В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин.
Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Мужская одежда высшего света не отставала от женской. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. декоративных, глубокое кресло, т. н.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Видным художником является Пьетро Лонги.
Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. Экстерьер и интерьеры потсдамского дворца – чистое рококо, правда, на немецкий лад. Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Преобладающим типом здания теперь становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Позолота применялась крайне редко.
Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко. Отель стал архитектурной нормой эпохи. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам.
Не случайно эта личная интимная резиденция Екатерины II называлась «дача» и строилась не для парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски».
В отличие от жизнестроительного пафоса просветительской литературы, ставящей перед человеком задачи самовоспитания, совершенствования себя и мира, литература рококо утверждает естественное несовершенство человека, стремится выявить в нем нюансы «игры тщеславия и достоинства» (Гатцфельд), представить добродетель и идеальность чувств как «труднодостижимые цели» (А. Зимек). Часто модель показывается в повседневной обстановке, мастер словно приподнимает завесу, скрывающую ее частную жизнь, но не забывает при этом подчеркнуть ее социальный статус. Ножки теперь выполняются более изогнутыми в форме кабриолей.
Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Комод рококо, также как и мебель для сидения, стоит на кабриолях, внутренние ребра которых плавно переходят в волнистые линии, очерчивающие нижние кромки боковых, задней и фасадной стенок, а внешнее ребро, украшенное обычно накладной золоченой бронзой, – в боковые ребра корпуса комода. Наиболее часто применяемая отделка корпусной мебели выполнялась в технике мозаичного набора (маркетри). Простенки решаются в виде панно, которые замыкаются рельефными орнаментальными рамами. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
В середине XVIII в. в России сложился своеобразный художественный стиль, т. н. Дюсерсо. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». с такими известными английскими архитекторами-классицистами как Роберт и Джеймс Адамы, которые строили в т. н.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Небольшие размеры дворца, характер планировки парка отличают его от грандиозных и торжественных построек Версаля времен Людовика XIV. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной.
Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. штучные ткани, т. е.
Все его работы, выполненные в период 65–70 гг. Для обивки мебели на мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов изготавливаются т. н. «По свидетельству всех исторических записок, ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени, – писал А. С. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Но теперь её форма резко изменилась. В стиле Людовика XV, помимо резьбы (в незначительном количестве), маркетри и инкрустации, китайских лаков и бронзовых накладок, широкое распространение получило сплошное окрашивание каркаса и других деревянных элементов мебельного объекта белой, жёлтой, розовой, голубой или светло-зелёной красками. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
«новогреческому стилю», в котором сливались в единое целое французские итальянские и помпейские мотивы. На рубеже 19-20 веков, вместе с барокко, рококо уже прочно входит в искусствоведческие исследования (К. Гурлитт, О. Шмарзов). В планировочных композициях начинает преобладать асимметричность. Падуга делалась и в эпоху Людовика XIV и часто декорировалась круглой скульптурой. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. – рококо в его французском варианте, т. е. В этот же период понятие рококо начинают применять и к анализу литературных явлений (Ф. Нойберт Э. Хюбенер), однако по аналогии с живописью и архитектурой в рококо выделяют ряд схожих формально-тематических характеристик — орнаментальность изящество, элегантность интимность, эротизм.
Своеобразный центр рококо, который в это время сложился в придворных кругах Пруссии под сильным влиянием французского рококо, получил название фридерианского рококо – своеобразного историко-регионального стиля. фр. Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
Дворец одноэтажный, с большими окнами. Излюбленная форма залов – овал.
Это простое и в то же время элегантное снаружи здание. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Предметная культура временирококоне придерживалась «правды» материала.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Под воздействием зарождающегося классицизма его поздние образцы заметно упрощаются по форме, в которой начинает проявляться «правда конструкции» и по декору. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). странах и отличалось от ямайского цветовыми оттенками и текстурой. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Эволюция взглядов на рококо постепенно происходит и в отечественном литературоведении 1970-90-х (А. Д. Михайлов, Д. С. Наливайко, С. Л. Козлов, Н. Т. Пахсарьян). Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом.
Используемый материал, как правило, дуб или бук. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. Вместо замка усадебного типа XVII в. пришёл городской частный дом, т. н.
Одной из важных черт поэтики рококо становится амбигитивность (двойственность-двусмысленность), пронизывающая все компоненты произведения — от первоначального представления читателю достоверного – недостоверного сюжета, композиционной структуры с открытой или прямо незавершенной развязкой, до художественной интонации, в которой непрестанно смешиваются скептическое и трогательное ирония и меланхолия. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Между стеной и потолком нет острого угла.
В Баварии и Австрии широко использовалась мебель, украшенная резьбой и ярко расписанная.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Рококо трактуют как результат заката, упадка культуры барокко, его рассматривают то как стилевое выражение Просвещения (Э. Эрматингер), то как стиль, противостоящий Просвещению (В. Клемперер), но в любом случае — как последний большой стиль европейской культуры.
Бывший монументальный стиль в архитектуре второй половины XVII в. сменился новым стилем. Скульптура и живопись изящны и декоративны. Общее впечатление дополняли низкие потолки. canape). Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др. Весьма красивые образцы шкафов, декорированных таким образом, существовали в крестьянском жилище. В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика.
Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Оппенор и А. Ватто.
Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Вот таким образом-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина». Продолжают использоваться банкетки (от фр. Этот дворец получил название Сан-Суси (от фр. В английском искусстве XVIII в., в т. ч.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В это время он уже делает мебель в классическом стиле. Плавный переход сглаживает острые линии. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе.
Получает развитие не менее характерный тип т. н. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Этот архитектор увлекался тогда не столько античностью, сколько китайским искусством. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается.
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. английских) парков и др. На карманах— огромные клапаны. sans-sousi – без забот). Характеризуется тенденцией к отказу от архитектонической формы с вуалированием ее прихотливой и легкой «игрой» стукковой лепнины, золоченых карнизов, фестонов, причудливо переплетающихся волют.
Фасад любого здания казался дышащим от самых неожиданных чередований выпуклостей и впадин, картушей и завитков причудливой формы, напоминающих то морские волны, то причудливо скрученные листья. XVIII в., рококо достигло своего расцвета в 30–50 гг. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В середине 70-х гг. Но такие мебельные объекты весьма редки.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). и в России.
Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга, создающих ощущение фарфорового свечения тонов. Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур).
Организация пространства теряла очертания логической ясности и больше не соответствовала правилу подчинения частей целому. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.
В эпоху рококоэстетизируются не цели, а средства искусства. Вся композиция комода построена на полном отрицании прямой линии или плоскости за исключением прямой плоскости верхней доски, которая делается обычно из мрамора, а ее края имеют волнообразный контур. Первый период, когда Чиппендейл работает в стиле королевы Анны и Георгов. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. О его зрелых работах можно судить по интерьерам отеля Мезон (приблизительно 1750 г. ).
Мебель для сидения не фанеруется, а делается из массива древесины и покрывается воском иногда красится. Главным (как и в любое время) было мировоззрение. Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Рококоявляется одним из самых формальных стилей.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Обычно во дворцах многочисленные залы, предназначенные для приемов, располагались анфиладой по единой оси. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Грани корпуса комода, его стенки имеют изгиб и в вертикальном и в горизонтальном направлении и как бы набухают и вздуваются к центру и низу изделия (в России такие комоды называли «пузатыми»). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. франц. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо.
В елизаветинском рококо для изготовления мебели дуб уже не применяется. Иногда, правда, птичья лапа заменялась на львиную или же вместо нее делался наплыв.
На рукавах были широкие обшлага. Люстры подбирают с бронзовой, золоченой металлической основой с хрустальными или стеклянными подвесами. Он вводит в набор розовое и фиалковое дерево, амарант.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Декоративной накладной бронзы здесь минимальное количество. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях.
Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание.
В начальный период мебель была явно перегружена бронзой – бронзовый декор занимал до 50 всей площади деревянных элементов. Другие декоративные столы могут ставиться посреди комнаты. Женственность чувствовалась совершенно во всем. Племянник короля, ставший впоследствии императором Фридрихом II (1740–1786 гг. ) имея определенные познания азов искусства и увлекавшийся музыкой, философией и архитектурой, приказал построить в Потсдаме загородный дворец на манер версальского.
Их столешницы инкрустируются. «Играя» частностями, литература рококо обращает внимание современников нате «ограничения, сомнения, беспокойства», которые таились внутри просветительской мысли, на ту непрочность, неуловимость, двойственность человеческой природы, от которой просвещенному разуму трудно и просто нельзя отмахнуться. Бронзовых украшений делается минимальное количество.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Причем некоторые из них (Я. Буркхардт) употребляли слово «Рококо» как синоним «барокко». Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Рококо часто считают поздней стадией барокко. Например, шезлонг «Дюшес» (от фр. 18в.
Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Рокайль является основным элементом орнамента рококо, но не единственным. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Во второй половине XVIII в. во Франции подобный мебельный объект появился под названием «меридиенн» (от фр. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. ножки и ящики, подчеркивались обводкой контрастного цвета и резьбой невысокого рельефа, также окрашенной. Основоположником этого жанра в XVI в. во Франции был Ж. -А.
Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Под него надевали камзол. По центральному ребру (оси) ножек делаются резные жгутики с выходящими из них листиками. «новогреческом стиле», Чиппендейл меблирует помещения создаваемых ими дворцов и замков.
Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Дверные и оконные проемы украшались пышными золочеными резными наличниками. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. Для достижения фарфорового цвета лица и мужчины и женщины густо пудрились, щеки, виски и веки подкрашивали румянами, губы – помадой, глаза обводили контуром, чтобы подчеркнуть их выразительность, брови красили, волосы завивали, начесывали и пудрили до белизны.
Однако для немецкого рококо характерен, по сравнению с французским прототипом, чисто немецкий, более тяжёловесный, пышный и менее утончённый декор. Такой декор характеризуется лёгкостью изяществом и тонкостью прорисовки. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви.
В стилистическом плане рококо, впитывая в себя традиции барокко и классицизма, «снимает» их противостояние, приглушает контрасты, предпочитает «естественное» смешение полутонов. Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793 Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785 Крестьянские сцены, КаРедзонико, Венеция Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция) Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
duchess – герцогиня) – изделие с округлой спинкой или «Дюшес бризе» (duchess-brisee) – шезлонг, состоящий из большого кресла, часто с изголовьем и приставленного к нему табурета или банкетки. Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком.
«головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки.
стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Кроме фарфора— в моде серебро. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Нижняя часть шкафа также решается в форме комода, передняя поверхность которого имеет плавное заглубление. Не избежала этой участи и Россия.
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Интерьеры комнат отелей этого периода поражают невероятной роскошью. Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку).
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Архитектура рококо не заботилась о том, чтобы быть рациональной, целесообразной или уравновешенной, – она желала быть игривой и очаровательной. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Во втором периоде употребление бронзы резко сократилось. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Знаменитое бюро-цилиндр, которое начал делать Ж. -Ф. Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).
Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
cartel – карта, свиток бумаги). В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Такая кушетка получила еще большее распространение в XIX в., в т. ч. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. «осколки раковины». Для стиля Людовика XV характерно появление около 1725 г. уже выше упоминавшегося кресла «бержер», представлявшего собой низкое, глубокое и широкое кресло с мягкой подушкой на сиденье и округлой спинкой, которая, плавно изгибаясь, переходит в локотники. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов».
Этот удивительно изящный сквозной узор средника спинки имеет пластическую связь с элегантными формами её боковых частей и формой обвязи сиденья, размеры которого теперь уменьшаются. Важную роль в меблировке помещений играли тяжёлые шкафы-бюро (секретеры) и столы-бюро. диваны-маркизы, которые еще назывались confidents или t. te-.
(иллюстрации см. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»).
Можно сказать, чтов елизаветинском рококов экстерьере зданий и сооружений (особенно в дворцовых постройках) хорошо просматриваются элементы Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
Внешне — это легкость и изящество, граничащие с игривостью, любовью к экзотике, особенно «китайщине», неповторимая изысканная декоративность. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Прекрасный образец подобного ансамбля представляет дворцовый комплекс «Собственная дача» в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века.
В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. король Вильям III (предшественник королевы Анны), голландец по происхождению, покровительствовал своим соотечественникам. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. В общую композицию включены женские головки и целые деревянные резные скульптуры. Сегодня дизайнеры интерьеров в основном используют стиль рококо не в чистом виде, а в комбинации с другими стилями, главным образом мешая с барокко и классицизмом.
Исчезли проножки в мебели для сидения и в некоторых типах корпусной мебели. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Спинка имеет прямоугольную форму со скруглёнными углами и выпукло-вогнутыми сторонами. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Германия испытала весьма сильное влияние французского рокайльного искусства. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Работая в конце 50-х–начале 60-х гг. Мебель (в основном это были столы-консоли и кресла) расставлялась вдоль стен и была согласована со стилистикой всех остальных элементов интерьера. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
Интерьерные анфилады жилых и парадных помещений, характерные для XVII века, формировали ассиметричные композиции. при орнаментации своих произведений. Такие столы в сложенном виде компактно размещались вдоль стены. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Обивка диванов делается аналогично стульям и креслам.
Жермен в 1756–1759 гг. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Приложение 5). XVIII в. слава Д. Рентгена перешагнула границы Германии.
Резьба делается теперь менее рельефной. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Для того чтобы проникнуться всей красотой и атмосферой этого направления в искусстве и архитектуре, недостаточно лишь видеть прекрасное – нужно уметь чувствовать его.
Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. По проекту этого архитектора разбивается парк, причем планировка парков в эпоху рококо отходит от чисто регулярного типа французского парка, а все более активно начинает включать элементы пейзажного природного парка, получившего название «английского», с лужайками и кустами, живописными аллеями и изгибающимися дорожками, водоемами неправильной формы и прекрасными видами, открывающимися неожиданно для зрителя. От китайской мебели заимствуются угловатые сухие контуры, решетчатые панно, ажурные резные перекладины изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, где их нижний конец выполняется в виде птичьей лапы, зажавшей шар (уже известный ранее англичанам мотив декорирования опорных частей мебели по голландским образцам). Мейссонье, Ф. Кювилье и др.
Приложение 1). Мейссонье. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Чаще всего художник писал знатных лиц. Но наибольшую популярность в середине XVIII в. имели высокохудожественные лаки братьев Мартэн, которые практически освоили изготовление китайских лаков.
В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Красота новой древесины и её высокая стоимость привели к тому, что из неё стали изготавливать фанеру и покрывать ею плоскости шкафов, комодов, столов и др.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Крупнейшим представителем рококо конца 18в. бержер (от фр.
На третьем этапе Т. Чиппендейл пережил ещё целый ряд увлечений другими стилями и направлениями. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. «елизаветинское рококо». В мебели широко применяется резьба по дереву и позолота.
К 40-м гг. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму.
Скульптура, живопись, лепнина, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства создаются лучшими мастерами своего времени и выдерживаются в одном стиле. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом.
На картинах П. Ротари (т. н. Обитые шелком и украшенные резьбой диваны и кресла, отделанные инкрустацией столы, комоды и секретеры, шпалеры и ткани изделия из фарфора отличались изяществом, совершенством в деталях, мягкой текучестью форм и сложностью рисунка.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Стиль рококов мебели складывался постепенно. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). Все переходы и грани здесь закруглены. (см.
Стены оформляются деревянными панелями. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон («салон Принцессы»), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Уделялось внимание и удобствам. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Немецкое направление, сохраняя общие черты стиля, немного отходит от французского стремления восстать против строгой упорядоченности. Эти комоды не фанеровались, а расписывались цветочным орнаментом (цветами и букетами, а также различными фигурными композициями и пейзажными мотивами по светлому фону).
Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему. Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал. С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола.
Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда – с мебелью. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность.
Однако игривая «мимолетность», шутливость, легкость рококо совсем не поверхностно легкомысленны. От Голландии пришла мода на светлое маркетри. франц. «среднего георгианского стиля» или английского рококо, разновидностью которого является стиль Чиппендейла, когда английская мебель находилась под сильным влиянием Голландии, т. к. Проножки, как правило, продолжают делаться.
Помимо маркетри в декор иногда вводится инкрустация слоновой костью и перламутром. Появляется новый мотив гротеска с детскими фигурками и обезьянками.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Верхняя лобовая часть обычно украшалась резьбой, часто в виде веерообразной раковины. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В круг литературных жанров рококо попадают «легкая поэзия» анакреонтического толка, гривуазные новеллы, фривольно-эротические романы (Хюбенер). Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом.
Меняется и формальный строй его работ. te, канапе, козетки (диваны, предназначенные для двух сидящих дам), шезлонги, позволяющие принять полулежащее положение (по современной классификации шезлонг относится к виду мебели для лежания). Всё резное подстолье вызолочено по дереву. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
китайщиной – шинуазери (от фр. И здесь рококо ждало открытие. Писатели рококо открывают в человеке естественную тягу к наслаждению, снисходительно относятся к его слабостям, стремятся ставить и разрешать не «вечные» метафизические вопросы, но анализировать и отражать нравы и психологию современного общества, демонстрировать двойственность человеческой природы, ее естественно-скандальные аспекты, выражать компромиссное общественное сознание. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Новые веяния проникли в Академию. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. -t. Впервые термин «Рококо» появился в дополнительном томе «Академического словаря французского языка» 1835, где за ним закреплялось значение: «разновидность орнамента, стиля, рисунка, характерная для художественной школы периода правления Людовика XV и начала правления Людовика XVI». Вертикальная центральная планка спинки (splat) сохраняет форму вазы, но становится прорезной, ажурной.
по документу из РГИА). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет», носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Вся поверхность шкафа украшается маркетри. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт. Музей изобразительных искусств им. Меняются также размеры помещений.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский).
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Рококо оценивается как придворно-аристократическое искусство, как попытка «уходящего» с исторической сцены сословия забыться в забавах и наслаждениях. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Такой фон иногда выполнялся «под мрамор», а конструктивные элементы корпуса комода, в т. ч. Прославленным мастером-мебельщиком эпохи Людовика XV был, начиная с середины XVIII в., Ж. -А.
Влияние французского и итальянского искусства на русское искусство начало усиливаться еще в годы правления Анны Иоанновны, но при Елизавете Петровне (1741–1761 гг. ) это влияние стало весьма заметным. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Лепной растительный орнамент невысокого рельефа как бы растекается по поверхности стен. Этот стиль наиболее полно выразил обер-архитектор елизаветинского двора В. В. Стоит такой диван-ложе обычно на четырёх, шести или восьми ножках.
Русской мебели этого периода сохранилось весьма незначительное количество. Рококо стремится к интерференции с другими художественными направлениями своей эпохи (классицизмом — Ф. Д. Честерфилд, Поуп, Вольтер сентиментализмом — Л. Стерн, О. Голдсмит, Ф. Г. Клопшток). Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. ниже).
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Мебель перегружена орнаментальной резьбой, её ножки чрезмерно изогнуты. В формировании стиля рококо большую роль сыграли художник А. Пэни и, как водится, фаворитка Фридриха II «германская Дюбарри» – Вильгельмина фон Лихтенау. cooucher – спать) – название типа мебели для лежания с одной или тремя спинками получил в России. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Вместо него используется древесина липы и бёрезы.
Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Отель стал архитектурной нормой эпохи.
Например, т. н. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г. Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает «привилегию» на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т. п. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.
Концепция рококо как единого «стиля эпохи» (Лофер) начинает соперничать с представлением о нем как об одном из художественных направлений 18 столетия (Вайсгербер). За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки абсолютной личности. А. С.
Основным здесь является не «что» выражено художником, а «как» он это сделал. Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Изобразительное искусство рококо отличает асиммет-рия композиции, демонстративное легкомыслие изящество, легкие светлые краски и светские, преимущественно любовные, сюжеты. Грани корпусов шкафов-бюро делаются изогнутыми, особенно в их нижней части, ребра обычно срезаны под углом 45, что определяет положение искривленных (или в форме львиных лап) ножек, а для придания большей выразительности и динамики общей форме делаются искривленные карнизы и рамы филёнок.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты.
Главный парадный зал имел вид галереи, обе продольные стены которой имели громадные окна. (фр. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Боковые стойки спинки слегка изогнуты, а ее верхняя часть обычно украшается резьбой.
Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Появляются новые виды и типы мебельных объектов, в т. ч. Исчезает принцип архитектурного построения корпусной мебели. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. отель. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Контуры изделия выпрямляются, ножки делаются прямыми и гладкими, а самым характерным элементом украшения остается трельяж (Chinese strapwork). Иногда золоченый резной орнамент имеет зеленый или коричневый фон. Его родиной стала Франция. Франция по праву считается родиной рококо. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми).
Завершаются такие шкафы фигурным карнизом или разорванным фронтоном. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В.
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своём дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. объектов. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. Волнообразный декор изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. Налицо повальное увлечение т. н. ниже).
Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Одновременно в слове «Рококо» фиксировался и более широкий, пренебрежительный смысл: «То, что устарело, вышло из моды в искусстве, литературе, одежде, манерах». Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Затянутая в корсет, одетая в юбку (кринолин) больших размеров, с обилием отделки, кружев, светская дама должна была походить на фарфоровую статуэтку. В мебели для сидения стиля королевы Анны сквозные рамы высоких спинок получают изогнутые очертания, а центральная вертикальная планка (splat) идущая от обвязки сидения до верха спинки, плавно переходит в ее боковые стойки.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в.
Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Они также украшаются резьбой, росписью, бронзовыми накладками и т. п. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера.
Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным избранным и возвышенным. Применяется также выжигание по дереву. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Но круг писателей, составляющих собственно литературу рококо, также довольно широк: Ф. Хагедорн, И. В. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гётц (Германия) А. Р. Лесаж, П. К. Мариво, А. Прево, Ж. Б. Л. Грессе, К. П. Кребийон, Э. Д. Парни (Франция) У. Конгрив, Г. Прайор, Г. Филдинг (Англия), П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио (Италия).
В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм. Наиболее изящное решение имеет овальный в плане зал отеля. Высший расцвет этого искусства уже в стиле рококо мы находим у Н. Пино, Ж. -О. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
По заказу императрицы французский ювелир Ф. -Т. создают впечатление целостного ансамбля.
Зеркала часто располагаются в простенках между окон или одно против другого, что даёт множество отражений и виртуально расширяет пространство помещения, а воздушная живопись изображающая пасторальные или любовные сцены, всегда объединена общим декором и подчеркивает связь интерьера с реальной природой. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». В интерьерах же массивные формы, пышность коринфского ордера, геометрическая правильность и строгость заменяются овалами, дугами, причудливым рокайльным орнаментом, стена становится легкой и хрупкой, либо почти растворяется под обилием изящного декора. С 1760-х гг.
В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Известным мастером по технике деревянной инкрустации в Италии был П. Паффети (1700–1777 гг. ).
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах).
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры. Слово рококо употреблялось в профессиональном жаргоне художников еще в конце эпохи Просвещения, хотя чаще современники использовали для обозначения рокайльной манеры выражения «современный вкус», «живописный жанр».
Архитекторы отдают предпочтение волнистым линиям, округленным углам, большое значение придается лепному и резному изящному орнаменту, мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным «штучкам» — приятным мелочам изящным, удобным, не только украшающим быт и создающим уют, но и облегчающим его. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Опорные части стульев, кресел и комодов повторяют птичью лапу с шаром и имеют утолщение в верхней (лобовой) части, которая украшается рельефной резьбой.
Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Передняя (фасадная) стенка комода воспринимается как своеобразное мозаичное панно. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки.
Наль, другие художники, скульпторы и архитекторы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Начиная с 1780-х гг. Резко отвергаемый представителями классицизирующих и позднебарочных тенденций, этот стиль рассматривался в негативном ключе на протяжении всего XVIII в. В Венеции происходило автономное развитие, обусловленное в основном заказчиками-иностранцами и живопись определялась модой рококо на такие сюжеты, как каприччо, пейзаж-фантазия и сценка из жизни.
Современные интерьеры конечно отличаются от дворцовых залов, пышных базилик и томных будуаров. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. фон Кнобельсдорфф.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Сложившись в 20-е гг. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Широкое распространение получили расписные комоды Венеции рокайльных форм. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Хотя XVIII в. иногда и называют веком рококо, это искусство не получило повсеместного господства. Так изменились критерии физической красоты.
(иллюстрации см. На смену причудливо-сложным метафорам барокко в рококо приходят изящно-прихотливые метонимические сравнения, классицистические ясность и лаконизм дополняются подчеркнутой фрагментарностью и орнаментальностью. Он много сделал для того, чтобы формы мебели освободились от прямого влияния архитектуры, но в то же время, отдавая дань моде и господствующим вкусам, он часто перегружал свои мебельные объекты декоративными элементами в ущерб общей тектонической структуре.
chinoiserie – китайщина). Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Столешницы делались мраморными или расписывались, как и корпус комода, «под мрамор». Красивая текстура дерева (рисунок его «струй»), эффект шелковистой полированной поверхности, цвет, прочность изделия, выполненного из этого материала, вызвали всеобщее восхищение.
Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Растрелли (1700–1771 гг. ), при котором сложился весьма изящный и торжественный «растреллиевский стиль», в котором достаточно эклектично соединились элементы стилей Возрождения, барокко и рококо.
Из золоченой бронзы выполняют лишь ручки выдвижных ящиков комодов и уключины (замочные скважины). Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля – классицизма конца XVIII столетия. В литературе рококо существует своя система жанров: это не только разнообразные «малые формы» легкой поэзии, но и ироикоминеские поэмы, стихотворные и прозаические волшебные сказки, фантастические и нравоописательные повести, эссе, социально-психологические романы, комедии масок и любовно-психологические комедии. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Однако, покинув величественные дворцовые интерьеры искусство обнаружило тягу к психологии своих героев их чувствам и переживаниям. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Известный мебельщик французского рококо Ш. Крессан, прославившийся ещё в период регентства, был к тому же потомственным скульптором (эта профессия перешла к нему от отца).
выполнил знаменитый «Парижский сервиз» из серебрав стиле рококо. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». по документу из РГИА).
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Приложение 6).
Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла).
Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры Риччи, Каналетто и Тьеполо. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Внутренняя же планировка изменялась.
Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Мебель не всегда полностью золотится. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Рококо наоборот упор делает на нежные, светлые, пастельные цвета – нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
по документу из РГИА). Это был период, который предшествовал развитию стиля Георга II (1727-1760 гг. ), т. н.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В это время появляются вкладные, обитые тканью или кожей, сиденья.
стиль Людовика XV. Ножки в сечении имеют сложную овальную или трёхгранную форму. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра.
Обычно поверхность комодов и шкафчиков сплошь окрашивается краской и золотится. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. В изделиях того времени трудно найти и «правду» конструкции и «правду» назначения.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). В России такой тип кушетки получил название «рекамье» – по имени известной светской красавицы и хозяйки салона периода наполеоновского ампира. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Проблема архитектуры сужается до задач оформления интерьеров.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Такой тип ножек, которые голландцы ввели в обиход в подражание китайцам еще в конце XVII в., в Англии на протяжении более чем 50 лет становится почти единственной формой опорных частей мебели. На следующем этапе Чиппендейл переходит на красное или лимонное дерево. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Термин «рококо» произошел от французского «rocaille», обозначающего орнаментальный мотив изысканной формы, напоминающий морскую раковину. ниже).
Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Его часто «упрекают» в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо.
Мебель эпохи рококо очень изящна. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. Фрагонара). Широкое распространение получают диваны-канапе (от фр. Крессан сам делает все бронзовые украшения, в т. ч.
Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Соответствовал общей стилистике того времени и костюм. Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом).
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Новый материал диктовал и новые приёмы его обработки. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «» и «» Кампра.
Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен. Рококо (франц.
Рококо это художественное направление в европейском искусстве и литературе 18 века. Приложение 8). Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом.
Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. Если сравнивать архитектурное наследие этого периода с предыдущим культурными эпохами, то возникают сомнения, стоит ли рассматривать этот стиль в качестве отдельного направления в архитектуре. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Рококо не создало стройной теории, однако принципы поэтики направления вырабатываются не только в процессе художественной практики, но и в некоторых эстетических трактатах и эссе, где на первый план выступают проблемы вкуса, воображения, разрабатывается не категория «прекрасного», а понятия «милого», «хорошенького», «грациозного». Этот стиль в Англии, как своеобразную версию английского барокко, называют стилем королевы Анны (1702-1714 гг. ) и Георга I (1714-1727 гг. ), ко времени правления которого относят также появление первых черт раннего английского рококо и, одновременно, становление первой фазы общего георгианского стиля (по имени королей Георгов I, II и III) английского искусства на протяжении всего XVIII в. Тем не менее, влияние на стиль английской мебели таких стран как Голландия, Франция, Китай, Италия остается в это время все еще сильным.