, которая завершается триумфальной аркой.
Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. Но в его творчестве не было цельности и убежденности. Особое внимание уделено обзору развития стиля рококо в интерьерах XVIII и XX веков. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. (фр. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме). Чрезвычайно интересен созданный мастером Павильон катальной горки в Ораниенбауме. Оригинальный декор в стиле Людовика XV сохранился в интерьере Большого Музыкального салона (ил. 3). Единомышленником и помощником Сумарокова в постановках трагедий стал актер Федор Григорьевич Волков (1729-1763).
английское Просвещение достигло зрелости. Его картины – уроки морали («Баловное дитя», «Плоды хорошего воспитания», «Паралитик»). Рококо XVIII века -- это мировоззрение, стиль жизни и искусства эпохи Просвещения (в то время как Неорококо XIX века – подражание художественным формам рококо). Сюжеты картин и росписей – любовные, эротические. Формы раннего Рококо были восприняты в России как последний, утонченный всплеск Барокко.
Он смело объединял реальное пространство архитектуры с иллюзорным пространством живописи. Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Для Елизаветинского стиля, равно принадлежащего и рококо и барокко, характерно обильное использование в интерьере рельефных изображений с растительными орнаментами, цветочными гирляндами, большими картушами в окружении рокайлей, фигурками путти. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой.
В этом просматривалось типичное еще для французских писателей эпохи Ренессанса (Рабле, Ронсар) и эпохи классицизма (Мольер) стремление исподволь наставлять монарха, показывать ему, каким должен быть правитель просвещенный. Владения австрийских императоров находятся как в столичном регионе, так и в принадлежавшей им территории Венгрии. В связи с этим был выполнен ряд практических работ, ставших основой нескольких дипломов бакалавров кафедры «Реставрация» и теоретических исследовательских работ выпускников магистратуры. Констебель считал его «гением пейзажа». В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.
Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. присутствуют в отделке интерьеров Катальной горки (1762-1774), дворца Петра III (1758-1762 реставрация Г. А. Появляются новые контуры, новые формы при создании мебели.
Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Еще много портретов вышло из- под кисти художника – поэт В. И. Майков (1769-1770 гг. ), почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А. Воронцова и дети (1770-е). Вторая половина XVIII в. – период расцвета русского цветного стеклоделия.
Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. Девятнадцатый век. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Под него надевали камзол. В Лондоне он посещает Академию святого Мартина, которой руководит Хогарт.
Декоративность усиливается и кулисами изображающими условные пейзажи или драпировки. Как и другие Как, например, альбом Жуковского «300 рисунков архитектурных украшений в различных стилях» (1861 г. ), где представлены литографии орнамента различных стилей, в том числе рококо альбомы 1915-ого года В. Стори «Отделка комнат» и «Мотивы отделки комнат», в которых представлены графические рисунки отделки комнат в различных смешанных стилях. () Между названными фигурами— целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова»5.
Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. Стиль рококо в архитектуре с течением времени стал распространяться по всей Европе. Его гравюры стали одним из художественных символов «петровского барокко». Колористическоя гамма состоит из забеленных, приглушенных тонов: жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и других.
Стиль «русского рококо» отразился в творчестве елизаветинских мастеров -- архитекторов графа Франческо де Растрелли, П. А. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Штакеншнейдер). Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Он являлся президентом Академии художеств. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. По его рисункам работали мастера И. Дункер (Иоганн Дункер – резчик изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан. Каменный дом напоминает парковый павильон.
Вообще значение триумфальных ворот оказалось чрезвычайно важным для развития почти всех видов русского искусства. Известные образцы интерьеров неорококо во Франции можно наблюдать в ряде Парижских особняков и загородных резиденций, к примеру, во дворце Шантийи На первом этаже находятся приватные комнаты Герцога ДОмаль и его супруги, оформленные в 1844-1846 годах художником и декоратором Эженом Луи Лами (Eugиne Louis Lami). Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. Характерное для рококо изобилие декоративных деталей наиболее ярко проявилось в Концертном Зале (ил. 11). Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры.
Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравак, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы— главным образом, в живописных формах рококо4. Фельтеном, И. Герардом, в 1780-х -- Ч. Камероном).
Художник обладал интуицией, тонко чувствовал человека. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Мебель становится грациозней, легче изящней, чем была до этого.
В России представителем стиля рококо является архитектор Антонио Ринальди (1709—1794), прибывший в Петербург в 1754 году. Это пастушеские сценки, галантные празднества. «Фарфоровые вещи отвечали присущему этому стилю представлению о Прекрасном как об изысканном изящном, хрупком».
Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. СПб. : СПбГУ, 2015.
Фирсов, Б. В. Суходольский. Рокотов писал преимущественно камерные портреты. Это простое и в то же время элегантное снаружи здание. Архитектурная композиция колокольни в верхней части является типичной для «петровского барокко»: волюты, «сцепляющие» этажи, верхний четверик перекрыт куполом, на который поставлен восьмигранный фонарик со шпилем.
Отныне декор интерьера становится отдельной частью архитектуры. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.
Cилантьевой, В. Н. В стиле рококо оформлены помещения соседних с залом гостиных, библиотеки, малой галереи (ил. 12). В этой живописи нет ни действия, ни сюжета.
В оформлении интерьеров участвовали мастер декоративной скульптуры И. М. Мазки струятся, вибрируют, то становясь гуще, то оставляя свободные кусочки холста.
А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова, «иностранной коллегии переводчика» и его жены (1757)-людей незнатного происхождения. Hфtel de Soubise) и отель Ларошфуко-Дудовиль Построен в 1732-1733гг. Его стараниями в Ярославле был открыт первый русский драматический театр, где вместо ярмарочных зрелищ с гуслярами, скоморохами и петрушками начали ставить классические трагедии и комедии с гордыми героями, величественными королевами, «милонами», «пролазами» и «пронырами». Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость.
Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. Влияние нового французского стиля прослеживается в рокайльной отделке потолка и дверных проемов Белого зала (ил. 24) и в оформлении стен Голубой гостиной (ил. 25).
В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото. Хотя формы Рококо близки формам Барокко, уже в стиле Регентства они отличаются «подчеркнутой грациозностью изяществом и усложненностью», прослеживается отказ от ясных прямых линий, в живописных и рельефных изображениях страсти эпохи Барокко заменяются игривыми романтическими сюжетами и любовной тематикой о взаимоотношениях женщин с мужчинами. Наибольшую выразительность стиль Рококо получил в декоративных искусствах и в отделке интерьеров.
В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон (1679-1719), соединил в себе черты «большого стиля» Людовика XIV итальянского ренессанса и голландской архитектуры.
Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Так вместо строгих прямых линий применяют плавные изогнутые. (фр. В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиАрхитектураПубликации раздела АрхитектураПубликации раздела АрхитектураАрхитектура на вашей улицеЭльдар Рязанов в картине «Ирония судьбы или С легким паром. » несколько преувеличил то, насколько российские улицы похожи друг на друга. С конца 1748 по 1756 год он вёл строительство Царскосельской резиденции. Гейнсборо очень любил писать пейзажи, но прославился как портретист.
В первой половине XVIII в ведущим стилем во Франции был рококо. Пилсрундале, Латвия). Для курфюрста Карла Альбрехта были оформлены интерьеры в стиле рококо в 1730-1737 гг. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен. В это время портретная живопись по распространенности, также заняла лидирующие позиции.
Лишь две пристройки несколько вытянуты в сторону пруда. Стены украшают рельефные композиции музыкальных инструментов и зеркала. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Все, что окружало человека, при этом окрашивалось в легкие, светлые тона. Возникли абсолютно новые предметы мебели: секретеры, комоды, шифоньеры, консольные столики. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола.
Изображенные более сдержанны в выражении чувств.
В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. и Яранцева В. Н. Необычна его форма — квадрат с одним срезанным по плавной дуге углом.
Гейнсборо сформировался как хороший художник очень быстро. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы.
Среди русских мастеров, за высокое мастерство прозванных «российскими голландцами», наиболее прославленным является Алексей Федорович Зубов (1682-1751). Волнообразный декор изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. В искусстве XVIII в. проявляется в собственном смысле частное явление, единичный человек, обособленный угол природы, но, как правило, они выступают в соединении с миром фантазии, в театральной игре, на сценических подмостках. На четырех живописных вставках в верхних частях стеновых панно изображены галантные сцены: прогулка на лодке, рыбалка в пруду у дворца, пикник господ на охоте, дамы в парке с прислуживающим им арапчонком (кстати, схожие мотивы находятся в живописных десюдепортах Белой гостиной (ил. 117-121) Новомихайловского дворца (1857-1861, А. И. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Аргунов изображает свои модели крупным планом: они словно находятся рядом со зрителем.
XVIII в называют веком Просвещения, Галантным веком. В конце дана характеристика отделки стен, потолков и дверных проемов в оформлении Петербургских интерьеров, с описанием основных композиционных приемов и декоративных элементов. В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. Приведены и проанализированы примеры интерьеров рококо в Европе и в России.
Ростовский кремль). Прейсом в 1885-1889 гг. ), в Гатчинском и Мраморном Дворцах (1760-е – 1770-е). Стены украшены резными панно с позолоченными декоративными элементами и зеркалами, расширяющими пространство.
Пространство над дверью чаще всего имеет художественное оформление в виде рельефа (ил. 19) или живописной вставки (ил. 20). В нем намечен новый взгляд на человека. По проекту Растрелли для Э. И. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. С 1714г.
Стены его украшены двенадцатью стеклярусными панно.