Три года проучился Репин в Академии, ни разу не побывав на родине. Но Репин, тосковавший по родине, так и не вернулся. Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. В небольшом городке Чугуеве под Харьковом – на родине художника Ильи Репина отмечают очередную годовщину со дня рождения великого земляка.
Неизвестно, навещал ли Репин свою родину в промежуток времени между 1887 и 1907 гг. : недостаток материалов не позволяет говорить об этом.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Все это Илья Ефимович бережно сохранил и пронес через свою жизнь. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Это делает картину более убедительной и натуральной. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. А работает он много. – Ведь он мне совсем не нравится.
Все заняты. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В Академию, так как он был не знаком с техникой рисования, его не приняли. Этюд получился превосходный. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Каждый бурлак – портретная индивидуальность.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Так закончилось детство, когда покинул родные места Репин. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Вот фатальность: кого любишь, обожаешь – делаешь неприятность». Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. С этого времени ребенок не знал покоя.
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Жаркий полдень.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс.
Умер великий художник в 1930 году и похоронен в своих «Пенатах» в Финляндии. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Поначалу он отказался позировать с затылка. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Город ждал его и прославленному земляку готовили торжественную встречу. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции К русскому обществу. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ».
На семью льются ложные донесения. Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Яркие эмоциональные картинки раскрывают перед нами мир детства и юности художника. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Что и говорить, а жизнь, Репин прожил очень интересную и удачную. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Уже в 1923 году Татьяна-старшая по состоянию здоровья перестает преподавать в школе. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой.
Родился в начале августа 1844 года, на Украине, в небольшом городке Чугуево. За работу «Садко», написанную в Париже, получил звание академика Репин. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Илья Репин родился на Украине в 1844 году и всю жизнь любил родную землю.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Картина «Воскрешение дочери Иаира» принесшая Репину большую золотую медаль в Академии художеств, была написана под впечатлением этих воспоминаний. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Стасов присылает ему все, что он просит.
Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Конечно же, неизгладимый след в его душе оставили необыкновенные чугуевские места. Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. У него он получил первые навыки владению карандашом и кистью. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Исчез даже холмик, на котором похоронен художник. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Он идет прямо к матери. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев.
В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург. Давно уже я задыхаюсь при встрече с этой девочкой, я замираю весь каждый раз с тех пор, как увидел ее в первый раз еще семилетней, маленькой В красивом глянцевитом разрисованном конверте у меня давно уже собрано много печатных чувствительных стишков для нее. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В это время спасение семьи внучки художника и самой Татьяны Ильиничны было только в одном – выезде из страны. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. Она была закончена только в 1891 году.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Путешествие произвело на него большое впечатление, которое отразилось на холсте. Америка—Франция—Россия. Ведь именно в тот момент, несмотря на письма Ворошилова, дочь и внучку Ильи Ефимовича, живших под Витебском, выселили из собственного дома и включили в список на отправку в Сибирь. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Только один Моисей Микеланджело действует поразительно.
В 1875 г. В. В. Рассмотрим картину ближе.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Пятый факт.
Такой подход к творчеству оценил не каждый. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Третьяков»109. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Берег Волги.
Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Так началась коллекция Репина Атенеум.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Она заставляет радостно надеяться. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной».
Убийство свершилось. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Так ли это – судить зрителям. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Потом, когда работы Репина стали активно использоваться в пропагандистских целях, большевики начали активно добиваться его возвращения назад. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Работал весь день, не замечая времени. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Нависает угроза раскулачивания и отправки в Сибирь.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. С горечью думаю, что я своим писанием огорчил Льва Николаевича. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина.
Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Неласково его приняла столица в 1863-м. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Не доносчик ли. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Репин дважды подавал прошения об отставке.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Так, летом 1930 года, сначала после многочисленных просьб самого Репина, личной переписки с Ворошиловым и другими высокопоставленными лицами и, наконец, после телеграммы сестры Веры «Приезжай скорее – папа очень болен» получено необходимое разрешение и семья Репиных-Язевых-Дьяконовых перезжает в Финляндию. Однако сам он называл себя – «посредственным тружеником» и не верил в свою исключительность, талант и индивидуальность. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В его мастерской в разное время у него учились Ф. Малявин, Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Серов. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Родной город не слишком гостеприимно принял Репина. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».
Вместо куполов и колокольни – ветхий домик бывшей конторы местного молокозавода, переданный приходу в качестве благотворительной помощи лет пятнадцать назад. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. За окном летний день. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский.
Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Возвращается в Россию летом 1876 года. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Первый факт. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Какое-то время семья жила в их доме.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Был он человеком твердых убеждений.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Ремонтируют старое здание и мечтают когда-нибудьс Божьей помощьюпостроить новый храм. Старшая сестра Устинья была ближайшим другом и советчиком маленького Ильи.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Пятый факт.
Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». М. Бунакову.
Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Судьба его родного поместья сложилась печально. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. «Дивная погода.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. – писал он в одном из них. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. 11 февраля 1872 года молодые обвенчались. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Репин считал сам эту картину красивой. Казалось, она спит. Учился будущий автор картины «Бурлаки на Волге» очень хорошо и в 1869 его старание и усердие были отмечены малой золотой медалью, которую художник получил за картину «Иов и его друзья». Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Теплый, душистый, упоительный май. В их доме он познакомился со своей будущей женой, Верой Алексеевной Шевцовой. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин один из немногих русских художников оставивших после себя прекрасные мемуары. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Но вот, наконец, приехал в Чугуев сам Репин. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Отец его был военным. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Биография краткая рассказывает, что там он заинтересовался живописью Э. Мане. Репин встречал их по средам. Портрет её мужа мастера серебряных дел Радова Ивана Федоровича был написан Репиным в 1876 и находится сегодня в собрании под названием «Мужик с дурным глазом». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Л. Н. Толстого». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Сразу почувствовалась рознь с намного переросшим свое окружение художником. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Младший брат Иванечка был болезненным и также умер в детстве.
С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Пришлось пойти на хитрость. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Был он человеком твердых убеждений. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Обучение началось в 1863 году.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Материально он старался помочь нуждающимся и найти им заказы. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Репин писал и портреты, образ на многих его картинах, был выполнен настолько классно, что создавалось острое ощущение на реалистичности картины. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Репин, сдав квартиру, вышел из Академии и уехал в Ясную Поляну. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет.
Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Но прихожане с настоятелем не отчаиваются. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). В юности Илья исполнил портреты всех ближайших родственников. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. По поводу кровавого навета на евреев в связи с процессом Бейлиса, выгораживая явного убийцу, – в их числе видим и фамилию Репина. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Но идея, которая теперь осуществляется, выше всех личных чувств. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В этом сказался весь Репин, великий мастер в искусстве и простой человек в жизни. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко».
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Молодой Репин учился в Академии художеств, когда подружился с сыном известного архитектора Алексея Шевцова. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Общение с прежними друзьями было только заочным. В книге «Далекое близкое» Илья Ефимович рассказывает о своей семье, с большой любовью художник вспоминает мать и отца, старшую сестру Устю, дядей, двоюродных сестер и братьев по материнской линии Бочаровых, чугуевских друзей и знакомых.
В 1870 году Илья Ефимович отправляется в путешествие на Волгу. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Татьяна Ильинична вместе с семьей дочери решают перехать во Францию. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. В 1873 году он закончил написание своей, пожалуй, самой знаменитой картины – «Бурлаки на Волге». Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Теперь ей уже двенадцать лет. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Вот, например, Илья Ефимович пишет сцену из Евангелия, потом воплощает на полотне сцены из народных былин, а потом обыгрывает модные нынче в народе темы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Горе от её смерти в 15 лет художник помнил всю жизнь. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы.
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Это было 8 июля. Те же порядки были заведены у Репиных за столом.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. В семье деда-Репина было 5 дочерей и 3 сына, старший из которых Ефим стал отцом художника. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Комната небогатой интеллигентной семьи. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Нынешние Пенаты – это чистый новодел. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь— Яворницкий, Иван Сирко— киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак— художник Николай Кузнецов войсковой судья в чёрной шапке— Василий Тарновский молодой казачок в круглой шапке— его сын, обладатель обширной лысины— Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Пышно развернувшийся фруктовый сад весь перепутан тучными кустами цветущей сирени.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. С 1894 г. Репин преподавал в Академии. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Биография краткая говорит, что начиналась полная надежд юность.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. биографии Лескова, Ключевского. ). Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. К сожалению их местонахождение неизвестно. Публике картина понравилась. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Она была закончена только в 1891 году. И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В эту минуту в комнату вошел Христос. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Картина имеет 3 списка (не считая этюда).
Илья Ефимович Репин стал главой собственной семьи в возрасте 28 лет. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). И, собрав все деньги, которые он заработал написанием икон, отправился в столицу. В ней он выразил свои мысли и творческие принципы.
«Что вам сказать о пресловутом Риме. Он написал книгу «Далёкое близкое». Репин, был гениальным художником, заслужившим народное признание.