Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Якоб Рейсдал относился к тому направлению голландской живописи, в котором хорошим тоном считалось создавать не приукрашенные пейзажи Голландии с натуры. Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ, Москва Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Большая советская энциклопедия.
Рейсдал считается ведущим мастером нидерландский пейзаж. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью.
Все пронизано движением света. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Но и эти картины не изменили положения художника.
Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. : Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958 Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., 1928 Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss. ). Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику.
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии, однако Якоб Рёйсдал также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем похоронен 14 марта 1682, там же) наиболее значительный голландский художник пейзажист.
На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. Свидетельства показывают иное.
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. Родился в Харлеме. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. Но со временем в произведениях живописца нарастает драматизм, появляются взволнованные и тревожные ноты.
Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Все пронизано движением света. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса.
Этот период успело застать поколение ваших родителей. К 1650-1660 гг. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом.
В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Голландский художник, рисовальщик и офортист. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам).
Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. В 1668 году его имя появляется в качестве свидетеля брака Мейндерта Хоббема, его единственного официального ученика, художника, чьи работы путали с работами Рёйсдаля. Его картины оценивались довольно высоко. Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
А между тем биография этого художника почти неизвестна. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. В нём небо часто занимало две трети холста. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта). Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс). В композиции преобладают стихийные силы. В композиции преобладают стихийные силы. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. В 1718 году его биограф Хоубракен сообщал, что он изучал медицину и проводил операцию в Амстердаме.
Точной информации у нас очень немного. Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Сохранилось довольно много документов, свидетельствующих о постоянных финансовых затруднениях Исаака. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. 3 в Харлеме), голландский художник и график. Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ). Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Известно, что Рейсдаль освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Баво.
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи.
Обязательно с натуры, в любую погоду выезжая на пленэры, подчиняя собственное творчество суровой дисциплине. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя.
Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Известно лишь, что родился он в семье мастера рам, провел юные годы в родном городе Гаарлеме, в конце 40 – начале 50-х годов путешествовал по близлежащим районам Германии примерно в 1656–1657 годах переехал в Амстердам. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Учился, вероятно, у своего дяди, харлемского пейзажиста Соломона ван Рейсдала.
Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Рёйсдал не был евреем.
Общий запас лексики (от греч. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
В 1648 вступил в гильдию живописцев в своем родном городе. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Ок.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде).
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Более точную дату рождения художника установить невозможно, поскольку самый ранний документ, связанный с Рейсдал ом, датирован 9 июня 1661 года.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. В конце концов, выяснилось, что все панорамные виды Рейсдала можно назвать полуфантастическими. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
А. С. Пушкина Бурное море, Берлин, Гос. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Вот почему с такой осторожностью приходится относиться и к тому, что автор рассказывает нам о других своих героях, в том числе – о Якобе ван Рейсдале. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям.
Саломон ван Рейсдал, дядя Якоба ван Рейсдала, был намного талантливее своего брата и сумел стать одним из самых известных в Голландии пейзажистов своего времени. Он сразу же вступил на путь исканий. Известно, что Рейсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме.
Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). В настоящий момент их известно около пятисот. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
1630-1681), сын Саломона. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
Биография Якоба ван Рейсдала, одного из лучших голландских пейзажистов, до сих пор остается загадкой для исследователей. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. Рейсдал (чит. статью) вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников.
В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Все пронизано движением света. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника.
Талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. При этом художник почти не изображает самих людей. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден).
Встречающееся в некоторых источниках указание на то, что художник умер в нищете в приюте для бедных, – следствие путаницы: на самом деле такая судьба постигла не его самого, а его двоюродного брата, сына Саломона ван Рёйсдала, – тоже Якоба и тоже живописца. Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на "ту самую" мельницу, хотя, увы, от "той самой" сохранились лишь остатки фундамента. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала.
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс). Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме.
Предполагается, что первые уроки живописи Якоб ван Рёйсдал получил от своего дяди, художника Саломона ван Рёйсдала. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно.
Ок. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Он умер нищим в амстердамской богадельне.
Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности.