Интерес, увлечение, влюбленность, любовь – и, как следствие, всплеск вдохновения. Автор неизвестен. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475.
1892А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути. В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников – "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки. Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком. Вот таким образом он стал копировать статуи в нижних залах Лувра, а не живопись в Большой галерее.
Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте. В прошлом году мой сосед господин Пикар (приятель Родена), брат инспектора Сюрте, проник ко мне, подделав ключ, у стены стояла моя женщина в желтом. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43.
До 1888 года Камилла жила с родителями и мать всячески пыталась внушить взрослой дочери, что задерживаться в мастерской Родена неприлично, что надо думать о своей репутации, а не выполнять по ночам заказы, набранные Мастером («ночными заказами» Камилла объясняла свое отсутствие). С мрамором, хотя многие в первую очередь вспомнят именно мраморы Родена, он работал редко. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. Скульптура «Поцелуй» Родена Зовуща, горяча, нетленна.
Несмотря на все, я плачу об утрате этой Грезы Грез». Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Кроме того, Камилла и Поль, конечно, много читали. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. три хореографические миниатюры Леонида Якобсона – ожившие скульптуры Родена: "Вечная весна", "Поцелуй" и "Вечный идол" (все три представлены и в этой подборке).
Теперь остается узнать, было ли в ней то, что я искал. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию.
Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38. Той же позиции придерживался и брат, который, правда, позже во всем, что случилось с сестрой, винил Родена.
Что ждёт их Там Уже не важно. восторг ума. И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения. Некоторое время у него работал и Аристид Майоль. Роден становится авторитетом в области скульптуры. 1885 -- прекрасное тело ее вырастает из камня, как цветок из плодородной почвы Эллады. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51.
Как свет будет скользить по поверхности. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15.
В это время судьба, как бы давая шанс, послала ей еще одного возлюбленного — выдающегося композитора и ловеласа Клода Дебюсси из-за которого по крайней мере две женщины пытались покончить с собой. Его примеру последовали и другие. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов.
Мы видим не жаркие объятия и ненасытное желание, но истинный поцелуй любви. Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе.
Отец Сезанна, банкир, не давал разрешения на брак и даже лишил сына половины содержания. В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора.
Но невозможно поверить, что это так. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Это требование было исполнено. Он не раз выручал свою старшую дочь в трудные минуты жизни и в основном втайне от супруги.
Роден был влюблен в свою ученицу Камиллу Клодель, которую встретил на курсах для девушек, заменяя педагога. Рука Бога и Рука дьявола. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. А год спустя у него появилась известная «Женщина, сидящая на корточках».
Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Для Родена скульптура начиналась с безупречного знания человеческого тела. Дом в Вильнёве, где родилась Камилла, перешел к ее матери по наследству. Она погружается во мрак безумия.
Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886 Упавшая кариатида, 1882 Ева 1881 Данаида, 1885 Па-де-де, 1908 Статуя Бальзака, 1897. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6.
Бюст Виктора Гюго. Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. нуль плюс нуль равняется нулю. Мужчины и женщины, его натурщики скользят по мастерской иногда замирая. Содержание работ роднит скульптора с символистами.
Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Камиллу или «свою Кам», с ним познакомил Луи Проспер. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. А карандаши и бумага стоили много дешевле холста и красок.
Хочу поделиться своим первым впечатлением от скульптур Родена. Его открыли для меня. ДАНАИДА. Все меняется. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза).
Камилла устроила возлюбленному «встречу с вопросами», сказала, что не сможет делить его еще с кем бы то ни было. Находясь позже в доме для душевнобольных именно их она будет обвинять во многих своих бедах. Главное, не обманывайте меня больше». Ее работы приняли и оценили мастера того времени.
"Ветер". По Данте, ей назначен ад. Прекрасные гибкие тела, рождающиеся в камне (и вопреки академическим канонам факт их родства не скрыт резцом, наоборот оставленные мастером необработанными поверхности камня подчеркивают его), перетекающие друг в друга. Их губы едва соприкасаются. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года.
Но интересно другое: не зная Родена, Камилла уже была его единомышленницей. "Моя жена любит только Швейцарию и лимонад", – говорил Сезанн друзьям. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Девушка же, незнакомая с его работами, не поняла — комплимент это или хула. Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их.
Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Работам Огюста Родена посвящены три музея. Отец, всегда желавший дать детям хорошее образование, пригласил для них наставника — господина Колена. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению.
Он верил – настоящее искусство всегда искреннее. Тогда его влекли Тициан и Рембрандт. Мастер со стенографической скоростью фиксирует происходящее. В своём творчестве Огюст Роден использовал многие приёмы и удачно совмещал их в скульптуре.
Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). ПОЦЕЛУЙ. После разрыва композитор приобрел себе скульптуру Клодель «Вальс» и никогда не расставался с ней.
Между прочим, в том же 1881-м Роден закончил «Еву» — работу, которую считают отправной точкой в новом взгляде скульптора на женское тело.
И оброненное им когда-то «пока уйти от Розы не могу» все большим камнем ложится на ее измученное сердце. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т. е.
Он увидел в ней бесспорный талант, она в нем – великого мастера. Биографы называют несколько дат их встречи, но, скорее всего, Роден пришел в мастерскую к девушкам по просьбе Альфреда Буше, который в то время собирался в Италию и попросил друга поработать с молодыми художницами. Любовь и творчество закружили и Камиллу. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54.
Резец любви являет силу. К 1905 году «мошенник Роден» превратился в воображении Камиллы в злодея, который завладел ее имуществом, украл ее работы, подсылает к ней людей с целью отравить ее. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора. (И о памятнике гражданам Кале и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы. )С другой стороны, у Родена было очень много друзей искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше.
Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты. В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. У Камиллы начался психоз с манией преследования. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67.
Скульптор мечтал поймать и запечатлеть мгновения истины и красоты. 1886 --- одна из знаковых работ Родена. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Роден в старости стал падок на женскую красоту.
Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. 1891Портрет Анри Рошфора. Рай – на Земле. Он становится понастоящему известным и востребованным скульптором, получает много заказов. Вот некоторые работы этого времени. Наверное, это было лучшее время ее жизни.
Теперь он занимается в основном небольшими скульптурами, скульптурными портретами, контролирует работу своих ассистентов и очень много рисует. Некоторые из работ этого периода: "Поэт и муза" 1905"Купидон и Психея" 1905"Ромео и Джульетта" 1905"Портрет Варвары Елисеевой" 1908Портрет японской танцовщицы Ханако 1908"Моцарт" 1910Бюст Клемансо 1911В 1908 году Роден арендует часть комнат в особняке Бирон, а в 1911 году и весь особняк. Хотя любовь к ней сохранил. Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917).
В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. Любви мы видим панораму. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).
По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. Но, увы, юноша Роден был беден. Красота, молодость, гениальность – все это было принесено ею в жертву возлюбленному. После расставания с Клодель скульптор остается рядом с преданной, но нелюбимой Розой Бере.
От романтической истории потомкам осталось лишь письмо Дебюсси коллекционеру Роберу Годе от 1891 года: «Я по-настоящему любил ее и любил с еще более горестным пылом оттого, что чувствовал по явным признакам: она никогда не согласится отдать кому-то всю душу и сердце ее всегда выходило неуязвимым из любых испытаний на прочность. Оно не знает фальши и театральных поз. Воссоздать «чудо жизни» — в этом Роден видит главную задачу скульптора. "Поцелуй" Родена не оставляет равнодушных. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. Он много работал также в жанре портрета. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26.
Хотя работать Клодель еще продолжала. Но долго так, конечно, не могло продолжаться и тайное стало явным. В камень его работы обычно переводили ученики и подмастерья. Эрмитажный вариант был исполнен в начале 20 в. "Вечный идол". 1889г Париж. музей Родена. 1898Еще один бюст Виктора Гюго. И вдруг такой случай.
Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Окончил Малую школу – учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий.
1890"Шторм""Угрожающая рука и фигура молящего". Скульптура всегда была делом дорогим.
А если твои работы регулярно не продаются, она обходится дорого вдвойне. За это его критиковали. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. В нем и обосновались отец, мать и трое детей — Камилла, Луиза и Поль. Камилла пытается найти спасение в творчестве, однако критика не принимает ее. Ей все чаще приходило на ум, что Роден просто использует ее.
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. И она сразу стала лучшей из учеников, к тому же среди них — первой женщиной. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. И платил натурщикам, дабы в его мастерской они вели себя свободно и естественно.
Получив крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, переехал в Брюссель. Здесь он создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке дАнверс. В 1876 г. Роден совершил путешествие в Италию, посетил Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию, познакомился с искусством Возрождения, особенно его взволновали работы Микеланджело и Донателло. Возможно, такой интерес к цвету и свету можно объяснить юношеской мечтой, стать живописцем. Роден начал приглашать ее к себе в мастерскую — помощницей в период больших заказов, когда увидел «Поля Клоделя в 13 лет».
Рука его пока несмело Касается её бедра. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году.
Вторая скульптура не содержит никаких атрибутов, обычно сопровождающих изображение святого, за исключением характерного жеста руки17 скульптор назвал так свою работу, так как фигура натурщика вызвала у Родена самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем. Он хорошо знал и уважал традиции прошлого, прослыв при этом революционером. В 1897 году промышленник и коллекционер Морис Феней издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. «И Бог создал женщину» и создал ее загадочной Поэт и муза. 1900г. Роден её из адских врат Изъял. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи.
Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. 1897"Бодлер". Это музеи во Франции – в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии. Тогда считалось, что скульптура — дело мужское. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию».
Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Еще три скульптуры купил музей дОрсе. Но Роден продолжал работать над скульптурой. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряженной с другой стороны впечатление меняется – левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе, "бездействуют". Прошло почти пятьдесят лет, как не стало Родена, но над его могилой бодрствует "Мыслитель". Скульптор всегда утверждал, что искусство – это "радость разума.
Но до открытия музея Роден не дожил. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. Отсюда происходит его пристрастие к бронзе. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции.
Вот где понятно-искусство принадлежит народу. Он беспрестанно совершенствовал свои знания о нем. Но вскоре он понял – скульптура его призвание.
Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Франсуа Огюст Рене Роден (1840 год, Париж – 1917 года, Мёдон) – знаменитый французский скульптор. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13.
Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. И вот прекрасная молодая Муза превращается в «Данаиду», «Сирен», «Поцелуй» — произведения, открывшие новую главу в жизни Мастера. Король обещал пощадить жителей, если шесть самых знатных граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь.
Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века – 1910-х годов. И у нее получалось. Правда, тогда позировала ему еще не Камилла. Взаимную осторожность и чуткость. Эта работа, как бриллиант, отражает в себе все оттенки чувств. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1.
И началась богатая событиями жизнь: Клодель и Роден ходят на приемы, она знакомится с известнейшими художниками, композиторами, поэтами, политиками. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. 1885Бюст Пюви де Шаванна.
Интересовала его и еще одна проблема взаимодействия тела, скульптуры и света. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека.
И к устам Уста прильнули, к телу – тело. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40.
Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Хотя позднее, в 1920—1930-х годах, авангардисты отвергали Родена как старомодного, а современные критики отмечают в его скульптурах влияние того времени, когда Роден зарабатывал ремеслом декоратора, его огромное воздействие на всю последующую скульптуру общепризнанно1364. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. Третья копия находится в Копенгагене. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году.
Кроме того, художник был очень строг со своими моделями, с ним было непросто работать. Подобной точки зрения придерживался и брат Поль. Любимым ребенком Луизы Серво всегда была ее другая дочь — тоже Луиза.
ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде.
Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет. Спектакль «Роден» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Или в ней вообще ничего не было. Кажется, что начинаешь в полной мере ощущать пока еще сдержанную приличием страсть. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график.
Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63. Весь трепет и нежность прикосновений невольно передаются зрителю. Но наступал момент, когда она принималась крушить все только что созданное без остатка. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором.
И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. В своём роде он был настоящим новатором. Она – его Камилла, В ней счастье, вдохновенье, сила, Не ад, а рай любви двоих И Вечности подарок их. Желание постоянно возиться с глиной и камнем в их глазах выглядело очередной блажью.
Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. Луи Проспер, беспокоясь за дочь, говорил ей обратное, советовал уйти из роденовской мастерской и работать самостоятельно А сам Мастер тем временем разрывался между двумя дамами сердца, причем Клодель (как это часто случается в любовном треугольнике, в основании которого женщины, а на вершине — мужчина) поначалу ничего не знала о существовании Розы Бёре.
Потом нанимала извозчика и тот вывозил обломки. В общем, причин позировать с радостью у Гортензии не было. О нем также будет вспоминать впоследствии Поль, объясняя, что благодаря усердию учителя все дети основательно изучили латынь, орфографию и арифметику.
Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. Чтение стало хорошим самообразованием. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор. Например, три несохранившихся произведения — «Наполеон», «Бисмарк», «Давид и Голиаф» — очень понравились скульптору Альфреду Буше, жившему тогда в Ножан-сюр-Сен.
После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.
Но, очевидно, она уже была рядом. Роден коллекционировал предметы искусства. И перестал сожалеть о живописи. Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале. Роден видел будущий памятник массивной стоящей фигурой с крупной головой и телом, скрытым драпировками39.
Оценка Родена менялась с течением времени. Открывая свое тело и свои желания для себя самих, они открывали их для художника. Вновь обвиняли в связи с бунтовщиками импрессионистами. А они действительно не понимали ее натуры, ни в коей мере не разделяя интереса к ваянию. Как ее цвет будет влиять на общее впечатление. «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте.
Родену это удалось. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Роден в мужчине зрит себя, Ваяет женщину, любя Как нежную свою Камиллу.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. Клодель потихоньку теряла средства к существованию. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). Альбом разошёлся мгновенно45.
1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Спасибо за чудесную подборку-это так близко мне. Утверждать, что ему не хватает способностей закончить работу, никто не смел утверждать. В 1866 году у пары родился сын Огюст. О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888). Однако его импрессионизм был внешним.
В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14. Удивительно, но пятнадцатилетнюю девушку признали как скульптора. Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг.
Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. Позднее в Париже мадемуазель Клодель прослыла интеллектуалкой. Они вместе посещают выставки, широко показывают свои работы. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла.
Камилла была в смятении, уверенность в себе покидала ее. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16.