Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах. Рококо – одно из интереснейших стилевых направлений в искусстве, которое следует изучать, так как для времени своего господства он проявил только ему присущие особенности в архитектуре, скульптуре и, конечно же, в живописи. Рококо – стиль в живописи, последующий за барокко, ставший более утонченным его аналогом.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. «Танцовщица Камарго» Ланкре – не столько тип актрисы, сколько образ эпохи, запечатленный художником поэтично и убедительным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой Ланкре. Меняется и формальный строй его работ.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Но с середины XVIII века появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Стиль Регентства мы помянем лишь как менее выраженный переходный стиль. 1709). Флора — подлинный шедевр камерной пластики. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение.
Картина была написана около 1730 года в пору расцвета его таланта. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Приложение 6).
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой.
Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Лабиринты из растений приобретают эстетическое значение, несут в себе символику.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине.
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
На смену репрезентативности приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Искусство рококо -- это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу – они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. В 1736г.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Престарелый «Король – солнце» пережил самого себя. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Музыка звучала на светских приёмах и во время еды, танцев, вот таким образом возникали всё новые выдумки и развлекательные приёмы: имитации, звуковые изображения и т. д. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин н др. ) Ватто дал яркий портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок. Картелль (франц. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Стены оформляются деревянными панелями. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» -- мальчика с Савойских гор идущего на заработки.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Ну, а потом.
Эрмитаж ок. 1754, Париж, Лувр). Фрагонара). В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства.
На карманах— огромные клапаны. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Музей изобразительных искусств им. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Немалый вклад в развитие стиля рококо внесла и история. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Асимметрия, которую с самого начала требовал Ж. О.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Под него надевали камзол. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Художники использующие этот стиль, создают произведения, предназначенные для украшения.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Французский скульптор. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Ныне он находится в Старой Пинакотеке Мюнхена. Приложение 5).
Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Женщины носят пышные юбки – панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».
Второй причиной камерности стиля рокайля является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка этимологически термин скальный также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. Этим стилем был барокко. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
Шедевр Гудона – мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Ленинград, Эрмитаж). Это яркие, сочные пятна, с которыми контрастируют легкие и тонкие узоры древесной листвы и фигурки гуляющего в отдалении общества. Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. На фоне легкого, прозрачного, «перламутрового» пейзажа» светлого неба выделяются выразительные силуэты двух фигур: дама в темном блестящем шелке, присевшая на каменную-скамью, подбирая платье, отворачивается с недовольным и рассеянным видом от своего кавалера он в непринужденной позе прилег, облокачиваясь на скамью и заглядывая сбоку ей в лицо весь его вид выражает спокойствие и уверенность: ее неудовольствие -- поверхностное, ее холодность -- напускная, ею руководит только кокетство и каприз. На полу – узорный паркет и ковры-гобелены.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах.
Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца. В этом действии нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Эрмитаж). Этим объясняется происхождение названия рокайль. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Наиболее часто произведения в стиле рококо выполнялись пастелью. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Этому соответствует мягкий колорит и дробная асимметрическая композиция. Чаще всего художник писал знатных лиц. Стены оформляются деревянными панелями. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Своей работой Давид не столько хотел запечатлеть убитого, сколько создать образ патриота своей родины и напомнить о той опасности, которой подвергается молодая республика.
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Модным словом становится bagatelle (фр.
Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур. Дорожки получают как бы случайные криволинейные очертания. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Крессан сам исполнял модели своих бронзовых украшений.
Художественное знамение этих зданий проявляется лишь во внутренней oтделке. стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. (иллюстрации см.
1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). по документу из РГИА).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Поражает сила острого взгляда, его проницательность. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Рококо (франц. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
С 1760-х гг. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика.
Находящиеся на улице слуги упаковывают покупку, среди них портрет «короля – солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Ему было едва за тридцать.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Об этом говорит и ее личико с мелкими чертами (знакомое нам и по другим картинам Ватто) и выразительный своенравный поворот головки.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Над камином размещают большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV).
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Центр интерьера – невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Меняется характер структурной организации помещений.
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития и его художественным антиподом. Идейная и эмоциональная основа Рококо – индивидуализм и гедонизм. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Во Франции появление стиля «рококо» ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715 – 1755 гг. ), с которой он практически совпадает по временным рамкам. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Еще В. В. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Его использовали с негативным оттенком. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Это произведение миниатюрной живописи, может быть и не очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным изысканным и простодушным. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии.
Точно воспроизводя внешний облик модели, общественное положение, улавливая изменчивость настроений, мгновенность выражений, улыбку, быстрый, живой взгляд, скульптор не забывал о сохранении устойчивой целостности образа. Это время знаменуется перенесением строительства из Версаля в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). XVIII века, рококо достигло рассвета в 30-40 – е гг. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
1787 г., Париж, Лувр). Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ).
Одним из выдающихся скульпторов эпохи рококо и непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741--1828), создателя французского гражданственного портрета.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. История искусства зарубежных стран. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ компози-тора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). В цветовой гамме интерьера в стиле рококо должны преобладать нежные пастельные тона. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин.
Этим объясняется происхождение название рокайль. В моде – осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо.
Том 3. Залитые светом изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из под деспотической опеки королевского двора. Да и простые парижане с удовольствием приобретали, правда, не картины Ланкре они были дороги, а гравюры с них: имя Ланкре нередко встречается в объявлениях о продаже гравюр в газете Французский Меркурий. В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. На смену усадебному участку XVII века пришел городской дом, получивший название «hotel» (отель) – утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры.
Следуя его урокам, он делал зарисовки с натуры. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Идеал мужчины – утончённый придворный, франт.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Отсюда конкретность, достоверность изображения. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей) точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр) «Трибун» 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787-1792) – весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Стиль людей, ценящих утонченность обстановки, повседневные радости жизни и удобство быта. Общение с Ватто оказало на Ланкре решающее влияние. Такая математическая схема построения, заимствованная у мастеров Возрождения, у Давида объясняет стремление к логической ясности и архитектонической уравновешенности.
Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Так что ощущаешь себя так, будто объездил полмира. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Картины декоративны, портреты элегантны, грациозны интимны. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Он оставил своему правнуку нищую страну истощенную войнами и налогами. Видным художником является Пьетро Лонги.
Происходил из среды ремесленников. Сложившись в 20 гг. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Во Франции рококо ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715--1765), с которой оно почти совпадает хронологически. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом: колеблющимся, мерцающим, переливающимся один в другой, гаммой золотистых оттенков, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев светом, разбивающимся на блики. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
(см. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
«Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. мелочь, безделушка). С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Однако все попытки подобного рода заранее были обречены на неудачу, так как события термидора и империя основательно подорвали патриотизм и гражданскую доблесть республиканцев. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке.
Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы.
Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»). Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Много музицируют.
Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Так родилось название нового стиля. Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом.
Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Рококо получил свое название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. На рукавах были широкие обшлага. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. В женских образах, свободных от парадности и торжественности, особенно полно раскрывается дарование Лемуана. В Академию проникали новые течения. Приложение 1).
М., 1964, 201с. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Появляются будуары, кабинеты. Нижний ряд играл роль панели. «Король так долго царствовавший умер», – без всякой тени удивления и сострадания пишет своему другу один из героев «Персидских писем» Монтескье.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Двадцатилетним получил престижнейшую премию «Приз Рима», а потом и работал в Вечном городе более трех лет, освоив технику итальянского барокко и погрузившись в глубины исторической живописи, мастером которой и профессором которой во французской академии художеств он стал. В 1750-х гг.
Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Каминную доску украшают часами, канделябрами, разнообразными украшениями.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Смерть столь блистательного монарха дала мощный толчок к перевороту во всех сферах жизни Франции, который с того времени начинает сказываться в дикой разнузданности и в полном изменении нравов внутри государства и общества, находит отражение и в искусстве, приводя к новому направлению, которое вначале, во время регентства за неабсолютнолетнего наследника, принимает своеобразный отпечаток (стиль Регентства), но уже через десятилетие перерабатывается в стиль Людовика XV. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на итальянской сцене» (ок.
Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Мебель эпохи рококо очень изящна. Обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. по документу из РГИА).
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». При таком характере внутренних форм скоро пришлось отказаться от симметрии орнаментов. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления – филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой игривой во что бы то ни стало она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.
Это произведение кардинально отличается от ранней работы художника, причем отличие заключено в простоте и строгости, скульптурности в трактовке форм, композиционной уравновешенности. Но стоит вспомнить и о том стиле, который предшествовал стилю рококо. 1712 г., Санкт – Петербург, Эрмитаж).
В XVIII веке этот французский художник и рисовальщик был очень известен. Стиль регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686-1768). 1767). Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Современники называли Рококо «королевским стилем», он сформировался во время правления короля Людовика XV, достиг своего расцвета и, затем, его сменил художественный антипод – строгий, гармоничный и рациональный неоклассицизм. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Этим объясняется происхождение название рокайль. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости.
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Большинство других художников были его последователями. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства.
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Рококо – стиль в искусстве, архитектуре, моде и живописе. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Рокайль (от фр. В целом композиция отличается простотой и лаконизмом, скульптурной трактовкой форм, монохромностью цветовой гаммы и схематичной обрисовкой образов.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви. И здесь рококо ждало открытие.
Смерть в 1715 году «короля – солнца» была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготовили приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Из Китая пришли и бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Ж. Л. Давид называл его «эротическим маньеризмом».
Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Ланкре не сразу овладел этим жанром. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Рокайль становится основным мотивом декора. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад.
Например, в отечественном справочном издании В. Г. Приложение 8). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса.
Вода течет свободно, а не по заданным руслам фонтанных аллей. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Здесь и познакомился с Ватто.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. ниже). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Наиболее популярными являются сочетания белого с голубым, зеленым, розовым и золотым. Рококо (или рокайль – от названия орнаментального мотива) – стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах.
Однако его рука оказалась намертво защемленной в расщелине пня и в это время атлета растерзал лев. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Жесты и движения персонажей сохраняют театральную и ставшую уже банальной наивно-влюблённую щепетильность. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо.
А. С. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Второй причиной камерности стиля рокайля является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка этимологически термин скальный также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Психологические характеристики покупателей и слуг, то восхищенных, то иронически настроенных, раскрывают различное отношение присутствующих лиц к искусству и современного и прошлого века. Новые веяния проникли в Академию. Так изменились критерии физической красоты. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность.
Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги, предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Клодион (1738-1814). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Последнее крупное произведение «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Сына честных буржуа как написал о нем биограф (отец Ланкре был кучером, мать дочерью сапожника), его в юности отдали в обучение дяде-граверу.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей. Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Крупнейшие представители рококо в Германии – архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер.
История западноевропейского искусства III – XX вв. Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Новый век приносит и новый стиль в искусство.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Пластическое начало в ней уступало место живописному. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Рококо – стиль, основанный на детали. ниже).
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Кроме фарфора— в моде серебро. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Знаменитое «Паломничество на остров Киферу» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»).
Уделялось внимание и удобствам. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр).
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Культура рококо была ярко выраженной дворянской культурой, являясь типичным проявлением фазы упадка. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос.
В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. С модными китайскими ширмами сочетались восточные безделушки и хрустальные сверкающие и переливающиеся оттенками люстры, бра в виде вьющихся веток, настольные жарандоли с трепещущими хрустальными навесками, хрупкие фарфоровые статуэтки, гобелены изящные мелочи – драгоценные игрушки из серебра, черепахи, перламутра, эмали, янтаря и т. д. Заплетающий их формы, струящийся орнамент с его сложным ритмом связывает все эти предметы в единый ансамбль с интерьером.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Но самостоятельным стилем рококо вряд ли можно назвать – скорее, это своеобразный вариант позднего барокко. Родина рококо – Франция. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. Рокайль (от фр.