Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). 1440 «Алтарь св. Прервал эту традицию Ганс Мемлинг (1435—1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа8. Крайняя слева— Мария, жена Клеопы, одного изучеников Иисуса.
Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок. Рукава платья опускаются ниже запястий. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании.
Художник чаще обращается к лирическим мотивам и образам Евангелия. В. не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы, приписываемые Флемальскому мастеру). Таковы известные картины «Кардинал Никколо Альбергатти» (1431, Музей истории искусства, Вена), «Тимофей» (1432, Национальная галерея, Лондон), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Национальная галерея, Лондон), «Маргарет ван Эйк» (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Кэтому времени художник уже успел жениться надочери зажиточного сапожника иобзавестись сыном (онем известно, что онстал монахом иумер в1473году). В 1450 году художник посетил Италию. О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха. Его почти скульптурно вылепленная голова резко выделяется на фоне каменной стены. Рогир оказал несомненное влияние на таких признанных мастеров, как Дирк Баутс и Гуго ван дер Гус. Онвосседает нарадуге, как напрестоле. В сочинении его картин много энергии и в выражении фигур довольно глубокое драматическое чувство. Более сдержанны в своем горе величественные старцы, поддерживающие Спасителя.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие. Нообэтой поездке неговорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего оней всвоем сочинении «Ознаменитых людях». Прервал эту традицию Ганс Мемлинг (1435 – 1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа. 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо дЭсте» (ок.
Созданные приблизительно в одно и то же время, в середине XV века (о чем свидетельствует сходство головных уборов), они являют нам несколько идеализированные облики молодых придворных красавиц. Рогир ван дер Вейден известен и как портретист. 1448, пинакотека, Сансеполькро), «Мадонна со святыми» (ок. Католицизм) или пейзаж, который открывается как бы с высоты птичьего полёта и объединяет все створки алтаря, при этом фигуры осн. После возвращения Бугатто вИталию в1463году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому илюбимому мастеру Рогиру», вкотором благодарила его задоброе отношение кеепротеже.
В1443году онприобретает два больших дома водном изсамых фешенебельных районов города. Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени. Известны слова, сказанные монархом охудожнике: «Великий фламандец». 1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Богоматерь бессильно опускается без чувств, ее бросается поддержать Иоанн. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками.
1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния. Предполагают, что в образе апостола художник изобразил себя. 1460, собор, Ареццо), «Вознесение Христа» (1463–1465, пинакотека, Сансеполькро). И, скорее всего, «уважаемый илюбимый мастер» необратил написьмо герцогини большого внимания.
Итал. Что ипроизошло в1432году. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. к ст. Мария, сидящая уподножия трона, кормит грудью младенца Христа. Ранние произведения Р. в. д. В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен см.
В их числе – герцог Бургундский Филипп Добрый, а также Ян и Губерт ван Эйки. Ван дер Вейден сжимает всё внимание зрителя до четырёх главных черт: головного убора женщины, платья, лица и рук. Как яуже упоминал, «Снятие скреста»— единственное произведение, окотором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником.
1435, Мадрид, Прадо) — центральная часть не сохранившегося полностью триптиха. Изображение согнутых пальцев модели – один из самых детализированных элементов в картине, повторяет пирамидальную форму головного убора в верхней части портрета. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий отом, что «некто Роже деляПастюр поступил учеником кмастеру Роберу Кампену». 1455, Старая пинакотека, Мюнхен).
Мария Магдалина сломлена горем, что почти буквально выражает ее согбенная фигура и сжатые в отчаянии руки. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской. Во многих его портретах ощущается глубокий интерес к человеческой личности. Для творчества Р. в. д. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции.
живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр. ), которая считалась его лучшим произведением. В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин «Алтарь св. мастерскую.
Возможно, автор использовал тёмный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своему современнику— ван Эйку (1395—1441)7. Алтарный образ «Снятие сокреста», является признанным шедевром мировой живописи. Рукава платья опускаются ниже запястий.
Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Элигий» (1449, собрание Леман, Нью-Йорк) святой, почитаемый как покровитель мастеров золотых дел, представлен в облике ювелира в интерьере ювелирной лавки. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками.
1435, Прадо, Мадрид см. Не свойствен его ранним работам и особый интерес к пространственной глубине картины. Так, в композиции «Св. Как и во многих других работах ван дер Вейдена, в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden), Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (около 1400 — похоронен 18. 6. 1464, Брюссель), нидерландский художник. Лишь онескольких работах Рогира ван дер Вейдена— вчастности, о«Снятии сокреста», хранящемся ныне вмадридском музее Прадо, — говорится всовременных ему письменных источниках достаточно подробно иточно.
Лица написаны с пластической объемностью и кажутся естественными на фоне окутанного воздушной дымкой пейзажа (художник не окружил своих героев пейзажным фоном, подобно многим портретистам его времени, а гармонично вписал их в этот фон). От 1436—1449г. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что оннеодин раз жертвовал монастырям ицерквям крупные суммы, ав1462году даже стал членом братства Святого Креста) ипотому сомневаться вего «паломничестве» вРим унас нет оснований. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Возможно, что это письмо герцогини— простая дань приличиям. Удивляет одно— в1427году Рогир был уже довольно взрослым человеком.
Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл. В., впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма. Как и во многих других работах ван дер Вейдена, в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане.
Ксожалению, невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, скоторым согласилисьбы все ученые. Онбыл уже слишком стар, чтобы быть суетным, даипохвалы аристократов были ему невновинку. В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания лицу модели и её внутреннему самообладанию. Все внимание художника обращено на несущих дары волхвов, одетых в роскошные, современные художнику одежды. он написал для госпиталя в Боне (Beaune) «Страшный суд», в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т.
Так, за спиной канцлера Ролена, воплощающего светское начало, ван Эйк поместил изображение жилых зданий, фоном для фигуры Мадонны служит вид церквей – символов христианства. Женский портрет (Берлин) предположительно изображает жену художникаЕго поясной трехчетвертной «Портрет дамы» (Вашингтон) служит к иллюстрации этого утверждения. влияние также на франц., нем. Позднее оказалось, что некоторые фрагменты алтаря вывезены за пределы Нидерландов.
Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. В. свидетельствуют о раннегуманистической направленности творчества мастера. Тонко разработанная цветовая гамма, в которой большую роль играют различные оттенки белого, оживленные пятном красного изумительное мастерство в передаче фактуры тканей, нежной, словно светящейся кожи лица, блеска золотых пряжек и перстней, делают эти произведения шедевром живописного творчества. Теперь мыможем составить понятие оних только покопиям, сохранившимся ввиде гобеленов. Лишь в XX веке большинство его частей были собраны и алтарь занял свое место в церкви Св.
1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок. В отличие от своих современников Кристус чаще всего изображал портретируемых не на нейтральном фоне, а в интерьере («Портрет молодого человека», ок. Возможно, автор использовал тёмный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своему современнику – ван Эйку (1395 – 1441).
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Факт ученичества Рогира уРобера Кампена (ок. 1378-1444) невызывает уисследователей сомнений. Corneille, флам. Эти произведения были: «Страшный суд», написанный на 8 створках, «Рождество Спасителя» (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), «Поклонение волхвов» (ныне в Мюнхенской пинакотеке)— одно из последних по времени произведений Вейдена. Судьба этого произведения известного как Гентский алтарь, драматична. Так, в композиции «Св.
Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. Таковы, например, Портрет Франческо дЭсте (ок. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Излюбленным жанром Пьеро делла Франчески являлся религиозный. Таковы близкие по решению портреты из Национальных галерей Лондона и Вашингтона. РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок. 1460, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), безымянные женские портреты.
Предполагают, что в образе Святого Луки Рогир изобразил самого себя. Бавона. 1472–1474, галерея Брера, Милан) и фресковые композиции «Мария Магдалина» (ок. теперь в Гравенорской гал., в Лондоне).
Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок. Прервал эту традицию Ганс Мемлинг (1435—1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Вполне возможно, что ученичество уКампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Элигий» (1449, собрание Леман, Нью-Йорк) святой, почитаемый как покровитель мастеров золотых дел, представлен в облике ювелира в интерьере ювелирной лавки.
От Яна ван Эйка идет стремление Кристуса привнести в религиозный сюжет элемент жанровости. галерея искусства, Вашингтон). Очень выразительны портретные образы Кристуса. Возможно, автор использовал тёмный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своему современнику— ван Эйку (1395—1441). Накартине Рогира ван дер Вейдена действие происходит воткрытой лоджии. илл. Именно вот таким образом св. Лука считался покровителем художников.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре. Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый. Этот алтарный образ, как и другие картины мастера (например, «Святой Лука, рисующий Мадонну»), породил огромное число подражаний и копий. действующих лицах.
Margaretha, род. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Трон символизирует еебудущую роль Царицы Небесной. В1460году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто вБрюссель, учиться уРогира ван дер Вейдена. Ясности и чистоте женского облика соответствует тишина и спокойствие природы. Такова находящаяся в петербургской Эрмитаже картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». и исп.
евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери». Вживописи Ван дер Вейдена чувствуется отход отрадостного восприятия мира Ван Эйка, ееглавный акцент— воссоздание мира эмоций, духовных переживаний, которые передаются спомощью чрезвычайно экспрессивных движений, поз, мимики ижестов. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри деляПастюр («деляПастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» ипереводится как «Луговой»). благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой– Мадонна с Младенцем или святой покровитель.
Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен). мастеров, среди которых– Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. Сосредоточивая действие на переднем плане и не испытывая особого интереса к передаче бытовых и пейзажных деталей (в частности, охотно вводя условные фоны), Р. в. д. к ст. Живопись Рогира ван дер Вейдена направлена на удовлетворение вкусов аристократических слоев нидерландского общества. иск-во своего времени. идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс творчество мастера оказало значит.
У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. На картинах же XV ст. В знаменитом «Снятии с креста» (ок.
Рогир ван дер Вейден — художник следующего после Яна ван Эйка поколения. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина. В 1444—1447г.
В1445году Иоанн (Хуан) Иоанн IIКастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. "Лука Евангелист, пишущий Мадонну". Далее следы живописца теряются— вплоть до5марта 1427года. Художники несошлись характерами иочень скоро поссорились. На ней изображена полуфигура Марии Магдалины, сидящей на первом плане в спокойной позе.
Показательна в этом отношении правая створка небольшого «Триптиха семейства Брак» (1450-е, Париж, Лувр). Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок. Cornelius).
Исследователи предполагают, что к1427году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, акКампену он«фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Впоследствии уРогира ван дер Вейдена иего жены родилось еще поменьшей мере трое детей, один изкоторых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел постопам отца. В центральной части большого триптиха известного под названием «Алтарь Святой Коломбы» (ок. donator – «даритель»), гентского бюргера Иодокуса Вейдта и его жены, Изабеллы Борлют. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены).
скульптуру. В 1427 году вписан в цех художников св.
В противоположную сторону направляются спасшиеся. Пальцы на руках модели крепко сжаты, возможно для того, чтобы казаться меньше и не отвлекать внимания от лица девушки. Самой ранней из известных картин считается «Снятие с креста» (ок. Чувствуется, что мастер стремится не только передать внешнее сходство, но и уловить индивидуальные черты своих моделей. Рукава платья опускаются ниже запястий.
Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ееобраз. В. не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах. Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных постилю портретов икартин нарелигиозные сюжеты, которые, поихмнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом. Ранг подчеркивается, в первую очередь (как и в случае с ван Эйком), с помощью роскошных одежд и геральдических или символических атрибутов. Но Рогир портреты стилизует – он, например, внимателен, к резко контрастным контурам губ и носа, он акцентирует гибкость конечностей – так идеализирует натурщиков, придавая им большую утонченность. Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре.
Интересна композиция «Мадонна канцлера Ролена». триптих семейства Брок, наход. В 1449г.
1460, Нац. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). В 1450 году предпринял путешествие в Италию.
Один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения. Боковые створки триптиха несохранились.
Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). наз. 1460, Мюнхен, Старая пинакотека), показано Поклонение волхвов.
илл. Вот некоторые персонажи картины. Алтарь словно воспроизводит ср. -век. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели натему правосудия. В 1450 совершил паломничество в Италию.
Несмотря на многочисленные позднеготические элементы, присущие его произведениям (угловатость фигур и т. д. ), глубина и многогранность образа человека у Р. в. д. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Это не единственные портретные образы современников художника.
Надо всем высится фигура Судии-Христа. В 16в. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок.
Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. Всем импридется взойти наогромные весы, которые держит вруке архангел Михаил.
Таковы работы «Мадонна делла Мизерикордиа» (ок. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся совсей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный имвкомпозицию одной изних. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. художник.
Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания лицу модели и её внутреннему самообладанию. Большое место в творчестве ван Эйка отведено и собственно портретной живописи.
Как и во многих других работах ван дер Вейдена, в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. 1450–1460, Национальная галерея, Лондон).
Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин— Далем), Молодая женщина вбелом головном уборе (Берлин— Далем) иФилипп деКруа (Антверпен, Музей изящных искусств). Рогир ван дер Вейден. Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин). Самой значительной работой мастера стал многочастный алтарь для церкви Св. Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах.
Алтарный образ был выполнен позаказу гильдии стрелков г. Лувена. Среди персонажей Гентского алтаря (всего их более 250) представлены портретные образы заказчиков – донаторов (от лат. эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Показателен портрет Франческо дЭсте.
Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство имельчайшие нюансы впортретах. Зрители видят здесь Святую Троицу, Богоматерь, Иоанна Крестителя, ангелов, поющих гимны. На обороте диптиха Пьеро делла Франческа показал триумф герцогов. Колумбы», ок. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. Эти технические недостатки выкупаются религиозным настроением, которое в то время ценилось в картинах выше всего прочего.
архит. С 1427 года учился в своем родном городе Турне у Робера Кампена. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания лицу модели и её внутреннему самообладанию2. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств.
1443–1451, Музей Госпиталя, Бон) и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок. 1460, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет рыцаря ордена Золотого руна (ок. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. )Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture около 1400—1464)— нидерландский художник.
Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. От Яна ван Эйка идет стремление Кристуса привнести в религиозный сюжет элемент жанровости. Рядом сней стоит Миро, последователь Христа (держит вруке сосуд смаслом). В 1450 году художник посетил Италию.
Небольшая по своим размерам, она тем не менее поражает пространственной масштабностью. Большое влияние на него оказало также искусство голландских мастеров. В «Алтаре Бладелена» (Мидделбургский алтарь Берлин, Государственные музеи) коленопреклоненные Мария и Иосиф и заказчик картины Питер Бладелен умиленно взирают на обнаженное тельце Младенца. Весы определят ихпосмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки.
1399, Турне– 18. 6. 1464, Брюссель), нидерл. Крайняя справа— Мария Магдалина. Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей. Его модели не выглядят отстраненными от мира, они как будто обращаются к зрителю, словно пытаясь взглядом выразить свои мысли и чувства («Портрет Эдварда Граймстона», 1446, собрание герцога Веруламского, Корэмбери «Портрет картезианского монаха», 1446, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Портрет молодой женщины», 1450-е).
К сожалению, некоторые детали были безвозвратно утрачены и их пришлось заменить копиями. «Портрет Дамы»— единственный портрет, подписанный ван дер Вейденом, однако имя модели не известно. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие. В то время, как ван Эйк показывает природу «сырую», какой она есть, Рогир улучшает физическую реальность, цивилизуя и рафинируя Природу и человеческую форму с помощью своей кисти.
(К сожалению, эта работа до нас не дошла: она погибла еще в XVII веке. ) Великолепным образцом этого периода творчества художника является триптих «Снятие с креста» (1438), написанный художником для капеллы Гильдии стрелков в Левене. Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха. Примерно вэто время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Луки в Турне. Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах.
Религиозные композиции Рогира пользовались большим успехом. Бавона в Брюгге, расписанный ван Эйком совместно с братом Губертом. Напротяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. В. характерна необычайная эмоциональная насыщенность образов, строгость композиционных ритмов, чёткость рисунка, напряжённость колорита, в котором преобладают ясные, холодные тона («Снятие со креста», Прадо, Мадрид «Распятие», Художественно-исторический музей, Вена). Центральная часть этого произведения — «Поклонение волхвов» — являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника.
В. произвел много работ, которые доставили ему широкую известность. Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Кампен). Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С. -Петербург Музей изящных искусств, Бостон Музей Грутхусе, Брюгге Старая пинакотека, Мюнхен). «Портрет Дамы» – единственный портрет, подписанный ван дер Вейденом, однако имя модели не известно.
Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри.