Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях.
rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Плавный переход сглаживает острые линии. Большой Энциклопедический словарь – универсальное энциклопедическое издание, самое большое в отечественной практике по широте охвата тем и содержания. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега».
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Изящная простота резиденции демонстрирует характерное для этого стиля восприятие мира – радостное и беззаботное. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. А. С.
Хагедорн, И. Уц и др. ) в России искусству Р. родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Идeалом мужчины является утончённый придворный, франт.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). ниже). Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. А идеал женщины — хрупкая стройная жеманница.
В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39).
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Стены оформляются деревянными панелями. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
«головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Его использовали с негативным оттенком. Кребийон). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
(франц. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
(это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер.
ниже). rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в. возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластических искусствах стиль Р. повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон.
rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. В домах наибольшее внимание уделялось личным покоям – спальне, будуару помещения, рассчитанные на узкий круг близких людей, стали меньше размером. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. РОКОКО — (франц. В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм.
rococo, от фр. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты.
В прозе утверждаются галантный роман игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. Стиль сформировал новый образ человека. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). Ж. Дора, Э. Д. Парни). Не случайно эта личная интимная резиденция Екатерины II называлась «дача» и строилась не для парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении.
Преимущественно орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать значительного влияния на тектонику и наружный облик сооружений например, в архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью внешнего облика. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). С 1760-х гг.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Не избежала этой участи и Россия.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Ж. Дора, Э. Д. Парни). активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Рококо – это стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII века, как развитие стиля «Барокко».
Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Музей изобразительных искусств им. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея.
Убранство в стиле регентства не столько впечатляло, сколько доставляло удовольствие и забавляло. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Часто модель показывается в повседневной обстановке, мастер словно приподнимает завесу, скрывающую ее частную жизнь, но не забывает при этом подчеркнуть ее социальный статус. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравак, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы— главным образом, в живописных формах рококо4. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит.
В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
Приверженцы Р. были в Италии (П. Кроме фарфора— в моде серебро. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Рококо часто считают поздней стадией барокко. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Отель стал архитектурной нормой эпохи.
Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. На рукавах были широкие обшлага. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Под него надевали камзол. Рококо (франц. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
На рукавах были широкие обшлага. Термин «рококо» произошел от французского «rocaille», обозначающего орнаментальный мотив изысканной формы, напоминающий морскую раковину. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Видным художником является Пьетро Лонги. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В ранний этап развития французского Р. (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. С 1760-х гг. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Рококо (фр. rococo, от rocaile – мелкие камешки, ракушки), художественный стиль, получивший развитие в изобразительном искусстве и литературе первой половины 18в. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей.
Женщины носят красивые, пышные юбки — панье, которые создают эффект «перeвёрнутой рюмочки». Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Видным художником является Пьетро Лонги.
франц. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Мебель эпохи рококо очень изящна. Перечисленные черты рококо выражали аристократический образ жизни.
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Женственность чувствовалась совершенно во всем. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. rococo, от фр. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). Крупнейшим представителем рококо конца 18в.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Огромная декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту – являются характерными чертами стиля «Рококо». по документу из РГИА). rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины) – стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты интимные и эротические ситуации. Мариво). Бернардо Беллотто работал также в Германии.
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). ниже).
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам от панно для отелей до эскизов на костюмах. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». по документу из РГИА).
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
(иллюстрации см. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Моду «рококо» принято считать женственной модой, т. к. в эту эпоху произошло огромное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Рококо (фр. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф.
rococo, от фр. Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Развитое Р. (примерно 172550, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в том числе десюдепорты), а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен.
Интерьеры демонстрируют высокий уровень, которого достигает в эпоху рококо синтез искусств, продолжая в этом смысле, лучшие традиции барокко. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Обитые шелком и украшенные резьбой диваны и кресла, отделанные инкрустацией столы, комоды и секретеры, шпалеры и ткани изделия из фарфора отличались изяществом, совершенством в деталях, мягкой текучестью форм и сложностью рисунка. Архитектурный и декоративный стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. (иллюстрации см. Впоследствии стиль рококо сменился неоклассицизмом. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе).
Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. ниже). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Стиль «Рококо» оказал громадное влияние на развитие всех видов искусства, преимущественно декоративного.
Между стеной и потолком нет острого угла.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Кроме фарфора — в моде серебро. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Мода эпохи «рококо» различалась желанием к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). В прозе утверждаются галантный роман игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. франц.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. РОКОКО (франц. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Развитое Р. (примерно 1725—50, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в том числе десюдепорты), а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен.
Таким образом, основой «Рококо» был индивидуализм, вычурность, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Франция по праву считается родиной рококо. Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени— характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты.
Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Меняются также размеры помещений. Отель стал архитектурной нормой эпохи. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета.
Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко — стиль в искусстве (в основном, в архитектуре), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время правления Регента Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Приверженцы Р. были в Италии (П. Кребийон). Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Хагедорн, И. Уц и др. ) в России искусству Р. родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого.
Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Преимущественно орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать значительного влияния на тектонику и наружный облик сооружений например, в архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью внешнего облика. () Между названными фигурами— целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова»5.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Рококо – оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм – барокко – неоклассицизм. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Прекрасный образец подобного ансамбля представляет дворцовый комплекс «Собственная дача» в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Внешне — это легкость и изящество, граничащие с игривостью, любовью к экзотике, особенно «китайщине», неповторимая изысканная декоративность. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
В скульптуре Р. преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Его «Портрет Сары Фермор» (1750)— «подлинное русское рококо, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса)7.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Опыт ученика Каравака Ивана Вишнякова, действительно особенно интересен среди русских представителей рококо.
Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства. Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). фр.
rococo, от фр. Преобладающим типом здания теперь становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Художники любят работать в технике матовой и нежной пастели, особенно в женских портретах, где она придает образам особенное очарование.
стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. В ранний этап развития французского Р. (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Если сравнивать архитектурное наследие этого периода с предыдущим культурными эпохами, то возникают сомнения, стоит ли рассматривать этот стиль в качестве отдельного направления в архитектуре. В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К.
Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. Он возникает в последние годы правления французского короля Людовика ХV, но в отличие от предыдущих стилей, рококо никогда не считался придворным. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год. Термин «рококо» вошел в употребление в середине XIXв. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Скульптура и живопись изящны и декоративны. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в. возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. По проекту этого архитектора разбивается парк, причем планировка парков в эпоху рококо отходит от чисто регулярного типа французского парка, а все более активно начинает включать элементы пейзажного природного парка, получившего название «английского», с лужайками и кустами, живописными аллеями и изгибающимися дорожками, водоемами неправильной формы и прекрасными видами, открывающимися неожиданно для зрителя.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Дворец одноэтажный, с большими окнами. Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей.
На картинах П. Ротари (т. н. Среди русских памятников, отразивших черты этого направления— некоторые интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге21, Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах Монигетти в стиле «второго рококо»22. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. На карманах— огромные клапаны. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры.
5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом»6. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Мариво). В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.
Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые веяния проникли в Академию. по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. На карманах — огромные клапаны. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
различными окаменелостями имитирующими естественные образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Под него надевали камзол. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме). Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. Один из характернейших примеров— «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». 18в. Общее впечатление дополняли низкие потолки. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства.
Архитекторы отдают предпочтение волнистым линиям, округленным углам, большое значение придается лепному и резному изящному орнаменту, мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным «штучкам» — приятным мелочам изящным, удобным, не только украшающим быт и создающим уют, но и облегчающим его. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Его родиной стала Франция. К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. (фр.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Рококо (фр. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Наиболее сильное развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. по документу из РГИА). К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого8. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Гроот— утонченный колорист и костюмер, с оттенком чуть гротескового юмора () Ротари— изощренный композитор малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни.
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Он не скрывает театрального приема в композиции. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Его часто «упрекают» в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Тем не менее специфические черты позволяют ответить на вопрос самостоятельности стиля утвердительно. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Стены оформляются деревянными панелями. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции.
осколки камней, раковины — стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Для Р., связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротики. Рококо (фр. Создателями поэзии рококо были Г. А. Шолье и Ш. О. де Лафар, авторы небольших дружеских посланий, часто адресованных друг другу. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент.
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. Другой, характерной чертой того времени была эротика. В творчестве поэтов рококо преобладали малые жанры: послания, экспромты, мадригалы, эпиграммы.
Обожаемыми темами художников рококо стали нежность и игра.