Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др.
Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Видным художником является Пьетро Лонги. Приложение 5). Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ).
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Утрачивал самостоятельное значение образ человека, фигуры превращались в детали орнаментального убранства интерьера. по документу из РГИА). Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Возможно именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Каждое лицо изображено с большей экспрессией и психологичностью идеализированы только образы Наполеона и Жозефины, выделенные светом.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Стены оформляются деревянными панелями.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. И здесь рококо ждало открытие. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Так изменились критерии физической красоты. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. (см. Его считают продолжением другого направления в искусстве – барокко, который в начале XVIII века переживал кризис, упадок.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Фрагонара). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра.
В 1804 г. Наполеон Бонапарт стал императором, а Давид получил звание первого живописца императора. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой игривой она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.
Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
На карманах— огромные клапаны. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк.
На смену изысканному и кокетливому rococo уже в середине XVIII века приходит новый рациональный стиль – классицизм. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). (иллюстрации см.
В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Меняется и формальный строй его работ. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Еще одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Это произведение миниатюрной живописи, может быть и не очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным изысканным и простодушным. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера исполнял миниатюры и декоративные росписи. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Юноша задумал соблазнить красивую робкую деревенскую девушку и поселяется неподалеку под видом отшельника. На рукавах были широкие обшлага.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Рококо – оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм – барокко – неоклассицизм. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В 1750-х гг.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Художественно привлекательными теперь считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, у женщин – тёмные глаза. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. по документу из РГИА).
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». От этого узла симметрично в обе стороны спускаются по линиям рук, ног и по складкам одежды основные направляющие линии, образующие равнобедренный треугольник. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ).
В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. В то время как позы мужчин резки и напряжены, позы женщин, наоборот, выражают покорность судьбе. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
«осколки раковины». Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Приложение 6). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Музей изобразительных искусств им. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания – дворцы и жилые дома для одной семьи. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму.
Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. Но декоративные произведения Буше значительно отличаются от глубоко эмоционального и одухотворенного искусства А. Ватто. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. В каждую из этих арок вписана одна из трех групп, резко противопоставленных друг другу: на первом плане изображены три сына, дающие отцу клятву победить или умереть, а на втором — поникшие в горе женщины.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Характерной особенностью этих произведений является точная детализация индивидуальных черт портретируемых.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Мебель эпохи рококо очень изящна. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Приложение 1). Здесь прежде всего следует сказать о творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Это произведение кардинально отличается от ранней работы художника, причем отличие заключено в простоте и строгости, скульптурности в трактовке форм, композиционной уравновешенности. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
ниже). Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Его использовали с негативным оттенком. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Он мастер мимолетного наброска с натуры. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). 1709).
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Под него надевали камзол.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Чаще всего художник писал знатных лиц.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Кроме фарфора— в моде серебро. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. В этом стиле оформляли внутреннее убранство общественных и частных помещений, строили великолепные здания, писали картины и музыку, шили модные наряды, слагали пасторали и эротические оды. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Его использовали с негативным оттенком. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. А. С.
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
1767). Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Этот стиль был очень популярен в Центральной Европе до конца 18 века, в то время как во Франции и ряде других западных странах интерес к данному стилю ослабел уже в 1860-х гг. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Знать желала принимать гостей в богато убранных парадных залах, которые постепенно превращались в уютные гостиные, становились более женственными игривыми. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Этой же цели служит созданный им контраст: пластическая красота и кровавая рана, а над телом — меч, символизирующий угрозу, нависшую над революцией.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Сторонник Рококо в Италии – архитектор Тьеполо – способствовал его распространению в Испании. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. ниже). По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние.
Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Пастельная цветовая гамма, светлый колорит, преобладание серебристых, розовых и голубых тонов, сияющих красноватых, золотисто-жёлтых оттенков, поэзия полутонов, воздушность фактуры, плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства, камерной и хрупкой декоративности. Приложение 8).
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды.
.