Наличие элементов Божественной мудрости у философов-нехристиан Бэкон объясняет тем, что всякое истинное познание является следствием Божественного просвещения (illuminatio). Р. Бэкон известен как один из предвестников методологии науки Нового времени. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. В III книге и Климент в I книге. И во времена Форонея у язычников возникла моральная философия, поскольку, как говорит Августин, тогда «Греция сделалась более известною некоторыми установлениями законов и учреждениями судов». У Бэкона опыт означает все, что человек «испытывает» в самом широком смысле слова, непосредственное познание «лицом к лицу» с реальностью.
Наконец, в четвертой части (по смыслу сильно пересекающейся с первой) Бэкон демонстрирует рациональные аргументы в пользу христианства, которые могли бы убедить «мудрых» нехристиан исповедующих ту или иную религию («Я мог бы представить простые и грубые,, способы неверных, соответствующие основной их массе, но это бессмысленно. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст.
Нужно заметить, что стремление свести художественное совершенство к числовым соотношениям («поверить алгеброй гармонию») в истории культуры показало себя (по крайней мере, пока) гораздо менее плодотворным, чем думал Бэкон, которого за это, тем не менее, трудно упрекнуть. Бакон или Бэкон Роджер. Я, следовательно, желаю пойти далее и представить аргументы, о которых могут судить мудрецы»). Бэкон дает теорию и способ устройства телескопа, но описание это настолько неудовлетворительно, что нельзя быть уверенным в том, чтобы он владел подобным инструментом. И всем ясно, что если бы святые пользовались великими философскими науками, то они не превозносили бы так «пепел» философии и обратили бы их на пользу священному ибо, с точки зрения святых, насколько науки значительнее и лучше, настолько они более подходят для Божественного.
Но этот путь — не что иное, как путь философии. в мировоззрении Бэкона начали происходить радикальные перемены. Среди всей литературы, которую, согласно его мнению, следовало «ввести в научный оборот» на христианском Западе, отметим его замечание о необходимости знать книги греческих Отцов Церкви: «если бы книги этих были переведены, то не только бы возросла мудрость латинян, но и Церковь получила бы большую помощь против схизм и ересей греков ибо они были бы побеждены посредством речений их святых, которым они противоречить не могут», — пишет Роджер Бэкон в период, когда необходимость воссоединения восточной и западной Церквей осознается как весьма актуальная.
Также могут быть созданы повозки, которые двигались бы без тягловых животных с невообразимой стремительностью инструменты для полета: чтобы в середине инструмента сидел человек, вращая некое изобретение, с помощью которого, ударяя по воздуху искусственно созданные крылья, на манер летящей птицы. научная активность Бэкона прерывается, что можно объяснить как раз его заключением. В процессе научных исследований и работы над названными произведениями Бэкона захватила идея создания всеобъемлющего учения, которое должно было основываться на естествознании, «опытной науке» и математике и охватывать все области знания — от грамматики до богословия. Убежденность Бэкона в том, что Священное Писание представляет собой источник всей истины, необходимой человеку, объясняет достаточно странное для современной эпохи (но не для Средневековья) использование Библии как источника научных сведений, в том числе в вопросах физики. Он был скорее проницательным и систематическим мыслителем и работал по хорошо проторенной колее, по колее, с которой его современники были сбиты сооблазнительностью доводов богословов и метафизиков.
Отцы Церкви (начиная с Юстина Философа) использовали концепцию заимствования греками философии у ветхозаветных патриархов и пророков для легитимизации христианства как «истинной философии» в глазах представителей эллинистической культуры). Однако точный ответ на вопрос о малой родине английского мыслителя невозможен. В XIII в. при многих университетах существовали грамматические школы, находившиеся под юрисдикцией канцлера и, возможно, начав свое образование в одной из них, Бэкон затем поступил в университет.
Бэкон стал первым в истории Европы мыслителем, кто попытался создать всеобъемлющую энциклопедию знания, органично соединенного с богословием и ориентированного на достижение практических (религиозных) целей. И Августин утверждает в Монологах (да и в других местах), что «разумная душа подчинена одному лишь Богу в том, что касается всех основных просвещений и влияний». Ибо медики на основании симптомов познают собственные и частные причины заболевания однако этому предшествует знание общих причин, которые медик должен знать из общей науки о природе ибо Философ говорит в книге О чувстве и чувственно воспринимаемом, что там, где заканчивается принципов естественной философии, начинается принципов медицины. И Августин говорит в Комментарии к Евангелию от Иоанна, что Бог дал им мудрость.
В этой части, как и в предыдущей, рассуждения его основаны, главным образом, на его личных взглядах на силы природы и их действия. А в другом послании приводит стих Менандра: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15, 33). Когда он восстал против образа жизни духовенства и особенно монахов, требуя от папы реформы, последний лишил его права преподавания, а так как эта мера не подействовала, велел заточить его в темницу на хлеб и на воду. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины».
А затем, как там сказано, — Архилох, уже во время правления Ромула и это было во времена Ахаза и Езекии, царей иудейских. Чтобы ознакомиться с вопросом о том, как теория природы согласуется с метафизическими задачами силы и вещества, с логическими доктринами вселенной и вообще с теорией Бэкона, необходимо обратиться к изданию Чарльса. и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене.
е. около тысячи лет). И поскольку я уже показал, в каком смысле знание языков необходимо латинянам для изучения мудрости самой по себе, то теперь я хочу показать, как им надлежит обладать знанием языков для мудрости в приложении к Церкви Божией, государству верных, обращению нехристиан и опровержению тех, кого невозможно обратить. Наконец, Роджер Бэкон разработал интересное астрологическое рассуждение, подтверждающее, с его точки зрения, преимущество христианства по отношению к пяти другим религиям, в качестве которых в этом месте Opus maius называются иудейская, халдейская, египетская, мусульманская и религия Антихриста (в другой части, посвященной моральной философии, список, как мы видели, несколько иной). Да и сами святые также исправляли друг друга и сурово спорили между собой.
В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. И мы должны следовать совету Туллия, в конце Тускуланских бесед, где он говорит, что «даже если ты пребываешь перед лицом толпы, не стремись присоединяться к ее суждению и не считай наилучшим то, что полагает таковым она». К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда.
В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Следовательно, каково отношение цели к цели, таково же и отношение умозрения к умозрению.
256—357) посвящена трактату о перспективе.
А против мнения толпы он высказывается в прологе ко II книге Тускуланских бесед,, что «философия удовлетворяется немногими судьями и избегает совета толпы, которой она подозрительна и которой ненавидима». Все эти ранние работы, написанные Бэконом в классическом схоластическом стиле, вполне вписываются в рамки университетской философской традиции и не отличаются особой оригинальностью тем не менее, уже в них присутствуют определенные мотивы (прежде всего повышенный интерес к естественной философии), ставшие затем основополагающими в творчестве английского мыслителя.
Часть V (стр. 1214 — после 1292). Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). Между тем, in studio вовсе не обязательно означает «в университете» и слова Бэкона «я все время был in studio» вполне могут быть переведены и как «все время был поглощен занятиями наукой». А Анаксимена слушали Диоген и Анаксагор и стали его преемниками во времена Дария, на второй год правления коего был воздвигнут Храм.
Прочие же ничтожные переводчики не знали многого как в науках, так и в языках, что показывают их переводы. Даже святые пересматривали свои мнения, спорили и поправляли друг друга. Ибо постоянство в благе и истине есть — в силу человеческой слабости — мать пресыщения, вот таким образом ничтожный человек находит удовольствие в разнообразии полезного, которое ему представляют суждения авторитетов, к которым он изначально примкнул иначе обстоит дело со злом, ложью и тем, что Вредно для него самого и для других. По сути, все эти работы представляют собой компиляцию ряда предыдущих работ Бэкона, находившихся в разной стадии готовности. Согласно Роджеру Бэкону, пренебрежение математикой «в течение уже тридцати или сорока лет уничтожило всю систему образования латинян И, что еще хуже, люди, ее не знающие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут лекарства».
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. И было это во времена царя Огигия, когда случился Великий потоп, который иногда называют именем этого царя, поскольку потоп произошел в Ахайе в его правление, а сам он правил, по словам Августина, Евсевия, Иеронима и Солина (последний пишет об этом в книге О чудесах мира), во времена Форонея, сына Инаха. И Саллюстий в Югуртинской войне высказывает суждение Соломона, когда говорит, что «где проводили юность, там проводят и старость».
книга Исцеление. Но вся задача философии заключается исключительно в разъяснении природ и свойств вещей, а потому все возможности философии заключены в Священном Писании: это ясно прежде всего из того, что в Писании творения представлены достовернее, лучше и истиннее, нежели их можно постичь благодаря философскому исследованию.
После Фалеса первым был Анаксимандр, его ученик, а за ним — Анаксимен. Кроме того, как показало исследование Э. Литтла, в финансовых документах XII — XIII вв. Эта концепция связана с толкованием аристотелевских высказываний о «действующем» и «возможном» интеллектах в трактате О душе. е. ноября). Переводы многих важных философских сочинений и даже Библии пестрят ошибками.
Однако по сути дела «предложение» состояло, вероятно, в том, что Бэкон просил финансовой помощи, необходимой для написания этих самых работ (прежде всего — упоминавшегося Scriptun principale), а также для осуществления своих многочисленных научных проектов. Тем не менее, в позднейших исследованиях Т. Краули и Д. Линдберга данная гипотеза была поставлена под сомнение на том основании, что трактовка выражения in studio как «в университете» предполагает либо то, что слова «впервые выучил алфавит» являются метафорой, либо то, что Бэкон начал свое обучение в университете с ознакомления с буквами латинского алфавита, при явной абсурдности такого допущения. Получают ли слова свои значения естественным образом или по человеческому произволу. И это разъясняет Августин во II книге О христианском учении, приводя пример слов Господа, говорящего (Мф 10, 16): Итак, будьте мудры, как змии и просты как голуби.
Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. И он перевел на латынь некоторые сочинения по логике и немного из других. Вообще вопрос этот остается нерешенным. И, кроме того, во II книге О порядке он пишет: «Без знания логики никто не может приступить к изучению Священной науки». В отличие от Фомы Аквинского, Роджер Бэкон не очень доверяет «естественному разуму», не верит, что человек может самостоятельно прийти к глубоким философским истинам: в качестве примера ограниченности человеческих способностей в философии Бэкон приводит нескончаемые споры схоластов по знаменитой проблеме универсалий.
Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Итак, поскольку Священное Писание дает нам эту мудрость, то ясно, что здесь заключена всякая истина, а если имеется какая-то мудрость, противная этой, то она ошибочна и обладает лишь именем мудрости и различие, которое в ином случае не приводит к противоречию, здесь к нему приводит, как явствует из сказанного в Евангелии (Мф 12, 30): Тот, кто не со мною, тот против меня. Среди основных препятствий для постижения истины Бэкон называет ложный авторитет. И это я доказываю с помощью самого Аристотеля.
также «Encyclopaedia Britannica» (т. И в самом деле, дочь в большинстве случаев следует деяниям матери, сын — отца, слуга — господина, подданный — государя, викарий — прелата, ученик — учителя, поскольку сынам Адамовым привычно приписывать себе авторитет и трубить о себе по всему миру.
Ибо Моисей, простой человек, получил от Бога мудрость закона, но на него роптали фараон, египтяне, народ иудейский и прочие народы, так что эту мудрость едва захотел принять только избранный Богом народ, но, тем не менее, этот закон одержал верх над своими противниками, противодействовавшими и препятствовавшими мудрости, которой научились. Преподавал в Париже, в 1252–57 в Оксфорде о предмете преподавания можно судить по его комментариям к кн. И я говорю о софистических авторитетах несмысленной толпы, которые могут называться авторитетами только условно, так же, как глаз статуи или портрета обладает именем глаза, но не способностью. Следует отметить также важный вклад, сделанный Р. Бэконом в развитие науки о знаках. Обозначает ли слово «собака» непосредственно конкретную собаку или общее понятие собаки либо общую природу собак, а конкретную собаку — лишь опосредованно.
И в первом он представил общедоступную сообразно общим высказываниям философов-перипатетиков, т. е последователей Аристотеля. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. В этих рассуждениях Роджера Бэкона появляется столь редкий для Средних веков и столь ценный для Нового времени мотив прогресса знания: в будущем многие вещи, которых мы теперь не знаем, станут очевидными, пишет Роджер Бэкон (со ссылкой на Сенеку). прим.
Основные положения этого учения Бэкон собирался изложить в Scriptum principale (Главный труд), грандиозном сочинении, написанию которого английский мыслитель планировал посвятить свою жизнь. А то, что — эта мысль абсолютно верная и подтверждается святыми.
Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Наконец, ранний биограф Бэкона Вуд сохранил для нас даже такое его высказывание: «Мои настоятели и братья, подвергая меня наказанию голодом, держали меня под строгой охраной и не дозволяли никому прийти ко мне из опасения, что мои писания станут известны кому-либо кроме Папы и их самих». Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). 92) имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество.
И мы, не подчиняясь обычаю, должны следовать совету Киприана, «обычай, лишенный истины, есть застарелая ложь, а потому, оставив заблуждение, да последуем за истиной». Как и Аристотель, Бэкон различал теоретическую и практическую (моральную) философию у английского философа это различение выглядит так: «теоретическая философия устремлена к познанию Творца через творение, а моральная философия устанавливает чистоту нравов, справедливые законы и Божественный культ, а также славно и полезно увещевает к счастью будущей жизни». Роджер Бэкон цитирует Августина: «христиане должны перенять от философов — как от незаконных владельцев — те полезные вещи, которые содержатся в их книгах», поскольку «золото и серебро философов создано не ими самими, но как бы извлечено из всеобщих россыпей Божественного провидения, которое разлито повсеместно».
А о прочих трудах, как об искусствах, так и о природе, он говорит : «Знание прочих искусств, благодаря коим изготовляется дом и т. п. или медицины или агрикультуры или тех, результатом коих является всякое действие,, такое, как прыжки, бег и т. п., должно использоваться для выявления, — для того, чтобы смысл Писания не был от нас полностью сокрыт, — ибо в Писании имеются иносказательные выражения, в которых используется этих наук». А в указанном месте (См. Новые научные интересы Бэкона плохо вписывались в общую атмосферу Парижского университета он не находил понимания и поддержки в ученых кругах, а слава таких парижских богословов, как Александр Гэльский и Альберт Великий, не вызывала у Бэкона (насколько мы можем судить по тому, что он пишет в своих поздних сочинениях) ничего, кроме горечи и раздражения.
А то, что философы могли обрести только от них, с очевидностью показано выше. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. 358—444). Ибо Аристотель хотел вступить в полемику со своими предшественниками и многое обновить.
И когда Философ подразделяет «возможное» в I книге Топики, он отделяет толпу от мудрых ибо называет «возможным» то, что кажется или множеству или мудрым под «всеми» же понимаются совместно и толпа и мудрые, следовательно, под «множеством» понимается толпа, поскольку неразумная толпа не принадлежит к сообществу мудрецов. В самом деле, Иероним в послании к знаменитому оратору пишет: «Если бы ты читал Священное Писание, как знает всякий, что и у Моисея и в книгах Пророков кое-что взято из книг язычников». Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. Но Бог открыл им все и даровал им долгую жизнь, чтобы они завершили философию путем опыта. Как учит Птолемей в Альмагесте.
Но имя авторитета достойно благожелательного отношения. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене.
Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. И причин тому пять.
Ведь Иов знал о воскресении и о Божественных истинах. III, 1888). Ибо большинство философствующих его не ведала.
База познания — математика. Ведь в упомянутой книге Сенека говорит, что «древних надлежит выслушивать извиняя их». Даже в критике авторитета первым аргументом служат ссылки на авторитеты.
И тот философ никак не мог быть Аполлоном, которого почитали как бога в Дельфах. Согласно Бэкону, философия показывает, что «должна существовать и иная, за пределами философии, наука философия приходит к обнаружению более высокой науки и утверждает, что это — наука о Божественном». И об этом и подобном этому говорят философы.
И в прологе к III книге О Троице: «Итак, не держись твердо моих книг, если не уразумел со всей определенностью, ». Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей.
имя Роджер встречается и среди Бэконов из Норфолка и среди Бэконов из Эссекса. И первым среди них был Фалес Милетский. Равным образом и почти все тайны философии до сих пор доступны только на иных языках. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев.
Возрастает потому, что стремится отдалить мудрость от себя и от других а проявляется более отчетливо потому, что перед лицом Бога и людей оно, по суждению всех мудрых, становится очевидным со всей истинностью. И тот же Аверроэс указывает во II книге Метафизики, что «противное началам, становясь популярным, охотнее воспринимается множеством следующих суждению большинства, нежели сами начала». Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. И в той же книге он говорит: «Мне представляется более похвальным все то, что совершается без участия черни». Ибо многое достигается благодаря обычаю выслушивать чужое мнение, что он подтверждает доказательством «через следствие», говоря, что мнение толпы сильнее убеждений философов потому, что толпа не имеет привычки выслушивать иное мнение, а философы прислушиваются ко многому. И сходным образом все эти три язвы осуждает в одной фразе Сенека в конце II книги Писем.
И как Бог создал творения и Писание, так Он и пожелал, чтобы сотворенные им вещи были представлены в Писании для постижения как его буквального, так и духовного смыслов. Около 1265 г. Бэкон приехал в Париж, где попытался связаться с кардиналом Ги де Фуке (не исключено, что английский мыслитель был ранее с ним знаком). Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет.
Как бы то ни было, конфликт между Бэконом и руководством Ордена достиг апогея в конце 1270-х гг., когда, согласно документу XIV в. известному как Хроника 24 генералов генерал францисканцев Иероним Асколи «по совету многих братьев» осудил Бэкона за некие «подозрительные новшества» и приговорил к тюремному заключению. Вот потому-то Соломон и говорит: Ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как сидоняне (3 Цар 5, 6). Часть VI (стр. Вот таким образом Философ в X книге Этики примыкает к суждению Иеремии о коже эфиопа, говоря, что «трудно или невозможно обратиться к благу тому, кто через обычай закоснел во зле».
46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Вот таким образом Огигий правил во времена Иакова оттого Солин и говорит, что первый потоп в Ахайе был во времена Огигия и патриарха Иакова. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Вероятно исходя именно из этого, Бэкон и начал подготовительную работу, в результате которой на свет появились его наиболее известные произведения: Opus maius (Большее сочинение), Opus minus (Меньшее сочинение), Opus tertium (Третье сочинение). По словам Роджера Бэкона, мыслители-христиане долгое время отвергали нехристианскую философию по следующим причинам: Отцы Церкви — так как она соперничала с утверждающейся христианской верой и часто была смешана с ложными представлениями, в частности, магическими мыслители XII в. — на основе ссылок на труды Отцов Церкви, не разобравшись в причинах их мнений современники Бэкона — т. к. «находят удовольствие в незначительном и пустом». То же самое можно показать также и с помощью двух свойств метафизики.
Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. В течение длительного времени Бэкон обладал возможностью получать значительную финансовую помощь от своей семьи и «имел многие расходы». Б., потеряв надежду издать что-либо в свет из своих произведений, воспрянул духом, получив подобную просьбу папы. А потому многие знаменитые мудрецы осуждены, поскольку обладали не истинной, но кажущейся и ложной мудростью, вот таким образом, согласно Писанию, воображающие себя мудрецами сделались глупцами.
I–IV аристотелевской «Физики», к кн. И Аверроэс говорит в комментарии к О небе и мире, что «во времена древние, до Аристотеля и других философов, существовала полная философия и к ее полноте и стремился Аристотель в свое время».
Ибо они сами часто пересматривали свои слова. В этом аспекте Роджер Бэкон действительно предвосхитил последующие тенденции развития культуры. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Однако невозможно, чтобы свойства одного языка сохранялись в другом. И, как он сам говорит в прологе к книге Исцеление, он составил три тома по философии. Но, даже отвлекаясь от столь крайних суждений, непредубежденный исследователь поражается совмещению противоречивых черт в творчестве «Удивительного доктора».
И все это явно обнаруживается в их книгах и доказывается нами доказательством «через следствие».
И это утверждал не только святой Августин, но и многие другие святые. Ведь Аристотель долго не был известен и философам и латинянам в целом. И, конечно же, всегда оставалась неабсолютной основная масса философствующих.
А если некто с юношеских лет приобщен к истине жизни и науки при том, что во многих деяниях он сохраняет несовершенство и находит в нем удовольствие, то совершенство чаще становится для него источником печали: ведь оно услаждает немногих, причем, прежде всего, — в полноте добродетелей и знаний. Ибо расцвет их падает на те годы, когда родился Моисей.
Следует отметить, что, во-первых, вероучительные положения, отвергнутые этими мыслителями (например, вечность мира и телесное воскресение мертвых), являются общими у ислама с христианством, а во-вторых, в историческом плане наличие таких противоречий привело к кризису не ислама, а арабского аристотелизма. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV.
И, опять же, Сенека во II книге О блаженной жизни говорит, что «никто не ошибается сам по себе, но является причиной и вдохновителем заблуждения другого и заблуждение увлекает нас и сбивает с пути и мы гибнем благодаря чужим примерам». В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
В Средние века философы серьезно обсуждали вопросы, касающиеся значений слов.
И Боэций в книге О школьной науке, что «глупо во всем соглашаться с речами учителя: ведь сперва ему следует довериться, пока не станет ясна его мысль, а затем представить, что он ошибается в своих словах: чтобы ученик смог, по возможности, обнаружить то, что явно мог бы противопоставить рвению учителя». В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Равным образом и Господь Иисус Христос, пришедший со всей простотой и без всякого следа лжи и простые апостолы принесли миру мудрость и им было оказано достаточно сильное противодействие только лишь из-за неведения такого новшества, но, тем не менее, хотя и с большими сложностями, святая истина была воспринята. И если бы так же обстояло дело среди людей, то и этого было бы достаточно роду человеческому.
Ведь как пишет Философ в VII книге Метафизики, то, что наиболее познаваемо само по себе, для нас является наименее постижимым. Эта задача не была осуществлена им в полном объеме. Сам Бэкон написал еврейскую и греческую грамматики.
Ср. Но моряк не есть совершенство, а лишь его двигатель. чтобы не было более потопа на Земле — извлекается о целевой причине радуги. Ибо это единственный путь к усмотрению истины и совершенства. «Сентенции» Петра Ломбардского, став главным университетским учебником по богословию, заняли место Священного Писания, а изучение в университетах гражданского права практически полностью подменило собой изучение права канонического.
Следовательно, нет иной истины, кроме той, которая содержится в этой науке. А позже пришел Аверроэс, человек большой мудрости исправивший высказывания предшественников и многое добавивший, хотя и он сам должен быть кое в чем исправлен и во многом дополнен. Бэкон уделяет большое внимание разным приложениям теории распространения species, в частности, он обсуждает пути, которые проходит свет звезд (а значит и астрологические влияния), проходя последовательно сферы огня и воздуха, окружающие Землю. Ибо если неизвестно общее, неизвестно и то, что остается после общего. принципы.
Тайны природы, по мнению Бэкона, не следует открывать толпе. Species — это эффект воздействия одного тела на другое.
И это я доказываю с помощью самого Аристотеля.
И мы все еще не имеем и половины и даже лучшей части. Ибо Солин доказывает, что Рим был основан во время седьмой олимпиады, 433 года спустя после Троянской войны: это он показывает с очевидностью исходя Геркулеса, его сына Пика и других. Так, в одном месте он пишет, что не может заниматься тем, чем хочет, так как настоятели ежедневно заставляют его выполнять другие дела («Affuit enim instantia prelatorum meorum cotidianta ut aliis occupationibus oboedirem et ideo non potui aggredi qua volebam»). И опять же, он говорит там: «Народ вопреки разуму является защитником своего зла».
Собственную эпоху Бэкон оценивал как время кризиса, упадка, деградации: «Сейчас больше грешат, чем в предыдущие времена», «повсюду очевидна порча». Среди же преемников Пифагора чаще других называют Архита из Тарента и Тимея.
Это ясно на примере Аристотеля, который оспорил все мнения предшественников. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. И этому превосходно учит Сенека в книге Естественных вопросов, говоря в III книге, что «мнения древних недостаточно точны, они, неопытные, еще заблуждались в отношении истины изначально все то, к чему стремились, было новым, затем оно же стало тщательно изученным, но в начале никакая вещь еще не доведена до совершенства». Но намерению предшествует понимание и знание совершаемой вещи. «сентенциарного бакалавреата», степени, предваряющей докторскую.
Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Вот таким образом-то невежественная толпа никогда не достигает совершенства в мудрости: ибо ей неизвестно, как пользоваться вещами благороднейшими, а если она иногда случайно и достигает их, то все обращает во зло.
И в IV книге он говорит. Таким образом, «эмпиризм» Роджера Бэкона теснейшим образом связан не с сенсуализмом, а с живыми мистическими традициями, столь характерными для Средневековья. Надо полагать, что благодаря этому покровительству Б. в 1268 г. получил разрешение вернуться в Оксфорд. В период Нового времени появился распространенный и поныне образ Роджера Бэкона как первого современного ученого — математика и естествоиспытателя-экспериментатора, критиковавшего схоластическое пустословие и за это пострадавшего от «мракобесов-церковников». Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам.
В отличие от распространенной впоследствии в Новое время (особенно в эпоху Просвещения) идеи отвержения авторитета как источника познания, Роджер Бэкон не отказывается полностью от доверия авторитету, заявляет, что все предшественники достойны почитания, но, тем не менее, предостерегает от принятия ложного авторитета за истинный и предлагает противостоять ложным авторитетам с помощью истинных, а также выслушивать разные мнения. Ведь философия, рассмотренная сама по себе, не обладает никакой пользой. А его братом, по словам Августина, был Атлас, великий астролог.
БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок. Что же до Авиценны, то он был выдающимся последователем и комментатором Аристотеля и в силу своих возможностей дополнил его философию.
Равным образом имеется заблуждение относительно того философа Аполлона. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. В пищу дадут ему желчь, а в питье — уксус. И поскольку они создали менее полезные науки, то невозможно, чтобы мудрость столь великих мужей пренебрегла полезнейшей наукой о нравах.
И так во многом. И Авиценна в пятой книге О душе и в десятой Метафизики учит о том же. Opus maius состоит из семи частей и последняя часть, как бы увенчивающая все здание философии, посвящена моральной философии, но эта моральная философия составляет лишь введение по отношению к богословию, непосредственно основывающееся на Откровении.
Это и многое другое приводит Беда Достопочтенный. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Клирику из свиты кардинала, Раймону Ланскому, францисканец устно изложил некое свое «предложение», которое попросил передать кардиналу Фуке.
В этой фразе Бэкон, несомненно, намекает на то, что уже десять лет не преподает публично. Это направление рождалось медленнее и оформилось в качестве более-менее зрелого лишь к XVII в. До этого момента характерные черты современного научного метода оказывались перемешанными с элементами, ему внутренне чуждыми, — теми же, что и у Роджера Бэкона: эзотеризм, мистицизм, вера в тайные силы природы (астрологические влияния). Но дело обстоит вовсе не так, а совсем иначе. Но я знаю мудреца, который придумал, как его изготовить». Он утверждает (со ссылкой на аль-Фараби), что математика полезна для грамматики и логики, поскольку для первой важно знать природу звуков и их сочетаний, а вторая должна включать изучение «поэтических аргументов», решающим аспектом в воздействии которых является красота.
В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Впрочем, на чем основаны обе эти традиции, неизвестно., философия еще до пришествия Христа дала закон миру (исключая народ иудейский): как в том, что касается Божественного культа, так и в том, что касается нравственности, права, мира между государствами и войны с врагами.
Именно математика должна предоставить необходимый фундамент другим наукам, так как она, в некотором смысле идет первой в порядке познания. Зная о том, каким почтением со стороны оксфордских францисканцев пользовался много для них сделавший в свое время Роберт Гроссетест (не только как могущественный покровитель и заступник, но и как учитель и вдохновитель), Бэкон, считавший себя его последователем, мог рассчитывать на то, что Орден будет благосклонно относиться к его научным занятиям и что в новых условиях он сможет обрести новые возможности для реализации своих проектов. В самом деле, мудрейшие и опытнейшие часто обнаруживают в книгах древних величайшие сложности. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Многие его суждения по данному вопросу, по-видимому, вполне могли бы быть повторены учеными Нового времени, отстаивавшими использование важность математизации наук, в частности, Галилеем, считавшим, как известно, что книга природы написана на языке математики, буквами которого являются круги, треугольники и др.
От первой сохранился лишь фрагмент, от второй — большая часть, но лишь в одном экземпляре. Например, один из доводов для обращения мусульман Бэкон видел в том, что «сарацинские философы отвергали свое религиозное учение» имея в виду, вероятно, противоречия между выводами арабских аристотеликов (прежде всего Авиценны и Аверроэса) и рядом исламских догматов. И вот таким образом Туллий в трактате О бессмертии души хвалит и превозносит тех, кто избегает обычая, говоря, что «великой душе свойственно в помышлениях своих отклоняться от обычая».
Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления. И мы не можем отрицать, что это написано ими, откуда бы они это ни получили. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом».
И если бы книги этих были переведены, то не только бы возросла мудрость латинян, но и Церковь получила бы большую помощь против греческих схизм и ересей ибо они были бы побеждены посредством речений их святых, которым они противоречить не могут. Именно это место, говорящее, что от Испании сравнительно недалеко до восточной оконечности Азии, обусловило интерес Христофора Колумба к открытию западного пути в Индию. И Августин, говоря о Священном Писании, во II книге О христианском учении утверждает, что «если это истина, то здесь обнаруживается, а если противоречит Священному Писанию, то осуждается». Всякая определенная культура в той или иной степени является односторонней: какие-то аспекты в ней развиты сильно, какие-то другие — недостаточно.
Но Ездра был рожден раньше, как ясно из только что сказанного. XI «Метафизики».
Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Так, древние, по их собственным словам, многого не знали, люди многое узнали после, вот таким образом последователи часто исправляют предшественников, например, Аверроэс Авиценну, а тот Аристотеля. Тем не менее, философия как таковая вовсе не противоречит христианству. Ибо невозможно, чтобы человек познал предельную истину любого творения так, как оно дано в Писании, если не получил особого Божественного просвещения. Существует множество гипотез, объясняющих это (от увлечения Бэкона астрологией до личной неприязни к нему отдельных иерархов), но ни одну из них нельзя считать хотя бы относительно достоверной.
И Сенека в книге О многословии призывает и убеждает нас не следовать путем толпы, говоря: «Если толпа над тобой не потешается, то ты еще не достиг счастья». Бэкон рассмотрел пять основных нехристианских религиозно-этнических общностей (язычники идолопоклонники татары сарацины иудеи). Но Платон тогда еще не родился, более того, как говорит Августин в VIII книге, он родился спустя почти сто лет после Иеремии.
Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. А лекарство против этих трех язв — одно: мы со всей настойчивостью должны заменять шаткий авторитет прочным, обычай — разумом, мнение толпы — суждениями святых и мудрецов. Однако «практика, понимаемая широко, тождественна любой действенной науке и тогда многие другие науки суть практические».
Его произведения вызывают полярно противоположные интерпретации и оценки. Ибо в себе и в других мы часто наблюдаем, что эти три, как содержащие по большей части зло, чаще всего сочетаются с заблуждением. Кардинал Фуке, хотя и заинтересовался «предложением» Бэкона, денег не дал, а в ответном послании предписал францисканцу прислать ему сочинение, в котором исчерпывающим образом были бы изложены все основные идеи английского мыслителя.
И потому он говорит: «Хотя те, кто толкует Израиль как мужа, видевшего Бога, авторитетны и их тень подавляет нас, мы, тем не менее, скорее должны соглашаться с Богом или ангелом, который приводит это имя, нежели с авторитетом какого-либо мирского красноречия». И, таким образом, философия поднимается до науки о Божественном. И сообразно этому Сенека указывает в III книге Естественных вопросов, что «если нечто и открыто потомками, это открытие надо относить на счет предков, поскольку эти великие души впервые раскрыли тайны вещей и тот, кто надеялся найти, собрал многое для открытий и хотя из-за человеческой слабости древние во многом заблуждались их следует за это извинить». Вот таким образом Бэкон считает, что философские истины у нехристиан восходят к ветхозаветным патриархам и пророкам, получившим Божественное Откровение, т. е. особым образом просвещенным Богом (Эта концепция (с современной точки зрения, необоснованная) имеет долгую историю.
Но и он, как будет достаточно ясно показано далее, не достиг пределов мудрости. Другой интересный и исторически важный пример использования Бэконом авторитета библейской книги (в действительности апокрифической) касается географии: «оконечность Индии на Востоке крайне удалена от нас и от Испании. Потому-то, хотя в некотором смысле истина философии и называется их истиной, для того, однако, чтобы они ею обладали, прежде Божественный свет излился в их души и просветил их: Ибо просвещает всякого человека, приходящего в этот мир (Ин 1, 9), как сказано в Писании, с которым согласны и сами философы, ведь они допускали существование действующего и возможностного разумов.
в такие страны, как Египет, Палестина, Междуречье, Индия). Вот таким образом Августин в книге Об учении христианском (II, III, IV книги) и в других местах учил приложению этого к вещам божественным тому же учили и другие святые. XIII стол. Другими препятствиями в постижении истины являются обычай и мнение толпы. Отсюда следует их важность для таких наук, как богословие и каноническое право. И это очевидно из Жизни Аристотеля, I книги Этики и книги Тайная тайных.
Во всяком случае, он, как и многие авторы Средневековья и Возрождения, видел вершину человеческого могущества не столько в будущем, сколько в прошлом и стремился не к творению нового, а лишь к восстановлению, хотя бы в некоторой степени, старого могущества. Марии в Хэмптоне. А обо всех естественных науках Августин говорит : «Тот, кто описал бы свойства времен и мест, живых существ, а также камней, растений и других неодушевленных вещей, конечно же, произвел бы ценный труд для Писания». (Существовали и другие интерпретации: так, Фома Аквинский считал, что оба интеллекта принадлежат индивидуальной человеческой душе, а Аверроэс — что ей не принадлежит ни один из них, оба являются общими для всего человечества).
К ним относится Вторая философия Авиценны, которую называют восточной, которая трактует о чистой философии самой по себе и которая «не боится ударов копий противников», а также Третья, которая была создана в конце его жизни и в которой он собрал тайны опытов, как он сам отметил в прологе к своей Первой философии. Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. Ибо Павел, как он сам признает, спорил с Петром. Но из Священного Писания — из Книги Бытия, в которой сказано (Быт 9, 13) Я полагаю радугу Мою в облаке небесном. И он же устранил заблуждения предшествующих философов и обогатил философию, стремясь дополнить ее тем, что знали древние патриархи, хотя и не смог довести до совершенства все в отдельности. Данное событие обычно относят к середине — концу 1250-х гг.
И потому, в соответствии с этим, было три Аполлона, равно как и три Геркулеса. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. И это состояние обретается только с помощью аргументированного доказательства. Другое великое интеллектуальное движение — естествознание Нового времени.
Ибо тот видел Хиарка (Гиппарха), сидящего на золотом троне и учащего, а этот Хиарк (Гиппарх), как утверждают, был не кто иной, как астроном Абрах, который был после смерти Александра Великого.
Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. И неудивительно, что я говорю, что это — лучшие книги логики. Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Однако из-за злодейств людей, злоупотребивших мудростью, таких как Нимрод, Зороастр, Атлас, Прометей, Меркурий (Трисмегист), Асклепий, Аполлон и др., почитавшихся из-за своей мудрости богами, Бог затемнил сердце толпы и понемногу применение философии сошло на нет, пока Соломон вновь не призвал ее и не довел до полного совершенства, как говорит Иосиф в VIII книге древностей.
Важно подчеркнуть, что это не только так называемый «чувственный опыт», восприятие чувствами.
Настоящее издание включает фрагменты наиболее известного труда Р. Бэкона — «Opus maius» («Большое сочинение»), а также его работу «О тайных деяниях искусства и природы и о ничтожности магии». Ведь во многих делах испорченность человека усердно оберегает то, что противно истине и благополучию (иначе дело обстоит разве что в случае, когда особая благодать и милость Божия поддерживает немногих совершенных) и человек не испытывает пресыщения, продолжая греховные деяния и не легко обнаруживает отвращение к различным вещам. И ниже: «С делами человеческими дело обстоит не столь хорошо, чтобы лучшее удовлетворяло большинство» и затем: «множества — худший из аргументов».
Часть IV (стр.
И Исидор говорит то же в III книге. Но в любом случае его слова из II книги истинны и признаны всеми, следовательно его сентенция из III книги О душе неверно переведена и требует истолкования.
И, по свидетельству всех великих философов, он является примером для философствующих и то, что он утверждал, составило философию, а потому в нынешние времена его именуют философом по преимуществу при приведении авторитетных философских высказываний, точно так же как под именем «Апостол» в учении священной мудрости понимается Павел. 1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Но в 1260-х гг., когда в Англии вспыхнула гражданская война между баронами во главе с Симоном де Монфором и королем Генрихом III, старший брат Роджера встал на сторону короля, что, в конечном счете, привело семью Бэкона к изгнанию и разорению (вероятно, это произошло после битвы при Льюисе в 1264 г., обернувшейся для короля и его сторонников неудачей).
Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Бэкон вскрывает психологические пути образования ложных авторитетов (следование детей за родителями, учеников — за учителями, подчиненных — за начальниками). Однако в этом трактате правление Согдиана по причине своей малой продолжительности причисляется к времени правления Дария.
И вот таким образом философия христиан должна быть устремлена преимущественно к Божественному — в большей степени, нежели философия язычников, а потому философы должны рассматривать философию так, как, если бы она была вновь изобретена, чтобы они создавали ее в соответствии с ее целью. Инах же правил, как утверждает Августин, пятьдесят лет, а его сын Фороней — шестьдесят (в это время было дано обетование Иакову, как ранее — его отцу). Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. И, о порочности обычая, он указывает в I книге О природе богов: «Стыдно исследователю природы искать свидетельства истины в душах, плененных обычаем». Судя по всему именно в Оксфорде Бэкон принял решение о вступлении в Орден Францисканцев.
Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Основанием для такой датировки могут служить слова Бэкона из Opus tertium, где он описывает себя как «уже десять лет лишенного той академической славы, которую приобрел в прежние времена» («iam decem annis exulantem, quantum ad famam studii, quam retroactis temporibus obtinui»). Впрочем, по словам Августина иные утверждают, что Изида пришла в Египет из Эфиопии, дав египтянам письменность и введя много полезного. И один из величайших философов, Туллий, в Тускуланских беседах спрашивает: «Что есть философия, кроме как дар, который, как я полагаю, приобретен от Бога. ».
Ибо Платон говорит: «Сократ, мой учитель, мне друг, но истина дороже». А потому человеку не следует восхвалять себя из-за своей мудрости и никто не должен возвеличивать и превозносить то, что он знает. Можно обратить внимание также на то, что сочинения создавались в спешке (что вполне объяснимо), а потому их компоновка оставляет желать лучшего: разрозненные фрагменты плохо скреплены между собой изобилуют различного рода отступлениями, никоим образом не связанными с основной темой, а потому проследить за развитием мысли Бэкона чрезвычайно трудно все это делает чтение их задачей крайне нелегкой. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D.
И Сенека в книге О четырех основных добродетелях говорит: «Пусть тобою не движет авторитет говорящего: не то, кто, но что». Бэкон придерживался характерного для его времени убеждения в том, что небесные явления причинно обусловливают события подлунного мира. Ведь и впоследствии попыткам воплощения этого проекта в жизнь отдавали дань такие крупные мыслители, как, например, Лейбниц, считавший музыку «бессознательным упражнением души в математике».
Бэкон всё же отмечает, что христианская вера не может основываться только на рациональных доказательствах: «следует доверять преимущественно Церкви, Писанию, святым и католическим учителям».
Невежество же состоит в заблуждении и несовершенстве, а потому толпе свойственны заблуждение и несовершенство. Ведь переведены только общего характера, которые во многих случаях малоценны, да и из такового многое отсутствует. И все философы и поэты, как старшие, так и младшие, были после Ноя, его сынов и Авраама. Ибо Аристотель в IV книге Физики утверждает, что «быть в Действии» имеет восемь смыслов, один из которых — так, как движущее в движимом, поскольку движущее или действующее, пребывает в своей материи по своей силе, но не по субстанции. Потому-то он и говорит: «Без некоего вдохновения, получаемого с небес и поэт не сможет надлежащим образом создать достойное стихотворение».
То, что доказано с помощью авторитетных суждений, еще достовернее подтвердит опыт любого. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Впоследствии мыслители Востока, в т. ч. иудеи (Филон Александрийский), защищали эту идею из соображений национального престижа.
Но поскольку воля или практический разум, благороднее теоретического и добродетель вместе со счастьем бесконечно превосходят чистое знание, нам несравнимо более необходимо обладать аргументами, которые побуждали бы нас к действию при посредстве практического разума, особенно потому, что мы куда более слабы в этой части, нежели в области теоретического разума.
Царственная экспериментальная наука остается, однако, все еще спекулятивной в сравнении с подлинно высшей и единственно практической моральной философией. А потому необходимо, чтобы эти истины были изначально даны человеку в откровении. Хотя знание языков и математики наиболее необходимо для научной деятельности латинян (что было затронуто выше и будет более подробно разъяснено в подходящем месте) и оно использовалось святыми людьми и всеми древними мудрецами, мы, современные люди, это знание отрицаем, отвергаем и опровергаем, поскольку не ведаем его и его пользы.
И поскольку многие святые и знаменитые учители переводили «Израиль» как «муж, видевший Бога», то Иероним, как это будет показано далее, в Комментарии к Книге Бытия доказывает с помощью неопровержимых доказательств, что этот перевод ложен. Впрочем, мы можем и иначе истолковать указанное место.
Часть этого сочинения обыкновенно наз. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». А в указанном месте имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. И там же он пишет, что «глупо давать ослу салат, если ему довольно и чертополоха», говоря о толпе, для которой достаточна простая, грубая и несовершенная умственная пища.
И обращаясь к Винцентию, он утверждает: «Не могу и не должен отрицать, что как во многих моих сочинениях, так и в сочинениях самых выдающихся авторитетов имеется много того, что можно осудить по здравому суждению и без всякой опрометчивости». Фалес исследователь природы и астролог, жил во времена царя Иосии. И поскольку оно было солидарно с философией в одном действии, а именно — в противостоянии делу веры, то порицание его распространилось и на философию. И то же, что мы видим в истине веры, мы наблюдаем и среди учителей философии. Это касается и церковного образования.
А потому ясно, что имеется одна полная и необходимая всем мудрость.
Во втором представлена чистая истина философии, которая «не боится ударов копий противников», как утверждает он сам. Бэкон отстаивает важность астрологии, в частности, для медицины: использование астрологических методов помогло бы предсказывать заранее болезни. И эти двое жили во времена пленения иудейского (Августин и, равным образом, другие согласны в этом). Средневековым людям было трудно принять идею, что какие-то сведения могут быть просто ложными если же в разных источниках замечались ошибки и противоречия их стремились каким-то образом согласовать, показав, в каком именно смысле истинен один, а в каком другой, по методу схоластической диалектики, образцовое применение которого дано в Сумме теологии Фомы Аквинского при взвешивании разных «да» и «нет» в решении каждого отдельного вопроса.
instabant ineffabili violentia ut cum aliis eorum voluntati oboedirem»). Достоверно известно, что местом рождения Роджера Бэкона является Англия. В самом деле, по мнению Бэкона, это легчайшая из наук: знание математики в той или иной степени присутствует у всех, оно является «как бы врожденным». С другой стороны, каждое слово может быть многозначным: помимо конкретной собаки, слово «собака» в определенном контексте может обозначать и общую природу собак и понятие собаки и многое другое.
Ибо сколько бы ни говорилось о том, что точнее считать, что магическое искусство изобрел Зороастр (так пишет Августин в XXI книге О граде Божием и это мнение общепринято среди авторов), оно, тем не менее изобретено Хамом, Сыном Ноя, как пишет в своей книге Климент, а также Магистр истории и как сказано в Зерцале историческом. И мы суть дети и наследники святых и мудрецов — вплоть до нынешнего времени. Многие его замечания обнаруживают выдающиеся для XIII в. знания о других религиях и народах. Вот таким образом многие ошибались, считая, что был один Геркулес, совершивший все то, что приписывалось нескольким.
Причиной тому является то, что философы не знали целевой причины радуги, а, не зная цели, они не знали и того, что упорядочение по отношению к цели ибо цель полагает необходимость того, что к ней упорядочено, как говорит Аристотель во 11 книге Физики. См.
А в Лукулле он говорит. И поскольку искомое уже доказано мною на основании авторитетных высказываний и доказательством «от причины», то теперь и, в-третьих, докажу это доказательством «от следствия». И Августин оспаривал суждения Иеронима, а Иероним во многом противоречит Августину.
Но мнение толпы сильнее этих двух. Ибо опущены целые книги по математике, физике и логике, помимо, посвященных великим секретам наук и искусств и тайнам природы, которые не переведены до сих пор. Ибо Авиценна в основаниях моральной философии повторяет слова Исайи о вечной жизни, говоря, что «ее глаз не видит и ухо не слышит», а также то, что утверждает пророк истины, а именно Тосия, что милостыня изглаживает грех. То же касается и философии.
Но в то же время его понимание слов «опыт» и «математика» радикально отличаются от их современного понимания, а предсказанные им чудесные изобретения он сам считал уже давно осуществленными, хоть и скрытыми от невежественной толпы. Философы также, стремились к тому, чтобы обнаружить над всем прочим учение, которое давало бы человеку спасение и представили прекрасные способы обоснования, как ясно из моральной философии. е. познание экстатического характера). d. Phil», 192, 249).
Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. Помимо собственно религиозной цели всех наук, Роджера Бэкона интересовали и их материальные плоды, влияние на технологию, медицину и другие стороны жизни, т. е. «практическое применение» в современном смысле этого слова как и его великий соотечественник и однофамилец Френсис Бэкон три века спустя, францисканский философ также мог сказать: «Знание — сила». Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта.
И есть четыре причины необходимости знания языков для Церкви. Inedita» Бревера (313—389). Но и апостол Павел, когда пишет к Титу использует строки поэта Эпименида: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1, 12).
И Августин указывает в XVIII книге О Граде Божием, что Платон читал Книгу Бытия, — на том основании, что он полагал творение мира таким же, как это описано там, — а также то, что он читал книгу закона, а именно Исход, — исходя из упоминаемого там имени Бога, т. е. «Я есмь Сущий». Тем не менее, весьма вероятным выглядит следующее предположение. Частным, но далеко не единственным примером species является свет. И то же относится и к любому творению. Падение же Трои произошло за 430 лет до Ромула.
Что было причиной такого отношения к Бэкону, неизвестно. Но множество свидетельств говорит о противоположном. По каждому вопросу существует большое количество возможностей для отклонения от истины. И поскольку это необходимо для убеждения в искомом, т. е. для того, чтобы показать, что философия имеет место благодаря влиянию Божественного просвещения, я желаю представить тому действенное доказательство (и особенно потому, что в этом предмете большое заблуждение овладело толпой, в также большим числом богословов: ведь каково оно в философии, таково и в богословии).
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты.
Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Другой брат, как и Роджер, посвятил себя научным и философским исследованиям (предположение некоторых историков о том, что им мог быть известный доминиканский профессор Роберт Бэкон, не выдерживает серьезной критики). Далее, он объясняет, как его метод может быть применен к некоторым вопросам, как, напр., к свету звезд, морским приливу и отливу, движению весов. Следовательно, философия должна давать доказательства христианской веры. А если ошибались эти великие, то что говорить о позднейших. И один переводчик противоречит другому и неоднократно встречаются ложные, что очевидно из сравнения разных переводов и текстов на разных языках. Первые всегда были, есть и будут немногочисленнейшими.
И вот таким образом мы со всей достоверностью наблюдаем, что на один пример истины как в науке, так и в жизни приходится более чем тысяча заблуждений. А потому мы, потомки, должны восполнить недостатки древних, поскольку мы ознакомлены с их трудами, благодаря которым (если только мы не будем ослами), мы можем быть побуждаемы к лучшему ибо, как говорит Боэций и что должным образом доказано в своем месте, весьма убого всегда пользоваться изобретенным и никогда — тем, что должно изобрести. Ибо, как знают богословы, для совершения таинства необходимо намерение. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». Вот таким образом даже если бы он сказал истину, это было бы неправдоподобно.
Но раньше их были сыновья Ноя и Авраам, которые были опытны в астрономии, как рассказывают Иосиф Флавий и Исидор. Сократ же, согласно VIII книге Августина О Граде Божием, был учеником Архелая. Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). И Он умрет трехдневною смертью, охваченный сном».
Обе оценки, безусловно, не являются адекватными и во многом зависят от предвзятых установок: первая — от огульного отрицания Средневековья как «темных веков» культуры, вторая — от восприятия философии Фомы Аквинского в качестве вершины средневековой мысли, тогда как Роджер Бэкон во многом с ним расходился. Так, Ездра говорит в IV книге, что обитаемы шесть частей Земли, а седьмая покрыта водой». Итак, отвергая мнение толпы, мы должны придерживаться этого указания из Книги Исхода (Ис 23, 2): Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, следуя мнению большинства и отступая от правды. Равным образом об Антихристе, а также об ангелах и о том, как они охраняют людей, а также о воскресении мертвых, грядущем Суде, блаженной будущей жизни, которую Бог обетовал тем, кто послушен Ему и о грядущем бедствии, которое Он причинит тем, что не соблюдает Его заповеди. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ.
И куда меньше то, во что мы верим, чем то, чего мы не знаем. В любом случае, к середине 1240-х гг. И во II книге О гневе он указывает, что «по причине вредоносности обычая с трудом устраняются пороки, которые нам присущи».
Большое внимание он уделяет опыту как критерию истины. О толпе имеется такое же суждение. Главной же чертой Бэкона как типичного мыслителя Средневековья, а не Нового времени, заключалась в том, что все его философские положения в явной форме вдохновлялись соображениями религиозного характера. По всей вероятности, этим университетом был Оксфорд: в 1292 г., работая над своим последним трудом, Бэкон вспомнит учителей, преподававших здесь, когда он был совсем молод и напишет следующее: «Блаженный Эдмунд, епископ Кентерберийский, первым читал в Оксфорде книгу Софистических опровержений в мое время и я видел магистра Гуго, который впервые читал книгу Второй Аналитики и я просматривал записи».
Согласно Бэкону, существуют «естественные знаки», основанные на отношении причины и следствия (дым — знак огня след — знак человека, его оставившего) или подобия (статуя — знак того, кого она изображает).
И поскольку сравнительно с тем, что человек знает, сохраняется бесчисленное множество того, что ему неведомо (и оно, без сомнения более значительное, благое и прекрасное), то безумен тот, кто превозносит себя как мудрого и еще безумнее тот, кто выставляет свое знание напоказ как некое чудо и стремится распространить его.
В это же время Б. начинает третье сочинение, как бы предисловие к первым двум, объясняющее общую цель и задачу их и дополняющее их во многих отношениях. Ведь, по словам Аристотеля из книги Тайная тайных и его учителя Сократа, «мы не записываем на пергаменте тайны наук, чтобы они не стали доступными для толпы». В связи с этим, как говорит Августин, рассказы измышляют его носящим небо, хотя его именем называется гора, высота которой, по всей видимости и вызвала народное поверье о ношении неба (она словно возносится к небу на краю побережья Африки, неподалеку от Геркулесовых Столпов).
Кроме того, мы хотим учесть не только человеческую слабость, но имевшиеся у многих святых и мудрецов разумные основания исходя из которых, в то время и в тех условиях они обходили вниманием много полезного потому, что люди использовали таковое неправильно, вследствие чего оно становилось большим препятствием для пользы и спасения. чтобы не было более потопа на Земле» (Быт 9, 13), т. е. цель радуги — испарение воды, вот таким образом при явлении радуги всегда имеет место рассеяние воды на бесчисленные капельки и их испарение благодаря лучам Солнца, концентрирующимся в результате различных отражений и преломлений из-за которых и возникает радуга. В 1250 году Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден.
Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268.
И Иероним в прологе к V книге Толкования на Иеремию утверждает, что «истина довольствуется немногими и не боится множества врагов».
Потому-то и имеет место такое вот нагромождение одних падающих на других. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). И тот, о ком говорит Августин, был сыном Латоны, а его сестрой — Диана. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет.
Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. Ибо там станет ясно, что моральная философия в этом аспекте оказывает более действенную помощь богословию. 339—348).
Но, чтобы не устрашить латинян чрезмерной новизной, он, по его собственным словам иногда кое-что перенимал из перевода Семидесяти Толковников иногда — из Феодотиона иногда из Акилы и вот таким образом многое опустил, а потому и сохранилось значительное число ошибок. — век, особенно богатый великими людьми и Роджер Б., как сын этого века, занимает видное место между такими мыслителями, как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат. И это очевидно из писем святых Августина и Иеронима и многих других. С большей или меньшей достоверностью можно утверждать также, что английский мыслитель был освобожден до 1292 г., когда им было завершено последнее произведение — Compendium studii theologiae (Компендиум богословия).
И Августин напоминает о многих святых ученых, спрашивая: «Разве не видим мы, сколь многим золотом обремененный вышел из Египта любезный учитель и блаженный мученик Киприан, сколь много вынес Викторин и многие другие греки и, конечно же, Моисей, наученный во всей египетской мудрости. ». Я приведу здесь только один из бесчисленных примеров — радугу. А Авиценна и Аверроэс также исправили многое в его Суждениях. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке.
Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию.
И этим облечен и охвачен любой человек в любом положении. Тем не менее, очевидно, что между серединой 1270-х и концом 1280-х гг. И все, что он ищет в ином месте, он найдет здесь в абсолютном виде».
И Августин предписывает, чтобы «когда явлена истина, обычай подчинялся истине, поскольку истина и разум всегда исключают обычай». И Исидор: «Привычка да будет подчинена авторитету и пусть дурную привычку побеждают закон и разум». Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде.
И когда его спрашивали: «Кто ты. », он отвечал: «Философ», т. е. любитель мудрости: так говорит Августин в VIII книге О Граде Божием. И поскольку такие законы были даны сообразно возможностям человеческого разума, как утверждает Аристотель в конце Этики, переходя к книге законов: «Будем говорить теперь, насколько это возможно для философии в делах человеческих», — и т. д., то правители мира, которые сими были наставляемы философами, не желали принимать закон Христов, который выше человеческого разума, а потому философия препятствовала распространению веры и сдерживала ее в силу того, что мир, философией управляемый, страшился принять закон более возвышенный. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». И это очевидно тем, кто рассмотрел все основные части философии, как покажет последующее. Дело в том, что к концу 1240-х гг.
Даже тексты Библии имевшие хождение, существенно отличались один от другого. Я отношусь к писаниям других так, как я хочу, чтобы разумеющие относились к моим собственным». Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ.
На основании отдельных высказываний английского мыслителя можно утверждать, что одной из главных задач, которые он перед собой ставил, было теоретическое обоснование необходимости коренной реформы научных институтов и всей системы образования (Бэкон считал, что в университетах и других учебных заведениях необходимо смещение акцентов с философских и метафизических спекуляций на точные науки и естествознание), а также определенного обновления в церковной жизни (в данном аспекте Бэкон выступал как решительный критик секуляризации Церкви и обличитель морального падения отдельных ее служителей). И потому многие католические мужи решили, что Платон слушал в Египте пророка Иеремию. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Основатель позитивизма Огюст Конт, предложивший новую религию человечества и, в частности, проект календаря, в котором месяцы и дни назывались бы не по именам богов и святых, как раньше, а по именам выдающихся деятелей культуры, посвятил Р. Бэкону первый вторник месяца «Декарта» (т.
А поскольку он не знал этого, то и многого другого. Третья причина — это знание языков, необходимых Церкви Божией. Но поскольку вследствие первородного греха и вследствие собственных грехов того или иного все части воображения повреждены (способность к рассуждению слепа, память слаба, воля извращена) и благо и истина существуют единым способом, но ложь, противоположная какой угодно истине и зло, противоположное какому угодно благу, варьируются бесконечным числом способов (пример этому приводит Философ во II книге Этики, говоря, что легко отклониться от данной точки по причине многообразия вариантов возможного отклонения, а истина и добродетель находятся в одной точке), а кроме того, существует бесчисленное количество добродетелей и истин и бесчисленное множество степеней у каждой истины и добродетели, то ясно, что человеческого ума недостаточно, чтобы во всех случаях совершать то, что необходимо и в том или ином он не может избежать лжи и зла. И Бог дал им возможность жить по шестьсот лет для того, чтобы они могли изучить славнейшие разделы философии, так, чтобы они благодаря долгой жизни стали опытны в том, что было дано им в Божественном откровении.
Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Старший его брат, по-видимому, унаследовал отцовское владение.
Между тем, чтение этих лекций являлось необходимым условием для получения т. н. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»).
Согласно Бэкону (как и многим другим комментаторам до него), «действующий» интеллект принадлежит Богу или ангелам, а «возможный» — отдельной человеческой душе, получающей от Бога познание тех или иных истин. лучше природы. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет).
Ис 11, 2—3) 4) евангельские блаженства (см. рассказы о путешествиях Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. В 1312 Вьеннский собор (возможно, под влиянием аргументов Бэкона) постановил учредить школы греческого и восточных языков в Парижском, Оксфордском и др. Но и Соломон, превосходящий мудростью своих предшественников и потомков, по свидетельству Писания обладал полным возможностей философии.
математические объекты. Также и Аристотель в книге Тайная тайных пишет, что «тот, кто сделает общедоступными тайны природы, нарушит небесную печать». 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. В самом деле, Иероним сравнивает себя с утомленным быком с тяжелой поступью имея в виду, что он состарился в трудах, посвященных Писанию, а Августин, который был моложе его, хотя и епископ, отвечал монаху, что поступь старого быка тяжела не потому, что он крепок духом, а потому, что стар телом.