Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии, однако Якоб Рёйсдал также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем похоронен 14 марта 1682, там же) наиболее значительный голландский художник пейзажист. Затем с 1650-х годов прекращается рисовальный период и наступает живописный — время полной зрелости и полного расцвета. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Все пронизано движением света. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. В его картинах даёт себя знать чуткая, напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Но и эти картины не изменили положения художника. Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдал а. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. В настоящий момент их известно около пятисот. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде). Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
Все пронизано движением света. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Он сразу же вступил на путь исканий. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем.
Большая советская энциклопедия. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты.
Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Ок. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Возможно, художник вспомнил о каком-то виденном им близ Амстердама старом еврейском кладбище, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". В композиции преобладают стихийные силы.
Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Известно, что Рейсдаль освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Баво. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы.
Рёйсдал не был евреем. Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Собирается непогода, облака словно вырастают на глазах, песчаная дорога идущая в гору и глубину, оживлена лишь фигурой путника с собаками. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. : Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958 Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., 1928 Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss. ).
А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными.
К 1650-1660 гг. 3 в Харлеме), голландский художник и график. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. В нём небо часто занимало две трети холста.
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой. Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Низкий ракурс, выбранный им, делает очертания мельницы и других зданий несколько размытыми и от этого кажется, что они готовы вот-вот растаять в неприветливом, покрытом серыми облаками небе.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. В рейтинге современных голландских художников, основанном на взвешенной по цене частоте появления в этом списке, Рёйсдал занимает седьмое место Рембрандту отдано первое место. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Более точную дату рождения художника установить невозможно, поскольку самый ранний документ, связанный с Рейсдал ом, датирован 9 июня 1661 года. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. А между тем биография этого художника почти неизвестна. Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Ок. Он умер нищим в амстердамской богадельне. Свидетельства показывают иное. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос.
Все пронизано движением света. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Творческое наследие Рейсдаля составляют около 450 картин. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви.
Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Первые его картины означают годы учения на натуре. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Любопытно, что на самом деле замок стоит на довольно-таки пологом холме, на склонах которого нет и намека на лес. В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс). Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Ни одна из них не датирована, но исследователи склоняются к тому, что большинство этих картин было написано не ранее 1660-х годов.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. В композиции преобладают стихийные силы.
Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала.
Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Голландский художник, рисовальщик и офортист. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
В 1648 вступил в гильдию живописцев в своем родном городе. Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия. Выдающийся голландский художник, рисовальщик и офортист, большой мастер национального реалистического пейзажа. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. 1630-1681), сын Саломона. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ). Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта).
Общий запас лексики (от греч. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Особенно прекрасны в это время его офорты, в которых, впрочем, уже все сильнее сказывается увлечение декоративными приемами.
В конце концов, выяснилось, что все панорамные виды Рейсдала можно назвать полуфантастическими. Рейсдал в основном датировал только ранние работы, вот таким образом уточнение этапов его творчества затруднено. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal.
Этот период успело застать поколение ваших родителей. Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути.
Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной.
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса").
Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
История с графским заказом не подтверждена документально и ее можно отнести к разряду догадок и домыслов, которыми столь богата биография художника. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Амстердам был самым крупным художественным центром.
При этом художник почти не изображает самих людей.
Родился в Харлеме. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»).
Установившийся очень быстро, Но уже в них появляется характерный репертуар тем, лесная дорога, с дюны несколькими деревьями, болото в листве. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил.
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. А. С. Пушкина Бурное море, Берлин, Гос. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. Затерявшаяся в лесной чаще хижина, отдыхающий у дороги человек, надвигающиеся сумерки создают атмосферу покоя, умиротворенности и одновременно легкой грусти. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ).
Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Точной информации у нас очень немного.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути.
Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа.
Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. Его картины оценивались довольно высоко. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Приблизительно в 1670 году он переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свеертса, торговца картинами и книгами. Учился, вероятно, у своего дяди, харлемского пейзажиста Соломона ван Рейсдала.
Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции.
Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс). Правда имеются косвенные свидетельства того, что финансовые дела живописца постепенно шли в гору. Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику.
Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея).