Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Группа предстоящих у креста как бы образуе круг. Трон символизирует еебудущую роль Царицы Небесной.
Онбыл уже слишком стар, чтобы быть суетным, даипохвалы аристократов были ему невновинку.
Оно носит название «Семь таинств» и ныне представляет собой триптих, хотя многие ученые склонны считать, что две другие его боковые створки бесследно утрачены. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, было ещё трое детей: дочь Маргарита (флам.
художник. Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах. На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, но чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела её Сына.
На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание. В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. иск-во своего времени. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии.
В «Алтаре Бладелена» (Мидделбургский алтарь Берлин, Государственные музеи) коленопреклоненные Мария и Иосиф и заказчик картины Питер Бладелен умиленно взирают на обнаженное тельце Младенца. Формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность. На центральной панели художник изображает таинство причащения. В 1450 совершил путешествие в Италию. Примерно вэто время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную инепротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена искусствоведам приходится покрупицам собирать разрозненные искудные сведения онем. Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки.
Накартине Рогира ван дер Вейдена действие происходит воткрытой лоджии. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Фон картины темнеет со временем, возможно, что углы, образуемые платьем и атуром, были когда-то более острыми. Corneille, флам. Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. Надо всем высится фигура Судии-Христа. И пусть мы не знаем, что и как говорил о своей прожитой жизни Рогир ван дер Вейден, лежа на смертном одре.
евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери». В 1444—1447г. Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно вот таким образом он и считался всегда покровителем живописцев). Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора.
Как и во многих других работах ван дер Вейдена, в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Крайняя слева – Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса.
Антоний) усиливается тема одиночества. После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене) — триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции.
Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. )Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. Из коллекции Эртборна происходит также хранящееся в музее выдающееся произведение Рогира ван дер Вейдена. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум.
В знаменитом «Снятии с креста» (ок. В 1449г. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. 1378 – 1444) не вызывает у исследователей сомнений. Таковы близкие по решению портреты из Национальных галерей Лондона и Вашингтона. Именно вот таким образом св. Выстраданной – да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной.
Cornelius). У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел.
Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. 1443–1451, Музей Госпиталя, Бон) и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок.
Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. 1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). 1460, Метрополитенмузей, НьюЙорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок. В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес.
1460, Нац. Вслед за Марией Саломеей склоняется к телу Христа Мария Магдалина. Рядом сней стоит Миро, последователь Христа (держит вруке сосуд смаслом). Самой ранней из известных картин считается «Снятие с креста» (ок. Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин— Далем), Молодая женщина вбелом головном уборе (Берлин— Далем) иФилипп деКруа (Антверпен, Музей изящных искусств). В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания лицу модели и её внутреннему самообладанию2. Впоследствии уРогира ван дер Вейдена иего жены родилось еще поменьшей мере трое детей, один изкоторых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел постопам отца. После возвращения Бугатто вИталию в1463году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому илюбимому мастеру Рогиру», вкотором благодарила его задоброе отношение кеепротеже.
Его можно назвать художником широкого диапазона, разнообразных устремлений. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». В жанровой живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в пейзажной. Созданные приблизительно в одно и то же время, в середине XV века (о чем свидетельствует сходство головных уборов), они являют нам несколько идеализированные облики молодых придворных красавиц.
По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета. Прервал эту традицию Ганс Мемлинг (1435—1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа8. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ).
Удивительно разнообразную гамму страданий выражают их лица. В противоположную сторону направляются спасшиеся. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку.
Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал. Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем "Франческо дЭсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ееобраз. В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими.
Удивляет одно— в1427году Рогир был уже довольно взрослым человеком. В., впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма. (К сожалению, эта работа до нас не дошла: она погибла еще в XVII веке. ) Великолепным образцом этого периода творчества художника является триптих «Снятие с креста» (1438), написанный художником для капеллы Гильдии стрелков в Левене.
Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности. галерея искусства, Вашингтон). По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. 1440 «Алтарь св.
В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Весы определят ихпосмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. В противоположную сторону направляются спасшиеся.
Среди приписываемых ему произведений: Св. При этом Гёте был уверен, что перед ним— работа Яна ван Эйка, которому алтарь приписывался искусствоведами того времени. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Но само Ее лицо излучает неземной свет. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи.
Это суровое и величественное предупреждение грешному человечеству о грядущем беспощадном, но справедливом расчете с каждым. Приглушенные цвета картины словно звуки под сурдинку аккомпанируют ее тоске. Несмотря на роскошь одеяния и головного убора, в ней ощущается что-то жалкое и обреченное. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью.
Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели натему правосудия. эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок. Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете.
Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433 портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439). На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Вполне возможно, что ученичество уКампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена – в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, – говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Лука считался покровителем художников. Крайняя слева— Мария, жена Клеопы, одного изучеников Иисуса. Художник чаще обращается к лирическим мотивам и образам Евангелия. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум.
Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. В триптихе известном под названием «Алтарь Колумбы» (ок. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении О знаменитых людях. Впрочем, особенностью Роже можно считать его пленэризм. Впрочем, на правой створке Алтаря Мероде (Брюссель) он открывает окно комнаты св.
Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь. влияние также на франц., нем. Лирическое дарование мастера раскрылось во всей полноте в знаменитой «Марии Магдалине» антверпенского музея.
«Оплакивание Христа» было создано Массейсом вслед за триптихом избрюссельского музея, по заказу Корпорации столяров для их алтаря вАнтверпенском соборе. В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор. Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Композиция картины построена по удивительно точно продуманной ритмической схеме. Помимо того, что некоторые из них непосредственно изображают представителей высшей знати: «Портрет Франческо дЭсте» (ок.
Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». И, скорее всего, «уважаемый илюбимый мастер» необратил написьмо герцогини большого внимания. Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре. В одном из самых грандиозных произведений 151 «Сад наслаждений» 151 Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей. В Ролленовской Мадонне все дышит теплым вечерним воздухом.
Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Эти произведения были: «Страшный суд», написанный на 8 створках, «Рождество Спасителя» (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), «Поклонение волхвов» (ныне в Мюнхенской пинакотеке)— одно из последних по времени произведений Вейдена. Это сказывается и в портретах художника.
Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. Примером опять может служить образ Марии Алфейской. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. 1399, Турне– 18. 6. 1464, Брюссель), нидерл.
В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания лицу модели и её внутреннему самообладанию. илл. Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец». Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена. Более сдержанны в своем горе величественные старцы, поддерживающие Спасителя. Крайняя справа— Мария Магдалина.
Благоговение перед Мастером питал и Альбрехт Дюрер. В 1450 году предпринял путешествие в Италию. Некоторые говорили даже, будто в нем есть что-то инфернальное, ведь взгляд живописца непостижимым образом следовал за зрителем повсюду. Как я уже упоминал, Снятие с креста – единственное произведение, о котором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. илл. Надо всем высится фигура Судии-Христа.
скульптуру. 1455, Старая пинакотека, Мюнхен). Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды.
Нообэтой поездке неговорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего оней всвоем сочинении «Ознаменитых людях». Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом. Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе – «Святом Луке, рисующем Мадонну» (1435 – 40). Композиция построена по диагонали.
Margaretha, род. Примитив сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева золотого солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции и, наконец, в условных позах персонажей. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство имельчайшие нюансы впортретах. Боковые створки триптиха несохранились. коробовый рельеф яркие цвета подчёркивают драматизм происходящего и акцентируют внимание на гл. В 1450совершил путешествие в Италию.
в 1432) и двое младших сыновей — Питер и Ян. 1437- после 1514), пошел по стопам отца. Портрет донатора дан в сцене конфирмации в левой створке алтаря.
В произведениях позднего Босха («Св. В то время, как ван Эйк показывает природу «сырую», какой она есть, Рогир улучшает физическую реальность, цивилизуя и рафинируя Природу и человеческую форму с помощью своей кисти. Возможно, что это письмо герцогини— простая дань приличиям. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. В них акцент перенесен на тему злодейств, которые показаны более выразительно, нежели мученичества Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста.
На картинах же XV ст. С 1427 года учился в своем родном городе Турне у Робера Кампена. сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др. С 1427 г. Рогир обучается живописи у знаменитого живописца Робера Кампена и через пять лет его принимают в гильдию живописцев.
«Портрет Дамы»— единственный портрет, подписанный ван дер Вейденом3, однако имя модели не известно. Алтарный образ «Снятие сокреста», является признанным шедевром мировой живописи.
иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка.
В 16в. Corneille, флам. Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал.
Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Не свойствен его ранним работам и особый интерес к пространственной глубине картины. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). За спиной св. Именно вот таким образом св. Лука считался покровителем художников.
Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. Алтарный образ был выполнен позаказу гильдии стрелков г. Лувена. Мария Магдалина сломлена горем, что почти буквально выражает ее согбенная фигура и сжатые в отчаянии руки.
Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). В этом зрительном воплощении переживания он стремится отметить не красоту его или возвышенную одухотворенность, а острую выразительность. Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. ) Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландскийхудожник. Колумбы», ок.
Вместе с тем в осанке фигуры чувствуется сдержанное, скромное достоинство. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы Р. Кампена). Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Что ипроизошло в1432году.
Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Его почти скульптурно вылепленная голова резко выделяется на фоне каменной стены. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии.
к ст. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Справа – таинства соборования, брака и рукоположения.
Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Итал. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Большое трехчастное произведение имеет волнообразную дугу завершения. Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаются лаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели (Портрет женщины, Картинная галерея, Берлин-Далем Франческо дЭсте, Метрополитен-музей), выразительностью образов. Алтарь словно воспроизводит ср. -век.
Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. В1460году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто вБрюссель, учиться уРогира ван дер Вейдена. Произведениям Рогира ван дер Вейдена, сохраняющимпозднеготические элементы, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов, эмоциональная насыщенность и утончённость колорита, некоторая удлинённость пропорций фигур ("Распятие", Музей истории искусств, Вена "Снятие со креста", Прадо "Св. Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника.
Показательна в этом отношении правая створка небольшого «Триптиха семейства Брак» (1450-е, Париж, Лувр). Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия.
У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. И хотя творчество старшего современника, несомненно, было известно Рогиру, в своих ранних произведениях он весьма отличен от него и своим эмоциональным строем и пространственным решением картин. Далее следы живописца теряются— вплоть до5марта 1427года. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Художники несошлись характерами иочень скоро поссорились.
Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий отом, что «некто Роже деляПастюр поступил учеником кмастеру Роберу Кампену». В1443году онприобретает два больших дома водном изсамых фешенебельных районов города. Он восседает на радуге, как на престоле. Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл.
Мастер Флемаля в самых значительных своих картинах (Флемальский алтарь во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов. Лишь онескольких работах Рогира ван дер Вейдена— вчастности, о«Снятии сокреста», хранящемся ныне вмадридском музее Прадо, — говорится всовременных ему письменных источниках достаточно подробно иточно. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его паломничестве в Рим у нас нет оснований.
На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 14351511482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Так художник показывает нам, что Мария не может смотреть на мертвое Тело Учителя, что это свыше ее сил. О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Особенностью является, в противоположность Боутсу известный индифферентизм к пейзажу.
1511464). Связь со скульптурной традицией видна в частом появлении в его алтарных образах исполнённых гризайлью мотивов имитирующих резьбу. Наиболее ранняя из известных картин-«Снятие со креста» (1437-38, Прадо). Действие здесь развертывается подобно барельефу в неглубоком пространстве первого плана, ограниченного золотым фоном. Для творчества Рогира ван дер Вейдена характернасвоеобразная переработка художественных приёмов Я. ван Эйка. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.
Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок. "Лука Евангелист, пишущий Мадонну". Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс творчество мастера оказало значит. Брейгель ездил в Италию.
В центральной части большого триптиха известного под названием «Алтарь Святой Коломбы» (ок. Обэтом эпизоде мызнаем благодаря тому, что помирить учителя иученика взялся принц Людовик Французский, будущий король Людовик XI, живший втовремя при бургундском дворе. Восстановление его творческого пути, а также атрибуция работ затруднена тем, что мастер не имел обыкновения подписывать свои работы. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них.
В 1440-е гг. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор 151 канцлер Роллен. Правая часть. Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян.
Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Характерна для Роже его вариация на тему Ролленовской Мадонны – картина Святой Лука, пишущий портрет Богоматери, прекрасная копия с которой (или повторение. ) имеется у нас в Эрмитаже. Так же уступает Роже в своем потрясающем Снятии с Креста (Эскуриал). Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. В. произвел много работ, которые доставили ему широкую известность. Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук). 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо дЭсте» (ок. Крайняя справа – Мария Магдалина. Как и во многих других работах ван дер Вейдена, в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане.
благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой– Мадонна с Младенцем или святой покровитель. В 1450 г. художник совершил путешествие в Италию, побывал в Риме, Феррари, Флоренции и Милане.
У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита (флам. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) 151 это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. Рождение бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565). В том же 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена.
Брейгель умер рано. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» 151в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмысленности приговора). Рогир ван дер Вейден не датировал свои произведения, приблизительное время их создания определяется стилистическим анализом. Рогир ван дер Вейден известен и как портретист.
В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Кэтому времени художник уже успел жениться надочери зажиточного сапожника иобзавестись сыном (онем известно, что онстал монахом иумер в1473году). Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin).
Значительно меняется живописная манера и эмоциональный тонус произведений мастера после посещения им Италии. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. Богоматерь бессильно опускается без чувств, ее бросается поддержать Иоанн. Новое для нидерландского портретного искусства — светлый фон, на котором особенно четко рисуются голова и плечи молодого человека. времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название 151 «Охотники на снегу», 1565).
Рукава платья опускаются ниже запястий. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена.
Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха. На старинных рамах (триптих имеет двойные) можно видеть изображение гербов как епископства Турне, так и заказчика алтаря Жана Шевро, епископа города с 1437 по 1460 год, тайного советника герцога Филиппа Доброго. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» триптих «Алтарь Св. Что и произошло в 1432 году. Ван дер Вейден сжимает всё внимание зрителя до четырёх главных черт: головного убора женщины, платья, лица и рук. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском — родном языке мастера) продаёт дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).
Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). Его работы высоко ценил Дюрер. Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице.
Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гёте увидел «Алтарь церкви Св. Редко кто из художников того. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Margaretha, род.
Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Хотя великий художник испытал влияние Яна ван Эйка, пробывв Брюгге с 1432 по 1435 год, он являет собой индивидуальность, прямо противоположную своему предшественнику. Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя. Урсуле.
maitre-coutelier) по имени Анри. Следует отметить также происходящую из коллекции Эрт-борна картину «Богоматерь с младенцем и донаторами» 1468 года исполненную так называемым Мастером легенды о св. Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений.
Слева – таинства крещения, конфирмации исповеди. В 1450 году художник посетил Италию. Возможно, автор использовал тёмный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своему современнику— ван Эйку (1395—1441)7. Однако со временем творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение.
Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св.
Мария, сидящая уподножия трона, кормит грудью младенца Христа. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»). В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена).
Ясности и чистоте женского облика соответствует тишина и спокойствие природы. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии). С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. Corneille, флам.
Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Повинуясь голосу труб архангелов, земля отдает своих мертвецов: ееповерхность набухает, лопается, как скорлупа ивыпускает насвет обнаженные, хрупкие, беспомощные фигурки воскресших.
Низкое, тяжелое небо словно готово обрушиться наземлю— безрадостную, всхолмленную, без единой травинки, переполненную могилами.
Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию. эпохи. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/301511569). Вот некоторые персонажи картины.
Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела её Сына. До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок.
Более всего поражал зрителей, съезжавшихся совсей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный имвкомпозицию одной изних. 1460, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), безымянные женские портреты. РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина.
По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. триптих семейства Брок, наход. Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый. Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века.
Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Он родился в Лувене и, возможно, его первыми шагами в искусстве руководил Дирк Боутс.
он написал для госпиталя в Боне (Beaune) «Страшный суд», в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т. к ст. Ее фигура полна сложного движения. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». Религиозные композиции Рогира пользовались большим успехом. Тонкие пальцы модели чётко детализированы – это также одна из черт ван дер Вейдена, который через изображение рук и лица показывал социальное положение своих моделей.
Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах.
1460, Музей Метрополитен), «Рыцарь ордена Золотого руна» (ок. Его пространство перспективно едино. Не случайно мастер тяготеет к жанровой интерпретации. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны.
На ней изображена полуфигура Марии Магдалины, сидящей на первом плане в спокойной позе. Пальцы на руках модели крепко сжаты, возможно для того, чтобы казаться меньше и не отвлекать внимания от лица девушки. В противоположную сторону направляются спасшиеся. В его алтарных композициях усиливается пространственность, большее значение обретает пейзажный фон. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились.
1460, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет рыцаря ордена Золотого руна (ок. «Портрет Дамы» – единственный портрет, подписанный ван дер Вейденом, однако имя модели не известно. «Снятие с креста» 151 типичное произведение Вейдена.
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Об этом эпизоде мы знаем благодаря тому, что помирить учителя и ученика взялся принц Людовик Французский, будущий король Людовик XI, живший в то время при бургундском дворе. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландский художник. теперь в Гравенорской гал., в Лондоне). В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425 – 1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда.
Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь. Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (14501511516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву.
Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху). Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания. Удивляет одно – в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком.
На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа. (Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture около 1400—1464)— нидерландский художник. В 1435 г. ван Вейден переезжает в Брюссель, на родину своей жены, Елизаветы Гофферт, где организует большую мастерскую. Возможно, автор использовал тёмный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своему современнику – ван Эйку (1395 – 1441). 1435, Мадрид, Прадо) — центральная часть не сохранившегося полностью триптиха.
Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Луки в Турне. Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. Рогир ван дер Вейден. Margaretha, род.
архит. В. отправился в Италию, где в то время пользовались известностью Мазаччио, Беллини и некоторые другие художники изучение итальянского искусства не осталось без влияние на позднейшие произведения Вейдена, написанные им по возвращении в его отечество. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен).
Своеобразный формат картины связан ритмически с композицией. Так, яркий желтый цвет в сопряжении с красным в одеждах Марии Алфейской звучит словно выкрик боли, усугубляя и усиливая выражение ее глубокого страдания, переданного неожиданно трудным разворотом и сложным нервным силуэтным абрисом фигуры. Таким образом, приписывая мастеру ту или иную картину искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин «Алтарь св.
и исп. Известны слова, сказанные монархом охудожнике: «Великий фламандец». Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси.
Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). Женский портрет (Берлин) предположительно изображает жену художникаЕго поясной трехчетвертной «Портрет дамы» (Вашингтон) служит к иллюстрации этого утверждения. Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени.
Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин). Рогир ван дер Вейден — художник следующего после Яна ван Эйка поколения. С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом. Что и произошло в 1432 году.
В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств. В1445году Иоанн (Хуан) Иоанн IIКастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Может быть и слишком. Центральной части противопоставлены по замыслу две боковые створки. живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр. ), которая считалась его лучшим произведением. В ее движении грациозность смешана с робким вызовом.
В 1446—1452 гг. В 1450-е гг. Художник чаще обращается к лирическим мотивам Евангелия. Исследователи предполагают, что к1427году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, акКампену он«фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
Ее образ — одна из высших удач художника.
1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок. Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри.
Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований. Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима. Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С. -Петербург Музей изящных искусств, Бостон Музей Грутхусе, Брюгге Старая пинакотека, Мюнхен).
И полностью достигает цели. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. В 27 – 28 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе. Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком».
Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых 151 это жизненный путь всех людей. 1460, Мюнхен, Старая пинакотека), показано Поклонение волхвов. Если мастера Нидерландов предшествующего периода-Р. Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах. Напротяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера.
В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корнелиус (среднефр. Известны слова, сказанные монархом о художнике: Великий фламандец. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Многие черты Дамы выдают стремление ван дер Вейдена соответствовать готическим идеалам— узкие плечи, собранные волосы, высокий лоб, сложный головной убор.
Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену». Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Далее следы живописца теряются – вплоть до 5 марта 1427 года. Онвосседает нарадуге, как напрестоле. Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива. 1460).
Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест. В левой детали мадридских створок внимание приковывает выгнутое круглое зеркальце, подобное тому, что украшает стену комнаты Арнольфини. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. Милые, тихие, освещенные ровным светом ландшафты глядят в окна на его створках в Мадридском музее, но деятельной роли в общем настроении картины им не отведено. Cornelius).
Такова находящаяся в петербургской Эрмитаже картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». В двойном портрете супругов Арнольфини (1434)151Джованни Арнольфини, купца из Лукки яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног 151 символ супружеской верности.
мастерскую. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Вейден хотя и не был прямым учеником Ван Эйков, но усвоил их технические средства и, вероятно, дал случаи итальянским художникам познакомиться с ними. Этот алтарный образ, как и другие картины мастера (например, «Святой Лука, рисующий Мадонну»), породил огромное число подражаний и копий. Он в алом епископском платье и митре. Поездка в Италию и полученные там впечатления смягчили манеру Рогира. действующих лицах.
Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец — Корней (среднефр. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Но все его картины – духовное завещание, которое он писал долгие годы.
По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Теперь мыможем составить понятие оних только покопиям, сохранившимся ввиде гобеленов. Факт ученичества Рогира уРобера Кампена (ок. 1378-1444) невызывает уисследователей сомнений. Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. В гротескном ключе решены им образы помощников палача на правой створке алтаря.
Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть). Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, невиданный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина6. В «Битве Карнавала и Поста» (1559) необъятность мира он выражает через множественность людей. Показателен портрет Франческо дЭсте. Прервал эту традицию Ганс Мемлинг (1435 – 1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа. Изображение согнутых пальцев модели— один из самых детализированных элементов в картине11, повторяет пирамидальную форму головного убора в верхней части портрета.
В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен см. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы 151 с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). Рукава платья опускаются ниже запястий. Таковы, например, Портрет Франческо дЭсте (ок. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников. Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя.
Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. Выдающийся гуманист, ученый и философ Николай Кузанский отзывался о Рогире как о величайшем художнике своего времени. Не слишком ли много берем мы на себя. Колумбы в Кёльне.
Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Тон неба, далей и города слегка розоватый и сумерки уже окутывают лоджию первого плана. Здесь же можно видеть другое трехчастное произведение его кисти — «Христос с поющими и музицирующими ангелами», которое вызывает удивление тщательным, детальнейшим изображением музыкальных инструментов той.
Туда, в ад, горестно следуют нераскаявшиеся грешники. До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина. наз.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно изображен в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха. От 1436—1449г. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр.
Ранг подчеркивается, в первую очередь (как и в случае с ван Эйком), с помощью роскошных одежд и геральдических или символических атрибутов. Но Рогир портреты стилизует – он, например, внимателен, к резко контрастным контурам губ и носа, он акцентирует гибкость конечностей – так идеализирует натурщиков, придавая им большую утонченность. Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн. Предполагают, что в образе апостола художник изобразил себя. Предполагают, что в образе Святого Луки Рогир изобразил самого себя. Колумбы» триптих «Алтарь Св. Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет.
Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Cornelius).
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Всем импридется взойти наогромные весы, которые держит вруке архангел Михаил.
Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. 1435, Прадо, Мадрид см. В 1427 году вписан в цех художников св.
Отметим, что Рогир был первым живописцем изобразившим все семь таинств одновременно. Не так в варианте Роже. Колумбы» триптих «Алтарь Св. В. не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах. Как яуже упоминал, «Снятие скреста»— единственное произведение, окотором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену.
Лука, рисующий мадонну, ГЭ и Музей изящных искусств, Бостон). Мынезнаем, действительноли Рогир ван дер Вейден стал относиться кБугатто нежнее после примирения, достигнутого спомощью будущего короля Франции. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436) все приобретает большую массивность. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что оннеодин раз жертвовал монастырям ицерквям крупные суммы, ав1462году даже стал членом братства Святого Креста) ипотому сомневаться вего «паломничестве» вРим унас нет оснований. Возможно именно Рогиру принадлежит идея создания такого рода портретов, в которых человек раскрывает свои чувства, созерцая образ богоматери.
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.
Вот некоторые персонажи картины. Боковые створки триптиха не сохранились. В женских портретах Рогира появляется новое для нидерландской портретной живописи стремление подчеркнуть изысканную красоту и изящество модели.
На центральной панели— Христос, вершащий Страшный суд, прямо под его изображением— архангел Михаил, взвешивающий на своих весах души умерших. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. «Слепые», несомненно имеют символическое значение. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри деляПастюр («деляПастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» ипереводится как «Луговой»).
мастеров, среди которых– Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. Солдаты даже изображены в испанской одежде. Изысканно странный двусмысленный образ Саломеи привлекает к себе все внимание.
Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).