Картина Хосе де Риберы Архимед: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Это естественно для живописца, жившего в Италии. К философам Рибери близки (композиционно и по колориту) апостолы, еще одна серия полотен мастера. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности». Его изможденное, морщинистое лицо не несет в себе ни капли величия или же ореола учености.
Картина поражает гладко уложенными красками и академическими морщинами саванну Лазаря. Таким образом было обнаружено, что мастер оставил часть золота себе. В 1630—40-е гг.
Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Некоторые не очень ему и удавались. Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Это был этап работы над живописной композицией Пьяный Вакх.
Архимед сделал два слитка такого же веса, как и корона: серебряный и золотой. Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Ученый исследовал плоскую кривую известную как архимедова спираль. Так было с неизвестным нам веселым мальчишкой, который был хромым.
Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. Это тоже поясные фигуры, грубоватые лица в морщинах, бедный одежду. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность.
Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. В одной руке он держит стопку бумаги, в другой — компас. Жизнь преподносит сюрпризы. На картине Архимед предстает перед нами старым беззубым испанцем. Талантливый Рибера не часто брался рисовать портреты. Так и с офортами Рибери. 1645, Мадрид, Прадо).
Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Научный деятель активно разрабатывал механические конструкции. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост.
Хрупкая красота словно опадающего тела Христа, руки которого раскинуты, как крылья мертвой птицы, далека от классических канонов. Это был офорт. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. Саму картину знали и до аукциона, статью о ней создал еще Роберто Лонги. Рибера написал целую серию портретов под условным названием «Нищие философы».
Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. Контраст между физическим недостатком и веселым нравом так поразил художника, что он нарисовал хлопця. Майстер не пожалел большое полотно, а подал кульгавчика так, как обычно подавали вельмож в парадных портретах: в полный рост, на фоне яркого пейзажа, приветливо усмихненим. Але это щира улыбка ребенку, радуется жизни, а не любезная маска проходимца, взяточника или фаворита.
Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. А «архимедов винт», предназначенный для вычерпывания воды, до сих пор применяется в Египте. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты.
Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Совсем другое дело, когда художник увлекался моделью. Рибера писал в основном мучеников и святых. Также математик заложил основы дифференциального исчисления. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату.
Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа.
Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Плебейское происхождение художника отразилось на выборе моделей. Он мало занимался гравюрой. Не сохранилось и автопортретов Хосе де Риберы.
Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Есть легенда, связанная с этим открытием. Настоящая мать бросилась к Соломону с мольбой не рубить ребенка, чтобы спасти ей жизнь.
Картину Христос воскрешает умершего Лазаря продавали на аукционе Cотби. Темный фон не отвлекает от постати. Чоловикы взяты из реальной жизни, таких можно увидеть на рынках и улицах Испании или Италии. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.
Христос (как бесспорно положительный и главный персонаж) представлен художником в центре и в красных одеждах. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Удивляет, что модели и произведения пользовались популярностью. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Это оболочка, а не суть человека. Среди первых произведений серия картин Пять чувств.
Рибера решил его по-своему, смело и просто. Но всегда и во всем он оставался испанцем. Считается, что на них изображены знаменитые античные философы, но далеко не всех можно с уверенностью опознать. С философами Рибери они похожи и высоким чувством достоинства. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами.
Особенность таланта в том, что талантливым становится все, к чему мастер приложил усилий. Слишком быстро он перешел из ученических зарисовки к полноценным гравюр. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики.
Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал.