В 1920-30-е годы Марк много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937 году).
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. «Те же из полотен, что сохранились, экспонируются в очень невыгодных условиях, в отличие от портретов польских помещиков»10, — заключал Р. Майоров. В Париж Шагал влюбился сразу. В отличие от В. Ленина А. Луначарский провел много времени в европейских картинных галереях и мог отличить кубистов от пуантилистов.
На бледном лице сияют глаза. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
В июне 1914г. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Он одной рукой поднимает бокал с вином, а другой – закрывает женщине правый глаз. кРоссии. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Этот великий мастер работал много и плодотворно, но никогда не изменял своему стилю, своим художественным принципам, своему внутреннему чутью. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Как Вы живете. Постигая Шагала, мы постигаем свои сновидчески-тотемичные корни.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Как получилось, что картины мастера оказались замалеванными его же учениками. Вся молодежь знала его, слушала его и восхищалась им.
Но, как мы видим, война тут абсолютно ни при чем, статья «Музейное кладбище», в которой сообщается о полной утрате картин Шагала Витебском, написана за 12 лет до вторжения гитлеровцев в СССР. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. С 1950-х гг. История, которую я собираюсь рассказать в этой книге, созвучна той, что показана в фильме.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В июле 1920г. Оба этих текста про неустроенность и переезды. ввенском Institut fr die Wissenschaften vom Menschen и в феврале 2015г.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Сам знаешь. Он напомнил про ситуацию с увлечением Бунина поздним Толстым и сказал, что, по его мнению, «Освобождение Толстого» является не портретом человека, перед которым преклоняешься, а тайной автобиографией Бунина.
Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр поспешно внёс Шагала в список ценнейших деятелей, которых необходимо эвакуировать. И я понял: это моя жена. История, которую я собираюсь рассказать в этой книге, созвучна той, что показана в фильме. Ползал и подбирал.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. мейнстримом в Петербурге и Москве считался русский модерн, разрабатывавшийся в первую очередь обществом «Мир искусства». Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994).
А если точнее – тому искусству, которое они сами манифестировали как «буржуазное». Хорошо еще, что был СССР и мы могли договориться с коллегами из других союзных республик. Но запомни: денег у меня больше нет.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Есть несколько версий, почему поездка не состоялась. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Отвечаю кратко: была война — и Витебск был разрушен»11.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. И было там много холстов Шагала. Наркомпросом стал командовать «марксист Луначарский»– человек передовых взглядов, полагавший, что авангард наилучшим образом подходит для визуализации революции. Куда делось наследие Шагала из музея, который он создал.
Увидев впервые у своего друга Виктора Меклера графические репродукции из журнала «Нива», Мойша восхитился и впечатлился настолько, что решил: вот занятие, которому я готов посвятить всю свою жизнь. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Именно для этого музея в стенах училища художник когда-то съезжал из комнат в здании на Бухаринской — он понимал, что музей с настоящей, а не салонной живописью важен для города, для воспитания его вкусов и выращивания будущих художников из среды детей сапожников — не менее важен, чем собственно училище, где обучали бы живописи. Он стал невероятно популярным. В 2008 г. я закончил комплексное исследование Витебской художественной школы, начатое еще в 1999-м – в эпоху, когда сам термин «Витебская художественная школа» нуждался в расшифровке и обосновании. Большие, выпуклые, чёрные.
Эта часть исследования позволила реконструировать публикации по теме в единственной оставшейся в Беларуси полной подшивке «Витебского листка»– наиболее активно писавшей про М. Шагала газете. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Что значит этот «Преданн». Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь.
Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. ввильнюсском Novotel.
Вальден владел популярным изданием Der Sturm и одноимённой галереей и покровительствовал авангардному искусству, в особенности немецкому экспрессионизму. В некотором смысле Марк Шагал полноценного самоопределения Витебска так и не застал. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Там было человек пятьдесят сирот. Витебск. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
Празднования проводились под эгидой ЮНЕСКО и Советский Союз присоединился к этой акции. – я тоже. На VIII пленуме минского горкома КПБ, выступающие высказались против шагаломании. Это всё, что я могу наскрести. Активный период травли Шагала в БССР начался после того, как он умер.
Можешь не рассчитывать». С другой стороны, ничто из арлекинов, будуаров и романтических сцен, воспеваемых «Миром искусства», не привязывало эту эстетику именно к буржуазии.
Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Он не смог разбудить Витебск ни своим искусством, ни своими статьями, ни своими административными стараниями, когда служил в городе «комиссаром искусств».
Много было, видимо, потаскано холстов. Интересные выставки, грамотно организованные акции, постоянные обновления экспозиции интересная работа во время Ночи музеев И постепенно, шаг за шагом, музею удается менять сознание витеблян, приучая их к тому, что Марк Шагал не иностранный художник, родившийся в Витебске, а художник из Витебска, волею случая уехавший из города, но не терявший с ним связь ни на секунду. Он не смог разбудить Витебск ни своим искусством, ни своими статьями, ни своими административными стараниями, когда служил в городе «комиссаром искусств». Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Пока же для нас принципиально, что впервые выдержки из этого текста появились в печати в 1925 г. в Берлине в издававшемся на идише еженедельнике «Цукунфт». Торговцам сувенирами в Гааге хочется помещать на майки и чашки «Относительность» Эшера не меньше, чем того же хочется торговцам в Брюсселе или Эйдене, – это примитивное объяснение работает и на более высоких уровнях. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта.
Он очень естественно изображал фантастические вещи. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. долларов: «Я знаю, где этот холст мог затеряться исчезнуть. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Попытки «защищать Шагала» многим людям в Витебске и Минске стоили карьеры и здоровья: в это действительно сложно поверить сейчас, когда плохо отпечатанные копии «Прогулки» украшают витебские автозаправки. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Женщина со стальным характером была моложе Шагала и играла в семье первую скрипку.
1918–1920 гг. У художника появились последователи. Центральными работами первого парижского периода М. З. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Счастье написано на лицах этих двоих.
Мифические «левые взгляды» авангардистов были как нельзя кстати. Это всё, что я могу наскрести. Маленький Мойша до 12 лет даже не ведал, что есть такое слово «художник». Я люблю французскую кровь.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. вышел русский перевод книги американца Б. Харшава, где в разделе «Вопрос о самоидентификации» рассматриваются многочисленные национальные составляющие «я» М. Шагала.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Звягинцевой. Во время прогулок, в редкие часы, отведенные для отдыха (как же много он всегда работал. ), неизменно в обществе жены Вавы, он приходил к нам в Фонд, чтобы увидеть новые работы или еще раз взглянуть на уже виденные картины художников, которых любил, – Пьера Боннара, Анри Матисса, Фернана Леже, Жоржа Брака, Хуана Миро и многих других его современников, бывших, как и он, первооткрывателями нового искусства. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма.
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Их переполняют эмоции. Я бы, понятно, не узнал его., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска. Марк Шагал, один из наиболее известных творцов XX столетия, мастер, за право считать которого «своим» борются Франция, США, Израиль и Россия, был, мягко говоря, не востребованным у себя на родине, в городе Витебске.
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). С ней, не с Теей, а с ней должен быть я – вдруг озаряет меня.
провел в Витебске в статусе уполномоченного по делам искусств. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Шагал и Витебск стали моей зависимостью избавиться от которой можно, лишь написав о них. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Именно из этого цвета вырос тот эстетический феномен, который мы заселяем. Марк Шагал в Витебске» моей секретной автобиографией.
Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Просто сразу после Октябрьского переворота времени разбираться, кто настоящий «пролетарский художник», а кто нет, не хватало. А чем мог похвастаться провинциальный Витебск. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
Кому-то особенно импонирует сияющий колорит или изобразительные мотивы – роскошные букеты и влюбленные пары, кого-то восхищает «Библейское послание» однако все стороны позднего творчества художника объединяет устремленность к мировой гармонии. Материнское сердце не ошиблось. Прощание с отцом было болезненным – вот что пишет об этом сам Шагал в книге «Моя жизнь»: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено. тексты, которые писали сами авангардисты о «новом искусстве» и «футуризме» вгазетах и журналах (в том числе и в тех, которые «делали» они сами), а также то, как их эксперименты с цветом, формой и прочим оценивали в прессе.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Это мои глаза, моя душа. За последние годы Витебск похорошел. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Решено. Шагал уехал с семьёй в Москву. В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Всем, кто приходил ко мне в студию, приходилось ждать за дверью. Это всё и решило. Поэт считал, что Витебску нужен музей художника. — я тоже.
Высылать ничего не буду. Подробный рассказ о том, что такое «белорусская история» или история «белорусского Витебска», занял бы отдельную книгу: тут нужно вспоминать о ВКЛ – могущественной литовско-белорусской державе, простиравшейся от Балтийского до Черного моря, об униатстве, о католицизме, о правах, данных евреям князем ВКЛ Альгердом овключении Витебска в состав Российской империи в результате последнего раздела Речи Посполитой, о разгроме города русским царем Петром, о сожжении храмов его солдатами, о том, наконец, как в XIXв. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Кроме священной Торы, книг в доме не водилось.
Не смог он забыть и родной город. Почему в действительности он уехал из города. Что характерно, в процитированном отрывке из Ромма мы видим, как вслед за «эскизом» бесследно и необъяснимо (для Шагала) исчезает и бумажка с просьбой вернуть живопись.
Она молчит, я тоже. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Логика, по которой воплотители эстетики революции были рекрутированы большевиками именно из числа участников левых группировок, проста: они назывались «левыми» ипротивопоставляли себя тому искусству, которое до этого считалось «буржуазным». Вот в этих извилинах были нарисованы коза, стог сена и изгородка. С тех пор мальчик буквально не расставался с бумагой и карандашом. Яркие воспоминания детства и юности – первый подарок города художнику. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие).
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев.
Во-вторых, ему могла запретить ехать туда вторая жена Валентина Бродская (дома просто Вава). В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Она молчит, я тоже. Его пластинки расходились в нелегальных копиях – точно так же, как в СССР когда-то расходились записи The Beatles, воспроизведенные «на костях», т. е. на рентгеновских фотоснимках. состоялось второе провозглашение Белорусской ССР, территория которой включала лишь шесть уездов Минской губернии (Витебск был в составе РСФСР). Витебск снился ему, сюжеты любимого края сотни раз перенесены художником на холсты.
язакончил комплексное исследование Витебской художественной школы, начатое еще в 1999-м – в эпоху, когда сам термин «Витебская художественная школа» нуждался в расшифровке и обосновании. Преданн. »8. Но запомни: денег у меня больше нет.
Там, как по лестнице подняться на второй этаж, слева была глухая стена. Высылать ничего не буду. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892.
Объясняя, почему художник записывал свое рождение комбинацией «771887», Б. Харшав поясняет: «он был уверен, что 7 – его счастливое число». Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск».
Пэн, понятное дело, Шагала поучал, тот его слушал «как прилежный ученик». Те из них, кто в это время занимался газетной публицистикой, например К. Малевич, выражали свои «левые» взгляды не «вообще», не в контексте, например, марксизма, а исключительно в режиме оппонирования «буржуазному», «душному» «мирку» М. Добужинского и А. Бенуа. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Итак, первое, что приходит в голову в связи с «коллективным я» или «воображаемым сообществом» (Б.
Не терпелось, чтобы все заработало. В ответ он признался, что просто-напросто его срисовал. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Внешне она была очень похожа на самого Шагала.
Среди знакомых Шагала – известные мастера живописи и слова А. Модильяни, Г. Аполлинер, М. Жакоб. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. У него был один брат и пять сестёр.
Можешь не рассчитывать». Надо ему кого-то подыскать. Ползал и подбирал. Вполне вероятно, что этот холст там и пропал»4.
А. Крусанов пишет, что «ввиду отсутствия в Витебске органа интересующегося работами современных художников, все эти картины были свалены в склады помещения художественной школы»9. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Так М. Шагал и К. Малевич (возглавлявший, напомним, худсекцию Московского совета солдатских депутатов) сами стали властью.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Младенец запищал. Почему в действительности он уехал из города.
Решено. — я тоже. Она молчит, я тоже. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными.
Это мои глаза, моя душа. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Однажды один из одноклассников показал Шагалу свой рисунок. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Мой интерес к Марку Шагалу и его витебскому кругу трансформировался в хроническую болезнь: ястал автоматически отслеживать все публикации на «мою» тему, превращаясь в такого же специалиста, каким является в вопросах инсулиновой зависимости любой страдающий от диабета человек. В 1907г. В 1918 году Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. Ее звали Белла Розенфельд. Она смотрит — о, её глаза. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств.
Но запомни: денег у меня больше нет. провел в Витебске в статусе уполномоченного по делам искусств. Более того, ввиду многочисленных самонаименований себя «русским», а также ввиду того, что в его творчестве отсутствовали символы, которые помогли бы его связать с белорусской историей и этничностью, он был как бы исключен из процесса формирования новой, постсоветской визуальной идентичности. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
Ползал и подбирал. Лекции, суммирующие материалы книги, прошли в ноябре 2014г. премии «Оскар» иBAFTA в номинации «Лучший документальный фильм» получила картина Малика Бенджелулла «Searching for Sugar Man», повествующая о Сиксто Родригесе – американском музыканте, который после записи двух альбомов, не заслуживших признания публики, отошел от дел и занялся сначала ремонтом жилых помещений, а затем – вывозом строительного мусора.
Стали публиковаться письма трудящихся – обкатанный в 30-х годах трюк. Столица империи представлялась ему землей обетованной. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Б. Харшав подготовил в 2009 г. наиболее полное издание «Моей жизни», включающее в себя все сохранившиеся к настоящему моменту версии.
За 25 лет музей собрал большую коллекцию. А еще Белла была одухотворенной и воздушной. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Но все это – подарки наследников, частных лиц, коллекционеров, в основном, зарубежных.
Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Дело в том, что Шагал свои холсты часто хранил в шкафах, встроенных в мастерские. Спустя какое-то время приходила уборщица, то ли прибраться в студии (да, это абсолютно необходимо, только, пожалуйста, не трогайте ничего на столе. ), то ли просто, чтобы подняться ко мне.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Мы, первокурсники, холста не имели, лазили туда и воровали холсты. Всё казалось таким простым. Активный период травли Шагала в БССР начался после того, как он умер.
Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. В принципе не выношу одежды. Его дочь Ида все время повторяла: Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. «Ты вырастешь и разбогатеешь, тогда твои старые родители не будут знать, что такое бедность и горе. » – убеждает она сына.
И я понял: это моя жена. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». «Преданный Вам» или «Преданный Витебском».
Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». ввенском Institut f. r die Wissenschaften vom Menschen и в феврале 2015г. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Он сделал вполне логичное заключение, что авангард и есть то «искусство будущего», которое призывает русская революция.
Например, на тот оттенок зеленого, которым крашен забор в картине «Над Витебском». Там он проучился 2 месяца.
Я всегда работал голым. Для начала с его полотен исчезли раввины. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
Началась компания в прессе, где говорилось, что шагализация и сионизм – это зло. Что касается даты рождения Моисея Сегала известного миру как Марк Шагал, то тут все тоже непросто: во всех анкетах художник сообщал, что появился на свет 7 июля 1887 г., но и это вновь не так. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Этот двойной портрет символичен.
Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Марк Шагал, один из наиболее известных творцов XX столетия, мастер, за право считать которого «своим» борются Франция, США, Израиль и Россия, был, мягко говоря, не востребованным у себя на родине, в городе Витебске. Шагал и Витебск стали моей зависимостью избавиться от которой можно, лишь написав о них. В момент появления в Витебске уполномоченного по делам искусств М. Шагала (сентябрь 1918г. ) суверенного белорусского государства не существовало. Это мои глаза, моя душа. Впоследствии она объясняла свой поступок тем, что так и не смогла занять главенствующее место между Марком и его картинами. Так часто бывает, что после обретения художником славы за право считать его «своим» начинают сражаться страны, в которых он жил, где отдыхал или где, будучи проездом, написал какое-нибудь значимое произведение.
Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Он оказался в ловушке. Его пластинки расходились в нелегальных копиях – точно так же, как в СССР когда-то расходились записи The Beatles, воспроизведенные «на костях», т. е. И постепенно это удается.
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Будущий художник впитывал в себя, как губка, образы, которые ему встречались в детстве. на рентгеновских фотоснимках. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Город стал для него воплощением радости и света. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Она молчит, я тоже.
По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. На территории Минской, Гродненской и Виленской губерний образовалась Литовско-Белорусская ССР, «Лит-Бел». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
Кроме того, необходимо было искать средства. Увы, она была обыкновенной женщиной и парижских соблазнов не вынесла. Шагал очень часто по-соседски заходил в Фонд Маг, находившийся совсем недалеко от дома-мастерской «Ла Коллин», построенного художником в Сен-Поле под сенью огромных сосен. На протяжении почти столетней жизни Марк Шагал не один раз доказал, что «театральной крови» ему было не занимать.
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Большие, выпуклые, чёрные. В 2013 г. премии «Оскар» и BAFTA в номинации «Лучший документальный фильм» получила картина Малика Бенджелулла «Searching for Sugar Man», повествующая о Сиксто Родригесе – американском музыканте, который после записи двух альбомов, не заслуживших признания публики, отошел от дел и занялся сначала ремонтом жилых помещений, а затем – вывозом строительного мусора. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.
А потом зубоскалили издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз.
В 1922-ом году в Литве, в городе Каунасе была организована выставка Марка Шагала, чем художник не преминул воспользоваться. Почему на самом деле он уехал оттуда. Так вот, в этих шкафах хранились работы, во-первых, учащихся лучшие работы и преподавателей. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Особенно любил он чердак, откуда открывался прекрасный вид на город. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. В недобрый час, однако, решился Шагал пригласить в свое объединение Казимира Малевича – уже известного в те времена как состоявшийся художник и основатель течения «супрематизм».
В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. Андерсон), к которому можно было бы отнести М. Шагала, – это то, что он еврей. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. В этом смысле и у «Родины» и у «Озера Радости» одна автобиографическая основа – бесконечная дорога из которой я никак не выкарабкаюсь.
Точку зрения А. Крусанова можно было бы воспринимать как часть интернациональной полемики об этнической и визуальной «прописке» художника, но туда же, в «российскую степь», заворачивает большинство зарубежных исследователей творчества. — я тоже. «Нисколько не удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство, мечтал превратить простые дома в музеи, а простых людей — в творцов»1, — писал М. Шагал в «Моей жизни».
В аэропорту его ждал белый лимузин. В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. История, которую я собираюсь рассказать в этой книге, созвучна той, что показана в фильме. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов – Мария Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником – то ли шведом, то ли норвежцем – и сына захватила с собой.
Люди в панике. Сам знаешь. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Шагал приобрёл известность в Российской империи. Он оказался по-пророчески точен: действительно, город уничтожил все следы существования в нем Шагала, причем принялся за это дело почти сразу, еще до того, как художник превратился в эмигранта. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Но его радость была недолгой. Отдельной книгой «Моя жизнь» была издана только в 1931 г. в Париже. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Художнику И. М. Пэну. С момента завершения исследования прошло шесть лет.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. 1-ый парижский период. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Она смотрит — о, её глаза. В 1910-х гг. И я не щадил ни себя, ни других. Но я засыпал.
Остались обрывки фраз: Когда помру. Его освещает яркий луч света. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Однако брак не продлился долго – Вирджиния сбегает от Марка с известным фотографом. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно.
Шагал и Витебск стали моей зависимостью избавиться от которой можно, лишь написав о них. Как-то раз ко мне зашёл приятель и сказал: «Да ведь ты – настоящий художник. » Слово «художник» глубоко запало мне в душу».
И первое ли это было полотно исчезнувшее у бедного Шагала в Витебске. Большие, выпуклые, чёрные. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
В этом первом приближении мир творчества М. Шагала – это мир сна еврейского ребенка, заполненный произвольно перемешанными и иногда кубистически переосмысленными символами этой культуры: скрипка, семисвечник, раввин, синагога. Они, как и их итальянские и немецкие коллеги, были захвачены написанием натюрмортов, передачей «скорости», урбанизма, попыткой схватить тот стремительно меняющийся мир, который бурлил вокруг них. еще несколько раз меняли границы будущей Беларуси. Однако уже через две недели по требованию ЦК РКП (б) и исходя из политической обстановки (приближался фронт) город Витебск, а также Смоленскую и Витебскую губернии «выделили» из ССРБ и присоединили их к РСФСР, т. е.
В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Одержимый идеей своего главенства, Малевич очень быстро настроил коллег против Шагала, уверяя их в том, что Марк не хочет работать, а только разъезжает в автомобилях и «начальствует».
Она смотрит — о, её глаза. Его соперник, основоположник супрематизма Казимир Малевич, недавно прибывший в качестве учителя, фактически занял его место. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. 25 марта 1919г. В 2008г. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. И только в 1924г.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Первый раз слово «Белоруссия» зазвучало в речах представителей органов управления лишь через 3 месяца, в декабре 1918г., когда VI Северо-Западная областная конференция РКП (б) в Смоленске провозгласила себя I съездом компартии Беларуси и приняла постановление о создании Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ).
На бледном лице сияют глаза. Он прилетел вместе с семьей. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос».
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно.
«Эскиз» ли это был вообще. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Слов «Беларусь» и «белорусский» там просто нет.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. обещаю Ва. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Затем следует Вторая мировая война. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Через семь лет после заката «витебского ренессанса» Р. Майоров написал репортаж «Музейное кладбище» для газеты «Витебский пролетарий», где констатировал, что Витебский государственно-исторический музей уже утратил произведения «Шагала, Кандинского, Ермолаевой, Малевича и др».
Это вызвало негодование художников и я, не спросясь Шагала, велел удалить эту бумажку»6. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Марк Шагал мечтал вернуться в родное местечко. Витебск был передан БССР в числе других территорий, которые ранее принадлежали РСФСР (переданы были также Витебский, Полоцкий, Гродокский, Могилевский, Рогачевский, Быховский, Климовичский и Чаусский уезды). В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня.
В «Searching for Sugar Man» есть трогательный момент: запись реального телефонного разговора южноафриканских продюсеров, которые с большим трудом отыскали постаревшего и разочаровавшегося в собственной музыке Сиксто. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Им больше никто не нужен. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Узнайте этот оттенок в зиме вокруг вас, в улице в деревне матери и поймите, что глупы те авторитеты истории русского авангарда, которые относят витебский феномен к разделу «Русское искусство в провинции». Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе интересовалась философией.
Только в 1914-ом художник покидает Париж, чтобы съездить в Витебск для того, чтобы повидаться с Беллой и своей семьей. В это же время завязывается сотрудничество с руководством Еврейским камерным театром – так он впервые занялся сценографией. ввильнюсском Novotel.
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Когда в пламени пожарища появился на свет младенец, оказалось, что бедняга мертв. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Все, больше ничего. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Большие, выпуклые, чёрные. Вирджиния оказалась похожей на Беллу лишь внешне.
Он стал невероятно популярным. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Так, в 2009г.
Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. И я понял: это моя жена. Отныне – все посвящено только рисункам.
Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. На бледном лице сияют глаза. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Тот благосклонно отозвался о первых рисунках будущего художника. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Высылать ничего не буду. — я тоже. В 1987 году во всем мире отмечали столетие со дня рождения Шагала. Из-за ярких заграничных марок. В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. 1 Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Знал бы он, что эти слова на обороте клочка картона ценнее любой марки.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года). С момента завершения исследования прошло шесть лет. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В то время он был в Европе. Остальные слова погублены, вырезаны из открытки вместе с маркой любителем филателии.
С 1950-х гг. Она смотрит— о, её глаза. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Чего нельзя сказать о полотнах, которые миролюбивые ученики директора училища искренне не видевшие ценности в его «козах», пускали на свои юношеские подмалевки.
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. На бледном лице сияют глаза. Прежде всего он отправляется в Лувр. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Но этой мечте сбыться так и не удалось. Пэн, в частности, был недоволен тем, что глаз на полотне — непропорционально «огромный», Шагал пытался оправдать это тем, что глаз человека на самом деле больше, чем виден из-за прищуренных век, — словом, такой анатомический у учителя и ученика был разговор. Впоследствии Марк Шагал запишет в своих воспоминаниях: «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Его весёлое лицо контрастирует с трагическим лицом женщины.
Лекции, суммирующие материалы книги, прошли в ноябре 2014г. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
Она смотрит – о, ее глаза. Так вот, впоследствии картина с «глазом и козой» пропала, причем произошло это еще при Шагале. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись.
Я плыву в них, как в реке». Можешь не рассчитывать». В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда».
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Именно в этот день, в возрасте 12-и лет он услышал впервые слово «художник». Как жадно они рисовали. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.
Лишняя тяжесть». Собственно исчезать картины Шагала начали, еще когда он был директором училища. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Печать и художественная критика, находившиеся в отношениях подчинения с любыми формами исполнительной вертикали, принялись восхвалять то, что пролетариат понимал слабо: футуризм, супрематизм и т. п. – передовые течения, привнесенные или дополненные в художественной культуре русским авангардом. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Наследие Шагала столь велико, что до сих пор нет полного каталога всех его работ.
Между ней и Шагалом завязался роман. Сына ее, величайшего художника знают во всем мире и восхищаются его творениями. И уж тем более неправы те гуру из телевизора (которым именно потому и верят), для которых Шагал – «рожденный в Витебске представитель русской культуры». Фокусом моей диссертации была репрезентация авангарда в городской и губернской печати, т. е. тексты, которые писали сами авангардисты о «новом искусстве» и «футуризме» в газетах и журналах (в том числе и в тех, которые «делали» они сами), а также то, как их эксперименты с цветом, формой и прочим оценивали в прессе. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Витебский педагог В. Зейлерт, учившийся в 1920–1922 гг.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Хотя была красавицей, а он красавцем отнюдь не был. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Марк Шагал – художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек.
поменялось значение слова «Литва» Мы не будем утомлять читателя этими сложными подробностями. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Их антибуржуазный пафос оказался востребован для наглядной агитации, театра, плакатов. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Первое время родители не обращали на это внимания. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
И я понял: это моя жена. Классический пример – то, как третья (или вторая, ведь с Вирджинией Хаггард М. Шагал не был расписан) жена художника, Валентина Григорьевна Бродецкая, «перепозиционировала» Марка Захаровича из ниши «еврейских творцов» в нишу художников интернациональных: «Потом Ваве, хоть она сама и принадлежала к избранному Богом народу, захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством, – пишет И. Лыкова. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. – И художник подчинился. Мойша мог часами наблюдать за прогуливающимися барышнями, евреями-хасидами и соседями. Через четыре года, в 1933-м, в Третьем рейхе пройдут выставки «дегенеративного искусства», на которых будет обильно представлен Шагал.
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Сам знаешь. С момента завершения исследования прошло шесть лет. Шагалу удалось преодолеть устаревшие догмы, но при этом он не был бунтарём или антиклерикалом – он удивительным образом остался в рамках национальной религиозной традиции.
Вот что пишет художник в своих воспоминаниях: «Я спросил у него, как ему удалось это сделать, где он этому научился. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Марк Шагал, один из наиболее известных творцов XX столетия, мастер, за право считать которого «своим» борются Франция, США, Израиль и Россия, был, мягко говоря, не востребованным у себя на родине, в городе Витебске. И все же знатоки и ценители поражались. Она молчит, я тоже. В них – неудержимое желание летать.
Попытки «защищать Шагала» многим людям в Витебске и Минске стоили карьеры и здоровья: вэто действительно сложно поверить сейчас, когда плохо отпечатанные копии «Прогулки» украшают витебские автозаправки. Попытки «защищать Шагала» многим людям в Витебске и Минске стоили карьеры и здоровья: вэто действительно сложно поверить сейчас, когда плохо отпечатанные копии «Прогулки» украшают витебские автозаправки. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Так «левые художники» заняли ответственные посты. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией.
Мой интерес к Марку Шагалу и его витебскому кругу трансформировался в хроническую болезнь: я стал автоматически отслеживать все публикации на «мою» тему, превращаясь в такого же специалиста, каким является в вопросах инсулиновой зависимости любой страдающий от диабета человек. Это всё, что я могу наскрести. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Происходившие одновременно война с Германией и Польшей, затем – Рижский договор 1921г. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
уехал из города для учебы – сначала в Петербург, затем в Париж. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Человек, любивший витебские заборы и витебские домики настолько, что поместил их на плафон парижской Opra Garnier, оказался в ситуации сначала забвения, а потом – хорошо организованной травли, которая не утихала и после его смерти.
Он не смог разбудить Витебск ни своим искусством, ни своими статьями, ни своими административными стараниями, когда служил в городе «комиссаром искусств». На бледном лице сияют глаза. И как поживают мои домики, в которых я детство провел и которые вместе с Вами писали.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. В нем не оказалось театральной крови» 1. Напротив, деятельность авангардистских группировок, выставлявшихся на экспозициях «Бубновый валет» (1910г. ), «Ослиный хвост» (1912г. ) и «0, 10» (1916г. – именно там К. Малевич впервые продемонстрировал свой «Черный квадрат на белом фоне»), воспринималась как откровенно маргинальная, оппозиционная эстетике «мирискусничества».
Вирджиния – вторая «обыкновенная женщина» из предсказания цыганки – переезжает с Шагалами в Париж. И вот их-то я учил рисованию. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
1918–1920гг. Отец был в бешенстве – здоровый лоб сидит без дела. Большие, выпуклые, черные. Однако продержался он не слишком долго. Рождение, жизнь и смерть — главные темы в творчестве любого художника, но Марк Шагал показывает это как обыденный случай, отношение к которому у героев этой картины самое разное.
Ответ — где-то в истлевших кляссерах. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Оставаясь один на один с рисунком, ясно представлял, что нужно было делать. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Но, мне хотелось найти свои собственные средства выражения. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Вся молодежь знала его, слушала его и восхищалась им. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Мой интерес к Марку Шагалу и его витебскому кругу трансформировался в хроническую болезнь: ястал автоматически отслеживать все публикации на «мою» тему, превращаясь в такого же специалиста, каким является в вопросах инсулиновой зависимости любой страдающий от диабета человек. И я понял: это моя жена.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Это мои глаза, моя душа. Это мои глаза, моя душа. Поворотным моментом в карьере Шагала стало знакомство с крупным немецким торговцем Гервартом Вальденом. Уже давно от Вас слова не имел и как поживает мой любимый город. Он написал сотни полотен.
Я срисовывал все картинки, попадающиеся мне на глаза. В подростке нетрудно узнать молодого Марка Шагала.
Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Там его застала Первая мировая война, вот таким образом свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. Все это стало образами для его картин. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Для затравки им я могу сказать лишь одно: посмотрите на цвет заборов у Шагала.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Мужчины обливали водой горящие стены дома, а женщины помогали роженице. В 2013г. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Эта часть исследования позволила реконструировать публикации по теме в единственной оставшейся в Беларуси полной подшивке «Витебского листка» – наиболее активно писавшей про М. Шагала газете. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал».
Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Это единение с большой Вселенной. Хотя французская критика уже несколько лет называет поздние работы Марка Шагала «повторами», считает их «декоративными» и «коммерческими» и больше ценит новаторство его ранних произведений, созданных в России, публика относится к его творчеству иначе.