106, 113. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Когда он делал для каменотесов зарисовки обрамлений окон и дверей, либо профилей карнизов, то они были больше рассчитаны на то, чтобы дать общее представление о детали, нежели точно рассчитанную инструкцию для ее выполнения. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. И это понимает только один человек – апостол Петр.
56-71). Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Илл.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Выразителем и защитником этого второго мира выступает юноша в центре, собирающийся произнести страстную обвинительную речь против палачей. В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Это помогало ему сохранять чувство целого. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. И результаты были самыми плачевными. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Илл.
В борьбу включился и Микеланджело. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Прожил до 18 февраля 1564 года. По-видимому, это была статуя Вакха.
Эту фреску великий художник написал в 1511 году. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Илл. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Он побежден. Теперь она находится в базилике святого Петра.
Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 38.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. В действительности оно так и получилось.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Микеланджело много рисовал для друзей. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Их ритм нетороплив их словарный фонд не так уж богат их рифмы далеко не всегда безупречны. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Илл. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. 36.
Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. При этом движение лишено всякой скованности. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Илл. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело. Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Он вернулся к работе у Медичи. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. 146-148.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. 75-78. Этот жест символизирует молчание. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Сюжет близок к бытовому жанру.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). это сам Микеланджело и символ всей его жизни. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. 2. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. 41.
Это были тяжелые годы. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. В 1513 году папа Юлий II умер, а его преемником стал папа Лев X, второй сын Лоренцо де Медичи.
5, 6. ботинках».
При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса.
39. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. 182, 187, 188, 189.
Илл. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Она напоминает мощную лавину. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Статуя осталась незаконченной. О подлинных причинах микеланджеловской эмиграции из его родного города мы узнаем из письма Луиджи Риччо от июля 1544 года к Роберто Строцци во Францию, в котором Риччо просит Строцци передать от имени Микеланджело французскому королю, что если он вернет Флоренции свободу, то скульптор воздвигнет ему на собственные деньги конную статую на Пьяцца делла Синьория. 183. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Микеланджело полностью подчиняет его форме. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Далее автор предупреждает об опасности подражания подобным лютеранским прихотям, которые погребают веру и благочестие. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. В стране вспыхивает революция.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Илл. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Картина получила широкое признание от пэров. Представленные здесь копии сочетают в себе оригинальную технику Микеланджело.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. 7, 8. В тринадцать лет юный Буонарроти получает работу в мастерской Доменико Гирландайо, который в то время был известным флорентийским мастером живописи. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). 10, 11, 12. Илл. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. 17, 18, 19, 20. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Юсти рассматривает ее как символ порабощения свободы Флоренции герцогом Алессандро Медичи, Бринкман – как аллегорию эроса, перед которым бессилен взятый им в плен старик. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Петра. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Рассчитанная на восприятие лишь с одной точки зрения, она так скомпонована, что ни одна ее часть не выходит за пределы той идеальной плоскости, которая совпадает с передним аспектом статуи.
80. Причин тому несколько. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Илл. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
109, 111. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Договор согласовали в августе следующего года.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Илл. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Он должен думать о смерти. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
Между 1524 и 1526 годами были выполнены модели статуй, а между 1525 и 1533 годами и сами статуи. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
126. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
Его рука сгибается к плечу. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. 122-125. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа. 155, 156. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть.
Илл. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Илл.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. И это приводит к трагической разобщенности образов. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. 131, 132. Учитывая необычайную мощь рельефа в постройках Микеланджело, становится понятным, почему его архитектурные решения не получили отклика в северных странах Европы.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци.
Илл. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Его мировоззрение приобретает трагический характер. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Илл. В течение трех лет Микеланджело живет и творит для Лоренцо Великолепного, где знакомится со многими живописцами и скульпторами, а также ценителями искусства. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Илл.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).
Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. 116-119. 140, 141. 150. Илл.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Но роспись обладает и другим аспектом. Илл.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Но он загорелся мыслью заново перестроить весь собор, чтобы было создано достойное гробницы окружение. Илл.
Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать.
Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Он достигает этого благодаря четкости и ясности основных архитектурных членений, образующих как бы каркас всей росписи. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.
Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Недаром его любимым материалом была бронза. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. 16. 89-91. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
Тут столкнулись два сильных характера. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Такие проекты долго готовить, они связаны и с организационными трудностями (работы из множества собраний перемещать труднее, чем из одного) и с трудностями финансовыми.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Илл. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Лоренцо взглянул на фавна и отметил, что он прекрасен, но одно лишь его смущает: этот фавн — старик, а у него на месте все зубы.
В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Таким представил его и Микеланджело.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне.
Мучение Св. Илл. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме – скульптурную композицию «Пьета. » (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Мастера, который тайком (от церковных кликуш) по ночам выкапывал трупы, как мужские так и женские, для того, чтобы понимать какие мышцы куда крепятся, сложно обвинить в незнании анатомии. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. И только в тех случаях, когда это необходимо. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.
Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Ведь он был преже всего скульптором. Художник охотно принял это предложение.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
(Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Короткие, покатые крышки саркофагов – с трудом лежащие на них мощные фигуры меланхоличный, задумчивый Лоренцо – полный активности Джулиано сильно выдвинутые вперед саркофаги – отнесенные вглубь ниши со статуями умерших тонкое легкое архитектурное обрамление – перенасыщенное пластическими формами заполнение маленькие двери – давящие на них массивные ниши-табернакли тяжелый нижний ярус – предельно облегченные верхние части капеллы. Илл. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Скорее это общее влияние эпохи. Но как раз этого не произошло.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
В манере письма можно отметить большую обобщенность, формы тяготеют к простым стереометрическим объемам, силуэты упрощаются. Его тело наполнено смелостью и отвагой. Илл.
Статуя рассчитана на рассмотрение спереди, наискось справа и сбоку, со стороны левого плеча. 158, 159. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами.
Она входит в число девяти центральных композиций изображенных на своде Сикстинской капеллы и считается одной из наилучших работ Микеланджело. Здесь им не хватало южного солнца и здесь нейтральное палладианство имело несоизмеримо больше шансов на успех.
Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Слева мы видим райский сад. 159.
Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Сравнивая статуи Капеллы Медичи с более ранними произведениями мастера, бросается в глаза изменение пропорций фигуры: они сделались более вытянутыми, конечности стали более тонкими, головы несколько уменьшились в размере. Действительно, художникам больше не нужно искать новые изобретения, новые отношения, одетые фигуры, свежие способы выражения, различные композиции или возвышенные сюжеты, эта работа содержит все возможные совершенства этого направления». выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Особенно сильное впечатление произвели на него канцоны Петрарки, под чьим прямым воздействием он написал свои первые стихи. Илл. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Ева послушно следует слову творца. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Такое чередование контрастирующих фактурных приемов приводит к тому, что зритель ни на мгновение не утрачивает ощущения веса и объема камня из которого резец скульптора как бы извлекает фигуры, наделяя их жизнью и движением. Фигура погружается в сон. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Антония" – первая из известных картин Микеланджело.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Но все усилия напрасны. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. По своей жизнеутверждающей силе фигуры нагих юношей принадлежат к числу наиболее ренессансных образов Микеланджело.
99, 101, 102. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Илл. 32. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. 114, 115. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Илл. Если для Гераклита мир как целое есть вечная борьба противоположностей, то у Микеланджело мы сталкиваемся с такой художественной концепцией, в которой противоречие между стремящейся ввысь душой и не выпускающим ее из своих объятий телом перерастает из дуалистического конфликта в образ совершенной целостности. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. 86-91.
В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Сильное, волевое лицо отражает внутреннее напряжение, энергично вытянутая правая рука дает приказ светилам явиться на небосклоне. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Он приглашает его к себе во дворец.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Среди его адресатов был и Томмазо де Кавальери, «подарочная графика» для которого – из числа наиболее ценной в наследии тосканца, о чем писал еще Вазари. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Строго говоря этой работы он никогда не прерывал и обязательства по первому договору от 1505 года сохраняли свою силу.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. 145. Дело в сознании, в котором культурные импульсы подавлены другими.
Илл. Хотя богатые коллекционеры оценили графику Микеланджело еще при его жизни известен лишь один рисунок, подписанный самим автором. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
Увиденное потрясло воображение многих людей. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема.
Илл. Микеланджело именовал их как «ignudi».
Зато вид группы справа мало удачен. Он действует только словом. Особенно выразительна правая фигура. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Илл.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. 47. Илл.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. В академии как мировоззрение Микеланджело, так и его искусство подверглись влиянию многих самых известных философов и писателей того времени, включая Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. В отличие от Леонардо, выступавшего его соперником в декорировании Зала Совета, Микеланджело избрал не кульминационный момент сражения, когда страсти накалены до предела, а эпизод, предшествовавший битве. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Позднее, в 1537 году, когда в Рим пришло известие, что одиозный правитель Флоренции герцог Алессандро убит своим дальним родственником, Микеланджело изваял в честь этого события бюст тираноубийцы Брута. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Восстановить этот метод не так легко ибо художник дважды уничтожал все свои черновые материалы. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
И здесь его постигает страшный удар. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492).
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.
Последняя распадается на восемнадцать фигур, каждую из которых невольно хочется уподобить статуе, в такой мере подчеркнуто в ней пластическое начало. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. После смерти своего сына Кавальери продал коллекцию.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Фигура коренастая, сильная, мужественна. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Моисей восседает в торжественной позе. Но показывать запасники даже крупнейших коллекций – занятие из числа простейших. Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Их он посвящал и дарил своим друзьям – Себастьяно дель Пьомбо, Томмазо Кавальери, Виттории Колонна, Донато Джаннотти, Луиджи Риччо. Однако и здесь царит дух отчужденности. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Илл. Он стал уже высекать статую св. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Илл.
Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. 25, 26. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Сегодня она находится в Лувре. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. 48-55. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. 110, 112.
Холодный, расчетливый политик и жестокий деспот, Козимо проводил чисто абсолютистскую политику, враждебную буржуазии, зато целиком отвечавшую интересам крупных землевладельцев. 46. Вот таким образом до нас дошли лишь жалкие крупицы из некогда огромного творческого фонда Микеланджело. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи.
На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Илл. Пейзаж пустынен и гол. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти».
86-88. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. В виде исключения Мантенья и Мелоццо да Форли решились создать иллюзорную декорацию, углублявшую плоскость живописного изображения с помощью перспективы.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. 3, 4. 97, 98. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Недаром они украшали пилястры. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Илл. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее.
Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл.
Лишь меняющееся в интенсивности своего цвета синее небо да погруженная во мглу земля служат фоном для фигур. 149. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. 185, 186.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Илл.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона.
Во Флоренции Микеланджело собирался работать над двенадцатью статуями апостолов, заказанных ему для украшения собора еще в 1503 году консулами цеха шерстяников. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Вазари прямо пишет:.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов.
Илл. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Он победил. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Для мастера это было единственным средством выразительности. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
Два ангела образующие пару имеют большое отличие между собой, один изображён в виде слабого ребенка с распущенными волосами, одетого в готическую рясу с глубокими складками. Но все эти проекты выглядят замещением полноценной художественной выставки (ее редким примером оказалась дягилевская выставка Третьяковке).
Илл. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника).
Они утратили волю. Илл.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
Бюджеты сложносоставных выставок насчитывают миллионы евро. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Однако стоит приглядеться к деталям. 151. Посвящение «К Джованни, что из Пистойи», печатаемое в русском переводе вверху сонета, написано на обороте листа (возможно, это и не посвящение). Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
Илл. Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Изучите его рисунки, а после посмотрите на произведения его современников и последователей и вы поймете, насколько велико было его влияние.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. 107, 108. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Католическая церковь, напуганная широкими реформационными движениями, понимала неотвратимость пересмотра своих старых позиций. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост. Петра, с чем папа был полностью согласен. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью.
119, 111. Посетителям российских музеев остается только завидовать такой афише. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи.
Петра. 184. Страшный Суд Микеланджело уже при жизни мастера породил резкую оппозицию в контр-реформационных кругах. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой.
Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника. 109-112, 116-119.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Илл. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. С завершением Давида пришёл другой заказ. Илл. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Это человек действия (vir activus). Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. 23, 24.
Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Но сегодня известно лишь 600 его графических работ. Стиль исполнения и знание анатомии немного разные вещи.
Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. 33, 34.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.
155. Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. И этой же цели служит цвет. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Тем самым ей отводится центральное место.
В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Он уже не усматривает в своих творениях ничего вечного, так как они были не в силах выразить своим чувственным языком то совершенное и абсолютное, что вырисовывалось перед его взором как новая и высшая форма одухотворенности. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла».
Но какой ценой. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие.
Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Этот тип рисунка появился в Италии в начале XV века и с тех пор считался самостоятельным жанром искусства. Илл. Он являет собой образ человека-борца.
«Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Действительность не оправдала их надежд. Победили фанатики и чиновники, потребовавшие беспрекословного и слепого подчинения церковным авторитетам.
130. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. И с его сексуальными предпочтениями стиль тоже вряд ли связан.
Известно, что, работая над росписью, Микеланджело лепил из глины фигурки и, поворачивая их в разные стороны, выбирал ту точку зрения, которая представлялась ему наиболее интересной для изображения на плоскости. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
Илл. Илл. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. 13, 14, 15. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Такими же тягами, но идущими от стены к стене, он разделил центральную часть свода на девять больших прямоугольников, а продолженные на боковых частях свода, эти мраморные тяги образовали между распалубками подобия неглубоких мраморных ниш.
Илл. Большую часть своего детства мальчик провел в деревне у кормилицы, где и научился работать с глиной и резцом, что и способствовало выявлению его исключительных способностей. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
81-84. Эта динамика запоздала, чтобы найти её главное выражение в центрично спланированном соборе Святого Петра, с его гигантским ордером, слегка волнистым карнизом и восходящим вверх остроконечным куполом. Илл. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Оно дает о себе знать и в более живой группировке фигур и в более гибком композиционном ритме ив большей мягкости форм и в более богатой игре светотени, невольно заставляющей вспомнить о леонардовском сфумато. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Скептики утверждают, что из 600 известных работ едва ли треть достоверно принадлежат Микеланджело, все остальное – копии, работы учеников или окружения. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Он даже не дотрагивается до нее. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
С такими настроениями тема гробницы была ему внутренне сродни, так как она во многом перекликалась с его мыслями о смерти, которые никогда его не покидали. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро. Илл.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Илл. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Хотя Микеланджелол работал над гробницей в течение 40 лет, она никогда не была доведена до состояния, которое бы его удовлетворило. Илл. Илл. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги.
Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Он избегает детализированной характеристики места.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Дело не в решении перенаправить денежные потоки от Олимпиады или футбольного чемпионата к искусству.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны.
И здесь бог изображен в активном действии. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Ну тщеславный был человек, что поделаешь. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Искусство создавать полноценные выставки тает в России на глазах. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Илл. Банк разорился и его отец Лодовико ди Леонардо Буанарроти Симони принял правительственную должность в Капрезе.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Но это ИМХО. Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу. Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Илл. Это, конечно, не так.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. В ангеле Микеланджело всё динамично.
Илл. 21, 22. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, общая обстановка накалялась с каждым днем.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Откровенно гомоэротичный характер поэзии стал источником дискомфорта для последующих поколений.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. 79, 142. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
37. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Этому его научила скульптура. Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Илл. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.