В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. Из работ западных художников в собрании Рихтера можно увидеть Ханса Хартунга, Александра Колдера, Хоана Миро, «Голубя» Пабло Пикассо с дарственной надписью. В 1967 году Рихтеру присваивается Kunstpreis junger westen – премия, которой отмечаются самые талантливые молодые художники Германии, а в 1971 году под его произведения отводится целый павильон на знаменитой Венецианской биеннале.
«после долгих, долгих часов дискуссий» Рихтер и Обрист сошлись на идее проиллюстрировать то, как творческое самосознание художника формируется идеей цикличности и реакцией на ощущения, возникшие в результате его, художника, соприкосновения с окружающим пространством. Рихтер, как уже было сказано, современный художник.
Серия картин «флагов», начатая Джонсом в середине 1950-х годов, сразу после возвращения художника из армии, стала одной из центральных в его творчестве. В конечном итоге выходки Маурицио Каттелана получили широкое признание в арт-мире: его приглашают на Венецианскую биеннале (инсталляция «Другие» в 2011 году — стая из двух тысяч голубей, которые грозно взирают со всех труб и балок на проходящие внизу толпы посетителей), устраивают ему ретроспективу в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (ноябрь 2011) и, наконец, платят за его скульптуры большие деньги. С 2004-го по 2008 год цены на его живопись выросли втрое.
К. М. Максимов воспитал целую плеяду китайских реалистов, ныне классиков. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Выбор персонажа — рискованный. Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет.
И понял, что ему всегда были интересны линия и цвет. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги. Это примерно на 3 миллиона выше предыдущего рекорда (25, 9 млн за работу «Поглощенные трясиной»).
Так оно и вышло: 17 мая 2001 года на Christies работа Наумана 1967 года «Беспомощный Генри Мур (вид сзади)» (Henry Moore Bound to Fail (Backview) поставила новый рекорд в сегменте послевоенного искусства. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году.
Художник использовал их для огромных картин с элементами ассамбляжа — включал в работы куски стальных труб или проволочной сетки. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2, 7 м весит 1600 кг), но зато имеет сходное назначение.
Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Сделанный из гипса и воска слепок связанных за спиной рук Наумана ушел с молотка за 9, 9 млн в коллекцию французского магната Франсуа Пино (по другим данным, американки Филлис Уоттис). Художник стоял у истоков нового течения в искусстве, получившего название поп-арт. В 2002 году сестра этой инсталляции, «Сонная зима», ушла за 7, 4 млн, более чем в два раза дешевле. При взгляде на его полотна первым в голову приходит визуальное и звуковое восприятие нарисованного слова и уже после — смысловое значение.
Я не могу сказать, что не доверяю реальности. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). Вул использовал шрифт, который был в ходу у американских военных после Второй мировой войны, что усиливает впечатление приказа, директивы, лозунга. Одно из самых известных его произведений американского периода — картина «Всплеск» — представляет собой изображение снопа брызг, поднявшегося из бассейна вслед за прыгнувшим в воду человеком. Уже упомянутая работа «Фальстарт» могла бы еще долго оставаться непотопляемым лидером, если бы 21 июня 2007 года инсталляция на тот момент 42-летнего Херста «Сонная весна» (2002) не была продана на Sothebys за 9, 76 млн, то есть за 19, 2 млн. То же ярко-желтое слово «Smash» на глубоком синем фоне может восприниматься как агрессивный призыв разбить вдребезги что-то или кого-то как одинокое прилагательное, вырванное из контекста (часть какого-то газетного заголовка, например) или же просто как отдельное слово, пойманное в урбанистическом потоке визуальных образов.
Слова художник делил так, чтобы зритель не сразу понимал смысл. Это лучший результат Херста, если считать в фунтах (в той валюте, в которой проводилась сделка). Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Всю экспозицию можно разделить на четыре крупных блока – портреты, натюрморты, пейзажи и абстракции.
Родился и вырос Дэвид Хокни в Англии, в графстве Йоркшир. И в своей оценке он не ошибся. Эффект зеркальных картин близок тому, что мы видим в размытых и увеличенных фотографиях художника. Такой живописью владеть приятно.
Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. Примерно в 1978-79 годах Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, порой цветные, порой только серые используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег.
Чего уж там. Если вам никогда раньше не доводилось встречаться с творчеством немецкого мастера, то самое время отправиться в Базель: на выставке представлено около ста полотен, охватывающих более 60 лет творчества Рихтера. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода.
Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Вещь странная. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве. Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту.
Рихтеру тогда было 15лет. В буквальном смысле.
Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. 1932). На торгах Sothebys 12 мая 2015 работа «Без названия (RIOT)» была продана за 29, 93 млн с учетом Buyers Premium.
Он лично приехал в Москву из Лондона. В ближайшем будущем Каттелан обещает установить золотой унитаз в Музее Гуггенхайма. «Его» или «His infernal majesty». «Китайцы хотят поднять рейтинги своих художников, взвинчивая цены на их работы на крупных международных аукционах вроде того, что организовал Poly в Гонконге, однако не стоит сомневаться в том, что эти рейтинги полностью сфабрикованы», — комментирует Джонсон Чан последний рекорд Цуй Жучжо. Цикл посвящен эволюции китайского общества под влиянием экономических реформ. Большинство его работ написаны красками всех возможных оттенков белого цвета (от сероватого или желтоватого — до ослепительно белого) на основе лаконичной квадратной формы.
Первый этап творчества Мардена отдан классическим минималистским полотнам, состоящим из цветных прямоугольных блоков (горизонтальных или вертикальных). Картины Дойга красочны, сложны, декоративны и не провокационны. «Я всегда глубоко уважал странные, необъяснимые вещи Объяснения в каком-то смысле убивают вещь», — сказал он в одном из интервью.
Слова на его полотнах приобретают свойства трехмерных объектов, это настоящие натюрморты из слов. В 1970-е Стеллу пленили огромные лекала, с помощью которых красят корабли. Это зрелище так его впечатлило, что он тут же вернулся в мастерскую и написал свою версию с этими же словами. На заднем плане по телевизору передавали новости.
Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю. Отправной точкой многие считают покупку нью-йоркским музеем МоМА в 1995 году серии работ Рихтера «18 октября 1977». «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял его абстрактный «Фальстарт».
Начнем с китайского художникаЦуй Жучжо (Cui Ruzhuo). Это и призыв «продай дом, продай машину, продай детей», взятый Вулом из фильма «Апокалипсис сегодня» и слово «FOOL» («дурак») заглавными буквами и слово «RIOT» («восстание»), часто встречавшееся в газетных заголовках того времени. Денег на масляную краску для художников ему тогда не хватало. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. На дворе был 1987 год и дальнейшие поиски художником слов и фраз для своих «буквенных» работ отражают противоречивый дух этого времени. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений.
Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. Ионсказал: это беззвучная эмоция. Все другие права являются собственностью swissinfo. ch. Роберт Райман (1930) не сразу понял, что хочет стать художником. Но продержался Херст на первом месте не так уж и долго. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви.
«Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Семь лет спустя его «Smash» при эстимейте 15–20 млн достиг цены молотка 30, 4 млн. В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале. Произведение «Золотой телец» — огромное чучело быка в формальдегиде, увенчанное золотым диском, — принесло аж 10, 3 млн (18, 6 млн).
Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. Даже таким патриархам послевоенного искусства, как Герхард Рихтер и Джаспер Джонс, до результата Кунса не хватает «каких-то» 20–30 млн. Серия работ с флагами принесла Джасперу Джонсу мировую известность. Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы.
Работа Наумана — ответ на эту критику и одновременно размышление на тему творчества. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился.
Раймана часто причисляют к минималистам, однако он предпочитает называться «реалистом», поскольку его не интересует создание иллюзий, он лишь демонстрирует качества используемых им материалов. Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником.
Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Вцелом вся выставка— обэтом моменте». С 1975 года особым элементом его произведений становятся крепления, дизайн которых Райман разрабатывает сам и нарочно оставляет их видимыми, подчеркивая его работы «настолько же реальны, насколько реальны стены, на которых они висят». Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Именно они, как правило, устанавливают рекорды на аукционах.
«Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Через пять месяцев — снова рекорд: «Абстрактная картина (809-4)» из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона 12 октября 2012 года на торгах Sothebys в Лондоне ушла с молотка за 21, 3 млн (34, 2 млн). Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами.
В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». Апотом зафиксировал результат— покрыл его сверху другим стеклом итем самым остановил движение краски, как будтобы его заморозил. Долгие годы ничто не предвещало того успеха, который обрушился на Рихтера сейчас. Художник родился в 1944 году в Пекине, с 1981 по 1996 год жил в США. Так же, как для Уорхола произведением искусства стала банка супа, для Эда Рушея таковыми стали обычные слова и фразы, взятые им то ли с рекламного щита или упаковки в супермаркете, то ли из титров кинофильма (Голливуд всегда был у Рушея «под боком» и в отличие от многих коллег-художников Рушей уважал «фабрику грез»).
Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Но в 2007 году все изменилось. Творчество Дойга часто называют магическим реализмом. Поначалу ты видишь только скопление букв, т. е.
Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии.
Это произошло 18 мая 2017 года. Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Арт-критик Бенджамин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники. Затем, в 2009 году её сменила работа «Домохозяйка из Беверли-Хиллз», проданная на торгах Christies за 7, 9 млн. Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства.
Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. У него и сейчас там сохраняются две мастерских. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Семизначных же результатов (продаж дороже 1 млн, но не более 10 млн) в аукционной копилке Марка Гротьяна уже около тридцати. Эти картины заранее готовят посетителя музея к масштабным абстрактным полотнам, одинаково понятным/непонятным зрителям с самым разным культурным багажом.
Рекорд продержался до 8 мая 2016 года, когда еще более провокационная работа Каттелана «Him» изображающая коленопреклоненного Гитлера, ушла с молотка за 17, 189 млн. Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. После возвращения в Китай стал преподавать в Национальной Академии искусств.
9 ноября 2011 года на аукционе современного и послевоенного искусства Sothebys масштабная «Абстрактная картина (849-3)» 1997 года ушла с молотка за 20, 8 млн (13, 2 млн). Рекорд «Фальстарта» сначала затмили работы молодых и амбициозных Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. Это было академическое признание. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений.
Официальное советское искусство, соцреализм, непривычная еще тогда для Китая масляная живопись (в противовес традиционной китайской росписи тушью) в 1950-е годы были на пике популярности и в Пекинский художественный университет на три года (с 1954 по 1957) приехал преподавать советский художник Константин Мефодьевич Максимов. А с другой — витрина эта сделана плоской (10 см в глубину), забрана в раму и вешается на стену, как плазменная панель, вполне обеспечивая тем самым комфорт владения, свойственный картинам. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. В отличие от многих других минималистов, добивавшихся идеального качества произведений, как будто отпечатанных машиной, а не нарисованных человеком, Марден сохранял следы работы художника, сочетал разные материалы (восковые и масляные краски). С одной стороны, это шкаф-витрина с муляжами таблеток (6136 пилюль), по сути, классическая инсталляция. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей.
Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». Эти «буквенные» работы воспринимаются как часть городского ландшафта, как нелегальное граффити, нарушившее чистоту поверхности какого-то уличного объекта.
В 1823-26 работал в Риме, преподавал в дрезденской АХ (1836-77). Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Сэтого диалога начинается совершенно всё».
С конца 1950-х Эд Рушей начал рисовать слова. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Но понятно, что данное объяснение совершенно беспочвенно ибо механизм ценообразования для подобных вещей уже не связан с их декоративностью. Как сказал однажды художник, «у меня никогда не возникает вопроса, что писать, главное— как писать». Чжан Сяоган, увлекающийся мистицизмом и восточной философией, написал историю «Вечной любви» в трех частях — жизнь, смерть и возрождение.
Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий. Эд Рушей наслаждается этой неопределенностью.
Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. В списке самых дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал», он был первым. Цена молотка 14, 75 млн (а с учетом Buyers Premium 16, 8 млн) превзошла прежний аукционный рекорд Гротьяна больше, чем на 10 млн. С 2010 года самой дорогой работой Маурицио Каттелана была восковая скульптура выглядывающего из дырки в полу человека, внешне похожего на самого художника («Без названия», 2001). «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма».
Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Следующая большая серия работ получила название «Лица» в абстрактных линиях этой серии угадываются черты человеческого лица, упрощенного до состояния маски в духе Матисса, Явленского или Бранкузи. Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава.
Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. На основе реальных пейзажей он создает фантазийные, загадочные и зачастую мрачные образы.
Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. На сегодняшний день самая дорогая работа Питера Дойга — снежный пейзаж «Роуздейл» (Rosedale) 1991 года. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. Что ж, эта «поверхность с краской на ней» в случае, если это работы Фрэнка Стеллы, сегодня может стоить миллионы долларов.
При этом получаются замысловатые цветовые переходы, пятна и полосы. В 2004 году состоялась ретроспектива Джона Каррена в Музее Уитни. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. Что значит Him. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау.
Барьер в 30 млн был взят Рихтером с такой легкостью, словно речь идет не о современной живописи, а о шедеврах, которым уже лет сто — не меньше. «Все свои знаменитые работы онпишет малярной кистью или валиком, создавая плотную живопись, уровень зауровнем: слои краски как следует проникают друг вдруга. Так вот — это был свиток именно Цуй Жучжо. Такаси Мураками работает как художник, скульптор, дизайнер одежды и аниматор. Чтобы изобразить этот сноп, «живущий» не более двух секунд, Хокни работал две недели.
С этого момента работы художника можно встретить во всех крупнейших выставочных залах мира. В последующие десятилетия Стелла ушел от такой геометричной живописи в сторону плавных, природных форм и линий, а от однотонных картин — к ярким и разнообразным цветовым переходам. Английскому художнику Дэмиену Херсту (1965) суждено было первым замахнуться на первое место этого рейтинга в споре с живым классиком Джаспером Джонсом. Зачем было делатьэто. К нему в класс и попал Цзинь Шани, который на тот момент был самым молодым в группе.
Лучше эту нумерологию не знать совсем. Запрещается, в частности, продажа и коммерческое использование этих данных. «Тайная вечеря»— самое крупное (2, 2 4 метра) полотно Фаньчжи в серии «Маски», охватывающей период с 1994 по 2001 год. Столько заплатили за скульптуру из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» на торгах Christies 12 ноября 2013 года. Текущий рекорд составляет аж 58, 4 млн. Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул.
Говоря о предельном упрощении и стилизации форм, о композиционном решении картин, когда разрозненные контуры глаз, ртов словно смотрят на нас из лесной чащи исследователи отмечают связь «Лиц» Гротьяна с искусством первобытных племен Африки и Океании, тогда как самому художнику попросту «нравится образ глаз, смотрящих из джунглей. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. «Серое» – подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу.
Инарисовал сверху абстрактную композицию. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Разницу в цене кто-то «объяснял» тем, что у зимы таблетки более блеклые. Но не менее популярны и его абстрактные работы. Я знаю о ней очень мало.
На торгах Sothebys 4 ноября 2015 года его работа 1961 года «Переход Делавэра» была куплена за рекордные 13, 69 млн с учетом комиссии. На ней он представил так называемые «Черные картины» — полотна, закрашенные параллельными черными линиями с тонкими промежутками незакрашенного холста между ними. Американский художник Кристофер Вул (1955) впервые ворвался в рейтинг ныне живущих художников в 2013 году — после продажи работы «Апокалипсис сегодня» за 26, 5 млн. Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует.
«Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. на холсте, стали, плексигласе, алюминии, бумаге, гофрокартоне, виниле, обоях и пр. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели.
Райман предпочитает давать работам «имена», но не «названия». В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Название работы становится каламбуром, так как соединяет два значения английского слова bound — связанный (в буквальном смысле) и обреченный на некую участь. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. Марк Гротьян (1968), в чьем творчестве специалисты усматривают влияние модернизма, абстрактного минимализма, поп- и оп-арта, пришел к своему фирменному стилю в середине 1990-х, после переезда вместе с другом Брентом Петерсоном в Лос-Анджелес и открытия там галереи «Комната 702».
Вопрос, правда из разряда «смотря как считать». Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Менялись краски, живописная основа и даже форма картин (среди прочих выделяются работы в форме букв U, T, L).
Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. Картину «Без названия (S III Released to France Face 43. 14)» выставил парижский коллекционер Патрик Сегин с оценкой в 13–16 млн и поскольку продажа лота была гарантирована третьей стороной, то установлению нового персонального аукционного рекорда 49-летнего художника никто особо не удивился. А полгода спустя, 8 мая 2012 года на торгах послевоенного и современного искусства Christies в Нью-Йорке «Абстрактная картина (798-3)» 1993 года ушла за рекордные 21, 8 млн (с учетом комиссии). Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
Мураками позаимствовал название для своей скульптуры у фильма Энди Уорхола «Одинокие ковбои» (1968), который японец, как он сам признался, никогда не смотрел, но уж больно ему понравилось сочетание слов. Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». Знатоки называют его, наряду с Энди Уорхолом и Йозефом Бойсом, одной из самых влиятельных фигур в искусстве второй половины ХХ века. Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся.
Этот триптих участвовал в культовой выставке 1989 года «Китай/Авангард» в Национальном художественном музее. Это художественное высказывание вполне в духе классического западного поп-арта (вспомним мебельный гарнитур Аллена Джонса или «Розовую пантеру» Кунса), но с национальной изюминкой. Кажется, что изображаемый предмет или человек окутаны полупрозрачным туманом, сквозь который все же можно разглядеть детали. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии.
«Христос» и «апостолы» превратились в пионеров с алыми галстуками и только «Иуда» носит золотой галстук — это метафора западного капитализма, проникающего и разрушающего привычный уклад жизни в социалистической стране. Учился в Дрездене у своего отца – гравёра Карла Августа Рихтера. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму.
Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Кстати, западному зрителю скульптура «Him» хорошо известна. «Образ – одна из важнейших тем моей жизни. Внезапный успех картины «Smash» кисти американского художника Эдварда Рушея (р. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу.
Науман часто экспериментирует с языком, открывая неожиданные смыслы привычных фраз. В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Все это вещи конца 1980-х— начала 1990-х.
Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Его друг, профессиональный реставратор Оррин Райли, консультировал его насчет едкости тех материалов, что ему приходило в голову использовать. С середины 1980-х годов, под влиянием восточной каллиграфии, на смену геометрической абстракции пришли извилистые, меандроподобные линии, фоном для которых служили все те же монохромные цветовые поля.
Хотя в случае с Рихтером похоже, что включение в пантеон «великих» произошло уже при жизни художника. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. Однако бурный рост рынка работ Кристофера Вула к тому моменту был уже налицо: в послужном списке художника было 48 аукционных сделок на суммы свыше 1 млн, причем 22 из них (почти половина) состоялись в 2013 году. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. Этот рекорд сразу поставил его в один ряд с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером.
В возрасте 23 лет он переехал в Нью-Йорк из Нэшвилла (штат Теннеси), желая стать джазовым саксофонистом. Одна из таких «меандровых» работ — «The Attended» — на торгах Sothebys в ноябре 2013 года была продана за 10, 917 млн с учетом комиссии. «Беспомощный Генри Мур» — одно из серии полемических произведений Наумана о фигуре Генри Мура (1898–1986), британского художника, которого в шестидесятые годы относили к величайшим скульпторам ХХ века. Цены на работы немца продолжают расти. Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году.
Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году. Рассматривание поверхности его «Абстрактных картин» подобно раскопкам: на них следы разнообразных «фигур» проглядывают сквозь разрывы многочисленных красочных слоев. Ситуация складывалась пограничная и каждый сам был волен решать, кого считать самым дорогим.
Работы серии называются в честь событий Гражданской войны в США или, как в случае с «Переходом Делавэра», навеяны событиями Войны за независимость. — Оно само — форма». Вместе с Уорхолом, Лихтенштейном, Уэйном Тибо и другими певцами массовой культуры Эдвард Рушей в 1962 году принял участие в выставке «Новое изображение обычных вещей» в Музее Пасадены, ставшей первой музейной экспозицией американского поп-арта. Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня.
Писал в суховатой манере панорамные идеальные пейзажи (Лесной источник близ Ариччи, 1831, Национальная галерея, Берлин) позже обратился к произведениям, воссоздающим сцены патриархального быта немецкой провинции (Свадебное шествие весной, 1847, Картинная галерея, Дрезден), создавал многочисленные рисунки на темы народной жизни, сказок, песен. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон. Я иногда представлял себе лица бабуинов или мартышек. Ничего, кроме материала и техники, не имеет значения.
«Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Как все у Каттелана. В начале девяностых Ларри Гагосян произнес пророческие слова: «Настоящую ценность работ Наумана нам еще только предстоит осознать». Он искал тот мотив, с которым можно бы было экспериментировать. Пикассо является наиболее очевидным примером».
Дальше начались рекорды Герхарда Рихтера. В этой работе Гитлер предстает скорее в беспомощном, жалком виде. Однако мы ведем ранжирование в пересчете на доллары, вот таким образом (да простит нас «Золотой телец») лучшей продажей Херста мы будем считать все же «Сонную весну». Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д».
На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Среди авторов, повлиявших на становление Мардена, — Джексон Поллок (в начале 1960-х Марден работал охранником в Еврейском музее, где воочию наблюдал «дриппинги» Поллока), Альберто Джакометти (познакомился с его работами в Париже) и Роберт Раушенберг (какое-то время Марден работал его ассистентом).
Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. Тем самым он хочет лишить искусство ореола святости, который ему придают музейные стены. «Имя» — это то, что помогает отличать одну работу от другой и Райман часто дает имена своим произведениям по маркам краски, компаниям и т. д., а «название» претендует на какие-то аллюзии и глубоко сокрытые смыслы, наличие которых в своих работах художник регулярно отрицает. С 1948 по 1951 год обучался в художественной щколе в Циттау, затем в 1952 – 1956 годах в высшей школе изобразительного искусства в Дрездене. Понятно, что речь точно не идет о воспевании образа фюрера. Название странное.
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Потом была рекордная продажа за 33, 6 млн картины «Спящий инспектор по пособиям» кисти Лусиена Фрейда (ныне уже покойного, а значит, не участвующего в этом рейтинге). Как несложно догадаться, он подразумевал антипод реализму социалистическому — официальной доктрине советского лагеря, утвержденной на Всесоюзном съезде писателей еще Максимом Горьким в 1934-м. Первый работал в музее ночным секретарем, а второй охранником и лифтером.
До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически недоступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — 17 млн. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». В том же 2007 году его сместил с первого места Кунс со своим «Подвесным сердечком».
Его уникальный стиль называют «текстовой живописью». А вот Рихтер до российской столицы не добрался.
Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». Можно сказать, что слава настигла его сама. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».
«Работы Рихтера – это не картина мира, это мир образов, – заключил Пол Мурхаус. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Итальянец Маурицио Каттелан (1960) пришел в искусство после того, как поработал охранником, поваром, садовником и дизайнером мебели.
Работа, к слову имеет довольно необычный формат. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Представитель позднего романтизма. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука).
Науман начинал свою карьеру в шестидесятых. При этом границы между этими жанрами довольно размыты.
По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. Работа относится к серии «Benjamin Moore». Однако у Джонса флаги не были настоящими, они были написаны маслом на холсте. Американец Брюс Науман (1941), обладатель главного приза 48 Венецианской биеннале (1999), долго шел к своему рекорду. Американский музей заплатил 3 млн за 15 картин в серых тонах и вскоре задумался о проведении полноценной ретроспективы немецкого художника.
Эти сочетания противоположностей и породили в художнике скепсис по отношению ко всему достоверно известному, раз и навсегда установленному в искусстве. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. – Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность». Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить.
Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком 2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за 23, 6 млн на торгах Sothebys. Апотом сделал это снова иснова. Далее началось победное шествие «Абстрактных картин» Рихтера.
Рихтер Людвиг (Richter), немецкий художник и график.