Таковы Портрет старика в красном (ок. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. К 1650-1660 гг. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции.
Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Его картины оценивались довольно высоко.
Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. Рёйсдал не был евреем. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Деревья отражаются в глади вод, а спереди -водоросли, кувшинки уже затягивают болото, покрывая его зеленью листьев. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам).
Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Во второй половине 60-х годов (эпоха высшего развития творчества Рейсдаля) он создает ряд самых значительных своих произведений, в которых мощная реальность выпуклых монументальных форм сочеталась с впечатлениями от света и простора равнинного пейзажа Голландии.
Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград). Жемчужина коллекции — Даная (1636 г. )—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Какой ослепительный праздник любви.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Все в них полно жизни и движения. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Не далеко стоят рядом четыре дерева. Понимание значения мира природы лежит и в основе искусства Рейсдаля. Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны.
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. А между тем биография этого художника почти неизвестна. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам.
Двое сыновей Де Гойера стали живописцами: отец Якоба Исаак ван Рёйсдал и его знаменитый дядя Саломон ван Рёйсдал. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден вариант — в институте искусств, Детройт). С образцами жанра 20—30-х гг. На картине Рейсдала величественное здание помещено достаточно близко к зрителю – так, что можно даже разглядеть некоторые его детали и архитектурные особенности. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). – Здесь царит задушевность, покой и уют.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Светлые стволы выступающие на темно-оливковом фоне листвы в правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего неба — в левой. Его интерес к столь необычным для жителя низменной Голландии гористым местностям с бурно текущими среди скалистых берегов водами объясняется характерным для этого героического, как можно его назвать, периода творчества художника стремлением к олицетворению в живописи мощи природных сил.
Но, усиливая реализм форм до героической мощи, Рейсдаль одухотворяет этот внешне красивый стиль лиризмом одиночества, бурею душевных порывов. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Теперь известно не менее 670 дошедших до нас картин Рейсдаля (из них в Эрмитаже 17), 90 рисунков и 12 офортов из которых некоторые существуют только в одном или двух оттисках. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника.
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа).
Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. В изображении мрачных, гонимых ветром облаков, каскада пенящихся струй, охваченных вихрем деревьев Рейсдаль возвышается до величаво-трагической романтики и символизма (две картины на тему «Еврейское кладбище» в Дрезденской галерее и в музее Детройта). Меня поражает, мастерская передача малейших деталей. Первые его картины означают годы учения на натуре.
К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666). Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на "ту самую" мельницу, хотя, увы, от "той самой" сохранились лишь остатки фундамента. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Точной информации у нас очень немного. Он родился в Гаарлеме в 1628 или 1629 г. Сын мастера рам Исаака ван Рейсдаля. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. (Ср.
Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Так, например, Хаубракен пишет о том, что Рембрандт был единственным ребенком в семье, хотя известно, что у него было несколько братьев и сестер. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ).
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи.
Болото — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Слева видна лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей.
И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. Он сразу же вступил на путь исканий. Широкое развитие получает портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт изображение животных. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Повседневный дух пейзажей Саломона ван Рейсдаля и ван Гойена сменяется обычно в картинах Рейсдаля сочетанием реальных впечатлений с переработкой влияний идеально-романтических пейзажей К. Лоррена (см. ), Я. Бота (см. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно.
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года.
В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Мадонна — немолодая изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей.
Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Чёткий рисунок, осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, движений света и тени, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой почвой и голубизной выдающегося между облаками неба. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Усиливается эмоциональное воздействие показанного художником. Тогда же (в начале 60-х годов и позднее) Рейсдаль пишет многочисленные (известно около 120), особенно нравившиеся публике живописно-романтические виды северных водопадов, по образцу норвежских водопадов Эвердингена. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам.
Все пронизано движением света. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно.
К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Выдающимся пейзажистом был также дядя Рейсдаля – Саломон сан Рейсдаль (1600-1670) известный своими типичными видами рек, каналов и деревень Голландии.
Цвета Рейсдаля оливковые, коричневатые и зеленые тона. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Между стволов видна красная крыша домика среди зелени. Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653.
Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде). Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден).
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. У Рейсдаля было много подражателей, но его учеником был только М. Гоббема (см. ).
Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника.
Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. В Эрмитаже тринадцать портретов кисти Рембрандта, характеризующих разные периоды его творчества.
Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса").
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Виллема Дейстера, Якоба фан Фельзена, Якоба Дюка, которые изображали веселящееся общество, пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных бюргеров и военных. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Родился в Гарлеме. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. При этом художник почти не изображает самих людей.
В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она показывает глубь. Свободной живописной манерой исполняет Рейсдаль в эти годы свои лесные виды, предвосхищая дух и стиль «интимного» пейзажа XIX века.
Искусство Голландии XVII в. Голландия XVII в., утвердившая в результате революции самый передовой для того времени социальный строй – буржуазную республику, – достигла высокого культурного подъема, проявившегося и в замечательных успехах живописи. На картине уже уже не опушка с тесным рядом деревьев. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Оставаясь холостым, Рейсдаль посвятил свои заботы старому отцу. 306. ). Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа.
Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ).
Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. Болезненным состоянием Рейсдаля, вероятно, можно объяснить черты упадка (изысканно-мелкий характер и нагроможденность форм, холод жестких красок) в его картинах конца 70-х годов, отражающих отчасти эволюцию вкусов в Голландии 2-й половины XVII века в сторону французской изысканности. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели.
Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. (14)Бакгейзен в поздних своих произведениях приходит к декоративности иллюстративности и парадной эффектности.
(Пейзажистом, но довольно посредственным, был и сын Саломона, Якоб ван Рейсдаль II, 1630-1681). Пейзаж с путником 40-50х. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Якоб ван, голландский художник и график.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Обращение Рейсдаля к тематике севера это не с целью заработка. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. На переднем плане поваленный ствол дерева. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
Художников все чаще привлекают лес, горы, бурные водопады. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Свидетельства показывают иное. Рейсдаль (или Рюйсдаль, Ruisdael, Ruysdael, Рейсдаль I), Якоб ван, величайший голландский пейзажист XVII века (1628 или 1629-1682).
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград).
Ранний период деятельности Якоба ван Рейсдаля падает на конец 1640-х и 1650-е годы. Влияние Саломона, отражавшего в своих произведениях черты импрессионистского стиля известного гаарлемскою пейзажиста Ван Гойена, заметно и в первых картинах Рейсдаля («Домик в роще», 1646, Эрмитаж). Наиболее интенсивный свет сосредоточен на первом плане, где путем сопоставления пастозных мазков голубоватой, белой и желтоватой краски, с просвечивающим иногда темно-коричневым грунтом, художник характеризует почву. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. От более темного первого плана взгляд переходит к высящейся на горе светлой постройке.
Герои произведения — простые люди Голландии. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. В ранних своих работах Рейсдаль запечатлел живописные уголки в окрестностях Гаарлема, где он часто совершал прогулки. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Вторая ранняя вещь—Портрет старика-воина (ок. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Голландская живопись распадается на ряд школ каждый из городов имеет своих живописцев, свою школу.
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Баво. В центре картины видна группа деревьев. Якоб ванн Рейсдаль, достигнув в 1660-х годах вершины своего творчества, в последующий он ищет что то новое снижает реалистическую направленность своего творчества так как буржуазия в то время не признает реалистические и гуманистические произведения.
Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Деревья в работе написаны очень характерно. Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах.
Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. Главные художники этого периода Якобом ванн Рейсдал. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Нигде не раскрывается вид вглубь. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Картина «Вид города на берегу реки» дает ясное представление о характерных чертах творчества Гейдена.
Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Романтический дух в творчестве Рейсдаля теперь переходит в идиллический. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта.
Творчество Рейсдаля рано, впрочем, получило самобытный характер. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Крепко охватившие землю узловатыми корнями мощные дубы и буки, своевольные изгибы их выпуклых стволов, тревожный бег морских волн, контрасты освещенного пятна дороги или древесного ствола с тенями листвы и почвы особенно любимы Рейсдалем, как выражения крепкой, динамически подвижной, своеобразно-индивидуальной природы. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Любопытно, что на самом деле замок стоит на довольно-таки пологом холме, на склонах которого нет и намека на лес. В 1648 году он вступил в гильдию живописцев в Гарлеме.
время — Горный пейзаж) носят эвердингенский норвежский характер наконец, самая характерная из картин Рюисдаля в Эрмитаже — знаменитое на весь мир Болото, дает нам как бы синтез позднейших исканий художника. В начале 1640-х гг. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). В композиции преобладают стихийные силы. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Смягчая четкость архитектурных форм Гейден объединяет весь пейзаж общей тональностью. Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656). 1629—1630 гг. ).
Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер.
Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667) известнейшего портретиста своего времени. Теперь когда все внимание на природе, художник сводит до минимума фигурный стаффаж.
Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника.
В композиции преобладают стихийные силы. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. У кого Рейсдаль учился живописи – неизвестно. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). ХLV, 120/21).
Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью.
Величавый извечный покой уединенного замкнутого мира царит под густым навесом листвы, среди вековых стволов, над неподвижной ряской «Болота» (знаменитой картины Рейсдаля в Эрмитаже). последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Но и эти картины не изменили положения художника.
В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. 1652—1654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ).
Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670). Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. В настоящий момент их известно около пятисот. Однако он рано вступил и на художественное поприще. В нём небо часто занимало две трети холста.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века.
Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. В произведениях большинства пейзажистов, в том числе и маринистов, доминирует стремление к внешней эффектности и декоративности, что вполне согласуется со вкусами господствующего класса голландского общества.
1630-1681), сын Саломона. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Хозяин дома работает за верстаком мадонна, оторвавшись от книги, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели, чтобы взглянуть на ребенка. Доведя до высшей напряженности контрасты света и теней, массы ближнего здания и обширности равнинного воздушного пространства, Рейсдаль придает типично-голландскому ландшафту патетически-монументальный характер («Ветряная мельница на Рейне» и «Зимний ландшафт» в музее Амстердама). Затерявшаяся в лесной чаще хижина, отдыхающий у дороги человек, надвигающиеся сумерки создают атмосферу покоя, умиротворенности и одновременно легкой грусти.
Он успешно конкурировал даже с Гарлемом, где в это время развивал свое творчество неутомимый Франс Хальс, чье художественное наследие своей остротой и мощью вывело голландскую живопись на европейскую арену. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Мастер в Харлеме с 1648. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Все элементы картины тесно связаны между собой.
Ок. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Мастер так же создает синтетический образ природы.
С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.
В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». Так же, как и расположившийся у дороги они как то связаны с окружающей природой. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме.
В этой работе достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века.
статике, а в ее динамической сущности. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) – увлекательная повествовательность. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями: Флора, Снятие с креста, Жертвоприношение Авраама, Даная, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет).
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде.
Эти три картины относящиеся к раннему периоду творчества Рейсдаля. VI, 377), К. Бергема (см. ) и других итальянистов.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Рембрандт фан Рейн (1606—1669). Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. По выражению биографа Рейсдаля (Хаубракена), счастье не было его подругой. Амстердам был самым крупным художественным центром. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. В Речке в лесу — одном из лучших произведений 1660-х годов — Рейсдаль вводит зрителя в глубь лесной чащи. Пейзажисты по-новому смотрят на окружающий мир.
Крестьянские домики в дюнах, Водопад в Норвегии, Горный пейзаж характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, сумевшего отразить все многообразие природы, ее вечно меняющийся облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой до него не знало голландское искусство. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как бы ограничивающие изображение, — все это говорит о замкнутости и уединенности.