Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски. В творческой деятельности Микеланджело рисунку было отведено особое место: по некоторым свидетельствам Микеланджело считал его «единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают». Тем временем, друг детства Микеланджело, Франческо Граначчи, устраивается учеником в мастерскую художника и приносит ему рисунки.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
Илл. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Илл. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Илл. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Илл. Здесь все дышит спокойствием, здесь все приглашает к неторопливому, сосредоточенному раздумью. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Он нехотя согласился и провёл три года создавая чертежи и модели для фасада, а также пытался открыть новый мраморный карьер в Пьетрасанте специально для проекта. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Илл.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Внезапно раздался крик: мы пропали. По-видимому, это была статуя Вакха.
Он непрерывно изменял свои наброски до того последнего момента, когда каменотес был готов приступить к выполнению детали. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. 114, 115.
Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Это предназначенные для украшения гробницы Св.
В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Илл.
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. 16. Фигуры несчастных грешников сдвинуты к самому краю композиции, так что в центре образуется просвет, все более и более отдаляющий их от райского блаженства. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Папская область находилась в эти годы в относительно благополучном положении, так как ловко лавировавший между французами и испанцами Юлий II сумел расширить ее границы и даже поднять ее авторитет. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Тем самым ей отводится центральное место. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Но роспись обладает и другим аспектом.
Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Уже в зрелые годы Микеланджело говорил Вазари: Джорджо, все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого климата родного вашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Прямым отражением контрреформационных идейных установок могут служить и слова знаменитого Эль Греко. Илл. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Илл. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Петра, с чем папа был полностью согласен. 182, 187, 188, 189.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
На эту тему известны рисунки из эпохи Возрождения от Леонардо да Винчи, небольшие скульптурные модели Микеланджело, а в более поздние времена – фигура работы маньериста Л. К. Чиголи (1600 г. ). Иначе он не сказал бы копировавшим Страшный суд молодым живописцам: Сколь многих из вас это мое искусство сделает дураками. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. 39. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Илл. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Для этого он вводит дополнительную среднюю зону, которой нет в старой сакристии, суживает кверху обрамление окон в люнетах третьей зоны, чтобы подчеркнуть устремленность движения вверх, наконец, дает кессоны купола в перспективном сокращении, усиливая тем самым его глубину. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. 21, 22. Этому же впечатлению содействуют разномасштабность фигур, множественность перспективных точек зрения и полное отсутствие воздушной перспективы. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. И только в тех случаях, когда это необходимо. Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея.
Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Увиденное потрясло воображение многих людей. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Например, в Эрмитаже есть известная статуя сидящего Вольтера. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Здесь Микеланджело достигает той компактности скульптурной композиции, которая всегда была предметом зависти у современных ему художников. Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Его рука сгибается к плечу.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. 159. Илл.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Речь пойдет о экорше – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Илл. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. 56-71). Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. 32. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге».
86-88. 116-119. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
Она напоминает мощную лавину. Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу. Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами.
Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет. В этом отношении Рим Юлия II был как раз тем местом, где перед Микеланджело открывались широкие творческие перспективы.
Эти три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел. Илл. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Подарочные рисунки отличаются от этюдов и обычных рисунков тщательной проработкой и законченностью. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Илл.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 107, 108. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
И результаты были самыми плачевными. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. 3, 4.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Этому его научила скульптура. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Илл. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). 75-78.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы.
Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Они исходят из предпосылки, будто Микеланджело иллюстрировал своим творением какие-то развернутые идеологические программы, либо конкретные литературные произведения. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Я не забочусь пишет он в одном письме, ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений.
41. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни.
Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Действительность не оправдала их надежд. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. е. уважением классической традиции).
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Илл.
Илл. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Взбешенный столь бесцеремонным с ним обращением, Микеланджело тайком покидает 17 апреля 1506 года Рим и едет во Флоренцию.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
146-148. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Вазари прямо пишет:. Он приглашает его к себе во дворец.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Бледно-лиловый хитон Марии в светах становится желтым, голубой плащ – почти белым, его зеленая подкладка – золотисто-желтой, желтое одеяние Иосифа – оранжевым. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Для мастера это было единственным средством выразительности. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.
Он должен думать о смерти.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. 81-84. Картина получила широкое признание от пэров. 7, 8.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). 151. Первый путь толкал на полный разрыв с гуманистическими традициями Ренессанса, второй – не исключал возможности сохранения многих пережитков ренессансного мировоззрения. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Последовательно над ним работали различные архитекторы, но достигли незначительного прогресса.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Особенно выразительна правая фигура. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы. Илл.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Мастер изобразил убийцу Юлия Цезаря с резко повернутой вправо головой, придав облаченной в античную тогу полуфигуре юрдую осанку.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Сегодня она находится в Лувре.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Он достигает этого благодаря четкости и ясности основных архитектурных членений, образующих как бы каркас всей росписи. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Эту фреску великий художник написал в 1511 году.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Илл. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Это помогало ему сохранять чувство целого.
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. Мастер, несомненно имел в виду такую композицию, которая наилучшим образом вписывалась бы в первоначальную форму каменного квадра и которая обладала бы максимальной компактностью и собранностью.
Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть. Только здесь фронтальная ось несколько сместилась влево и головы Христа и Марии получили больший наклон. медицинским. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. 79, 142. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу.
Если можно так выразиться, то при рождении творческого замысла он оперировал не столько количеством, сколько качеством. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». В них он ставил себе задачей запечатлеть грядущие эффекты света и тени, уточнить свое понимание динамической формы и физической силы того или иного архитектурного элемента. Илл. 119, 111. Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение. Илл. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Илл. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Скульптура в многочисленных слепках разошлась по всем академиям мира, в т. ч. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Илл.
Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Илл. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св. По-видимому, Микеланджело приступил к работе над статуями более из страха перед папой, чем из любви к Медичи.
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. И этой же цели служит цвет. Илл. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Он избегает детализированной характеристики места. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). 185, 186. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность.
Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Договор согласовали в августе следующего года. Илл. Мастер достигает этого более высоким рельефом и таким смелым приемом, как перерезывание верхней линии обрамления головой Богоматери. Илл. На самом же деле между ними лежала бездна.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
36. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования он не получил.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. На момент рождения Микеланджело, его отец занимал пост магистрата в Капрезе и местного чиновника в Кьюзи.
Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Но уже три года спустя из-за быстро менявшейся политической ситуации, этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивавший масштабы двух первоначальных проектов. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Илл. 158, 159.
Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. 126.
Теперь она находится в базилике святого Петра. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Художник охотно принял это предложение. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Это позволило мастеру свободно развернуть в пространстве могучий торс, широкие плечи и мускулистые руки, которым присуща такая внутренняя сила, что у зрителя рождается уверенность в сверхчеловеческой мощи пророка. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Петра.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. В статуях появилась совсем чуждая Микеланджело академическая приглаженность – результат работы бездарных учеников. С 1528 года он принимал деятельное участие в укреплении города, в 1529 году его назначают governatore generate всех фортификаций. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Моисей восседает в торжественной позе.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Илл. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов.
В борьбу включился и Микеланджело. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. Илл. Илл. И когда, поднявшись по лестнице, посетитель входит в зал, то тут мгновенно наступает разрядка. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Илл.
В стансах особенно ясно видно, что Микеланджело, хотя он стал в зрелые годы богатым человеком и хотя он вращался в самых высоких кругах патрицианского общества, никогда не порывал с народом, который был в его глазах великой и чистой силой. Илл. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. 135, 139. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
По богатству своих пластических аспектов эта вещь не знает себе равных в творчестве художника. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. 130. Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек».
Он победил. Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Вскоре Микеланджело обрел в Риме влиятельного покровителя – Якопо Галли, богатого банкира, получившего блестящее литературное образование и владевшего знаменитой коллекцией антиков.
И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
«Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Недаром они украшали пилястры. Тут столкнулись два сильных характера. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Он побежден.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Слева мы видим райский сад.
Но здесь архитектурный каркас играл вспомогательную роль и был осуществлен средствами живописи. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Илл. 106, 113. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. 155. 122-125.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
46. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. 13, 14, 15. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
97, 98. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Таким представил его и Микеланджело. Прожил до 18 февраля 1564 года.
Илл. 183.
Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. И это приводит к трагической разобщенности образов. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур.
Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. 80. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Наверное, он действовал вполне сознательно.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Пейзаж пустынен и гол. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Илл.
Илл. ботинках». Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Илл. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Но какой ценой.
Это человек действия (vir activus). В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.
Илл. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Ева послушно следует слову творца. В действительности оно так и получилось.
92, 93, 94. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Таков, несомненно, был его основной замысел. Последняя была предназначена для хора старого собора св. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Здесь все построено на контрастах. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Илл. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
110, 112. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. 33, 34.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Он подобен ваятелю извлекающему фигуру из хаотической глыбы камня в непрестанной борьбе с тем, что мешает ему обрести нужную форму. Это были тяжелые годы. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, мечтавшего восстановить фанатичную и аскетическую средневековую теократию, завершились народным восстанием, в результате которого Медичи были изгнаны из Флоренции. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Петра. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Как и его друзья, Микеланджело ненавидел Козимо, но одновременно и боялся его, поскольку брат и племянник художника жили во Флоренции, так что герцог мог в любой момент использовать их как заложников. Мучение Св.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Илл. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
И здесь его постигает страшный удар. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Он стал уже высекать статую св.
131, 132. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. В ангеле Микеланджело всё динамично. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Илл. 17, 18, 19, 20. 109-112, 116-119. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
5, 6. Герцог Козимо делал все возможное, чтобы склонить Микеланджело к возвращению в родной город. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Микеланджело именовал их как «ignudi». Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
Илл. И здесь бог изображен в активном действии. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). 134.
В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. Здесь мотив Умирающего раба получает свое дальнейшее развитие, но уже на основе совсем иного понимания человеческого образа.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Илл.
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. В городе начались массовые репрессии и казни, Микеланджело, которого разыскивали по всему городу, укрылся на колокольне одной из флорентийских церквей, но вскоре был помилован Папой. Зато вид группы справа мало удачен.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Он много работал и в России.
Он действует только словом. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Илл.
В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Илл.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Прежде чем продолжить, вместо пролога, немного экскурса в смежную тему. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св. Базиликальная партия была партией клерикально настроенных традиционалистов и в конце концов, в разгар контр реформации, она победила. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. При этом движение лишено всякой скованности.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. В августе 1530 года Флоренция пала, в город вошли войска Папы Климента VII, происходившего из рода Медичи и германского императора Карла V, вручивших власть во Флоренции незаконнорожденному отпрыску рода Медичи — Алессандро. Влияние Леонардо чувствуется во втором тондо, хранящемся в Королевской академии изящных искусств в Лондоне.
Зачем это сделал Микеланджело. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками». Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Два боковых пояса, в которые вклиниваются сферические распалубки, Микеланджело расчленил с помощью пилястров на ряд прямоугольных ниш, в которых он разместил мощные фигуры пророков и сивилл, предсказавших явление Христа в мир. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). 37.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Изначально, Микеланджело заказали изобразить Двенадцать Апостолов на треугольных парусах, которые поддерживают потолок и охватывают центральную часть потолка с орнаментом. В среде флорентийских эмигрантов шли оживленные споры о правомочности политического убийства и большинство склонялось к тому, что Данте был неправ, поместив Брута и Кассия в ад.
136. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Но все усилия напрасны. 145. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
10, 11, 12. Илл. Закинутая за плечо праща и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое деяние Давида.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Илл. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. Он даже не дотрагивается до нее.
184. 47.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Недаром его любимым материалом была бронза. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. 86-91.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Их ритм нетороплив их словарный фонд не так уж богат их рифмы далеко не всегда безупречны. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Он вернулся к работе у Медичи. 99, 101, 102. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи.
Откровенно гомоэротичный характер поэзии стал источником дискомфорта для последующих поколений. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Илл.
В этом анемичном окружении Моисей выглядит человеком с другой планеты, столько в нем жизненной силы и энергии. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Микеланджело долгое время отнекивался от этого задания, но в конце концов согласился его выполнить.
«Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Но самым-самым считается экорше, созданная из гипса французским скульптором Жан-Антуан Гудон (1741—1828). 23, 24.
Внучатый племянник Микеланджело, Микеланджело Младший, опубликовал стихи в 1623 году с родовыми изменениями местоимений и это длилось до тех пор, пока Джон Аддингтон Саймондс не перевёл их на английский язык в 1893 году и восстановил в них оригинальный пол. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. 89-91. Через несколько месяцев после рождения Микеланджело, семья вернулась во Флоренцию, где он и вырос. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
Илл. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Статуя осталась незаконченной.
Фигура погружается в сон. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Илл. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Разработав проект этой грандиозной усыпальницы, Микеланджело отправился в Каррару, чтобы самолично руководить добычей мрамора. Поручая Микеланджело исполнение своей гробницы, Юлий II мечтал о том, чтобы она превзошла своими размерами и богатством все гробницы мира. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. 140, 141.
Илл. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. В отличие от большинства стариков, обычно растрачивающих последние запасы своей жизненной энергии на мелкие, суетные дела, Микеланджело думал лишь о большом и важном – о жизни и смерти, о любви и страдании, о добре и зле, о боге и о спасении своей души. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. 25, 26. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Созванный в 1545 году Тридентский собор привел к полной победе крайних экстремистских группировок, возглавляемых кардиналом Караффа и иезуитами. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения. Это, конечно, не так.
Такими же тягами, но идущими от стены к стене, он разделил центральную часть свода на девять больших прямоугольников, а продолженные на боковых частях свода, эти мраморные тяги образовали между распалубками подобия неглубоких мраморных ниш. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Илл. 150.
Илл. Илл.
Перешедшая в контрнаступление католическая церковь выдвинула людей нового склада – кичившихся своей принципиальностью фанатиков, холодных и безжалостных, требовавших слепой веры в авторитеты и совершенного повиновения церковным властям. Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема – человек. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Этот жест символизирует молчание. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Все эти особенности структуры Сикстинского плафона Микеланджело гениально использовал для того, чтобы создать из разных компонентов, отдельных частей картину единого грандиозного мироздания. В отличие от кваттрочентистов он уже не воспроизводит точно природу, а извлекает из нее те элементы, которые отвечают выношенной им идее прекрасного.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Но как раз этого не произошло.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Благодаря подробным жизнеописаниям художника, составленным его учениками Вазари и Кондиви, а также сохранившейся обширной переписке самого Микеланджело, обстоятельства его жизни и творчества известны достаточно полно. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Илл.
Илл. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.
Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Илл. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны.
2. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. 155, 156. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
Однако и здесь царит дух отчужденности. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
38. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. И чтобы усилить трагизм этого образа, Микеланджело опоясывает торс Авроры лентой – символом рабства. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
109, 111. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Илл.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. С завершением Давида пришёл другой заказ. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Например, деревянная модель собора св.
Илл. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Они утратили волю. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Он отказался от расчленения композиции на горизонтальные регистры, так как в основу ее он положил принцип кругового движения. По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского.
Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
В стране вспыхивает революция. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Именно вот таким образом он так любил вылепленные от руки глиняные модели, сближавшие в его глазах архитектуру со скульптурой. 48-55. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Пестрые украшения кваттрочентистов были бы здесь неуместными, в то время как повторяющаяся беловато-серая краска, в сочетании с лаконичными архитектурными формами, помогла живописцу организовать огромную плоскость потолка и расчленить ее на такие отрезки и ячейки, которые диктовала тематика росписи. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Петра. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512).
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Но Микеланджело, не терпевший плохого обращения с людьми, так был задет безобразным поведением папы и чувствовал себя столь униженным, что без колебаний решился на бегство из Рима. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. 149. Илл. Благодаря тому, что фигуры сдавлены тесными границами обрамления их позы и движения кажутся скованными, что во многом предвосхищает стиль поздних работ Микеланджело. Уже современники мастера расходились во мнениях относительно идейного толкования этих фигур. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.