Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины.
Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. За решетчатым окном видны дома городка.
Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения.
В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям. Картина поступила в галерею в 1910 году. КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник. Флемальский алтарь.
Robert Campin ок. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). В группу приписываемых Кампену произведений входят четыре фрагмента алтарей, которые сейчас хранятся в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне.
Флемальский алтарь. Нидерландский художник Робер Кампен, который в более ранних исследованиях назывался обычно «Мастер из Флемаля», был старшим современником и непосредственным предшественником Яна ван Эйка. Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты.
Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
За решетчатым окном видны дома городка. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н.
Левая створка»). Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н.
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название.
(ок. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Своеобразен тип Мадонны, обозначаемый исследователями как бюргерская Мадонна — с широкоскулым лицом, крепкой здоровой фигурой ее устойчивая спокойная поза обычно подчеркивается широко раскинувшимися книзу складками одежды. Есть мнение, что это было вызвано политическими симпатиями Кампена к французскому королю в эпоху острого соперничества между бургундским герцогством и французским королевством.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок. галерея). Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. К началу этого столетия стал известен ряд интересных и своеобразных живописных произведений второй четверти XV века исполненных в Нидерландах. Родился ок.
Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена. Кампен работал в Турне, гражданином которого стал в 1410 году, был городским живописцем имел большую мастерскую и много учеников, в т. ч. Рогира ван дер Вейдена. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря (Святая Троица Дева Мария с младенцем Святая Вероника, две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), Портрет мужчины в красном тюрбане (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль.
Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Хотя его работы более архаичны и примитивны, чем творчество ван Эйка, они уже говорят о решительном отходе Кампена от условностей стиля так называемой «интернациональной готики». Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена.
За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук.
– присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. Умер Кампен 26 апреля 1444. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Имя Robert Campin, как художник, появляется в документах, где-то, с 1406 года. Самые ранние из приписываемых Кампену произведений выдают, с одной стороны их связь с традициями средневекового искусства, с другой — обнаруживают попытки художника внести новое в трактовку канонических церковных сюжетов. «Алтарь Мероде»), а также т. н.
Изображенный Кампеном интерьер восхищает прозрачностью окон, чистотой плиток пола и беленых стен, надежностью дверей, ставен и стропил потолка, той заботливой предусмотрительностью, с какой скамья придвинута спинкой к объемистому, щедрому на тепло камину, а рукомойник размещен в углу комнаты. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет).
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Замечательный пейзаж в одной из ранних картин, «Рождество Христово» (ок. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Оказал сильное влияние на последующих нидерландских живописцев, в том числе на своего ученика Рогира ван дер Вейдена. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Один из первых портретистов в европейской живописи. Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена.
В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Показательна картина "Рождество" (ок. Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»).
Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. (нидерл. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. «»), а также т. н. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика.
Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Произведения К. более архаичны, чем работы его младшего современника Я. ван Эйка, но отличаются демократичностью и простотой, подчас бытовой трактовкой религиозных сюжетов (триптих "Благовещение", Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Алтарь Верля", 1438, Прадо, Мадрид). Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан.
Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее.
Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Умер Кампен 26 апреля 1444. Кампен (Campin) Робер (около 1378 — 26. 4. 1444, Турне), нидерландский художник.
Работал в Турне. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты.
Лит. : Frinta M. S., The genius of Robert Campin, P., 1966. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Кроме этого, мастеру приписывается ещё несколько десятков работ: диптих, створки из алтаря Верля в Прадо, раннее «Положение во гроб», портреты и «Рождество Христово». Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук.
Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра.
Показательна картина Рождество (ок. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера.
Робер Кампен достаточно известный нидерландский мастер живописи. Эрмитаж). Проникновенная любовь к реальности жизни, в которой кисть художника стремится открыть черты взаимопроникновения божественного и человеческого миров, мастерство говорящей детали, поэтический натурализм фигур, обстановки, пейзажа — все это позволяет рассматривать Кампена как крупнейшего предшественника, возможно и наставника Яна ван Эйка. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке.
Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне).
1380.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Его «Мадонна с младенцем перед экраном», написанная около 1430 года, показывает нам монументальную фигуру сидящей мадонны в окружении вполне реального жилого интерьера.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Флемальский алтарь.
КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге. 1380.
В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. Но после возвращения патриации, подвергся преследованиям.
1380-1444)Родился ок. Робера Кампена можно отнести к достаточно зажиточным горожанам, есть сведения о владении им несколькими домами в месте проживания. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден.
Кампен был одним из первых европейских портретистов. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Отождествлен с так называемым Флемальским мастером.
В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь.