В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей. В рисунках зверей ярко проявился дар Рембрандта схватывать целостную живую форму в ее естественных движениях. По кн: Левитин Е. С. О рисунках Рембрандта // Рембрандт. Левитин Е. С. О рисунках Рембрандта // Рембрандт.
12 Левитин Е. С. О рисунках Рембрандта // Рембрандт. В этой статье вы сможете увидеть менее знаменитые работы художника, среди которых будут портреты, созданные Рембрандтом в молодости, его гравюры, которые не менее важны для мировой живописи, чем картины мастера и интересные рисунки тростниковым пером. Ставшая после Саскии спутницей жизни художника юная Хендрикье Стоффельс позирует ему, одетая и обнаженная, для многих прекрасных картин и рисунков любовью к ней озаряется позднее творчество Рембрандта.
Особого внимания требует даже музейный туалет: там можно увидеть рисунки Рембрандта на соответствующую тему: женщину, присевшую в кустах и мужчину, стоящего в позе, характерной для этого заведения. По кн: Левитин Е. С. О рисунках Рембрандта // Рембрандт. Не следует искать у Рембрандта и основную ценность классического рисунка – условную твердую контурную линию, так же как тщательную деталировку (последняя встречается лишь в нескольких рисунках, выполненных, вероятно, на заказ), аккуратную законченность и внешнюю красивость. Интерес к автопортрету в рисунке и офорте очень характерен именно для Рембрандта, оставившего в живописи и графике около ста своих портретов.
Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Главная цель данной работы – раскрыть в творчестве великого художника его вечно живое содержание, показать то высокое мастерство, которое заключено буквально в каждом штрихе рисунков Рембрандта. Последующее развитие голландского пейзажного рисунка связано непосредственно с Рембрандтом, который оказал в этой области решающее влияние на большинство своих современников.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Наиболее явно рембрандтовский «классицизм» выражен в его поздних эскизах к монументальным композициям. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Такое отношение к рисункам, а также их «личное» назначение приводят к тому, что Рембрандт в результате неустанных поисков уже очень рано сумел выработать для них особый графический язык. Если «Нищий» был решен светотенью, то «Спящая» построена на чисто цветовых пятнах.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Ко второй половине пятидесятых годов относится ряд его лучших рисунков, в которых художник воспевает цветущую красоту зрелой женщины с развитыми формами – образ, получивший наиболее полное воплощение в его луврской картине «Вирсавия» (1654). Особенно сильно это выражено в сидящей на заднем плане четвертой фигуре, которая, глубоко задумавшись, с отсутствующим выражением лица глядит на плиту. Почерк Рембрандта трепетный и импульсивный, линии, штрихи и мазки наносятся быстрой и уверенной рукой, часто прибегающей к нажимам.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Новых заказов почти не появляется. От ярко освещенных стен он ведет взгляд в глубину, в прохладную тьму прохода, в конце которого, снова в свету, возникают углы стен и другие детали архитектуры внутреннего двора. Юная красавица с цветком в руке, в широкополой соломенной шляпе, смотрит на него с любовью в рисунке серебряным штифтом по пергаменту «Саския-невеста» (Берлин, Кабинет гравюр).
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Наиболее очевидно это в выполненном им в 1641-1642 годах цикле рисунков к драматической трилогии Иоста ван ден Фонделя «История Иосифа» («Смерть Иакова», Монреаль, Музей изобразительных искусств «Иосиф называет себя братьям», Париж, Лувр «Иосиф толкует сны», Лондон, собр. Насколько обстоятельно и систематически собирал он мотивы и уточнял наблюденный типаж, показывают листы с «гриффонажами», которые художник специально монтировал, отрезая отдельные части страницы и наклеивая на нее новые наброски. Из этих рисунков наиболее знаменитая большая сангина (26, 5 X 47, 5 см), ранее находившаяся в Дрездене (она попала в настоящее время в частное собрание в США), выполнена по имевшейся у Рембрандта миланской резцовой гравюре начала XVI века, на что указывает отсутствующее у Леонардо и добавленное гравером изображение собаки в правом нижнем углу листа, повторенное затем в рисунке.
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей "Говорящей книги", объединенных общей темой – Рембрандт. В «Автопортрете за столом, с палитрой на стене» (Берлин, Кабинет гравюр), который датируется исследователями по-разному: от 1634 до 1645 года, перед нами уже немолодой, много переживший человек. Вертикальные фигуры и предметы, пересекаясь с горизонталями дальних планов, «выталкиваются» ими вперед, что еще более усиливает общее пространственное воздействие.
У него была прямо-таки страсть позировать перед зеркалом и рисовать себя, но вовсе не так, как это делал его величайший старший современник, фламандец Питер Пауль Рубенс, который на своих героических картинах иногда изображал себя в образе рыцаря, вперемешку с эпизодическими фигурами, а абсолютно одного, на небольшом листке бумаги или полотне малой величины, с глазу на глаз с самим собою, ради какого-нибудь скользящего света или редкой полутени играющей на его круглом, толстом, налитом кровью лице. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Личное назначение рисунков Рембрандта выступает здесь наиболее очевидно. Несомненными эскизами для монументальной живописи являются также «Диана и Актеон» и «Выезд на соколиную охоту», принадлежащие к самым последним из сохранившихся рисунков Рембрандта. Еще свободнее и лаконичнее становится и изобразительный язык художника. В эскизе к «Анатомии доктора Деймана» (1656, Амстердам, Кабинет гравюр) художник не только намечает фигуры действующих лиц, но и изображает сандрик, карниз с модульонами и другие детали архитектурного оформления ниши, в которую, видимо, предполагалось поставить холст.
Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Рембрандт с тонкой наблюдательностью передавал пленэр, рассеянное естественное освещение. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
А в темноте арочного проема, намеченные также темным, движутся человеческие фигуры и благодаря точности отношений, найденных в зоне как светлых, так и темных тонов, впечатление, создаваемое листом, приобретает абсолютно осязательную ощутимость («Старые городские ворота», Амстердам, Кабинет гравюр). В принадлежащей Гос. Так, серия библейских и мифологических невест связывается с моментом обручения художника с Саскией, «Жертвоприношение Маноя» – с ожиданием рождения сына Тита, а «Жертвоприношение Исаака» – со смертью других детей Саскии. Народные массы ответили героическим сопротивлением.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Мы не знаем, что выражает его лицо. Для осенних и зимних мотивов Рембрандт любил применять «полусухое» тростниковое перо, дающее прерывистые, как бы полустертые, штрихи, которые он еще более размывает кистью или мокрым пальцем («Крестьянский двор у канала зимой», 1648- 1650, Амстердам, Кабинет гравюр). Художник постоянно искал новые пути в искусстве.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. В рисунках Рембрандта линии живут вместе с пластической формой.
Интересным примером его композиционной гибкости и динамичности, а также умения в зависимости от состояния работы перестраиваться на ходу служит «Се человек» (1630-1637, Дрезден, Кабинет гравюр). Таковы не только пейзажи и этюды обнаженной модели, но и некоторые рисунки портретного характера, как, например, «Спящая Хендрикье» (ок. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Из его рисунков романтические мотивы наиболее явно выражены в относящихся к 1641 году «Крестьянских хижинах в непогоду» (Вена, Альбертина). Теперь для Рембрандта начинается нескончаемая полоса бедствий.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Приложение). В прямом смысле слова такое определение, кроме автопортретов, может быть отнесено и к большой группе рисунков, непосредственно связанных с личной жизнью художника. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. «Как художник он был богат идеями, вот таким образом имеется большое количество различных его эскизов одного и того же сюжета.
В поздних рисунках Рембрандт пришел к поистине невиданной во всей истории мирового искусства простоте. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Влияние великого фламандского мастера вело к появлению в ряде произведений Рембрандта этого времени барочной преувеличенности, внешней экспрессии и некоторой театральности жестов у изображаемых фигур, характерным примером чего может служить его картина «Ослепление Самсона» (1636).
То, что фигуры осужденного, палача и утешителя стали не вполне соответствовать новому повороту сюжета, окончательно определившегося теперь как «Се человек», по-видимому, не имело для Рембрандта решающего значения: композиция уже двигалась собственной логикой, внутренними закономерностями развития, возникли определенные обратные связи, которым и подчинялась рука художника. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Серия эта является результатом многолетнего исследования репродукций с всемирно известных картин и рисунков художника и относящихся к этим картинам нескольких тысяч фрагментов из опубликованных тогда в Советском Союзе трудов советских и зарубежных искусствоведов и писателей. Офорты с самого начала работы над ними предназначались для распространения, для сравнительно широкого круга покупателей, вот таким образом художник придавал им иную, более доступную постороннему восприятию форму «законченности».
На одном из листов, находящихся в собрании Библиотеки Пирпонта Моргана в Нью-Йорке (ок. Голова Христа прорисована более тщательно, чем его фигура, но и здесь несколькими только намечающими форму штрихами убедительно выражено движение «надломившегося» под тяжестью груза человека. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. 1639, Веймар, Гос. Крестьянская чета превращалась у Рембрандта в Марию и Иосифа, а старые люди, на лицах которых глубокие отпечатки оставила драматическая судьба, пережитые заботы, надежды и страдания, – в пророков и апостолов. Это тот характерный для многих портретов Рембрандта «нефокусированный» на каком-либо внешнем предмете взгляд, когда человек как бы заглядывает в глубины самого себя.
Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Краска немедленно начала пузыриться. Перед ним открывалась ужасная действительность и каждый раз он в испуге отшатывался.
Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре. Вся эта кипучая атмосфера еще более возбуждала его творческую энергию, вливала новые силы. Столь же величественное впечатление производит и относящаяся к более позднему периоду размывка бистром «Кухня» (ок. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В первых работах начинающий художник, естественно, следовал методу своих учителей и готовил для картин специальные рисунки с натурщиков.
Под влиянием «Кастильоне» Рембрандт написал и награвировал ряд своих автопортретов 1639-1640 годов. «Вид реки Амстел с фигурой купальщика» – один из лучших рисунков Рембрандта, в котором художник показал свое искусство почти без применения теней передавать яркий солнечный свет – задача, которую впоследствии стремились разрешить импрессионисты и постимпрессионисты.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
О черно-белых рисунках и офортах последователя Рембрандта английского художника Сеймура Хейдена Эдмон Гонкур говорил как об «опьяняющих глаза человека, одаренного чувством колорита». Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. То же ликующее настроение еще откровеннее и сильнее выразилось в дрезденской картине «Автопортрет с Саскией на коленях». «Купание Дианы», позволявшее изобразить игривую ситуацию: группу внезапно застигнутых мужчиной обнаженных женщин, было распространенным сюжетом искусства Ренессанса и барокко. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Фигура эта – назовем ее «осужденный» – показана обессилевшей от страха перед казнью, в согнутом положении, в то время как Христа в сюжете «Се человек» Рембрандт обычно изображал в спокойной позе, без признаков страха и унижения.
В эрмитажной картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642) глубоко опечаленный Ионафан – это, по-видимому, автопортрет Рембрандта, прощающегося с умершей в том году Саскией. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Петр у смертного ложа Тавифы» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр). Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.
С потрясающей жизненностью передано положение расслабленного во сне торса, движение рук и слегка свисающей вперед головы, которая как будто бы только сейчас повернулась. Как известно, жанр был одним из ведущих направлений голландского искусства XVII века. К числу любимейших сюжетов Рембрандта принадлежит притча о милосердном самаритянине. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Для «классических» рисунков Рембрандта характерны довольно толстые контурные линии, сталкивающиеся под углами, близкими к прямым.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. В такой же широкой и простой манере решена относящаяся к 1654- 1661 годам целая серия рисунков с моделей сходного типа, возможно, с той же Хендрикье: «Стоящая обнаженная женщина с поднятой рукой» и «Обнаженная женщина, сидящая на стуле» из амстердамского Кабинета гравюр, «Сидящая обнаженная женщина» из собрания Института искусств в Чикаго, а также два варианта этюда сидящей женщины с поднятой рукой (оба в Британском музее в Лондоне) (См.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Сравните, например, рисунки «Возвращение блудного сына» из музея Тейлера в Гарлеме или «Амана в немилости» из Будапештского музея со знаменитыми картинами на ту же тему из собрания Гос. Сразу было казнено более восьми тысяч человек. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках".
Вертикальные фигуры и предметы, пересекаясь с горизонталями дальних планов, «выталкиваются» ими вперед, что еще более усиливает общее пространственное воздействие. Маленький лист выполнен легким и нежным штрихом, его композиция с закругленным верхом законченно «картинная», но в то же время в нем нет никаких следов нарочитой компоновки или преднамеренного позирования. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Наиболее явно рембрандтовский «классицизм» выражен в его поздних эскизах к монументальным композициям. Рембрандт обладал исключительной быстротой и решительностью образного мышления. Характерные черты этого стиля мы встречаем уже в «Автопортрете в рабочей одежде», а также в «Гомере среди греков» (1652, тростниковое перо, бистр Амстердам, собр.
Интерес этот виден уже в том, что около 1655 года Рембрандт рисует специальный проект обрамления для своей ранее написанной картины «Проповедь Иоанна».
Приложение) видны черты поздних произведений Рембрандта – особенная ясность, простота и величественность композиции, придающие небольшому листу поистине монументальную выразительность. Зато все требования заказчиков были выполнены. Приложение). Одно из лучших воплощений этой темы – рисунок пером 1650-1652 годов из музея в Веймаре. И хотя им порой удавались отличные листы, штрих их рисунков обычно более вял и лишен безошибочной точности Рембрандта, светотень грубее и схематичнее, пластика слабее, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, – «отраженный свет» всегда бывает бледнее.
Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. В то время как одно из важнейших качеств классического рисунка заключается в красоте охватывающей фигуру контурной линии, принцип живописного рисунка обратный – контур не должен быть «вещью». Вот новорожденный на руках у матери, глаза его полуприкрыты, он еще почти не воспринимает окружающее, мать с обнаженной грудью смотрит на него в озабоченном напряжении, а рядом с матерью старая женщина с любопытством рассматривает дитя («Мать с ребенком», 1636, Дрезден, Кабинет гравюр).
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Проект этот представляет собой сложную архитектурную форму, состоящую из массивной арки, широких каннелированных пилястр и выступающего цоколя (Берлин, Фридрихмузеум).
Слева направо проходят перед зрителем, цепляясь друг за друга, пятеро слепых за слепым же поводырем. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
«Библия Рембрандта» представляет собой единственное в своем роде явление в мировом искусстве не только по количеству произведений, созданных великим голландцем. У этих маленьких мастеров были все достоинства и недостатки их сограждан. В «Несении креста» (ок. Справа от осужденного художник пририсовал подталкивающего его вперед вооруженного мечом палача и слева – уговаривающего осужденного «утешителя».
1637, Лондон, Британский музей). В относящейся к этому же году «Больной Саскии в постели, опирающейся головой на руку» (Мюнхен, Гос. Найдя свой собственный путь в искусстве, двадцатипятилетний Рембрандт в 1631 году из тихого провинциального Лейдена переселяется в Амстердам – один из богатейших городов мира и крупнейших художественных центров того времени.
Вместо свойственного многим листам тридцатых годов барочного беспокойства и некоторой усложненности движения линий, волнистых и вторящих друг другу либо прихотливо разворачивающихся в петлях и остроконечных росчерках, появляется более простая определенность ведения штриха сами формы становятся проще и схвачены меньшим количеством линий. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Если в ранних «Воскрешениях Лазаря» художник изображал сам момент возвращения усопшего к жизни – Лазаря, подымающегося из могилы, то здесь, что характерно для позднего Рембрандта, передается уже не столько само действие, сколько психологическая подготовка к нему.
Интересным примером его композиционной гибкости и динамичности, а также умения в зависимости от состояния работы перестраиваться на ходу служит «Се человек» (1630-1637, Дрезден, Кабинет гравюр). «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Беззаботное время художника длилось недолго.
Лист построен на мощной светотени, заставляющей вспомнить решенные Рембрандтом как ночные сцены при фонаре варианты композиций «Бегства в Египет» и «Милосердного самаритянина». В таких рисунках, как «Львица с добычей в когтях» (ок. Так, серия библейских и мифологических невест связывается с моментом обручения художника с Саскией, «Жертвоприношение Маноя» – с ожиданием рождения сына Тита, а «Жертвоприношение Исаака» – со смертью других детей Саскии.
Приложение). С поездкой в Ренен и Арнгейм связано большинство рисунков Рембрандта 1647-1648 годов. Эрмитажа. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Мрачные раздумья переполняли сознание художника. В центре площади находится памятник Рембрандту. Такова относящаяся к сороковым и пятидесятым годам серия рисунков – вариантов композиции «Святого семейства», находящаяся в собраниях Британского музея, Лувра и Альбертины.
В многочисленных набросках художник показывает изнуряющее томление плена. Наиболее очевидно это в выполненном им в 1641-1642 годах цикле рисунков к драматической трилогии Иоста ван ден Фонделя «История Иосифа» («Смерть Иакова», Монреаль, Музей изобразительных искусств «Иосиф называет себя братьям», Париж, Лувр «Иосиф толкует сны», Лондон, собр. Выразительный рот Рембрандта всегда плотно закрыт. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В игловом офорте или в также применявшейся Рембрандтом гравюре сухой иглой тональные пятна создавались многократной тонкой штриховкой из-за чего выполнение приобретало иной, менее спонтанный, чем у рисунка, темп. И он достиг этой цели, широко раздвинув границы эстетического освоения мира. 1656) (См.
Но получившаяся в результате всего этого монументальная композиция, в которой чувствуются отзвуки искусства итальянского Возрождения, более уже не соответствовала теме простой казни и у Рембрандта возникла мысль о Христе. Для «классических» рисунков Рембрандта характерны довольно толстые контурные линии, сталкивающиеся под углами, близкими к прямым.
В то время как одно из важнейших качеств классического рисунка заключается в красоте охватывающей фигуру контурной линии, принцип живописного рисунка обратный – контур не должен быть «вещью». С большим увлечением передает он живописность потемневших от времени и выщербленных массивных старых стен с выступающими башнями и глубокими двойными крепостными воротами, в проеме которых возникает сложная игра светотени (рисунки пером и размывкой бистром «Восточные ворота города Ренена», Байонна, музей Бонна и «Западные ворота в Ренене», Гарлем, музей Тейлера). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
«Библия Рембрандта» представляет собой единственное в своем роде явление в мировом искусстве не только по количеству произведений, созданных великим голландцем. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Я обвиняю. » (2008)12. В этом существенное отличие рисунков Рембрандта от его офортов.
Чувство покоя и умиротворенности, наполняющее этот небольшой (23 X 18 см), прозрачный по фактуре лист, превращает его в философское раздумье о вечном круговороте жизни, о смене поколений, о цветении и угасании.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Другой ранний рисунок Рембрандта, «Спящая женщина» из дрезденского Кабинета гравюр, относится к концу лейденского или самому началу амстердамского периода.
Поля Гатвани и др. ). музея изобразительных искусств им. Этот удивительный лист набросан мгновенно, с гениальной неистовостью.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Он умел несколькими уверенными штрихами сгруппировать на листе многочисленные фигуры, ясно раскрыть смысл происходящего действия и, часто даже без точного определения формы, метко охарактеризовать изображаемые персонажи и психологические связи между ними.
Самый характер движений руки художника настолько передает напряженную, упругую телесность изображаемого, что, например, при рассматривании находящегося в Лувре наброска пером и кистью «Голова бородатого старика» (1630—1631) возникает ощущение, что штрихи положены не столько по бумаге, сколько по живой поверхности лица. Возле плиты орудует сковородками кухарка, рядом стоит молодая женщина, придерживающая вожжами для хождения маленького ребенка, руками тянущегося к огню. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В «Саскии в постели, с сидящей возле нее служанкой» (ок.
При этом Рембрандт умел все это выразить самыми скупыми намеками. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. О Рембрандте справедливо говорят, что все его творчество – это автобиография. Первоначально этот лист, вероятно, был задуман художником как один из серии «Казней обезглавливанием» – сюжет, который он неоднократно варьировал в рисунках и офортах изображая как саму казнь, так и предшествующие ей моменты.
Среди рисунков Рембрандта большое место занимают пейзажи. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. В созданном около 1635-1636 года «Непослушном ребенке» из берлинского Кабинета гравюр наблюдения художника синтезируются в наиболее психологически сложной и композиционно построенной сцене. Рисунок Рембрандта итальянским карандашом с легкой размывкой тушью «Поднятие креста» (Вена, Альбертина), являющийся эскизом для его картины маслом 1633 года из мюнхенской Пинакотеки, представляет собой переработку одноименной композиции Рубенса.
Ее располневшее туловище намечено лишь несколькими закругляющимися штрихами и все же чувствуется, как выступают все округлости жира на бедрах и на животе и как они западают на верхних частях руки и у шеи. Возможность в графическом листе оставлять для светлого безоблачного неба чистую бумагу вела к недостижимым в масляной живописи силуэтным решениям, когда каждый штрих и пятно приобретали особенную значительность. Просторы ее равнин, гладь воды и нежное жемчужно-серое мерцающее небо – все это, соединенное влажным воздухом в единое пространственное созвучие, Рембрандт сумел передать так типично, с такой свободой ощущения, простотой и художественной законченностью, как это не удавалось никому из плеяды великих голландских пейзажистов XVII века, включающей такие имена, как Ян ван Гойен, Якоб Рейсдаль, Майндерт Гоббема, Арт ван дер Неер, Альберт Кейп и другие. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
C 10 октября в рамках цикла выставок Портреты коллекционеров в ГМИИ имени Пушкина публике будет представлена личная коллекция известного русского гравера и потомственного коллекционера Николая Семеновича Мосолова (1847-1914). Исследовательская работа по атрибутированию рисунков Рембрандта ведется уже более ста лет, однако ее нельзя считать законченной. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Линии его рисунка, свободно разворачивающиеся в завитках арабесок или же простые и сдержанные, всегда выражают большое эмоциональное напряжение, а их игра создает неповторимую напевность ритма, напоминающую движение волн. По словам Хоубракена, сам Рембрандт утверждал, что «картина закончена, как только художник осуществил в ней свое намерение».
Офорты с самого начала работы над ними предназначались для распространения, для сравнительно широкого круга покупателей, вот таким образом художник придавал им иную, более доступную постороннему восприятию форму «законченности». В нескольких вариантах существует рембрандтовский офорт "Блинщица", 1635-ый и 1640-ой годы (высота одиннадцать, ширина восемь сантиметров).
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Эрмитажу сангине 1630-1631 годов «Этюд фигуры молодого человека в коротком плаще» движение линий имеет несколько необычный для Рембрандта каллиграфически усложненный характер: художник как бы играет рисующим материалом, демонстрируя, насколько свободно он им владеет.
Чувствуется, как от очага исходят плотные волны тепла. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
1636, Будапешт, Музей изобразительных искусств). И хотя им порой удавались отличные листы, штрих их рисунков обычно более вял и лишен безошибочной точности Рембрандта, светотень грубее и схематичнее, пластика слабее, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, – «отраженный свет» всегда бывает бледнее.
Этот некрасивый и не очень хорошо сложенный юноша, устало ссутулившись, опирается на подставку, а его грустный, задумчивый взгляд теряется в бесконечном пространстве. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Намеченное всего несколькими штрихами лицо Саскии выражает сложную гамму переживаний.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Лист построен на мощной светотени, заставляющей вспомнить решенные Рембрандтом как ночные сцены при фонаре варианты композиций «Бегства в Египет» и «Милосердного самаритянина». Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. В 1642 году умирает Саския, вслед за этим судьба наносит Рембрандту другой тяжелый удар – критика и заказчики отвергают его большую картину «Ночной дозор». Реставрация картины длилась 12 лет.
Как мало похож натурщик Рембрандта на «исправленные» по античным образцам модели классицизма и академизма или «героизированные» фигуры барокко, здесь нет ни преувеличенно вздутых мускулов мужчин Рубенса, ни аристократической утонченности этюдов обнаженных юношей Ван Дейка. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. За этим именем возникает образ художника трагической, но прекрасной судьбы, образ человека, никогда не изменявшего тому, во что он верил, не способного поступиться даже самым малым в искусстве, если это шло против высшей человеческой правды. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Это передает отношение Рембрандта к своей матери. Однако для Рембрандта не существовало «низких» сюжетов, он умел самое прозаическое превратить в высокую поэзию.
Однако драматическая судьба, непризнание современников и все житейские невзгоды не смогли поколебать уверенность художника в правильности избранного пути, ослабить веру в свое искусство. Библейские сюжеты конца жизни художника: «Отречение Петра», «Блудный сын», трагическая история слепого Товии и другие, выражающие чувства разочарования, раскаяния, надежды и умиротворения, повествуют нам многое о настроениях Рембрандта в эти годы. Счастливый период амстердамской жизни длился недолго.
художественные собрания) (См. Вот ребенок учится ходить, движения его скованны и неуверенны, но взгляд уже осмысленно направлен вперед, туда, куда ободряюще показывает рукой мать, рядом – согнутая годами старуха, которая с опаской следит за первыми шагами младенца («Две женщины с ребенком», ок.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). На холсте появились посторонние лица. Приложение) – жемчужина графического собрания Гос. Жест его рук выражает одновременно разочарование и просьбу. Справа от осужденного художник пририсовал подталкивающего его вперед вооруженного мечом палача и слева – уговаривающего осужденного «утешителя».
И, как интимное признание, звучит надпись, сделанная художником на этом светлом листе: «Это срисовано с моей жены, когда ей был 21 год, на третий день после того, как мы обручились, 8 июня 1633». Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена.
Так же как и в «Милосердном самаритянине», глубина содержания и ясность построения сцены достигнуты здесь при лишь бегло намеченных деталях изображения. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Рисовальный «почерк» мастера не спутаешь, художественная индивидуальность получает в нем особенно четкое выражение.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. музея изобразительных искусств им.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. А. С. Пушкина. В набросках больших мастеров часто ощущается органический процесс рождения формы. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он изображал ее проходящей по комнатам и выглядывающей в окошко, одевающейся и причесывающейся, задумавшейся или лежащей в постели (сохранилось более двенадцати рисунков с изображением только этого последнего мотива) (См. Вот ребенок учится ходить, движения его скованны и неуверенны, но взгляд уже осмысленно направлен вперед, туда, куда ободряюще показывает рукой мать, рядом – согнутая годами старуха, которая с опаской следит за первыми шагами младенца («Две женщины с ребенком», ок. Последние два этюда художник изменив поворот и пропорции фигуры, но сохранив основной характер движения тела использовал в одном из своих лучших поздних офортов, так называемой «Женщине со стрелой» (1661). Художник постоянно искал новые пути в искусстве. После романтического стиля рисунка тридцатых годов и спокойного зрелого стиля сороковых наступает период, который можно назвать «классическим», так как помимо обычных для всех периодов его творчества живописных решений в ряде рисунков этого времени художник своеобразно перерабатывает линеарно-пластическую композицию итальянского Высокого Возрождения.
Художник следит за ребенком с самых первых дней его жизни. На выставке Под знаком Рембрандта. Самый значительный след изучения им искусства Высокого Возрождения – это относящиеся к 1635 году рисунки по «Тайной вечере» Леонардо да Винчи – композиции, которая произвела на Рембрандта глубокое впечатление.
Сюжеты из Священного писания часто решаются Рембрандтом как бытовые эпизоды. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. В пейзажах Рембрандта часто оживает светлый и в то же время чуть окрашенный лирической грустью образ голландской равнины. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. 1627-1629, Лондон, Британский музей) мы видим его еще безусым юношей. Художник отнюдь не романтизирует образ льва – как прозаически печально выглядит «царь зверей» на цепи или пьющий из железного ведра. Один из наиболее впечатляющих листов в библейском цикле Рембрандта – «Св.
Если в этом листе еще заметны некоторые следы ученической тщательности, то возникший уже в следующем, 1629 году «Нищий с распростертыми руками» из дрезденского Кабинета гравюр демонстрирует свободу рисовального мастерства, быстро обретенную юным Рембрандтом. 1669 год. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Популярность автора начинает падать. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». «Купание Дианы», позволявшее изобразить игривую ситуацию: группу внезапно застигнутых мужчиной обнаженных женщин, было распространенным сюжетом искусства Ренессанса и барокко. Приложение).
Нос большой, утолщающийся книзу и к тому же маленькие сощуренные глаза. Дети у Рембрандта мало похожи на идеализированных «пути» Ренессанса или упитанных краснощеких купидонов Рубенса. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Так, «Этюдный лист с девятью набросками голов и полуфигур» гусиным пером и бистром из берлинского Кабинета гравюр (1633 – 1634) склеен из семи отдельных маленьких кусков. Учителя Рембрандта Сваненбюрх и Ластман были связаны с «романизмом», ориентировавшимся на Италию течением в нидерландском искусстве: оба они учились в Италии, поездка куда была традиционной для нидерландских художников XVI-XVII веков. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
В этом образе Рембрандт, картины которого зачастую изображают близких ему людей, запечатлел образ своей любимой жены Саскии.
Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Если в ранних «Воскрешениях Лазаря» художник изображал сам момент возвращения усопшего к жизни – Лазаря, подымающегося из могилы, то здесь, что характерно для позднего Рембрандта, передается уже не столько само действие, сколько психологическая подготовка к нему.
Так же как и «Нищий с распростертыми руками», лист этот раскрывает нам все своеобразие, с которым Рембрандт использовал технику итальянского карандаша. И хотя им порой удавались отличные листы, штрих их рисунков обычно более вял и лишен безошибочной точности Рембрандта, светотень грубее и схематичнее, пластика слабее, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, – «отраженный свет» всегда бывает бледнее. графическое собрание). Эрмитажу сангине 1630-1631 годов «Этюд фигуры молодого человека в коротком плаще» движение линий имеет несколько необычный для Рембрандта каллиграфически усложненный характер: художник как бы играет рисующим материалом, демонстрируя, насколько свободно он им владеет. Еще бы. 1660-1663, тростниковое перо или палочка, бистр), суммарность решения композиционного рисунка достигает предела, здесь он мастерски использует силу простейших выразительных форм, обычно присущих детскому рисунку и искусству так называемых примитивов.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
В листах, подобных «Выезду на соколиную охоту», «Притче о неверном рабе» из Гос. Такое отношение к рисункам, а также их «личное» назначение приводят к тому, что Рембрандт в результате неустанных поисков уже очень рано сумел выработать для них особый графический язык.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Многие из этих работ будут выставлены впервые. Дальше всего в этом направлении он заходит в занимающей несколько особое место во всем его творчестве «Сидящей обнаженной женщине со спины» (1654-1661, Мюнхен, Гос. Жанр непосредственно связан с пейзажем и в сюжетно несколько необычном для Рембрандта маленьком наброске итальянским карандашом и белилами «Вид в верховьях Амстела с двумя лодками» (ок.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Сын повёрнут к нам спиной. Петр у смертного ложа Тавифы» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр). Эрмитажа или «Слепому Велизарию, принимающему милостыню» из берлинского Кабинета гравюр (оба последних листа ок. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Приложение) контраст уже не только пространственный, но и психологический.
В этом высказывании Микеланджело понятие «рисунок» выступает в его наиболее широком и общем смысле, как способ передачи в изобразительном искусстве формы тел и предметов их пластики их движений и взаимоотношений в пространстве. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В Амстердаме Рембрандта прежде всего увлекает шумная жизнь большого города. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Влияние искусства Рембрандта было громадным. 1637, Лондон, Британский музей). Краски лежат на холсте густыми мазками.
После того, как он увидел, что люди, ютившиеся здесь в низких душных помещениях, больше десяти человек в каждом, по своей смертной природе ничем не отличались от него, его родителей и приятелей, он решил узнать как и для чего они живут, отчего умирают и есть ли у них что-нибудь ценное в жизни. Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
В эскизе к «Анатомии доктора Деймана» (1656, Амстердам, Кабинет гравюр) художник не только намечает фигуры действующих лиц, но и изображает сандрик, карниз с модульонами и другие детали архитектурного оформления ниши, в которую, видимо, предполагалось поставить холст. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
То, что фигуры осужденного, палача и утешителя стали не вполне соответствовать новому повороту сюжета, окончательно определившегося теперь как «Се человек», по-видимому, не имело для Рембрандта решающего значения: композиция уже двигалась собственной логикой, внутренними закономерностями развития, возникли определенные обратные связи, которым и подчинялась рука художника. Если же ты не в состоянии изобразить окружающее, то тебе нечего искать в Италии со всеми ее богатствами», - передает его слова Хохстратен.
В тридцатых и сороковых годах он применял остро заточенное гусиное перо (или же перья из крыла ворона и лебедя), в пятидесятых и шестидесятых – широкое, дающее грубые штрихи тростниковое перо, а иногда и до основания стертую (сработанную) кисть или просто палочку, которую он обмакивал в краску. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. С поездкой в Ренен и Арнгейм связано большинство рисунков Рембрандта 1647-1648 годов. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Эту традицию голландского искусства впоследствии продолжил Ван Гог.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Мать поставила на землю корзинку с провизией и, обнимая малыша, старается его успокоить («Женщина с ребенком и собакой», ок.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Столь же величественное впечатление производит и относящаяся к более позднему периоду размывка бистром «Кухня» (ок. Несомненными эскизами для монументальной живописи являются также «Диана и Актеон» и «Выезд на соколиную охоту», принадлежащие к самым последним из сохранившихся рисунков Рембрандта.
Встал и пошел к отцу своему. Фигуры заднего плана набросаны еще более схематично, обычным рембрандтовским приемом.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. С подобными «ню» изображения обнаженного тела у Рембрандта не имеют ничего общего.
Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. В отличие от нейтральной поверхности человеческих фигур Ренессанса и жесткого мрамора натурщиков классицизма «человеческое тело у Рембрандта отчетливо воспринимается как мягкое вещество, легко уступающее давлению».
Это – "Нищий с грелкой" (высота восемь, ширина пять сантиметров) – сидящий на корточках под деревом старик-оборванец с грелкой на коленях, старающийся собрать растопыренными пальцами лишнюю частицу тепла на коротком отдыхе между бесконечными скитаниями по дорогам в поисках корки хлеба. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Ему посвящены бесчисленные книги и статьи на всех европейских языках.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Интересен и еще один факт. Вероятно, художник изобразил заменившую ему жену после Саскии Хендрикье Стоффельс и его дочь от Хендрикье Корнелию, которой в это время было около двух лет. Обычно Рембрандт строит композицию на простейшем контрасте между горизонтальными линиями теряющейся вдали глади равнины и вертикальными предметами переднего плана: деревьями, ветряными мельницами, человеческими фигурами и т. д. Так скомпонованы многие его пейзажные офорты, в том числе упоминавшиеся «Три дерева», а также относящийся к 1647-1648 годам рисунок тростниковым пером с размывкой бистром и тушью – «Равнинный пейзаж (Вид Гелдерланда)» из амстердамского Кабинета гравюр. В этом существенное отличие рисунков Рембрандта от его офортов. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
При низком горизонте большинство изображенных предметов и фигур возвышается над линией горизонта, что создает ощущение особенной монументальности и устойчивости. В принадлежащей Гос. Так, «Этюдный лист с девятью набросками голов и полуфигур» гусиным пером и бистром из берлинского Кабинета гравюр (1633—1634) склеен из семи отдельных маленьких кусков.
Интерес этот виден уже в том, что около 1655 года Рембрандт рисует специальный проект обрамления для своей ранее написанной картины «Проповедь Иоанна». Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Она сидит на полном ярком свету, так что видна каждая складка, каждый сдвиг кожи. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Самый характер движений руки художника настолько передает напряженную, упругую телесность изображаемого, что, например, при рассматривании находящегося в Лувре наброска пером и кистью «Голова бородатого старика» (1630 – 1631) возникает ощущение, что штрихи положены не столько по бумаге, сколько по живой поверхности лица. В ХХ веке отзвуки графики Рембрандта можно увидеть в некоторых листах Пикассо из серии рисунков «Художник и модель».
Для отношения Рембрандта к итальянскому искусству показателен и набросок пером и кистью (Вена, Альбертина), сделанный им с «Портрета графа Балтазара Кастильоне» Рафаэля, где мантуанский аристократ превратился в грубоватого голландского бюргера с чертами автопортрета самого художника. В великолепном листе – варианте композиции «Пророка Даниила в пещере со львами» (ок. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Мать поставила на землю корзинку с провизией и, обнимая малыша, старается его успокоить («Женщина с ребенком и собакой», ок. Чувствуется, как от очага исходят плотные волны тепла. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Фигура эта – назовем ее «осужденный» – показана обессилевшей от страха перед казнью, в согнутом положении, в то время как Христа в сюжете «Се человек» Рембрандт обычно изображал в спокойной позе, без признаков страха и унижения. За последние сто лет много раз издавались обширные монографии о нем. Они темные. Библейские сюжеты конца жизни художника: «Отречение Петра», «Блудный сын», трагическая история слепого Товии и другие, выражающие чувства разочарования, раскаяния, надежды и умиротворения, повествуют нам многое о настроениях Рембрандта в эти годы. Веришь, что много говорить было не в его характере.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Насколько обстоятельно и систематически собирал он мотивы и уточнял наблюденный типаж, показывают листы с «гриффонажами», которые художник специально монтировал, отрезая отдельные части страницы и наклеивая на нее новые наброски. Приложение) – жемчужина графического собрания Гос.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В ранний период творчества Рембрандт предпочитал итальянский карандаш и сангину. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Рембрандт ставил перед собой абсолютно иные задачи. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Написана она была в последние годы жизни мастера. Проект этот представляет собой сложную архитектурную форму, состоящую из массивной арки, широких каннелированных пилястр и выступающего цоколя (Берлин, Фридрихмузеум). «Саския в постели полулежа» (ок. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. 1655-1656, Лондон, Британский музей) или «Мужской портрет» (ок.
Вместо обычных для искусства XVII века утрированной «устрашающей» мимики и «выразительной» жестикуляции Рембрандт ограничивается едва заметными изменениями лица и самыми сдержанными движениями рук у изображаемых персонажей, тонко согласуя их между собой и связывая в композиции единым музыкальным ритмом. Сюжеты из Священного писания часто решаются Рембрандтом как бытовые эпизоды. Сикса). В одном из таких рисунков лежащей Хендрикье Стоффельс (1657-1658, Амстердам, Кабинет гравюр) (См. Дела мельника Гарменца Герритсзоона ван Рейна идут хорошо. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Один из наиболее впечатляющих листов в библейском цикле Рембрандта – «Св. Подобное патетико-романтическое настроение дольше сохраняется в живописи и офортах Рембрандта, как, например, знаменитом листе «Пейзаж с тремя деревьями» (1643).
В Амстердаме Рембрандта прежде всего увлекает шумная жизнь большого города. После романтического стиля рисунка тридцатых годов и спокойного зрелого стиля сороковых наступает период, который можно назвать «классическим», так как помимо обычных для всех периодов его творчества живописных решений в ряде рисунков этого времени художник своеобразно перерабатывает линеарно-пластическую композицию итальянского Высокого Возрождения. Так же как и в «Милосердном самаритянине», глубина содержания и ясность построения сцены достигнуты здесь при лишь бегло намеченных деталях изображения.
Рембрандт противится и отказывается сидеть за книгами. Подобные «береговые» мотивы постоянно встречаются в рисунках голландских пейзажистов, начиная с ван Гойена, однако они редко решались с такой силой и простотой. Лицо у Рембрандта широкое, с сильно развитыми костями, несколько одутловатое, так что кожа около губ оттопыривается, а щеки кажутся надутыми.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. 1652, Берлин, Кабинет гравюр) изображающем сцену подготовки рыбаков к выходу в море. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Один из рембрандтовских нищих в современных художественных каталогов так и называется – «В стиле Калло».
Рембрандт, которого современники упрекали в том, что он «общался всегда только с людьми низкого происхождения, что сильно влияло на его работу» рисовал нищих с поистине братским пониманием. Наряду с итальянцами Рембрандт в тридцатые годы внимательно изучает и творчество Рубенса. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В ХХ веке отзвуки графики Рембрандта можно увидеть в некоторых листах Пикассо из серии рисунков «Художник и модель».
Кто они — неизвестно. Такова относящаяся к сороковым и пятидесятым годам серия рисунков – вариантов композиции «Святого семейства», находящаяся в собраниях Британского музея, Лувра и Альбертины. Приложение).
Несколькими широкими, обобщающими форму штрихами тростникового пера и легкими расплывающимися мазками кисти Рембрандт с нескрываемой чувственной радостью передает ощущение женского тела, погруженного в волны вибрирующего света, который, пробегая по округлостям форм, пронизывает все тени рефлексами. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. Поза напоминает венский автопортрет маслом 1652 года, лицо же более похоже на то, каким он изобразил его в лучшем офортном автопортрете «Рембрандт, рисующий у окна» (1648), с испытующим, критическим взглядом, к которому здесь добавляется еще и легкая насмешка. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В рисунках Рембрандта линии живут вместе с пластической формой.
Композицию «Дианы и Актеона» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр) Рембрандт в общих чертах позаимствовал с гравюры итальянского мастера конца XVI-начала XVII века Антонио Темпеста. Сохраняя уверенную четкость крупного штриха, он почти никогда не растирал их растушевкой и предпочитал применять каждый материал по отдельности, лишь изредка, главным образом в раннем творчестве, соединяя красно-коричневую сангину и черный итальянский карандаш в одном рисунке. Мы ощущаем и его любовь к ней и грусть. Для рисунков пером и кистью Рембрандт чаще всего пользовался темно-коричневой, легко размывающейся водяной краской – бистром (специально приготовленная сосновая сажа) наряду с бистром художник применял и близкие к нему по тону изготовлявшиеся из дубильных орешков чернила, которые носил в удлиненной чернильнице с пробкой на поясе, рядом с пеналом для перьев (на рисунке Хохстратена такая чернильница видна висящей на поясе у крайнего слева ученика). Рембрандт абсолютно свободно пользовался различными материалами и техниками рисунка.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. (Вот таким образом в обычном черно-белом воспроизведении его рисунки теряют очень много в своей выразительности, только факсимильные репродукции дают о них более полноценное представление. ) Подкраска цветной акварелью, желтыми и красными тонами встречается у Рембрандта очень редко, например в копиях с индийских миниатюр и некоторых других. Для общей связи той же полусухой кистью брошена тень на втором плане, под крестом.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Ученики Рембрандта довольно близко овладели манерой, внешними приемами рисунка учителя. Они целиком обращены в сферу самых глубоких интимных переживаний художника, в них часто узнаются черты Саскии и Хендрикье и он выражает в них всю полноту своей любви к женщине и своего благоговения перед ней. Для осенних и зимних мотивов Рембрандт любил применять «полусухое» тростниковое перо, дающее прерывистые, как бы полустертые, штрихи, которые он еще более размывает кистью или мокрым пальцем («Крестьянский двор у канала зимой», 1648- 1650, Амстердам, Кабинет гравюр).
Последние реминисценции барокко ощущаются у Рембрандта в особой «картинности» усложненной многофигурной композиции с богато расчлененными мощными группами его рисунков на библейские темы начала сороковых годов. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Примером присущего Рембрандту глубочайшего чувства реальности и его умения, ничего не приукрашивая, опоэтизировать самый будничный мотив может служить находящийся в берлинском Кабинете гравюр «Пейзаж со стадом коров» (перо и размывка кистью бистром), созданный около 1636 года (См. Но внешняя эффектность и пышность барокко, его многоречивость и условная театральная патетика препятствовали глубокому проникновению в существо действительности и прежде всего во внутренний мир человека, к чему постоянно стремился Рембрандт.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Вторая лодка уже набрала ход и движется в море. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Художник следит за ребенком с самых первых дней его жизни. Композицию «Дианы и Актеона» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр) Рембрандт в общих чертах позаимствовал с гравюры итальянского мастера конца XVI-начала XVII века Антонио Темпеста. Мы называем их вечными спутниками. Стремясь к предельной искренности и правдивости изображения, Рембрандт показал около креста тесную толпу людей, потрясенных горем ищущих родственного единства друг с другом перед лицом страшной смерти.
И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер. Вернувшись из Ренена, Рембрандт снова странствует с альбомом по окрестностям Амстердама, фиксируя в этюдах этого времени более широкий круг наблюдений, чем раньше. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. 1635, Берлин Кабинет гравюр) (См. С большим увлечением передает он живописность потемневших от времени и выщербленных массивных старых стен с выступающими башнями и глубокими двойными крепостными воротами, в проеме которых возникает сложная игра светотени (рисунки пером и размывкой бистром «Восточные ворота города Ренена», Байонна, музей Бонна и «Западные ворота в Ренене», Гарлем, музей Тейлера).
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Эти «графические афоризмы», как их назвал А. А. Сидоров своей живой убедительностью, непостижимой силой и красотой захватывают зрителя. Показывая разновременные этапы этой подготовки, художник придает динамику действию. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Контраст между затемненным пространством кухни и ярким светом, вырывающимся из раскаленной плиты и пронизывающим фигуры, производит подлинно магическое, глубоко волнующее впечатление. Таков, например, относящийся к 1628 году «Сидящий старик с книгой» из берлинского Кабинета гравюр – детально проработанный рисунок сангиной итальянским карандашом и мелом по тонированной красным бумаге, послуживший этюдом для картины «Два ученых» из Национальной галереи в Мельбурне.
Характерные черты этого стиля мы встречаем уже в «Автопортрете в рабочей одежде», а также в «Гомере среди греков» (1652, тростниковое перо, бистр Амстердам, собр. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа».
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. 1646, Вена, Альбертина) (См. Обычно Рембрандт строит композицию на простейшем контрасте между горизонтальными линиями теряющейся вдали глади равнины и вертикальными предметами переднего плана: деревьями, ветряными мельницами, человеческими фигурами и т. д. Так скомпонованы многие его пейзажные офорты, в том числе упоминавшиеся «Три дерева», а также относящийся к 1647-1648 годам рисунок тростниковым пером с размывкой бистром и тушью – «Равнинный пейзаж (Вид Гелдерланда)» из амстердамского Кабинета гравюр. А. С. Пушкина.
Если «Нищий» был решен светотенью, то «Спящая» построена на чисто цветовых пятнах. 1656) (См. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Основная серия его этюдов мужской модели приходится на вторую половину сороковых годов, один из лучших листов этой серии – «Стоящий натурщик» (ок.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Рембрандт все испытания переносил с подлинным величием. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Еще его современник Зандрарт отмечал, что Рембрандт стремился прежде всего «к общей гармонии и связи, что ему превосходно удавалось». Другой ранний рисунок Рембрандта, «Спящая женщина» из дрезденского Кабинета гравюр, относится к концу лейденского или самому началу амстердамского периода.
Вот новорожденный на руках у матери, глаза его полуприкрыты, он еще почти не воспринимает окружающее, мать с обнаженной грудью смотрит на него в озабоченном напряжении, а рядом с матерью старая женщина с любопытством рассматривает дитя («Мать с ребенком», 1636, Дрезден, Кабинет гравюр). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Хотя Ван Гог и очень тесно соприкоснулся с французским искусством, задние планы его пейзажных рисунков и картин не менее предметно-содержательны, чем у Рембрандта. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Вряд ли можно найти лучшее подтверждение справедливости слов Гёте: «. Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге.
1636, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. А в темноте арочного проема, намеченные также темным, движутся человеческие фигуры и благодаря точности отношений, найденных в зоне как светлых, так и темных тонов, впечатление, создаваемое листом, приобретает абсолютно осязательную ощутимость («Старые городские ворота», Амстердам, Кабинет гравюр).
Библия дает ему повод для изображения столь интересовавших его драматических и трагических переживаний человека.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. «На родине так много прекрасного, а жизнь слишком коротка, чтобы все это понять и выразить. Эта чудесная простота, полная внутреннего богатства, могла родиться только как подведение итога в колоссальном запасе наблюденного и продуманного художником, как «исключение из накопленного».
Лишь около трети его рисунков могут рассматриваться как непосредственно натурные. В эрмитажной картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642) глубоко опечаленный Ионафан – это, по-видимому, автопортрет Рембрандта, прощающегося с умершей в том году Саскией. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Эстафету Рембрандта было суждено поднять позже более значительным мастерам, его большое влияние ощущается в рисунках Гойи и Фрагонара, в графике романтизма от Делакруа до Домье, у раннего импрессиониста Ионкинда и у Ван Гога. В рисунке пером «Женщины с ребенком у дверей дома» (ок.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Это новый этап в понимании светотени по сравнению с Караваджо, у которого свет «всегда играет роль выделения и никогда – объединения». Поля Гатвани и др. ). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
В самом раннем рисунке (ок. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Слева лист замыкается движущейся вперед, бросающей длинную падающую тень фигурой.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Так же как и «Нищий с распростертыми руками», лист этот раскрывает нам все своеобразие, с которым Рембрандт использовал технику итальянского карандаша. Первоначально этот лист, вероятно, был задуман художником как один из серии «Казней обезглавливанием» – сюжет, который он неоднократно варьировал в рисунках и офортах изображая как саму казнь, так и предшествующие ей моменты. Рембрандт рисовал так, как он видел и воспринимал натуру, а видел он всегда как художник. Последние реминисценции барокко ощущаются у Рембрандта в особой «картинности» усложненной многофигурной композиции с богато расчлененными мощными группами его рисунков на библейские темы начала сороковых годов.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Сикса). В отличие от мастеров XVI века изображаемые фигуры и предметы он никогда не воспринимал изолированно, не извлекал их из окружающего пространства и не фиксировал в жестком контуре. В России это, прежде всего, Пушкин, в Германии – Бетховен, в Австрии – Моцарт, в Англии – Шекспир, во Франции – Вольтер, в Италии – Микеланджело, в Испании – Сервантес, в Польше – Шопен, в Голландии – Рембрандт ван Рейн. Творческие создания Рембрандта воплощают лучшее из того, что создало искусство его родины, но значение их шире – они открыли новые пути для художников эпохи, в которую жил Рембрандт, они стали затем образцами для всех последующих эпох, они справедливо причислены к высшим достижениям человеческого гения".
Один за другим умирают дети, которых принесли ему Саския и Хендрикье (отца пережила одна лишь его дочь Корнелия), в 1663 году умирает Хендрикье, старого художника до самой его смерти в 1669 году продолжают преследовать кредиторы. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Мир Рембрандта был большим, земным – и в то же время возвышенным. В это время в них наблюдаются две различные тенденции. В рисунках Рембрандта эти барочные тенденции проявились слабее, нежели в живописи и офортах, следы их можно видеть в контрастном светотеневом решении отдельных пейзажных композиций, где мощное столкновение света и тьмы кажется перерастающим в борьбу космических сил.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Это удавалось ему не только в листах с применением размывки, но и в самых скупых набросках, когда фигуры и предметы передавались всего двумя-тремя беглыми перовыми или карандашными штрихами, а пространственной средой служила чистая, нетронутая поверхность бумажного листа.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Самая известная из картин Рембрандта.