Среди них – рисунок «Клеопатра», по которому друг Микеланджело Томмазо Кавальери учился рисовать. Среди них – рисунок «Клеопатра», по которому друг Микеланджело Томмазо Кавальери учился рисовать.
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Теперь она находится в базилике святого Петра. Она напоминает мощную лавину. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). 159. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Илл.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Но обрабатывая так глыбу камня, художник всегда был связан ее первичной формой, которую Гильдебранд называл пространством камня. В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк. Притом что работа явно вдохновлена классической скульптурой, она нетрадиционна из-за её поворота и сильной трехмерности, которые предлагают зрителю взглянуть на неё со всех сторон. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. 116-119. В композиционном построении фигур Микеланджело отдает предпочтение изогнутой оси перед прямой, что усиливает динамику образа.
Именно здесь следует искать объяснение тому, почему многие статуи Микеланджело, особенно в поздний период, кажутся замкнутыми в себе, вернее, замкнутыми в блоке камня. Илл. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Илл. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Работая над фреской Страшный суд, Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Недаром его любимым материалом была бронза. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. 38.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. 56-71). Но как раз этого не произошло. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
Ева послушно следует слову творца. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Он непрерывно изменял свои наброски до того последнего момента, когда каменотес был готов приступить к выполнению детали. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами.
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана.
Холодный, расчетливый политик и жестокий деспот, Козимо проводил чисто абсолютистскую политику, враждебную буржуазии, зато целиком отвечавшую интересам крупных землевладельцев. Это помогало ему сохранять чувство целого. Илл. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования он не получил.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. И это приводит к трагической разобщенности образов.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Другой крайностью была утрированная грубость комической поэзии, с присущей ей тягой к непристойностям. Наверное, он действовал вполне сознательно. Микеланджело да Караваджо Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо) начал свой творческий путь как полу-ремесленный художник, который дописывал небольшие детали на картинах признанных художников.
Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. 46. Недаром они украшали пилястры.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Илл. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
Этот зал оформлен в брунеллескиевских традициях, поскольку и пилястры и обрамления окон даны плоскими и тем самым тяготеют к стене, ни в какой мере не отягощая ее. Илл. Это человек действия (vir activus).
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Хотя даже они меркнут по сравнению с тем, какое богатое наследие оставил после себя этот художник и скульптор. 110, 112. 79, 142. 7, 8. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела.
Действительно, художникам больше не нужно искать новые изобретения, новые отношения, одетые фигуры, свежие способы выражения, различные композиции или возвышенные сюжеты, эта работа содержит все возможные совершенства этого направления». » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Картина получила широкое признание от пэров.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Но самым-самым считается экорше, созданная из гипса французским скульптором Жан-Антуан Гудон (1741—1828).
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
185, 186. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Статуя осталась незаконченной.
Илл. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу.
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Он стал уже высекать статую св.
Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка. Эту фреску великий художник написал в 1511 году.
Илл. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. В 1524 году Микеланджело получил архитектурный заказ от папы Медичи для Библиотеки Лауренциана в церкви Сан-Лоренцо. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Он вытягивает всю композицию по вертикали и довольно равномерно насыщает плоскость стены фигурами, ограничиваясь небольшими разрывами между ними. 86-88. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Он побежден. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись.
Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. 10, 11, 12. Изваянный Микеланджело бюст Брута находится под несомненным влиянием римских портретов Каракаллы. И здесь ему помог Леонардо, который был великим мастером композиции, построенной по принципу живописного взаимопроникновения составляющих ее частей. Благодаря тому, что фигуры сдавлены тесными границами обрамления их позы и движения кажутся скованными, что во многом предвосхищает стиль поздних работ Микеланджело.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Илл. Зато вид группы справа мало удачен. Здесь невольно вспоминается фактура картин позднего Тициана, в которых индивидуальный почерк мастера выступает не менее ощутимо. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Илл. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. 131, 132. Он много работал и в России. Произведение простирается на площадь размером более чем 500 квадратных метров потолка и содержит свыше 300 фигур.
17, 18, 19, 20. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Илл. Илл. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов.
Но их неизменно отличает изумительная глубина мысли, для выражения которой Микеланджело находит нужные слова, простые и сильные и в то же время звучащие совсем по-новому. Пейзаж пустынен и гол. 155, 156. В 1515-1516 годах копировавшие картон молодые художники разрезали его на отдельные куски, которые в дальнейшем погибли. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Но они забывают при этом, что речь идет о религиозности совсем особого типа, остро субъективной и весьма далекой от жестких догматов католической церкви. Илл.
Писать стихи Микеланджело начал не позднее 1502 года, к которому относится фрагмент самого раннего из дошедших до нас стихотворений художника. Особенно выразительна правая фигура. Илл. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Илл. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Илл. Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
97, 98. 75-78.
При этом движение лишено всякой скованности. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Илл. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Скульптурное начало этой композиции подчеркивают фигуры обнаженных юношей на заднем плане — мотив, заимствованный Микеланджело у умбрийского художника Синьорелли, работы которого оказали на молодого флорентийца заметное влияние. 182, 187, 188, 189. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Он даже не дотрагивается до нее.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Петра.
Страшный Суд Микеланджело уже при жизни мастера породил резкую оппозицию в контр-реформационных кругах. В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Это были тяжелые годы. 48-55. Илл. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Илл.
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Илл. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Нередко фигуры остаются едва намеченными, настолько невесомы прикосновения карандаша к бумаге. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте.
Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Микеланджело ответил на предложение, завершив свою наиболее известную работу, статую Давида, в 1504 году. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать. Мастер достигает этого более высоким рельефом и таким смелым приемом, как перерезывание верхней линии обрамления головой Богоматери.
Сегодня она находится в Лувре. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Микеланджело полностью подчиняет его форме. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского.
В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Их формы выражения лучше подходили для воплощения того, что он чувствовал в старческие годы. На эту тему известны рисунки из эпохи Возрождения от Леонардо да Винчи, небольшие скульптурные модели Микеланджело, а в более поздние времена – фигура работы маньериста Л. К. Чиголи (1600 г. ). Илл. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. И мраморное тондо в Барджелло может как раз служить ярким примером такого свободного обращения с материалом. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника.
Он действует только словом. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
92, 93, 94. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками». С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Он победил.
В Болонье ему заказали высечь несколько последних маленьких фигур для завершения гробницы Святого Доминика в церкви в честь этого святого. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). 107, 108. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Например, деревянная модель собора св. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене.
Внезапно раздался крик: мы пропали. 86-91. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Еще при жизни Микеланджело Папа Павел IV приказал художнику Даниэле да Вольтерра прикрыть набедренными повязками наготу персонажей Страшного Суда, за что остроумные римляне наградили Даниэле довольно неприличным прозвищем. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Художник охотно принял это предложение. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства.
Илл. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти».
В ангеле Микеланджело всё динамично. Впервые Микеланджело стал на реальную стезю архитектуры, когда он получил в 1516 году заказ от папы Льва X на проект фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать).
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Это предназначенные для украшения гробницы Св. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Только при этой точке зрения микеланджеловское Положение во гроб открывает свой наиболее выразительный пластический аспект. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь.
Таким представил его и Микеланджело. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
81-84. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». По-видимому, Микеланджело приступил к работе над статуями более из страха перед папой, чем из любви к Медичи. Тем самым ей отводится центральное место. 39.
По своей жизнеутверждающей силе фигуры нагих юношей принадлежат к числу наиболее ренессансных образов Микеланджело. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». На этой почве у Микеланджело возник конфликт с отцом, который был полон кастовых предрассудков и для которого занятие искусством, приравниваемым им по старинке к artes mechanicae, казалось недостойным древнего рода Буонарроти.
Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. 21, 22. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Илл.
Холодные, светлые краски так подобраны, что от соприкосновения с ними пластическая форма обретает еще большую рельефность.
Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Для мастера это было единственным средством выразительности. 16.
Но роспись обладает и другим аспектом. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители.
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Микеланджело именовал их как «ignudi». Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
Сегодня статуя находится в Академии, в то время как её точная копия занимает своё место на площади. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Он избегает детализированной характеристики места.
Христос, подъявший в грозном жесте правую руку, скорее походит на Зевса Громовержца, чем на христианского бога. Илл. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. И тут происходит непонятная история, возможно спровоцированная Малатеста Бальоне, сыгравшим в дальнейшем предательскую роль. Илл.
Илл. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. 149. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
В истории европейского зодчества не было архитектуры, равной микеланджеловской по своей эмоциональности. 155. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. И результаты были самыми плачевными. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Излюбленные Микеланджело сложные позы и контрапосты уже не концентрируют в себе духовную энергию, становятся формальными, выразительность сохраняют лишь отдельные детали. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
Мастер изобразил убийцу Юлия Цезаря с резко повернутой вправо головой, придав облаченной в античную тогу полуфигуре юрдую осанку. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
В стране вспыхивает революция. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. 150. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. медицинским. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Илл. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. По словам Варки, он предпочитал изучению грамматики в школе посещение церквей, где он копировал картины часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают художники и он охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. В борьбу включился и Микеланджело. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Илл.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541).
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Он окружен святыми, среди которых Святой Варфоломей держит свисающую содранную кожу, принимающий подобие Микеланджело. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Илл. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Если можно так выразиться, то при рождении творческого замысла он оперировал не столько количеством, сколько качеством.
Массу он воспринимал как органическую форму, способную быть вылепленной либо изваянной, форму, порождающую симфонию света и тени. Илл.
Илл. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. С помощью сильно выработанных архитектурных членений он сумел объединить все живописные изображения в единую систему, стройную и логичную.
В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Однако и здесь царит дух отчужденности. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Хотя Микеланджело являлся антиподом Леонардо и по своим политическим убеждениям и по своим художественным вкусам, в его жизни был все же момент, когда он не избег влияния прославленного живописца. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца.
Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет.
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. По-прежнему он изображает мощные фигуры, с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура».
Илл. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Речь пойдет о экорше – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой.
Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Илл.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Таков, несомненно, был его основной замысел. Пестрые украшения кваттрочентистов были бы здесь неуместными, в то время как повторяющаяся беловато-серая краска, в сочетании с лаконичными архитектурными формами, помогла живописцу организовать огромную плоскость потолка и расчленить ее на такие отрезки и ячейки, которые диктовала тематика росписи.
Мучение Св. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. 122-125. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. Здесь все построено на контрастах. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Каждая фигура живет изолированной пластической жизнью, сколь бы ни велико было ее движение.
Она рассчитана на обход по дуге, причем с каждой новой точки зрения раскрывается абсолютно новый аспект, редкостной красоты и пластической выразительности. Илл. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. е. уважением классической традиции). На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Позже он начал посещать студию скульптора Бертольдо в садах Медичи, принадлежавших Лоренцо Великолепному, правителю Флоренции, где, видимо, смог познакомиться с обширной коллекцией античной скульптуры, собранной Лоренцо. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Прожил до 18 февраля 1564 года. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. С завершением Давида пришёл другой заказ. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Илл. Илл.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. 126.
ботинках». Его рука сгибается к плечу.
В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Илл. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
И это понимает только один человек – апостол Петр. После заключения в 1542 году нового контракта на гробницу Юлия II работы пошли быстрым темпом и к 1545 году гробница была завершена. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Вазари прямо пишет:. Но все усилия напрасны. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование.
И здесь бог изображен в активном действии. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Исследователи отметили, что изображенные грудь и шея Бога имеют некоторые анатомические искажения, которых нет ни у одной человеческой фигуры фресок капеллы. Этому его научила скульптура.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). 5, 6. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы.
Мы сталкиваемся здесь с уникальным художественным решением, в котором живопись оказалась оплодотворенной пластикой. 80. Античная пластика научила Микеланджело приемам художественного обобщения и помогла ему преодолеть ту аналитическую, порою несколько мелочную манеру, которой придерживалось большинство кваттрочентистских мастеров.
184. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Скульптура в многочисленных слепках разошлась по всем академиям мира, в т. ч. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
В действительности оно так и получилось. Илл. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Илл. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
Распятие Святого Петра – заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
106, 113. 119, 111. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
Илл. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Когда в 1489 году, Лоренцо де Медичи, фактический правитель Флоренции, спросил Гирландайо о двух своих лучших учениках, Гирландайо отправил Микеланджело и Франческо Граначчи. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. 3, 4. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Юноши даны в самых разнообразных позах и положениях раскрывающих совсем неожиданные по своей красоте аспекты, в которых пластика тела выступает с особой осязательностью. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Илл. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Прежде чем продолжить, вместо пролога, немного экскурса в смежную тему.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Характер Брута прекрасно выражен через смелый взгляд, крепко сжатые губы, подчеркнутые скулы, сильно выработанный рельеф лица. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. В марте 1505 года папа Юлий II вызывает Микеланджело в Рим, чтобы поручить ему выполнение своей гробницы. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Его гений искал более широкого поля деятельности. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества. 109, 111. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. 151.
Действительность не оправдала их надежд. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
(Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения. Например, в Эрмитаже есть известная статуя сидящего Вольтера. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Зачем это сделал Микеланджело. Илл. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
41. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны.
Тут столкнулись два сильных характера. Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса.
Они утратили волю. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
114, 115. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Петра.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. 145.
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Этим же чувством страха охвачены все фигуры в правой части композиции: и двигающаяся из глубины группа приверженцев, казалось бы, готовая к восстанию, но так на него и нерешающаяся и пребывающие в полном молчании фигуры среднего плана и бредущий с закрытыми глазами старик и сгрудившиеся внизу женщины, дрожащие от ужаса.
Увиденное потрясло воображение многих людей. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Он вернулся к работе у Медичи. Караваджо стал основоположником понятия жанр в итальянской живописи и даже привнес в искусство свой стиль, который получил название караваджизм (один из определяющих стилей итальянской живописи 17 века). 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. Вот таким образом до нас дошли лишь жалкие крупицы из некогда огромного творческого фонда Микеланджело. 33, 34.
Илл. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. 2.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. И этой же цели служит цвет. И здесь его постигает страшный удар. Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе.
Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). С обычным для него искусством развертывает Микеланджело фигуру в пространстве, заменяя прямую ось слегка изогнутой, что позволило ему полностью выявить богатую пластическую жизнь тела. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей. Илл.
89-91. 135, 139. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Оно обогатило его представления о человеческой фигуре и воочию показало ему, какие гигантские возможности таит она в себе для скульптора. По-видимому, это была статуя Вакха.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи. Тело от начала и до конца пребывает в движении иначе говоря, оно не имеет устойчивых пропорций. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. 183.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. 134.
130. 158, 159.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. 13, 14, 15. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл. Три года напряженнейшей работы пропали даром.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Илл. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Илл.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. На самом же деле между ними лежала бездна. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Слева изображены разверзшиеся могилы и восстающие из них мертвецы, выше – устремляющиеся вверх души, еще выше – праведники, на самом верху, слева и справа, – несущие орудия мучений Христа ангелы, справа – опять праведники, ниже их, справа же, – восставшие титаны, еще ниже – Ахерон с ладьей, в которой стоит гонящий грешников в ад Харон.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. Правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи неоднократно предпринимал, при посредничестве Вазари, попытки склонить Микеланджело вернуться во Флоренцию, но тот неизменно отклонял эти приглашения. Ее сильное, мужественное лицо, с направленным в сторону взором, выражает тревогу за судьбу сына. Илл.
Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. 25, 26. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. И для него героизированный образ человека был главной темой искусства и для него не существовал столь ценимый нидерландскими мастерами мир бесконечно малых величин и для него скупая, обобщенная форма являлась основным средством художественного выражения. Илл.
Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. 47. Илл. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
«Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Договор согласовали в августе следующего года. Илл.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Все это настраивало Микеланджело на пессимистический лад и в одном из своих писем он пишет: вино тут дорогое и неважное, как и все остальное, а жизнь тут плохая. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. В этом анемичном окружении Моисей выглядит человеком с другой планеты, столько в нем жизненной силы и энергии. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. 140, 141. 99, 101, 102.
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. 32. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Однако, чтобы по-настоящему оценить величие и глубину микеланджеловского замысла, надо рассмотреть каждую из гробниц в отдельности. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Он должен думать о смерти.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью. Странным образом здесь дают о себе знать живые отголоски проторенессансной пластики, которую Микеланджело хорошо знал и которая всегда его привлекала суровой мужественностью и эпическим строем своих форм. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Фигура погружается в сон. Здесь мотив Умирающего раба получает свое дальнейшее развитие, но уже на основе совсем иного понимания человеческого образа. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. 37.
109-112, 116-119. Он приглашает его к себе во дворец. 23, 24.
Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям. Илл. Илл. Эти композиции не имеют равных себе во всей истории мировой живописи по грандиозности и величию. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Она научила его примирять и конденсировать в одном-единственном живописном аспекте все таящиеся в человеческой фигуре пластические возможности.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
36. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы».
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Моисей восседает в торжественной позе. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Это, конечно, не так.
Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Слева мы видим райский сад. Но какой ценой. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Илл.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
146-148. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов. На первый взгляд это незаметно, но если начать знакомиться более внимательно с трудами Микеланджело, картины по минимуму отражают ландшафт, одежды интерьеры, предметы. И чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума.
Этот жест символизирует молчание. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).