Франсуа Огюст Рене Роден (фр. Franois-Auguste-Ren Rodin) (12 ноября 1840— 17 ноября 1917)— знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Франсуа Огюст Рене Роден (фран. Auguste Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. В Медоне 17 ноября 1917 года Франсуа Огюст Рене Роден умер, в возрасте 77 лет. Франсуа Огюст Рене Роден (фр. Франсуа Огюст Рене Роден (фр.
Творчество Франсуа Огюста Рене Родена (Franois-Auguste-Ren Rodin) по праву считается одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.
В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Статуе «Бронзовый век» (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим и проникнутой пафосом пророчества статуе «Проповедующий Иоанн-Креститель» (1879) в полной мере присущи характерные для Р. в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора).
Известность Родена растет и ему поручают важные государственные заказы. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Отцовской любви он не испытает никогда.
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Ещё были «Три тени» из бронзы 1880 год, «Ева» из бронзы 1881 год, «Данаида» из мрамора 1885 год, «Прекрасная Омьер» из бронзы 1885 год, «Поцелуй» из бронзы 1886 год и другие. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63. Роден изготовил два макета, но из-за переворота в Чили памятники не были отлиты, а сами макеты погибли. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную». Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Все они воедино связаны моментом трагизма происходящего. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Мечта любящей и преданной женщины, наконец- то, сбылась. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Теперь она для него была лишь экономкой с увядшей красотой.
С 1871 по 1877 год он работает в Брюсселе, занимаясь скульптурным декором местных зданий. Отдельные темы этой композиции Роден Рене Франсуа Огюст разрабатывал в виде самостоятельных произведений таковы остро гротескная фигура «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), пронизанная тонкой поэзией группа «Поцелуй» (1886) исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя «Мыслитель» (1888). Роден в старости стал падок на женскую красоту. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. Оценка Родена менялась с течением времени. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.
По окончании франко-прусской войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию и его незаконченную работу по контракту принял скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург, который снова нанял Родена. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Статика сменяется ритмикой поз, движением рук, напряжением мышц.
Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Роден родился в семье канцелярского служащего. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Из-за перенесённого инсульта правая рука отказала. Уже ранними работами Родена (Человек со сломанным носом, бронза, 1864, Лувр, Париж Бронзовый век, гипс, 1876, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Иоанн Креститель, бронза, 1878, музей Родена, Париж) присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объёмов.
Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.
Франсуа-Огюст Роденяростно и самозабвенно впитывал в себя всё, чему учил Лекок. Это объясняется классицистическими установками, которых придерживалось руководство заведения и которым были недостаточно близки работы Родена.
Ей казалось, что проклятый Роден подсылает к ней своих натурщиков, чтобы убить её. Роден не плакал, у него просто не было сил, он отдал их своим скульптурам. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. А Роза любила, покорно ждала и всегда пыталась ему во всём угодить. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году. Лекоку не очень понравилась эта затея, он никогда не скрывал своего негативного отношения какадемизму, да и там его не жаловали.
Она готовилась к медовому месяцу, но через две недели умирает от простуды. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Таковы острогротескная фигура Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), пронизанная ярким эмоциональным порывом группа Поцелуй (1886) исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя Мыслитель (1888). «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят.
Это позволяет Р., одному из основоположников в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой «духовного порыва». Уже ранним работам Родена (Человек со сломанным носом, бронза, 1864, Лувр), статуям Бронзовый век (гипс, 1876, ГЭ бронза, 1880, Лувр) и Иоанн Креститель (бронза, 1878, Музей Родена, Париж) присущи характерные для Родена в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. Так завязались их отношения и продолжались всю жизнь.
Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Это музеи во Франции – в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии.
Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Роден в старости стал падок на женскую красоту. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15.
На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». Огюст предложил ей позировать, она согласилась. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол». Она сама сделала первый шаг к их близости. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Р., как памятники В. Гюго (мрамор, 1886—1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893—97 установлен в 1939) в Париже, проект «Башни труда» (гипсовая модель, 1899). Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43.
Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который они охарактеризовали как «бесформенную массу». Музей, для которого предназначались «Врата Ада», так и не был построен, но Роден Огюст скульптор трудился над произведением до конца своей жизни. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30.
Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Это позволяет Роден Рене Франсуа Огюст, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой «духовного порыва». Мнения разнятся в диапазоне от приписывания Клодель роли подмастерья до признания значительного творческого вклада35. С 1880 и до конца жизни Роден Рене Франсуа Огюст работал над большой горельефной композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Роден Рене Франсуа Огюст поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.
В то же время Р. продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897).
Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. В 1905—1906 годах личным секретарём Родена был немецкий поэт Райнер Мария Рильке, позднее написавший восторженную биографию скульптора. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни». Уже ранними работами Родена (3939Человек со сломанным носом3939, бронза, 1864, Лувр, Париж 3939Бронзовый век3939, гипс, 1876, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 3939Иоанн Креститель3939, бронза, 1878, музей Родена, Париж) присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объёмов. Альбом разошёлся мгновенно.
Родные отправляют Камиллу на принудительное лечение. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери.
Он восхищался её телом, ему хотелось лепить её лицо, шею, пышную грудь. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела». Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6. Роден позволял массово производить копии своих скульптур для продажи, а после его смерти право изготавливать копии перешло музею Родена62. В 1889 году скульптурная группа была установлена в городе Кале. Роден работал в Париже и Мёдоне посетил Бельгию (1871- 1877) и Италию (1875). В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график.
От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную». Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам».
В 1879 году Каррье-Беллёз, с 1875 года бывший директором Севрской мануфактуры, пригласил Родена работать у него. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры. За пять франков в день он стал работать у декоратора мосье Крюше. В 1913 году родственники поместили её в психиатрическую клинику, где она умерла в 1943 году. Роден изготовил два макета, но из-за переворота в Чили памятники не были отлиты, а сами макеты погибли.
Франсуа Огюст Рене Роден (1840 год, Париж – 1917 года, Мёдон) – знаменитый французский скульптор. Среди работ Родена есть также «Тень», сделанная из бронзы в 1880 году, «Мыслитель» из бронзы в 1880 году, «Адам» из бронзы 1880 год.
В Брюсселе Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке дАнверс. Трижды пыталсяОгюст Роденпоступить в Школу изящных искусств. В 1864—71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. С середины 1880-х гг.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Так в 1880 году Огюст Роден оформляет двери для Музея декоративного искусства. В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции.
Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Их и изобразил Роден в своей скульптурной композиции.
«Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира свойственны портретным бюстам Родена (портрет В. Гюго, мрамор, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В том же 1883 году Роден был приглашён скульптором Альфредом Буше курировать группу его студенток. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26.
В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза. На протяжении десятилетий, вплоть до самой смерти скульптора, грандиозный замысел «Врат ада» постоянно видоизменялся.
С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произв.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. В 1864-71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Надо было чем-то зарабатывать себе на жизнь. Сын мелкого чиновника. Творчество Р. составило эпоху в истории скульптуры сохраняя верность романтической традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников Р. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.
Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
С 1877 изучал памятники французской готики. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом»в парижский Салон. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу». Последние годы жизни Огюст провёл с Розой на своей вилле в Мёдон.
Роза тихо, смиренно молчала и ждала, Камилла активно действовала. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Таковыми стали памятник «Граждане Кале» (бронза, 1884-1895года), «Памятник Бальзаку» (1892-1898 года), который вызвал скандал и был отвергнут.
Живая лепка скульптур темпераментно моделирует форму, усиливая её выразительность в передаче психологического восприятия образами данного события. И вот её не стало. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена.
Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. В 1884-88 Роден создал для г. Кале группу Граждане Кале (бронза установлена в Кале в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, противоречивая эмоциональная атмосфера и ощущение духовной напряжённости героев возникают благодаря беспокойному ритму композиции, контрастам статичных и полных динамики фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Однако созданная им группа «Граждане Кале» была отвергнута заказчиком, поскольку от скульптора ожидали использования более классических приемов в построении композиции.
Интеграция с другими культурами информационное взаимодействие, обмен кулинарными традициями и общее эволюционирование отражаются на словарном составе русского языка. Автор заменял одни фигуры другими, переставлял их с места на место, отделял некоторые части, превращая их в самостоятельные статуи и группы («Поцелуй», «Ева», «Мыслитель»). Он с трудом перенес это горе, ведь она была самым близким ему человеком.
С этого времени все выставляемые на суд публики произведения Родена сразу же становились объектом полемики. Огюст учился, рисовал и рисовал. В 1878 году Роден принял участие в конкурсе на памятник защитникам Парижа во франко-прусской войне. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того.
В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций.
Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Р. (например, голова «Человека со сломанным носом», 1864). Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины».
«Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года.
В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. cole, Малая школа)— учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров ипредставителей схожих профессий. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Роден работал в Париже и Мёдоне посетил Бельгию (1871- 1877) и Италию (1875).
Перед представлением скульптуры французской публике Роден переосмыслил свою работу: он увидел в скульптуре момент пробуждения человека, перехода от сна к бытию, к осознанию самого себя. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Попытка передать силу и мощь творческого гения взамен точного портретного сходства была воспринята большинством современников Родена без должного понимания. Но неудача с «Бальзаком» на тот момент уже не могла поколебать положения Родена как одного из ведущих мастеров скульптуры своего времени.
Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног». Роден Рене Франсуа Огюст – французский скульптор. Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Вместе с тем он всегда сохранял пластическую определённость форм придавал особое их фактурной осязаемости как важному средству заострения скульптурного образа (памятник О. Бальзаку на бульваре Распай в Париже, бронза, 1893-1897 установлен в 1939). Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена.
В отличие от импрессионистов-живописцев Р. всегда склонялся к такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён.
После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Для неё он использовал непрофессионального натурщика— бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре.
Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Публика начинает следить не только за его творчеством, но и за личной жизнью, его бурным романом с молодой ученицей, подчас упрекая Родена в её протекции. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан.
В 1881 году Роден посетил жившего в Лондоне художника Альфонса Легро, с которым он дружил и у которого учился искусству офорта. Решение избранное Роденом, было необычным: он изобразил всех шестерых граждан, а не одну фигуру, которая бы воплощала самого знатного из них, Юсташа де Сен-Пьера32. Приобретя широкую известность как скульптор, он не оставлял своего интереса к живописи и рисунку. Скульптор скончался 17 ноября 1917 года.
Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Хотя позднее, в 1920—1930-х годах, авангардисты отвергали Родена как старомодного, а современные критики отмечают в его скульптурах влияние того времени, когда Роден зарабатывал ремеслом декоратора, его огромное воздействие на всю последующую скульптуру общепризнанно. И даже в этот час он думал: Какая прекрасная статуя. Известен отзыв Клемансо, который был недоволен своим портретом, считая, что получился похожим на «монгольского генерала».
В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети.
Творчество Родена дало мощные импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров скульптуры XX века и в первую очередь его учеников – Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо, А. С. Голубкиной. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера.
Роден отказался от точного соответствия фигуры оригиналу и стал основываться исключительно на собственном настроении, поставленной задаче, личности позирующего человека. Он видел в ней только прекрасную обнаженную натуру. Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде.
Его произведения приобретают эскизный, внешне как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, моделировка текучих форм – подчёркнуто живописной. Жан-Батист Роден был мелким крестьянином из Нормандии. В школе Роден не проявлял интереса к учёбе за исключением рисования. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». С неё он лепил Миньон, Девушка в шляпке с цветами. В 1884-88 Р. создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза, установлена в 1895) изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14в. ). Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Роден Рене Франсуа Огюст, как памятники В. Гюго (мрамор, 1886—1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893—97 установлен в 1939) в Париже, проект «Башни труда» (гипсовая модель, 1899).
Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль. Над его могилой в Медоне, где он провел последние годы жизни, возвышается статуя «Мыслителя». Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. С середины 1880-х гг.
В том же 1883 году Роден был приглашён скульптором курировать группу его студенток. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль.
В 1865 году Роден создает первое свое выдающееся произведение – «Человек со сломанным носом», которое позднее было отвергнуто Салоном. Оставшись одна, психика женщины вскоре не выдерживает. В 1884-1888 Роден создал для города Кале скульптурную группу 3939Граждане Кале3939 (бронза установлена в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, сложная эмоциональная атмосфера и ощущение внутренней напряжённости героев воссозданы с помощью беспокойного ритма композиции, контрастов статичных и динамичных фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов.
Статуя, ставшая впоследствии столь знаменитой, не произвела на жюри впечатления и не вошла даже в предварительный премиальный список. Во время осады в городе начался голод. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя». «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Многие его работы приобретались как французскими, так и зарубежными музеями, не говоря уже о многочисленных коллекционерах. Наряду с крупными произведениями Роден создал и множество портретных бюстов.
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий). В 1884-1888 Роден создал для города Кале скульптурную группу Граждане Кале (бронза установлена в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, сложная эмоциональная атмосфера и ощущение внутренней напряжённости героев воссозданы с помощью беспокойного ритма композиции, контрастов статичных и динамичных фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов.
Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную. Скульптура создавалась под явным влиянием Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года.
Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне.
Статуе «Бронзовый век» (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим и проникнутой пафосом пророчества статуе «Проповедующий Иоанн-Креститель» (1879) в полной мере присущи характерные для Роден Рене Франсуа Огюст в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года.
Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). В отличие от импрессионистов-живописцев Роден Рене Франсуа Огюст всегда склонялся к такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Случайно, его внимание привлекла девушка, её походка, фигура, как гордо она держится. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40.
Но Роден никогда не испытывал любви к Розе. Так произошло с известной теперь скульптурой «Мыслитель» — портретом простого человека по прозвищу Биби, покорившего скульптора неподдельным чувством страдания. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16.
Так называемые «Врата Ада», были навеяны произведением Данте «Божественная комедия», отчасти и поэзией Бодлера. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.
Он не собирался отказываться от прислуги, но и возлюбленную терять не хотел. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в том числе для фарфора Севрской национальной мануфактуры). Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. Посетил Бельгию (1871-77), Италию (1875). Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Но главная мечта попасть в Школу изящных искусств не покидала его. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).
Это была швея Роза Бёре. Денег в семье всегда не хватало, на счету был каждый су. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Искусство Родена расцветает в 1880 – 1890-е годы. В 1884—88 Роден Рене Франсуа Огюст создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза, установлена в 1895) изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14в. ). Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов. Роден потерпел неудачу и на других конкурсах на памятники Лазару Карно, Дени Дидро, Жану-Жаку Руссо и генералу. В 1871-77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя.
Да и чем она может быть недовольна. В 1881 году Роден посетил жившего в Лондоне художника Альфонса Легро, с которым он дружил и у которого учился искусству офорта. В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу, был открыт музей Родена в Филадельфии.
Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Разве им плохо, разве он ей не помогает в творчестве, конце концов он увековечил её образ. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре.
В 1877 году Роден выставляет в Салоне свое новое творение – «Бронзовый век», довольно неоднозначно принятое критикой и публикой. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы.
Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Друзья Родена вспоминали о де Шуазель как о недалёкой, безвкусно одевавшейся и не разбиравшейся в искусстве женщине, тем не менее подчинившей скульптора своей воле и пользовавшейся его богатством и славой. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза.
В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме. В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства— заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).
Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12. 11. 1840, Париж, – 17. 11. 1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов. (многочисленные варианты, бронза и мрамор – в Музее Родена, Париж, в Лувре, ГЭ, ГМИИ и других собраниях).
Общий запас лексики (от греч. Огюст получает всё больше и больше заказов. Но все были безуспешны.
В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Альбом разошёлся мгновенно. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал как самостоятельные произведения (острогротескная фигура Та, которая была прекрасной Ольмер, 1885 пронизанная ярким эмоциональным порывом группа Поцелуй, 1886 исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статую Мыслитель, 1888 многочисленные варианты в бронзе и мраморе – в музее Родена, Лувре (Париж), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств (Москва) и других собраниях).
В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения.
В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12.
Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Король обещал пощадить жителей, если шесть самых знатных граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы.
Роден Рене Франсуа Огюст – французский скульптор. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Роден Рене Франсуа Огюст (например, голова «Человека со сломанным носом», 1864). Роден потерпел неудачу и на других конкурсах на памятники Лазару Карно, Дени Дидро, Жану-Жаку Руссо и генералу Жану-Огюсту Маргеритту. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. Учился в Париже в Школе декоративных искусств.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол». Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем.
«Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Роден Рене Франсуа Огюст Варианты всех названных скульптурных произведений Роден Рене Франсуа Огюст (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Роден Рене Франсуа Огюст в Париже, а также во многих других музеях мира. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854—57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре.
Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже. Пятнадцать лет Камилла Клодель была его музой. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент.
Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию».
В 1866 году у пары родился сын Огюст. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза.
Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Работы Шумова хранятся в Музее Родена и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»). Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол». Ребёнок остался незаконнорождённым. В 1891 году Общество литераторов, во многом благодаря личным стараниям его президента Эмиля Золя, заказало Родену памятник Бальзаку со сроком исполнения в два года. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38.
С середины 80-х гг. Оценка Родена менялась с течением времени. Отдельные темы этой композиции Р. разрабатывал в виде самостоятельных произведений таковы остро гротескная фигура «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), пронизанная тонкой поэзией группа «Поцелуй» (1886) исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя «Мыслитель» (1888). В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее. В 1895 году Роден приобрёл поместье в Мёдоне под Парижем.
В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза. Она умерла в психиатрической лечебнице в 1943 году. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Полученные за время путешествия впечатления послужили основой для появления первой самостоятельной работы — фигуры «Бронзовый век», которая относится к 1877 году. Работам Огюста Родена посвящены три музея.
В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу Жюлю Мастбауму, был открыт музей Родена в Филадельфии61. В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию.
Но Камилла Клодель не собиралась с кем-то делить своего Огюста. Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Р. Варианты всех названных скульптурных произведений Р. (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Р. в Париже, а также во многих других музеях мира. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. В 1862 году умирает его любимая сестра Мари. Девятнадцатилетняя Камилла стала его ученицей.
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Мари помогла уговорить отца разрешить ему учиться, предложила родителям вносить за него деньги в семейный бюджет, поддерживала и искренне любила его. Альбом разошёлся мгновенно45. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию.
Этот период успело застать поколение ваших родителей. С 1880 и до конца жизни Роден работал над символически воплощавшей мир человеческих страстей горельефной композицией Врата ада, навеянной Божественной комедией Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Родену поэзии. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году.
Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги скульптуры твёрдо стояли на земле и вес был распределён между ними. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Сцены, упрёки, требования, угрозы расставания. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе.
Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Именно здесь сложилось исключительное мастерство Родена как графика и офортиста. Мнения разнятся в диапазоне от приписывания Клодель роли подмастерья до признания значительного творческого вклада. В 1871—77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам».
Хенли в том же году стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и регулярно публиковал там статьи о творчестве француза, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Последний переехал в Брюссель. Для неё он использовал непрофессионального натурщика— бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь.
Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне. cole Gratuite de Dessin (также известна как Petite. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
Жизнь стремительно меняется. 19 октября 1943 года Камилла Клодель скончается в психиатрическом приюте. С 1877 изучал памятники французской готики. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. «Мыслитель» был отвергнут жюри академической выставки, поскольку шокировал самодовольных буржуа Третьей империи.
Скульптор же решил увековечить в своем монументе не одного, а шестерых жителей города, отправившихся на смерть ради своих сограждан. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал как самостоятельные произведения (острогротескная фигура 3939Та, которая была прекрасной Ольмер3939, 1885 пронизанная ярким эмоциональным порывом группа 3939Поцелуй3939, 1886 исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статую 3939Мыслитель3939, 1888 многочисленные варианты в бронзе и мраморе – в музее Родена, Лувре (Париж), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств (Москва) и других собраниях).
«Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. В 1864 году Роден занимался лепкой орнамента на фасаде мануфактуры Гобеленов. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»).
Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Работам Огюста Родена посвящены три музея. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12. 11. 1840, Париж, — 17. 11. 1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.
В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. Именно ей Огюст был обязан своим поступлением в малую Школу. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
Вместе с тем он всегда сохранял пластическую определённость форм придавал особое их фактурной осязаемости как важному средству заострения скульптурного образа (памятник О. Бальзаку на бульваре Распай в Париже, бронза, 1893-1897 установлен в 1939). Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне. Вторая скульптура не содержит никаких атрибутов, обычно сопровождающих изображение святого, за исключением характерного жеста руки скульптор назвал так свою работу, так как фигура натурщика вызвала у Родена самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем.
Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. Камилла Клодель стала его натурщицей. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства.
Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Родену это удалось.
Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу. Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).
В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. В своём роде он был настоящим новатором. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам»18. Высшего художественного образования Роден так и не получил, поскольку не был принят в Академию художеств, несмотря на троекратные попытки. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде.
В то же время Роден Рене Франсуа Огюст продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Далу, 1883, А. Рошфор, 1897, П. Бертло, 1906, – все бронза).
В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора). Родену было 45 лет. Не менее сурово были встречены его статуи «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Мучение». Работам Огюста Родена посвящены три музея.
«Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена.
Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. Оценка Родена менялась с течением времени. Однако некоторые работы Родена отличаются утратой чувства подлинной монументальности: памятник В. Гюго (мрамор, 1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97 установлен в 1939) в Париже. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе.
Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911). В 1897 году промышленник и коллекционер издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения.
Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в том числе для фарфора Севрской национальной мануфактуры).
Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. В то же время, по словам Шампиньоля, Роден не оставил подлинных учеников, которые развили и продолжили бы его стиль и эстетику. Роден не хотел этого понимать. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Когда она забеременела, Огюст пришёл в ярость. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44.
Работать он больше не мог. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену от «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений.
Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). И поиск был его, казалось, в этом безграничен. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором.
После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». Скульптура была установлена в Кале в 1895 году.
В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира свойственны портретным бюстам Родена (портрет В. Гюго, мрамор, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век», поменяв смысл произведения с увековечивания конкретного события на абстрактный образ (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран.
Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». В то же время, каждая фигура эмоционально отличается друг от друга. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатеста и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. В 1878 году Роден принял участие в конкурсе на памятник защитникам Парижа во франко-прусской войне.
Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. Женщины стали не просто соперницами, они ненавидели друг друга. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году.
Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Роден Рене Франсуа Огюст (Rodin) (1840-1917), французский скульптор. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51.
Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял в трагедии своей сестры Родена. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854-57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры.
Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Ему непременно захотелось вылепить её. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. В 14 лет он убедил отца разрешить ему поступить в. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза.
.