В Харьковское Художественное училище поступил в 23 года. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Закончив один курс, поступил в Харьковский Педагогический институт им. Участник многих региональных, республиканских международных выставок.
Родился 3 июня 1962 г. в городе Харькове. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Брюллов называл Иванова «кропателем». Под руководством профессора Егорова Ф. Е. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам.
Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии.
Его обучала мать и для него нанимали учителей. При жизни Иванова «Библейские эскизы» были почти никому не известны.
Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Безвременная смерть помешала осуществлению грандиозных замыслов художника. В 1830 послан за границу, побывал в Австрии и Германии. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. Первоначально учился у отца, затем в Академии художеств у А. Е. Егорова (1817-1828).
Одним из первых в мировом искусстве разрешил ряд чисто живописных проблем. Вернувшись в Петербург в мае 1858 года, Иванов привёз, кроме большой картины и этюдов, ящик с рисунками, альбомами и книгами, надеясь продолжить свою работу над «Библейским циклом» и, мечтая о поездке в Палестину. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины.
Картина была написана в Обществу поощрения художников. Ответ Иванова оказался двусмысленным. В течение нескольких лет он исполнил две картины. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты.
Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. попутно изучая основы библии.
Эта картина была послана в Петербург в качестве пенсионерского отчета и была там встречена одобрительно. В пленэрных этюдах, наблюдая и запечатлевая оттенки взаимодействия предмета со световоздушной средой, он предвосхитил некоторые открытия импрессионистов, совершенные ими уже в последующее десятилетие. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям.
В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». Родился в Петербурге в семье художника А. И. Иванова. Картина говорит зрителю о прекрасном. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».
В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает.
Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного.
В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Предопределил пути развития исторического жанра в отечественном искусстве. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). Автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей и портретов. В собрании «Библейских эскизов» в Третьяковской галерее насчитывают около двухсот акварельных листов и большое количество подготовительных рисунков, набросков, схем расположения росписей и законченных акварельных композиций, которыми заполнены страницы альбомов художника. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Художник-мыслитель, один из величайших русских художников.
В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской.
Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Однако, поездка чуть не сорвалась. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Сам Иванов любил эту картину. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет.
Иванов принялся за «Явление Христа народу». На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Вся семья жила художественными интересами. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Картина поглотила художника целиком. Пенсионер Академии в Италии (1831-1858). Александр Иванов был старшим ребёнком.
В 1858 Александр Иванов вернулся в Петербург. Он был недоверчивым и замкнутым человеком.
Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Академик Императорской Академии художеств (с 1836). Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах.
Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Художник Иванов Александр Геннадиевич. Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере.
Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Г. С. Сковороды на художественно-графический факультет. С отличием закончил его в 1992 году. По его мнению, «кропатели» гениями не бывают.
Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Иванов Александр Андреевич. Огромное значение имела для художника дружба с Н. В. Гоголем. – Художник, график. Иванов задумал около 500 сюжетов исполнил более 200 эскизов.
Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками. Однако и в Петербурге он не посвятил в свой замысел никого из знакомых. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой.
Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. Александр Иванов внес заметный вклад в развитие европейского искусства. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. Обладатель почетных грамот и дипломов. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили.
Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Сын повторял судьбу отца. Член творческого союза художников. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет.
Вечный фантазер идеалист, утопист и мечтатель, обуреваемый желанием духовно обогатить человечество, он задумал гигантскую серию росписей.