В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406года. Видео-лекция о нидерландском художнике XV века Робере Кампене, его жизненном и творческом пути, а также о ранних его работах. Робер Кампен (нидерл. Robert Campin ок. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау).
Искусство Робер Кампен. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Робер Кампен, бывший вначале предшественником великих мастеров XV века — Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и в определенной мере проторивший им путь, затем, когда они превзошли своего учителя, стал их последователем.
Кампен Робер (Campin), нидерландский живописец. В альбоме представлены 22 живописные работы средневекового художника Робера Кампена. Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины.
Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа.
В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра. 1380. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии).
Работал в Турне. Лит. : Frinta M. S., The genius of Robert Campin, P., 1966. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Умер Кампен 26 апреля 1444.
Показательна картина Рождество (ок. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук.
Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название.
КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века.
Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Кампен (Campin) Робер (около 1378 — 26. 4. 1444, Турне), нидерландский художник. За решетчатым окном видны дома городка. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи).
КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Оказал сильное влияние на последующих нидерландских живописцев, в том числе на своего ученика Рогира ван дер Вейдена. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов.
«триптих Мероде»), а также т. н. Художник превосходно передал холодный рассеянный дневной свет и видный за окном крошечный кусочек городского пейзажа. Косой поток света вливается в круглое оконце его лучи несут с собой крохотную фигурку Младенца с крестом – так художник пытается рассказать о грядущем пришествии Спасителя в мир. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Флемальский алтарь. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне). Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
Восседающий на троне бог отец отрешен от всего земного, преисполнен величия и торжественности. Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Левая створка»). В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного.
Родился ок. Умер Кампен 26 апреля 1444. Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов.
Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет).
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. К сожалению, от большинства ранних работ, являвших собой значительные алтарные композиции, до нас дошли лишь фрагменты. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). В портретах Кампен старается точно следовать натуре — таковы парные Мужской портрет и Женский портрет (Лондон, Нац.
1380. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Скончался Кампен в 1444 году в Турне.
В 1909 Юлен де Лоо предположил, что Кампен мог быть автором группы произведений, происхождение которых долгое время оставалось неустановленным: в их стиле присутствует страсть сколько общих чертяка с алтарем Жака Даре, а кроме того с ранними произведениями Рогира. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица.
Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Отождествлен с так называемым Флемальским мастером. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. галерея). Биографических сведений о нем до нас дошло немного.
Robert Campin ок. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Один из первых портретистов в европейской живописи. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне.
н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
Произведения К. более архаичны, чем работы его младшего современника Я. ван Эйка, но отличаются демократичностью и простотой, подчас бытовой трактовкой религиозных сюжетов (триптих "Благовещение", Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Алтарь Верля", 1438, Прадо, Мадрид).
Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н.
Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. В настоящее время тот самый алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. Он начинает изображать религиозные сцены в интерьере, напоминающем обычный бюргерский дом («Алтарь Мероде», ок. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками.
Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Есть мнение, что это было вызвано политическими симпатиями Кампена к французскому королю в эпоху острого соперничества между бургундским герцогством и французским королевством. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Используя золотой фон, художник, как и во франкфуртском алтаре, оставляет открытой нижнюю часть картины, в которой возникает далекое пейзажное пространство. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Родился ок.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения.
Эрмитаж). 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Самые ранние из приписываемых Кампену произведений выдают, с одной стороны их связь с традициями средневекового искусства, с другой – обнаруживают попытки художника внести новое в трактовку канонических церковных сюжетов.
1430, Национальная галерея, Лондон «Алтарь Верля», 1438, Прадо, Мадрид). За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Такой тип Богоматери, характерный для творчества Кампена исследователи назвали «бюргерской Мадонной».
(нидерл. Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
В бытовых деталях заметна демократичность, подчас имеет место бытовая трактовка религиозных сюжетов, которая и позднее будет свойственна нидерландской живописи. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. В 1423 году художник принял активное участие в восстании горожан против патрициев. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых.
Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена.
За решетчатым окном видны дома городка. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика.
Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты.
Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Таковы его мадонны, плотные, пышущие здоровьем, широкоскулые молодые женщины. «Алтарь Мероде»), а также т. н.
Показательна картина "Рождество" (ок. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Флемальский алтарь. 1427–1428, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Богоматерь с младенцем», начало 1430-х, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Богоматерь с младенцем у камина», ок. Согласно сохранившимся документам, Кампен, художник из Турнэ, был учителем знаменитого Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432. Позднее в живописи художника появились черты новаторства. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке).
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Один из первых портретистов в нидерландский живописи, Робер Кампен, родился в Валансьене. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Один из основоположников искусства Северного Возрождения.
Флемальский алтарь. Кампен был одним из первых европейских портретистов.
Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Подчеркнутая пластичность портретного образа перекликается с трактовкой фигур Марии с Младенцем и Св. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям.
Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.
1425, Дижон, Музей изящных искусств): если перегруженность переднего плана свидетельствует о традиционности понимания пространства, то открывающийся в верхнем правом углу вид дает представление о тех исканиях художника, которые скоро увлекут многих мастеров Нидерландов первой половины XV века.