Гюбер Робер и русские коллекционеры // Вестник Ставропольского государственного университета: ежекварт. Позже Гюбер Робер служить сыну маркиза, герцогу де Шуазель. Из огромного собранного материала в диссертации было использовано лишь самое важное и необходимое для осуществления главной задачи, которую мы видели в определении значения и места русского живописного наследия Гюбера Робера в его творчестве. Гюбер Робер – рисовальщик королевских садов // Вестник Челябинского Государственного Университета. Картины Гюбера Робера в собрании канцлера князя А. А. Безбородко // Изв.
Гюбер Робер (фр.
Богатый материал дали старые фотографии интерьеров домов Строгановых в Петербурге. Это объясняется полным незнанием российского материала. Или, напротив, картины современной жизни включаются в грандиозную театральную декорацию из античных памятников и все это, хотя и выглядит несколько бутафорски, является реальной жизнью Вечного города, где «былое» соседствует с «настоящим». Stroganoff 1793, 1800), Александра I (Архив Государственного Эрмитажа), Юсуповых (Cat. Это музеи Парижа (Лувр, Музей Карнавале, Музей декоративного искусства, Музей Мармоттан, Школа изящных искусств галереи Жана Кайо и Аарона, Музей дворца в Версале, части, собр. ). В этих случаях время создания рисунков и картин почти или полностью совпадает. Активно разрабатывал модную тему, создавая как штучные произведения, так и циклы, рассчитанные на оформление больших интерьеров (Интерьер храма Дианы в Ниме, Храм Юпитера в Риме, 1760-е годы, Лувр и др. ). При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса.
Известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины» (по выражению Дидро), множество набросков к которым он сделал по время пребывания в Италии. Каприччо Робера высоко ценились современниками, о нем писал в поэме «Воображение» (1806) Жак Делиль, Вольтер избрал его для украшения своего замка в Фернее. Здесь монументальные произведения римских скульпторов Карло Альбачини т Вимнченцо Пачетти, повторяющие античные образцы, соседствуют со всемирно известными шедеврами великого итальянского мастера Антонио Кановы. Rastaptchine 1850), Голицыных (Голицынский музей 1869), Шуваловых (Коноплева.
И в то же время с большой тонкостью воссоздается атмосфера отдыха парижан в тихий солнечный день, когда происходит стрижка деревьев, в полотне «Версальский парк во время стрижки деревьев» (1780-е, Париж, Лувр). 1923), Палей (Голлербах, 1923). Оп. От великого князя Павла, путешествовавшего по Европе под именем «князя Северного», он получил заказ на полотна для Павловского дворца.
В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма. Первая и большая часть документальных источников позволила выявить «русское» живописное наследие мастера и уточнить происхождение некоторых произведений. Список сокращений использованной литературы дан в конце работы. При новом режиме Наполеона Бонапарта Робер был одним из хранителей Лувра, участвовал в реконструкции залов первого этажа, предназначенных для вывозимых сокровищ античного искусства из Италии. Но эта быстрота сказывалась отрицательно на качестве работы.
Вторая композиция – та же галерея, но в руинах, поросших травой и кустарником. Робер с 11-го июня несколько дней выступал в Ноттингеме, где выиграл одну встречу.
I, 2 Ф. 1. Эрмитаж обладает лучшей в мире коллекцией произведений Кановы. Их можно считать подготовительными эскизами всей композиции (набросок каскада – к "Каскаду в парке Сен-Клу" из мятлевской серии) или отдельных мотивов (фигуры посетителей музея к изображению залов Лувра из дворца-музея в Павловске кариатиды к "Музыкантам" из серии в Архангельском). 2 В тексте ссылки на литературу приводятся в сокращении. Поскольку до сих пор их место в общем творчестве Робера так и не было раскрыто, мы делаем попытку восполнить этот пробел, а на «русском» материале – и другие лакуны в изучении наследия художника.
Паннини известного мастера ведуты и каприччо. Палей в Царском селе, П. И. Щукина в Москве и др. В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Одновременно в 1790-е годы он написал и серию воображаемых видов Большой галереи Лувра, как бы воскрешая в позднем творчестве жанр каприччо (Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинах, 1796, Париж, Лувр).
Они гармонично вписывались в интерьеры дворцов, в убранстве которых ценилась «пейзажность» как один из важных стилевых принципов эпохи неоклассицизма, в недрах которой формировалось предромантическое видение мира. Мы будем говорить об этих публикациях по ходу рассмотрения материала, так как обстоятельный обзор литературы содержится в диссертации и монографии Губерта Бурды (Burda 1967) "Руины в картинах Г39юбера Робера". Испытал влияние Дж. Пушкина). Б. Пиранези.
Оп. Подобный жанр живописи называется каприччио, существует несколько художников (в основном XVIII века), которые творили в этом жанре. Подобные виды Робера, вроде полотна «Вид порта Рипетта в Риме» (1766, Париж, Школа изящных искусств) с изображением порта на Тибре, навсегда сохранили облик старинной постройки.
Методологической основой диссертации является сочетание традиционных принципов музейного исследования памятников с историко-источниковедческими подходами. 2, 5, 6, 17. Подобно художникам О. Фрагонару и Ж. -Б. С.
Название «Колизей» появилось в XIII веке и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту. Испытал влияние Дж.
Познакомился с Дж. Пиранези испытал влияние последнего, а также Дж. П. Паннини.
Освобожден в 1794 после падения Робеспьера. Художник получил прозвище Робер из руин из-за своей страсти к античным развалинам. Две коринфские колонны у узкого входа свидетельствовали о древности постройки.
Robert" или инициалы "H. R. ". Несколько особняком среди этих публикаций стоят изданные в сборнике материалов петербургской Академии художеств (Петров 1864) документы, содержащие интересные подробности поступления картин Робера в собрание Александра I. Следующая группа документальных источников, позволяющих восстановить наследие Робера, гораздо многочисленнее. Строительство амфитеатра заняло восемь лет. А. С. Многие ценные сведения мы почерпнули из акварелей и дореволюционных фотографий интерьеров частных особняков, позволяющих порой получить воспроизведения картин Робера и определить их происхождение: акварели Ж. Меблюма (Эрмитаж) и В. С. Садовникова (ГРМ), представляющие первая -салон в доме П. С. Строганова на Сергиевской улице, вторая – зал в особняке Юсуповых на Литейном проспекте.
Работал в Париже. Принял участие в реконструкции парка в Версале (1775). Стал планировщиком королевских садов, хранителем королевского музея, канцлером Академии и др., занимался убранством резиденций короля, королевы и высших придворных (дворцы в Трианоне, Меревиле, Эрменонвиле). В ходе Французской революции был в октябре 1793 арестован по подозрению в нелояльности, заключен в тюрьму Сент-Пелажи, затем в тюрьму Сен-Лазар.
Это уже не холодный гранит, не суровый камень, а нечто живое, мягкое, теплое. В 1754 – 1765 жил в Италии. Этим объясняется колоссальное количество его творений. Если не дома увеличивать проще всего, то где. При этом они охватывают тридцать лет жизни мастера от 1773 до 1803 года.
В Амстердаме экспонируются скульптурные группы «Три грации» и «Амур и Психея» и статуи «Амур» и «Геба». В 1754—1765 жил в Италии. Таким образом, мы смогли уточнить в ряде случаев даты рисунков в соответствии с картинами. В 1745 – 1751 учился у иезуитов в парижском Коллеж-де-Франс, в 1754 отправился в Рим вместе с послом Франции Этьеном Франсуа Шуазелем (у его отца служил отец Робера).
Обстоятельная монография Гюнтера Херцога «Гюбер Робер и картина в саду» (Herzog 1989), посвященная анализу теории и практики садово-паркового строительства, определению роли Робера в этом искусстве и соотношению в его творчестве пейзажа в картине и картины в пейзаже, – за небольшим исключением – не уделяет внимания русским произведениям художника. В качестве пенсионера академии жил в 1754-1765 годах в Италии, преимущественно в Риме Его прозвищем было «Робер развалин» (Robert des Ruines). Какое благородство. Определено их место в общем наследии мастера: для многих произведений выяснено время их создания (все полотна римского и большая часть – позднего периодов) в отдельных случаях выявлены изображенные архитектурных памятников или источников их вдохновения (например, «Терасса в парке Марли» и ансамбль 1802 года из Эрмитажа, а также серия 1802-1803 годов из Воронцовского дворца в Алупке), найдены эскизы, подготовительные рисунки и живописные варианты и. наконец, в ряде случаев уточнено происхождение картин.
Художник имел обыкновение оставлять на полотнах свои фирменные метки. Соединение в творчестве Робера присущих ясности и гармонии с декоративными реминисценциями рококо, веяниями сениментализма, предвестием раннего романтизма было созвучно русскому искусству. Они напоминают музейные экспонаты, включенные в реальную среду. Одна причина.
С 1784 был хранителем луврской картинной галереи. собр. ), Петербурга (Эрмитаж Музей-заповедник Павловск Государственный музей-заповедник Царское Село, г. Пушкин). эстетическим запросам просвещенной русской общественности1. Какой эффект. Стефан хочет увеличить свой рейтинг, чтобы не играть квалификацию к Уимблдону.
Участник реконструкции парка в Версале (1775), хранитель Лувра (с 1784). Приходилось возвращаться домой. Б. Пиранези. С этим событием связано и появление цикла полотен с видами парка Версаля.
Графиня Головина пишет в своих записках: «Робер обедал у меня по четвергам и оставлял мне почти всегда по эскизу, начатому в 2 часа, а в 4 часа уже повышенному на стене моего салона». Уникальный случай представляет собой работа над эрмитажным "Каналом". Двухсотлетний юбилей Гюбера Робера и знакомство с каталогом выставки 1933 года в музее Оранжери побудили Т. Д. Каменскую (1939) вновь привлечь внимание специалистов и любителей искусства к богатейшему российскому наследию художника. На некоторых картинах среди изображённых людей художник оставлял свой автопортрет (седовласый мужчина средних лет). Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями ("Разрушение моста Нотр-Дам", 1786-1788, Музей Карнавале, Париж и др. ) иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр).
Поэтика руин исторической бренности формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле дЭсте под Римом (Лувр). «Робер ласкающ, нежен, легок, гармоничен», — писал он. «Робер писал картину так же скоро, как письмо», добавляет Виже-Лебрен.
Неутомимый исследователь творчества Гюбера Робера Жан Кайо посвятил ему многочисленные статьи, каталоги и две монографии, одна из которых широко освещает деятельность мастера в области садово-паркового строительства (Сауеих 1987), другая подводит итог многолетним поискам в архивах и музеях, определяет основные этапы жизни Робера и проблемы, требующие дальнейшего рассмотрения (Сауеих 1989). Некоторую информацию посчастливилось найти и в других архивах -Российском государственном историческом архиве (Аничков дворец и другие императорские собрания), Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (собрание Фаберже), Российском государственном архиве древних актов, Москва (собрание Голицыных в Марьино). Так, например одними из самых востребованных сувениров стали архитектурные пейзажи с видами римских руин Гюбера Робера, Джованни Паоло Панини, Якоба Филиппа Хаккерта, а также гравюры Джованни Баттисты Пиранези. Робер Юбер (1733-1808 гг. ) – французский художник, прославившийся эпическими полотнами, на которых изображены разрушенные города и грандиозные древние здания.
Подобный прием наблюдается в бывшей павловской, а ныне луврской паре полотен. Юбер Робер является каким-то антипо дом и суховатого Паннини и грандиозного «романтика» Пиранези. Д. Дидро хвалил его за «прекрасные и величественные руины». А. С. Участник реконструкции парка в Версале (1775), хранитель Лувра (с 1784).
На этом материале, как уже было сказано, мы собираемся решить упомянутые задачи: определение путей становления мастерства Гюбера Робера, выявление его ранних живописных работ определение значения позднего периода творчества подробное изучение декоративных ансамблей и принципов их построения и компонования, а также реконструкция нескольких разрозненных сюит. Как и Ж. Л. Эта статья о раннем творчестве Робера вышла в 1994 г. (Дерябина 1994). Он навсегда остался художником эпохи «стиля Людовика XVI» при жизни его искусство находило заказчиков и он оставался одним из самых любимых мастеров XVIII века во все последующие времена. Еще раз стоит напомнить о собрании М. П. Голицына, гравированном А. П. Грачовым в 1824 году. В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра.
Именно по этой простой причине Робер отправился на домашние площадки. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. Сюжет ассоциировался для художника с мыслью об освобождении. Тот турнир игрался на грассе. Наконец, значительное место среди источников занимают документы из Архива Эрмитажа.
Но эта "отсрочка" сыграла для нас свою положительную роль. 1 Архив Государственного Эрмитажа. Член Королевской академии живописи и скульптуры (с 1767) и почётный вольный общник АХ в Петербурге (с 1802). Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником.
Многие другие исследования автора опубликованы в каталоге выставки «Гюбер Робер и русские коллекционеры» (1999, Музей Валанса). Период 1754—1765 годов он провел в Италии, занимаясь под руководством Дж. П. Юбер Робер (фр. Несмотря на это, Колизей остается одним из символов Рима. Колизей – самый известный, самый большой и самый великолепный из амфитеатров древнего Рима. Исследование обширного живописного наследия Гюбера Робера России дало возможность выделить ряд проблем, которые мы попытались осмыслить и отчасти решить в настоящей работе. В период революционных событий Робер был в качестве «подозрительного» арестован 29 октября 1793 года и до событий девятого Термидора 1794 года пробыл в заключении.
Сохранилось несколько подготовительных рисунков. Деятеленость Робера чрезвычайно разнообразна. Известен живописными фантазиями, чей основной мотив – парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины» (по выражению Дидро), множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Каприччо Робера высоко ценились современниками, о нем писал в поэме «Воображение» (1806) Жак Делиль, Вольтер избрал его для украшения своего замка в Фернее.
Однако основные иллюстративные источники связаны со второй из решаемых нами задач – определении места и значения «российских» произведений Робера в общей картине его творчества. Расцвет творчества Робера пришелся на годы правления Людовика XVI, называемые временем «старого режима» (1760—1789) или временем «стиля Людовика XVI». Робер увлекался пейзажем изучал архитектуру, путешествовал в Неаполь, Пестум, Геркуланум. несомненно, заслуживает внимания. В 1806 году они были приобретены Марией Федоровной. Попытка определить время возникновения недатированных работ мастера увенчалась успехом.
Почти все современные Роберу критики нападают на него за спешку. Еще раннее он работает в Версале над переустройством парка и получает звание «dessinateur des jardins du Roy».
Счастливая жизнь» (1996). С годами все активнее обращаясь к окружающей его реальности, стал также одним из лучших мастеров «пейзажа-события» – с изображением значительного публичного происшествия типа стройки или катастрофы (Пожар в Опере, 1781, Музей Карнавале, Париж). Родился в Париже 22 мая 1733 в семье слуг дворянского дома. Дидро спрашивает: «Но, Робер, ведь Вы уже так давно делаете наброски, разве Вы не можете создать законченное произведение. », а представитель мелкой критики в брошюре «Merlin au Salon de 1787» ядовито замечает: «Я предполагаю, что некоторые Ваши картины написаны entre la poire et le fromage». Это, прежде всего, был переход от голландско-немецкой к французской ориентации в изобразительном искусстве и проникновение английского сентиментализма в развитие романа, парковое строительство, портретную живопись.
Колизей находится недалеко от «Золотого дома» Нерона, который был построен после римского пожара 64 года н. э. Наконец, ему поручают хранение картин Королевского Музея (garde des tableaux du Musum du Roy). Отличается он и от своих соотечественников де Маши и Клериссо, которые пред ставляют своим искусством действительно вполне достойный пере вод на остроумный французский лад архитектурных элегий Панни ни.
А. С. Пушкина Дворец-усадьба Архангельское частн. Ф. 4. Некоторые любопытные уточнения, относящиеся к частным петербургским коллекциям, мы находим в мемуарах польскою короля Станислава Августа Поня говскою (Mmoires secrets 1862) и книге Г. фон Раймерса (Raymers 1805), посвященной культурным достопримечательностям Петербурга. Одновременно изучить различные способы использования рисунков при создании картины.
Робер (Robert) Юбер (22. 5. 1733, Париж, – 15. 4. 1808, там же), французский художник. Был выявлен ряд положен, которые оказалось возможным отнести к начальному периоду творчества39 и рекомендовать включить в организованную Французской академией выставку, посвященную пребыванию Робера и Фрагонара в Риме (1990-1991 Roma). Поначалу здесь, согласно древним источникам, проводились различного рода игрища, включая сражения с животными (венатионес), убийство пленников животными и другие казни (ноксии), водные битвы (навмахии) – для этого арена заливалась водой – и сражения гладиаторов (мунера). РИО 1881, Т. 33), а также письма цесаревича Павла Петровича, Н. Б. Юсупова, Робера и К. Ж. Верне, в которых обсуждается заказ серии декоративных полотен наследником престола (Золотов 1958 Юсуповы 1867). Название «Колизей» появилось в XIII веке и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту. Юбер (22. 5. 1733, Париж, — 15. 4. 1808, там же), французский художник.
РИО 1878, Т. 23 Сб. Данный коэффициент значительно больше обычного по рынку. Быстрота его работы – изумительна. Hubert Robert, 22 мая 1733, Париж – 15 апреля 1808, там же) – французский пейзажист, получивший европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы. Родился в Париже 22 мая 1733 года в семье слуг дворянского дома. Какое величие.
Youssoupoff 1839), Ростопчина (Cat. Мы39 пришли к выводу, что следует отказаться от распространенных представлений о якобы меньшей художественной значимости поздних работ мастера, так как они опровергаются великолепными декоративными ансамблями, находящимися в России и даже самой последней из датированных серий – авиньонской (1804 г. ), достойными времени самого яркого творческого расцвета художника в 1770-1780-х годах. Это 39каталоги русских коллекций XVIII – начала XX веков: Строгановых (Cat. В тюрьме Сен Лазар он написал полотно «Праздник весны» (1794, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Еревана (Картинная галерея Армении). при жизни художника, удалось проследить и дальнейшую судьбу многих произведений, разошедшихся в разные музеи бывшего Советского Союза или проданных за границу и пополнивших зарубежные галереи, а также появляющихся ныне на художественном рынке уже без какой-либо информации об их русском происхождении или с искаженными сведениями о прежних владельцах (например, декоративные полотна в музеях Токио и Сент-Луиса, США).
При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса. Его картины, выставляемые в Салонах (Римский порт, 1766, Музей школы изящных искусств, Париж и др. ) быстро завоевали популярность. К сожалению, последнее из значительных зарубежных исследований искусства мастера, осуществленное П. Р. Радизич (Radisich 1998) и анализирующее содержание многих произведений художника, ограничивается лишь кратким упоминанием некоторых российских картин иногда с неверными сведениями. Она включала в себя пруд, множество бытовых зданий и сады. Это подтверждает Х. К. Андерсен в своем знаменитом романе «Импровизатор» (1835): «Жилищем служила старая полуразрушившаяся древняя гробница.
Работал в Париже. Даже наиболее значительные издания очень редко упоминают картины мастера из богатейших российских коллекций, хотя о необходимости выяснить решающее значение этих его произведений зарубежные специалисты высказывали еще в 1970-1980-х годах. Д. В. Сарабьянов (1980, с. 47-56)2 блестяще определил особенность художественного развития России во второй половине XVIII века.
Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями (Разрушение моста Нотр-Дам, 1786–1788, Музей Карнавале, Париж и др. ) иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). можно найти имя: "Hubert Robert", "H. Революционные события 1789—1793 годов, установление Консульства и Империи не настолько затронули его воображение как живописца, чтобы посвятить им свое искусство. Новосибирска (Картинная галерея), Серпухова (Историко-художественный музей), Севастополя (Картинная галерея), Алугжи (Воронцовский дворец-музей), Житомира (Краеведческий музей), Сум (Музей города Сумы), Минска (Национальный музей Белоруссии). Даже много веков спустя римский Колизей все еще считается самым ценным памятником античности на планете. Но Робер знал, что в Париже не найти тех видений, что питали его вдохновением.
Ставки на такие события помогают иметь прибыль на долгой около 10-13 в месяц. На этом пути уже достигнуты определенные успехи: на основании проделанной нами работы по определению времени возникновения недатированных живописных произведений мистера был включен в выставку «Жан Оноре Фрагонар и Гюбер Робер в Риме» (1990-1991, Французская академия, Рим)1 ряд картин, которые удалось отнести к раннему периоду творчества. Однако, основываясь в таком случае для определения времени возникновения картин на дате, стоящей на графическом листе, следует принимать во внимание и другие изложенные выше особенности творческого метода римского периода, так как встречались подобные случаи и в период зрелости ("Крестьянское жилище", "Античные руины с обелиском в глубине"). Строительство этого колоссального исторического памятника началось при императоре Веспасиане и закончилось через восемь лет при императоре Тите в 80 году н. э. «Рим даже будучи разрушенным учит» — эта надпись Робера на одном из рисунков стала девизом его творчества, окрашенного поэтической влюбленностью в Италию. Запечатленный на портретах кисти Фрагонара французский аристократ, барон К. Р.
игры проходили 1000 дней подряд. Член Королевской академии живописи и скульптуры (с 1767) и почётный вольный общник АХ в Петербурге (с 1802). Вошедшие в моду поездки длились порой до двух лет.