Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик». Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Якопо Робусти (1518 – 1594) – итальянский художник Тинторетто родился и жил в Венеции. Якопо ТИНТОРЕТТО (1518-1594)Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал.
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto 1518 или 1519—1594)— живописец венецианской школы позднего Ренессанса.
Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) – итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто, Робусти (Jacopo Robusti, Tintoretto 1518—1594) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Т. е, это уже опосредованная информация. Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Композиция Св. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Эти простые души первыми явились в вертеп, подвигнутые темным, но безошибочным чувством. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Детские годы Тинторетто, согласно книге Ридольфи, практически не освещены. Сообщается лишь, что в детстве Якопо любил рисовать и часами наблюдал за тем, как работает с красками его отец. А «Бегство в Египет», где Мария так бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф так сильно тянет ослика за узду. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись.
Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье.
С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Художник родился в Венеции, по разным источникам (между концом сентября и началом октября 1518) — в 1519либо 1518 году. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Брат этой художницы, Доменико Р. (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). В своей трактовке этого события Тинторетто даже несколько полемизируют с классическим евангельским повествованием, в котором говорится о «смущении» апостолов перед словами Христа о Своей Плоти и Крови. Знаменитый художник родился в Венеции, отец его был красильщиком шелка. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина».
Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Тинторетто (Tintoretto собств. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Живописное наследие Тинторетто огромно. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев.
Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или восторга, – все это не только не страшило Тинторетто сложностью исполнения, а стало, так сказать, основной его специализацией. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал (чем и заслужил кличку «сумасшедший русский») и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Марка», 1562—1566 «Тайная вечеря», 1566). О предках художника почти ничего не известно. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи.
Полотно было заказано Братством св. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Наиболее замечательны картины Р., относящиеся к первой поре его деятельности — «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля» исполненные абсолютно в духе Тициана (находятся в венецианской академии художеств), затем, «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа-дель-Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. основал мастерскую, в которой работал с дочерью Мариэттой и сыном Доменико.
Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Он написал для Братства св.
Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Библиотеке, там же) и многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в галерее Питти, во Флоренции), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы.
В дальнейшем, его проект здания школы переработал другой местный архитектор, Антонио Скарпаньино. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore).
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Тинторетто уделял также много внимания портрету.
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Роха во славе. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины.
У кого Якопо учился дальше не известно. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Тридцатилетнее сотрудничество Тинторетто с братством святого Роха дало миру самые замечательные произведения этого художника, такие как «Медный змей», «Распятие» и многие другие.
В 1579-1580 гг. Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Название школа не вполне соответствует своему смыслу обучением подобные организации не занимались. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью.
Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Тут все чудо: святое семейство – малыш в плетеной корзинке, которую качает тонкая рука Матери, такой юной, безмятежной, не ведающей судьбы покорно-печальной Иосиф (он ведает. ) чудесные в своем наивном порыве пастухи, заботливые женщины, помогающие Марии и удивительно милые животные: вол и петух в хлеву, отделенном от жилья, – равноправные участники происходящего. Робусти (Якопо Robusti, 1519—1594 прозванный по профессии своего отца, который был красильщик (tintore), Тинторетто) — один из первостепенных живописцев венецианской школы. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Но к ней следует относиться осторожно.
Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Марка», «Спасение сарацина», «Нахождение тела св. Среди ее членов было немало влиятельных и состоятельных людей, вот таким образом только она, вслед за Скуола ди Сан Марко владела большим двухэтажным зданием, строительство которого было завершено в 1542 году архитектором Антонио Скарпаньино. Первоначально, на картине художника были изображены и лилии, но в дальнейшем, полотно было обрезано и свидетельства об их присутствии остались лишь благодаря сделанным ранним копиям. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. «Брак в Кане», 1561 «Похищение тела св. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик».
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его. Марка» (в венецианской академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви C. -Мариа-делла-Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Видимо, желая выразить уважение к братству, Тинторетто предложил свою картину «Святой Рох во славе» безвозмездно.
На полотне Обретение тела св. Патриотическая тема также находила своё воплощение и в мифологических сюжетах Тинторетто, когда в аллегорических образах римских богов перед зрителями представала сама Венеция – как царица морей («Обручение Вакха с Ариадной»), наделенная военной силой («Кузница Вулкана»), мудрый дипломат («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), богатая и красивая («Меркурий и три Грации»).
С каким сердцем написано изумительное полотно о поклонении пастухов. Именно с нее началось признание Тинторетто. Рох в госпитале». 1551 —1556 гг. Школы существовали на добровольные пожертвования.
Роха. В том же году художник становится членом братства. Больше всего удивляет эмоциональная глубина бурных, можно сказать, театральных композиций художника («Введение Марии во храм», ок. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».
Первые из них еще напоминают по манере исполнения произведения Тициана работы зрелого периода выполнены в более оригинальном стиле. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.
Жизнь Тинторетто полна тайн. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
Тинторетто предпринял свою единственную засвидетельствованную документально поездку в Мантую по поручению герцогов Гонзага. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Рох во славе». Школой они были в том смысле, что в рамках их программ богатые помогали бедным получить представление об истинных христианских ценностях. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Настоящим же открытием для современников стал Тинторетто в 1548 году, когда по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка». И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Проследить творческое становление Тинторетто достаточно трудно, тем не менее очевидно, что его мало притягивали традиции венецианского Высокого Возрождения, представленные именами Джорджоне, Пальмы Веккьо, Тициана. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости.
Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Конкурс не состоялся. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Из сохранившихся его фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны в здании Школы св. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). У него было огромное количество заказов. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. «Контракт» с братством был абсолютно необычен для успешного итальянского художника той поры (впрочем и образ жизни Тинторетто был далёк от пышности, считавшейся непременной спутницей творческого успеха).
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Некоторые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои» (1555) по силе романтической взволнованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».
Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). 16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям.
Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника.
В полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano».
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. 1550 — 1635 гг. ). О жизни самого художника известно мало. К 50-60-м гг. Но влияние флорентийского и венецианского художников не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма.
Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам.
В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. Тинторетто отдавал должное обязательной для той эпохи переработке восприятия античности, чему свидетельство – его картины на мифологические сюжеты, называемые также «поэзиями» из которых известнейшей является «Млечный путь». К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Своё прозвище Тинторетто («маленький красильщик») он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Для этого, он погрузил в сон свою жену богиню Геру и приложил младенца к ее груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие.
С 1551 г. выполнял заказы Венецианской республики, в 1564 г. приступил к работам, частично бесплатным, в Скуола ди Сан Рокко (Венеция), продолжавшимся свыше двадцати лет. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. С 1539 работал самостоятельно. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
В 50 – 60-х гг. В конкурсе должны были участвовать также Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. В начале 1570-х гг.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин). Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Наследие мастера огромно.
Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Будучи признанным художником избран в 1566 г. в Флорентийскую Академию (подобно Тициану и Палладио).
Воспринимавший живопись не как доходное ремесло, а как служение, Тинторетто приблизился к созданию своего величайшего шедевра, написанного им перед смертью – «Тайной вечери» (1594). Автору удалось здесь художественным языком выразить квинтэссенцию христианского вероучения: сюжет становится зримым воплощение речения Христа «Я есмь Путь и Истина и Жизнь». Картину «Чудо Св. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Сам масштаб его творческой деятельности в эти годы, новизна решения традиционных тем поразительны.