Он имел большую мастерскую, работы которой пользовались известностью в Европе. Благоговение перед Мастером питал и Альбрехт Дюрер. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что оннеодин раз жертвовал монастырям ицерквям крупные суммы, ав1462году даже стал членом братства Святого Креста) ипотому сомневаться вего «паломничестве» вРим унас нет оснований. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Кампен).
Колумбы» (1458–1459, Мюнхен, Старая пинакотека). Margaretha, род. На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание. В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города.
В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо дЭсте» (ок. В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор. Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С. -Петербург Музей изящных искусств, Бостон Музей Грутхусе, Брюгге Старая пинакотека, Мюнхен). Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками.
Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи. Именно вот таким образом св. Лука считался покровителем художников. (К сожалению, эта работа до нас не дошла: она погибла еще в XVII веке. ) Великолепным образцом этого периода творчества художника является триптих «Снятие с креста» (1438), написанный художником для капеллы Гильдии стрелков в Левене.
эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок. Как яуже упоминал, «Снятие скреста»— единственное произведение, окотором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св.
Помимо упомянутого К. ван Мандером «Снятия со креста», это «Благовещение» (ок 1435), «Триптих семьи Брак» (ок 1450, оба — Париж, Лувр) «Св. Зарегистрированным лучшим является Снятие с креста в музее Прадо, Мадрид. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий отом, что «некто Роже деляПастюр поступил учеником кмастеру Роберу Кампену».
Он в алом епископском платье и митре. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка.
Лука, рисующий Мадонну» (Бостон, Музей изящных искусств варианты — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека Вадуц, собрание Вильчек) триптих «Семь таинств» (ок 1441, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) диптих «Распятие» (Филадельфия, Художественный музей) «Читающая Магдалина» (Лондон, Национальная галерея) «Алтарь Мирафлорес» (Берлин, Государственные собрания) «Мадонна с Младенцем и святыми» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт) «Положение во гроб» (Флоренция, Уффици) и др. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. Оба живописца поместили свои модели в пределах сильных диагональных линий, предоставленных или через головной убор или через сгибы окружающих драпировок или ткани. Они были разрушены во французской Бомбардировке Брюсселя в 1695, но известны из многих выживающих описаний из бесплатной частичной копии в гобелене (Берн, Музей Historisches) и из других бесплатных и частичных копий в рисовании и живописи. Надо всем высится фигура Судии-Христа.
Палата Este и семьи Медичи уполномочила картины от него. Лука считался покровителем художников. В1445году Иоанн (Хуан) Иоанн IIКастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес.
Мария, сидящая уподножия трона, кормит грудью младенца Христа. Рядом сней стоит Миро, последователь Христа (держит вруке сосуд смаслом). Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаются лаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели (Портрет женщины, Картинная галерея, Берлин-Далем Франческо дЭсте, Метрополитен-музей), выразительностью образов. Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин). Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Выстраданной – да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной.
На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель. Крайняя слева— Мария, жена Клеопы, одного изучеников Иисуса. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи. Рогир вошел в историю искусства как один из самых значительных портретистов XVв. Cornelius).
И полностью достигает цели. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Ван дер Вейден обучался живописи у Р. Кампена в Турне. иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния. Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне.
Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. В 1450совершил путешествие в Италию. Благоговение перед мастером питал и Альбрехт Дюрер с соответствующей характеристикой последний упоминает Рогира наряду с ван дер Гусом в дневнике путешествия в Нидерланды8. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания. Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет.
Далее следы живописца теряются— вплоть до5марта 1427года. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Трон символизирует еебудущую роль Царицы Небесной.
Ван дер Вейден не оставил автопортретов. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели натему правосудия. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. После его ученичества он был сделан владельцем Гильдии Турнея Св.
Более всего поражал зрителей, съезжавшихся совсей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный имвкомпозицию одной изних. Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. Corneille, флам. В 16в. Редко кто из художников того. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году).
Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии). Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса.
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. Примерно вэто время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ.
к ст. Все четыре были закончены до 1450. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Лишь онескольких работах Рогира ван дер Вейдена— вчастности, о«Снятии сокреста», хранящемся ныне вмадридском музее Прадо, — говорится всовременных ему письменных источниках достаточно подробно иточно.
Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Возможно, что это письмо герцогини— простая дань приличиям.
Колумбы», ок. Запрестольный образ Мирафлореса был, вероятно, уполномочен королем Хуаном II Кастилии, так как Хуан II пожертвовал его монастырю Мирафлореса в 1445. Среди приписываемых ему произведений: Св. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. Алтарь словно воспроизводит ср. -век.
В 1450 совершил путешествие в Италию. Справа – таинства соборования, брака и рукоположения. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян.
До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Вот некоторые персонажи картины. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки.
Помимо того, что некоторые из них непосредственно изображают представителей высшей знати: «Портрет Франческо дЭсте» (ок. Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин— Далем), Молодая женщина вбелом головном уборе (Берлин— Далем) иФилипп деКруа (Антверпен, Музей изящных искусств). Алтарный образ был выполнен позаказу гильдии стрелков г. Лувена.
В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел.
Рогир посетил Италию, где написал ряд картин для герцога Лионелло дЭсте, а также, вероятно, для семьи флорентийских Медичи. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена – в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, – говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Онбыл уже слишком стар, чтобы быть суетным, даипохвалы аристократов были ему невновинку.
Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена). Факт ученичества Рогира уРобера Кампена (ок. 1378-1444) невызывает уисследователей сомнений. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия.
Художники несошлись характерами иочень скоро поссорились. Группа предстоящих у креста как бы образуе круг. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри. В27-28лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, аРогир только-только приступает кучебе. Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Кампен).
Колумбы» триптих «Алтарь Св. Далее следы живописца теряются – вплоть до 5 марта 1427 года. Если мастера Нидерландов предшествующего периода-Р. Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело.
Крайняя справа— Мария Магдалина. 1440 «Алтарь св. Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании.
Туда, в ад, горестно следуют нераскаявшиеся грешники. В 1450-е гг. иск-во своего времени. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ). Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании.
Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах. Известны слова, сказанные монархом охудожнике: «Великий фламандец». В знаменитом «Снятии с креста» (ок.
Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. 1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху).
Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок. Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора.
1435, Прадо, Мадрид см. На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. К последней половине 15-го века он затмил Яна ван Эика в популярности.
Margaretha, род. Всем импридется взойти наогромные весы, которые держит вруке архангел Михаил.
Рогир оказал несомненное влияние на таких признанных мастеров, как Дирк Баутс и Гуго ван дер Гус. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. 1460, Нац. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум.
1378 – 1444) не вызывает у исследователей сомнений. В триптихе известном под названием «Алтарь Колумбы» (ок. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице. О том, что запрестольный образ написан именно в годы его епископства, говорят гербы города Турне и самого Жана Шевро, помещенные в верхних углах каждой из трех панелей образа.
Истинное имя – Рожье де ля Пастюр. Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн.
Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Известны слова, сказанные монархом о художнике: Великий фламандец. сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др.
По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Ее фигура полна сложного движения. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям.
илл. Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин «Алтарь св.
С 1970-х эта живопись была связана с двумя маленькими головами в коллекции Музея Calouste Gulbenkian (Лиссабон) Святой Кэтрин и Св. За спиной св. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян.
Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. maitre-coutelier) по имени Анри.
влияние также на франц., нем. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Первые и третьи группы были подписаны и первый датированный 1439. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, было ещё трое детей: дочь Маргарита (флам.
Рогир ван дер Вейден (ок. Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную инепротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена искусствоведам приходится покрупицам собирать разрозненные искудные сведения онем. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св.
Поездка в Италию и полученные там впечатления смягчили манеру Рогира. Его портреты имеют тенденцию быть половиной длины и половины профиля и он столь же сочувствующий здесь как в его религиозном triptychs. В противоположную сторону направляются спасшиеся. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной.
Заключительное упоминание о Rogier de la Pasture в финансовых отчетах Турнея, 21 октября 1435, перечисляет его как demeurrant Brouxielles (39живущий в Брюсселе39). У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. Исследователи предполагают, что к1427году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, акКампену он«фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Он был также создателем особого типа изображений — так называемых «благочестивых диптихов», содержавших изображение Мадонны с Младенцем и портрет человека, как бы обращающегося к ней с молитвой.
В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими. В противоположную сторону направляются спасшиеся. действующих лицах. В 1450 году художник посетил Италию. Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие художники, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса.
Слева возвышаются райские врата, к которым ангел подводит группу праведников справа разверзлась пылающая пропасть преисподней, куда падают грешники. Но само Ее лицо излучает неземной свет. Крайняя слева – Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. Боковые створки триптиха несохранились.
Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри деляПастюр («деляПастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» ипереводится как «Луговой»). Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал.
Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы Р. Кампена). Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Специальный интерес к ранней нидерландской живописи в Европе пробудился лишь к началу XIX века.
Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. Лука, рисующий мадонну, ГЭ и Музей изящных искусств, Бостон). мастерскую.
Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корнелиус (среднефр. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны.
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии. живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр. ), которая считалась его лучшим произведением. В 1427г.
Рисуя мельчайшие детали конструкции, он стремился выявить строгую стройность и величавую возвышенность архитектурных форм, более того, соотнести их образный строй с торжественно значительным душевным переживанием людей. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Связь со скульптурной традицией видна в частом появлении в его алтарных образах исполнённых гризайлью мотивов имитирующих резьбу. Наиболее ранняя из известных картин-«Снятие со креста» (1437-38, Прадо). Действие здесь развертывается подобно барельефу в неглубоком пространстве первого плана, ограниченного золотым фоном.
На центральной панели— Христос во Славе, прямо под его изображением— архангел Михаил, взвешивающий на своих весах души умерших. Вот некоторые персонажи картины. В1450 совершил путешествие в Рим, где, судя по отзывам современников, произвёл большое впечатление как на художников, так и на заказчиков. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Corneille, флам. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Дошедшее до нас наследие мастера весьма значительно.
Картины похвалила или описала серия комментаторов до их разрушения, включая Дюрера (1520), Vasari (1568), Molanus (c. 1570–1580) и Baldinucci (1688). художник. Сохранился целый ряд его станковых портретов («Портрет молодой женщины», Берлин, Государственные собрания «Портрет Франческо дЭсте», Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Портрет рыцаря Золотого Руна», Брюссель, Королевский музей изящных искусств «Мужской портрет», Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса «Женский портрет», Вашингтон, Национальная галерея и др. ). Он восседает на радуге, как на престоле. Напротяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера.
Именно вот таким образом св. Corneille, флам. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. В 27 – 28 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе. Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком».
Что ипроизошло в1432году. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. Колумбы» триптих «Алтарь Св. Художник словно отрешается отбогатства мира, его неинтересует предметное окружение человека, более того— онвводит всвои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал. В том же 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена.
Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха.
1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок. В пользу этой гипотезы говорит и глубокое знакомство художника с богословием, утонченная и искусная трактовка евангельских сюжетов, характерные для его работ. В 1440-е гг. 1437- после 1514), пошел по стопам отца. Нообэтой поездке неговорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего оней всвоем сочинении «Ознаменитых людях».
Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь. Некоторые историки искусства считают, что художник отлучился из Брюсселя в связи с поездкой в Рим. Но в 1695 году эти панели были практически разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской.
Сильно затрудняет датировку то, что Жан Шевро, по чьему заказу художник, по всей видимости и создал триптих, был епископом Турне в течение довольно длительного времени – с 1436 по 1460 год. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. он поступил в мастерскую Робера Кампена — ведущего живописца г. Турне, а в 1432г. Джозефа. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).
идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс творчество мастера оказало значит. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Cornelius). Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи.
В 1446—1452 гг. архит. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре.
На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа. Алтарный образ «Снятие сокреста», является признанным шедевром мировой живописи. Донас недошло ниодной подписанной имкартины, атеего работы, которые упоминаются вдокументах, описаны настолько приблизительно, что ихневозможно идентифицировать. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском — родном языке мастера) продаёт дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел.
Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина. Может быть и слишком. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Крайняя справа – Мария Магдалина.
После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. В противоположную сторону направляются спасшиеся. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. скульптуру. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении О знаменитых людях. галерея искусства, Вашингтон).
Международная репутация Рогира прогрессивно увеличивалась. Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец». Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с ее Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.
Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем "Франческо дЭсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его паломничестве в Рим у нас нет оснований. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии.
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Косвенно печати Шонгоера помогли распространить стиль ван дер Вейдена. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира.
Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть). В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. Именно этот факт помещает de la Pasture и ван дер Вейдена как один и тот же художник.
О художнике из Нидерландов оставил благоприятный отзыв Николай Кузанский. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландский художник.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита (флам. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований. Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима.
коробовый рельеф яркие цвета подчёркивают драматизм происходящего и акцентируют внимание на гл. В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен см. О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Итал.
В 1450г. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, невиданный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина6. Это сказывается и в портретах художника.
Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. После возвращения Бугатто вИталию в1463году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому илюбимому мастеру Рогиру», вкотором благодарила его задоброе отношение кеепротеже. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест. Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460).
Первую изчетырех панелей для брюссельской ратуши Рогир закончил в1439году, аработа над остальными растянулась почти навсе 1440-е годы. в 1432) и двое младших сыновей — Питер и Ян. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. Но все его картины – духовное завещание, которое он писал долгие годы. Что и произошло в 1432 году. Они были уполномочены городом Брюсселем за Гульден Camere (Золотая Палата) Брюссельской Ратуши.
мастеров, среди которых– Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. Надо всем высится фигура Судии-Христа. Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. Что и произошло в 1432 году. к ст. 1460, Музей Метрополитен), «Рыцарь ордена Золотого руна» (ок. Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук).
Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Для творчества Рогира ван дер Вейдена характерна своеобразная переработка художественных приёмов Я. ван Эйка. Удивляет одно – в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. был принят в местную гильдию св.
В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425 – 1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену». Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). Накартине Рогира ван дер Вейдена действие происходит воткрытой лоджии. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Среди его учеников были и итальянцы.
Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились.
Ван дер Вейден работал от жизненных моделей и его наблюдения были острыми, все же он часто идеализировал определенные элементы черт лица своих моделей и они типично статны, особенно в его triptychs. Портрет поражает глубокой характеристикой модели, несмотря на кажущуюся внешнюю сдержанность. Многие его наиболее важные работы были разрушены в течение конца 17-го века. Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя. благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой– Мадонна с Младенцем или святой покровитель. В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств.
Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гёте увидел «Алтарь церкви Св.
Margaretha, род. Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). 1435), признанный шедевром мировой живописи и грандиозная композиция «Страшный суд» (1446-51) для Капеллы госпиталя в Боне, поражающая духовной мощью и силой воображения. 1455, Старая пинакотека, Мюнхен).
Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. 1460). Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно изображен в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр.
В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом. Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе – «Святом Луке, рисующем Мадонну» (1435 – 40). Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Слева – таинства крещения, конфирмации исповеди.
Благодаря такой реконструкции творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. Теперь мыможем составить понятие оних только покопиям, сохранившимся ввиде гобеленов. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом.
Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). В1443году онприобретает два больших дома водном изсамых фешенебельных районов города. Этот алтарный образ, как и другие картины мастера (например, «Святой Лука, рисующий Мадонну»), породил огромное число подражаний и копий. Весы определят ихпосмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Среди его итальянских заказчиков – аристократ Франческо дьЕсте. Кэтому времени художник уже успел жениться надочери зажиточного сапожника иобзавестись сыном (онем известно, что онстал монахом иумер в1473году). 1460, Метрополитенмузей, НьюЙорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок.
Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. ) Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландскийхудожник. Эта, одна изсамых знаменитых его картин, выполнена Рогиром около 1438г. позаказу гильдии стрелков г. Лувена. Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах. 1443–1451, Музей Госпиталя, Бон) и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок. Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены).
По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета.
С 1435 года он жил в Брюсселе, где стал ведущим художником и руководил мастерской. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира.
РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. Художник чаще обращается к лирическим мотивам Евангелия.
Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно вот таким образом он и считался всегда покровителем живописцев).
Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Cornelius). Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. Луки.
Не слишком ли много берем мы на себя. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Колумбы в Кёльне.
До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов.
Правая часть. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство имельчайшие нюансы впортретах. Однако со временем творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение. Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Онвосседает нарадуге, как напрестоле. Большинство из них существует ныне в разрозненном виде (например, «Портрет Лорана Фруамона», Брюссель, Королевский музей изящных искусств и «Мадонна с Младенцем», Кан, Музей изящных искусств).
Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). И, скорее всего, уважаемый и любимый мастер не обратил на письмо герцогини большого внимания. Его пространство перспективно едино. К шедеврам творчества Рогира принадлежат грандиозный полиптих «Страшный суд» (1446–1451, Бон, Бургундия, Госпиталь), «Алтарь Бладелена» (Берлин, Государственные собрания), «Алтарь св. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ееобраз.
Возможно ли говорить так о человеке, умершем несколько столетий тому назад и не оставившем нам ни единого "словесного" свидетельства о себе, ни единого клочка бумаги, где было бы написано его рукой: "Да, я был счастлив в этой жизни". 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». Удивляет одно— в1427году Рогир был уже довольно взрослым человеком. Рогир ван дер Вейден или Роже де ла Пастюр (1399 или 1400 – 18 июня 1464) был Ранним голландским живописцем. Луки.
Примером опять может служить образ Марии Алфейской. И, скорее всего, «уважаемый илюбимый мастер» необратил написьмо герцогини большого внимания. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Впоследствии уРогира ван дер Вейдена иего жены родилось еще поменьшей мере трое детей, один изкоторых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел постопам отца. Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу.
Отметим, что Рогир был первым живописцем изобразившим все семь таинств одновременно. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира. по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом. На центральной панели художник изображает таинство причащения. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» триптих «Алтарь Св.
Его репутация медленно восстанавливалась в течение следующих 200 лет сегодня он известен, с Робертом Кэмпином и ван Эиком, как третье (родом дата) трех великих Ранних фламандских художников (39Vlaamse Primitieven39) и широко как самый влиятельный Северный художник 15-го века. илл. В1460году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто вБрюссель, учиться уРогира ван дер Вейдена. Вполне возможно, что ученичество уКампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». После путешествия в 1450 году в Италию художник обратился к портретному жанру. Живопись Р. ван дер В. тесно связана с современной ему пластикой: композиции часто напоминают резные алтари, а вытянутые, угловатые фигуры, укутанные в жёсткие, ломаные складки одежд, похожи на каменную и дерев.
1399, Турне– 18. 6. 1464, Брюссель), нидерл. На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен). Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни. Ван Дер Вейден исполнил большое количество алтарных композиций, среди которых отличаются триптих «Снятие с креста» (ок. Изображая сцену снятия со креста, мастер, стремясь усилить эмоциональное воздействие картины на зрителя, намеренно перегружает ее неглубокое пространство множеством фигур.
и исп. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Боковые створки триптиха не сохранились.
Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене) — триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец — Корней (среднефр.
Фрагмент лондонской Национальной галереи Чтение Magdalen был описан Кэмпбеллом как «один из больших шедевров искусства пятнадцатого века и среди самых важных ранних работ Рогира».
В противоположную сторону направляются спасшиеся.