Учился, вероятно, у своего дяди, художника Саломона ван Рейсдала. Среди всех голландских художников Рейсдаль больше всего и с наибольшим благородством походит на свою страну. Среди всех голландских художников Рейсдаль больше всего и с наибольшим благородством походит на свою страну. Творческое наследие Рейсдаля составляют примерно 450 картин.
Большинство его пейзажей посвящены природе близкий Голландии, при всем при том Якоб Рейсдаль ещё писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Алларта ван Эвердингена водопады Норвегии. Композиция картины, «вовлекающая» зрителя в глубь пейзажа, характерный для Рейсдаля колорит с неяркими серебристо-зеленоватыми, пепельно-серыми, коричневато-бурыми тонами, многочисленные контрасты темных и светлых «пятен», экспрессия линий и форм усиливают эмоциональное воздействие произведения. Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства.
Картины Рейсдала бесстрастны и сдержанны, строгость и простота композиции придают им ноты благородства и поэтичности. Раннее творчество Рейсдала отмечено влиянием харлемских мастеров пейзажа Я. ван Гойена, П. Плоттера, X. Сегерса, К. Вроома, А. ван Эвердингена. Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график.
Реалистичная и поэтичная живопись Рейсдала, полная глубокого философского смысла, не имела большого успеха у современников художника, его творческое наследие получило достойную оценку только в XVIII-ХIХ вв. Я. рейсдаль вступает на другой путь. Творческое наследие Рейсдаля составляют около 450 картин. Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии, однако Якоб Рейсдаль также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Алларта ван Эвердингена водопады Норвегии.
Море Рейсдала всегда величественно, хотя его живописная манера далека от патетичности произведений П. П. Рубенса. Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне.
Наверху преобладают сероватые тона, внизу – коричневые или зеленоватые. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Но, в отличие от итальянизирующих произведений, в которых господствует «холодный разум», картины Рейсдаля сочетают в себе тонкий и умный замысел с эмоциональностью, свойственной всем голландским пейзажистам. Во второй половине 60-х годов (эпоха высшего развития творчества Рейсдаля) он создает ряд самых значительных своих произведений, в которых мощная реальность выпуклых монументальных форм сочеталась с впечатлениями от света и простора равнинного пейзажа Голландии. Рейсдаль (или Рюйсдаль, Ruisdael, Ruysdael, Рейсдаль I), Якоб ван, величайший голландский пейзажист XVII века (1628 или 1629-1682). В нескольких словах вот что изображено.
Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Наверху преобладают сероватые тона, внизу — коричневые или зеленоватые. В моих записках прибавлено: «чудесна в золоте».
Не думаю, чтобы он был способен воскликнуть: «Поспряньте, желанные бури. » В его меланхолии – а он полон ею – нет ни бурного ребячества первых лет, ни нервной плаксивости последних, а есть нечто умное и мужественное. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдал а. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Такова единственная причина превосходства Рейсдаля и этого довольно. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. Является ли маленький холст этюдом к большому. На фоне величественной природы маленькие фигурки людей и животных кажутся совсем мелкими (интересно, что фигуры в пейзажах часто писал Эван де Вельде).
Глядя на такие марины Кейпа, как «Лунный свет» в музее Сикса, — создания, абсолютно неожиданные, вылившиеся сразу, — пожалеешь, что у Рейсдаля нет такого подъема. Однако он рано вступил и на художественное поприще. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Повседневный дух пейзажей Саломона ван Рейсдаля и ван Гойена сменяется обычно в картинах Рейсдаля сочетанием реальных впечатлений с переработкой влияний идеально-романтических пейзажей К. Лоррена (см. ), Я. Бота (см.
Тяжелые серые облака поднимаются прямо от свай до верха полотна. И я готов был иногда отдать предпочтение Хоббеме, тем самым впав в заблуждение, которое, конечно, не могло бы сохраниться надолго, но все же непростительно, будь оно даже мгновенным. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Рейсдаль пишет так, как мыслит, — здраво, сильно и широко. Все пронизано движением света.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. В изображении мрачных, гонимых ветром облаков, каскада пенящихся струй, охваченных вихрем деревьев Рейсдаль возвышается до величаво-трагической романтики и символизма (две картины на тему «Еврейское кладбище» в Дрезденской галерее и в музее Детройта). Это приезжие или отъезжающие, хозяева, слуги. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя.
В нём небо часто занимало две трети холста. Может быть, Рейсдаль рисовал или писал с натуры. Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. Элегический или нет, Рейсдаль, во всяком случае, поэт.
VI, 377), К. Бергема (см. ) и других итальянистов. (Пейзажистом, но довольно посредственным, был и сын Саломона, Якоб ван Рейсдаль II, 1630-1681). Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Не думаю, чтобы он был способен воскликнуть: «Поспряньте, желанные бури. » В его меланхолии — а он полон ею — нет ни бурного ребячества первых лет, ни нервной плаксивости последних, а есть нечто умное и мужественное. Он употребляет традиционные для пейзажа голубые, серые, зеленые и коричневые цвета. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа).
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады— места, где человек только прохожий, — маленькие нидерландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. О жизни его неизвестно ничего или почти ничего. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Нигде в XVII в. пейзажная живопись не получила такого развития, как в этой маленькой стране. В 1648 году он вступил в гильдию живописцев в Гарлеме.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Надо вглядеться в это полотно высотой в 1 фут 8 дюймов, чтобы поучиться у мастера, который никогда не боялся унизиться (так как ничто не унизит такого человека), как возвысить сюжет, если сам обладаешь возвышенным умом чтобы понять, что нет ничего безобразного для глаза, умеющего видеть прекрасное, ничего мелкого для большого чувства, – словом, постичь, чем может стать живопись в руках человека благородной души. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Является ли маленький холст этюдом к большому.
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). О жизни его неизвестно ничего или почти ничего. Точно так же он не очень искусен. относятся самые лучшие произведения Рейсдала.
Эта традиция идет от Клода Лоррена и голландских итальянистов (художников, побывавших в Италии и подражавших итальянскому искусству), влияние которых явно ощущается в полотнах Рейсдаля. 1630-1681), сын Саломона. Печальным доказательством этому служит, если верить рассказу, то обстоятельство, что его поместили в госпиталь родного города, где он и умер, поместили скорее из чувства жалости к его бедственному положению, чем из уважения к его гению, о котором никто не подозревал. Были ли у него радости — а горя, верно, у него было немало. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Ни одного яркого пятна.
Попытайтесь определить валеры неба – оно поразит вас крайней светлотой своей основы. Оставаясь холостым, Рейсдаль посвятил свои заботы старому отцу. Картина прочно опирается в четырех углах на переливающиеся желобки рамы. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Но если бы он был писателем, а не живописцем, то, как я подозреваю, писал бы скорее прозу, чем стихи.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Многие современные произведения именно таковы. Это – секрет художника, как и большинства голландских мастеров.
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Он пишет хорошо, но не гонится ни за какой оригинальностью. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. По выражению биографа Рейсдаля (Хаубракена), счастье не было его подругой. Какова же была его жизнь до этого. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Сваи, о которые тихо плещут волны реки, вода, написанная приглушенно, мягко изумительно. А. С. Пушкина), Пейзаж с фигурами (Санкт-Петербург, Гос. Надо вглядеться в это полотно высотой в 1 фут 8 дюймов, чтобы поучиться у мастера, который никогда не боялся унизиться (так как ничто не унизит такого человека), как возвысить сюжет, если сам обладаешь возвышенным умом чтобы понять, что нет ничего безобразного для глаза, умеющего видеть прекрасное, ничего мелкого для большого чувства, — словом, постичь, чем может стать живопись в руках человека благородной души.
Свободной живописной манерой исполняет Рейсдаль в эти годы свои лесные виды, предвосхищая дух и стиль «интимного» пейзажа XIX века. Если разобраться в привычных приемах Рейсдаля, он представится вам простым, серьезным, сильным, очень спокойным и значительным, почти всегда ровным, причем все эти достоинства настолько жизненны, что перестают вас захватывать. К 1650-1660 гг. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого.
Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно. Внешние качества его работы достаточно хорошо показывают обычный строй его ума.
Наконец, пользуясь выражением, понятным каждому живописцу, она так остроумно обрезана рамой и так хорошо «выглядит в золоте», что висящий в двух шагах от нее маленький «Куст» Рейсдаля казался мне желтоватым, ватным, несколько безличным. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Я помню, что в Лувре перед «Запрудой» Хоббемы – его «Водяной мельницей», – превосходным произведением, не имеющим в Голландии, как я уже говорил, равных себе, – мне случалось порой охладевать к Рейсдалю. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Баво. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы.
Болезненным состоянием Рейсдаля, вероятно, можно объяснить черты упадка (изысканно-мелкий характер и нагроможденность форм, холод жестких красок) в его картинах конца 70-х годов, отражающих отчасти эволюцию вкусов в Голландии 2-й половины XVII века в сторону французской изысканности. На картине Рейсдала запечатлен крошечный городок Вейк, расположенный в нескольких милях к юго-востоку от Утрехта. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. Голландский художник. Были ли у него радости – а горя, верно, у него было немало. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Нигде не раскрывается вид вглубь.
Ок. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Однако он рано вступил и на художественное поприще. Многие современные произведения именно таковы. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. В нем мало блеска, он не всегда приятен и в своих основных элементах не особенно изыскан. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Все эти вопросы остаются без ответа, а между тем потомство очень интересуется ими. Голландия — 1670, Харлем.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вкупе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью.
Я помню, что в Лувре перед «Запрудой» Хоббемы — его «Водяной мельницей», — превосходным произведением, не имеющим в Голландии, как я уже говорил, равных себе, — мне случалось порой охладевать к Рейсдалю. Такова единственная причина превосходства Рейсдаля и этого довольно.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Причиной недоразумения стало совпадение профессии и почти полное совпадение имен и фамилий. Небо играет здесь роль воздушного, бесцветного, бесконечного, неосязаемого элемента.
Его дядя Саломон ван Рёйсдал принадлежал к молодой фламандской подгруппе собрания меннонитов, одному из нескольких типов анабаптистов в Харлеме и вполне вероятно, что отец Рёйсдаля был их членом. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году.
Дала ли ему судьба случай любить что-либо другое, кроме облаков. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах.
Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. И в этом отношении рядом с остроумными мастерами Голландии он кажется несколько мрачным. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. ХLV, 120/21). Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Глядя на такие марины Кейпа, как «Лунный свет» в музее Сикса, – создания, абсолютно неожиданные, вылившиеся сразу, – пожалеешь, что у Рейсдаля нет такого подъема. Он подробно описывает здание деревенской гостиницы с типично голландской островерхой крышей и местами обвалившейся штукатуркой («Постоялый двор»).
Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Влияние Саломона, отражавшего в своих произведениях черты импрессионистского стиля известного гаарлемскою пейзажиста Ван Гойена, заметно и в первых картинах Рейсдаля («Домик в роще», 1646, Эрмитаж).
За этим кроется не простое наслаждение идеальной природой, а любовь к родной земле. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Издали она кажется темной, но вблизи пронизана светом, прекрасна сама по себе, без пустот и почти без ошибок. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Далекий от аналитических блужданий, глаз Рейсдаля всегда уверенно синтезирует и обобщает. Надо всем этим большое, покрытое облаками небо с просветами бледной лазури.
У Рейсдаля было много подражателей, но его учеником был только М. Гоббема (см. ). Рейсдаль не выказывает никакой живости ума. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон.
В нем незаметно ничего юношеского и ничего, что бы говорило об изнурительной тяжести лет. Взявшись за большой холст, юный художник еще не вполне справился с построением: правая и левая части изображения слабо связаны между собой, поваленный ствол дерева выпадает из общей композиции. Небо играет здесь роль воздушного, бесцветного, бесконечного, неосязаемого элемента. Нет у Рейсдаля и золотистой атмосферы Кейпа, его ловко найденной манеры купать в свете и золоте корабли, города, лошадей и всадников, – все то, что он рисует со знакомым нам блеском, когда ему все превосходно удается.
Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Во всяком случае, оба эти произведения Рейсдаля прелестны и наглядно поясняют то, что я сейчас сказал об особенностях его живописи. Может быть, Рейсдаль рисовал или писал с натуры. Творчество Рейсдаля рано, впрочем, получило самобытный характер. Вокруг столпились люди. В противоположность тщательно разработанной листве деревьев, трактовка художником первого плана производит впечатление эскиза. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Творчество Рейсдаля проникнуто духом классической построенности.
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. Между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже. Ему удалось обратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Печальным доказательством этому служит, если верить рассказу, то обстоятельство, что его поместили в госпиталь родного города, где он и умер, поместили скорее из чувства жалости к его бедственному положению, чем из уважения к его гению, о котором никто не подозревал. Изображенная в картине широкая панорама замерзшей роки воспринимается лишь как часть зримого мира, как случайный вырез из него. На переднем плане — только прачечная с красноватыми крышами, с разостланными на лужайках холстами. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни.
Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Рейсдаль пишет так, как мыслит, – здраво, сильно и широко.
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это большая квадратная картина, степенная (говоря о Рейсдале, можно не бояться таких слов) и поразительно звучная в самом низком регистре. Огромный труд вовсе не обогатил его и звание гражданина города Харлема, кажется, не помешало ему оставаться абсолютно неизвестным.
В композиции преобладают стихийные силы. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
Рейсдаля не представляешь себе ни очень молодым, ни очень старым. В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ). С 1616 работал в Харлеме в 1623 — член гильдии живописцев.
Все элементы картины тесно связаны между собой. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. И в других отношениях Рейсдаль, думается мне, представляет после Рембрандта самую возвышенную фигуру в голландской школе.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя.
Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. И в этом отношении рядом с остроумными мастерами Голландии он кажется несколько мрачным. Как ни ценны его пенящаяся вода, бегущее облако, обросшее кустами дерево, волнуемое ветром, низвергающийся между скалами водопад, — все это, если учесть сложность целей, обилие и тонкость проблем, уступает в точности решений «Галантному солдату» Терборха, «Визиту» Метсю, «Голландскому интерьеру» Питера де Хоха, «Семье» и «Школе» Остаде в Лувре и чудесным картинам Метсю в амстердамском музее ван дер Хопа. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Свидетельства показывают иное.
Предметы, фигуры, здания по мере удаления теряют четкость очертаний, становясь почти невесомыми. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса.
Уголок реки, вероятно, Мааса. В моих записках прибавлено: «чудесна в золоте». Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Для большинства голландских пейзажистов, в том числе и для Рейсдаля, характерен индивидуальный подход к природе, осмысление ее через свое собственное «я». Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде).
Вы ощущаете в художнике мыслящего человека и в каждом его произведении – мысль. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Во внешнем спокойствии этого уединенного лесного пейзажа заключено огромное драматическое напряжение.
Выдающимся пейзажистом был также дядя Рейсдаля – Саломон сан Рейсдаль (1600-1670) известный своими типичными видами рек, каналов и деревень Голландии. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. В нем незаметно ничего юношеского и ничего, что бы говорило об изнурительной тяжести лет.
По крайней мере, когда она умерла в 1672 году, художник не стал оплачивать ее похороны и Барбертген Хувенельс похоронили на кладбище для бедняков. А между тем биография этого художника почти неизвестна.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Сваи, о которые тихо плещут волны реки, вода, написанная приглушенно, мягко изумительно. Определите силу тона земли — она огромна.
Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Далекий от аналитических блужданий, глаз Рейсдаля всегда уверенно синтезирует и обобщает. Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Рейсдаля не представляешь себе ни очень молодым, ни очень старым.
Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти. Произведения: Речной пейзаж (ок.
Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути.
1630), Пейзаж с паромом (1649, обе — Амстердам, Рейксмузеум), Речной пейзаж (1631), Переправа через реку (обе — Москва, Гос. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи.
Это — секрет художника, как и большинства голландских мастеров. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. То, что он хочет сказать, он выражает ясно, точно, но как бьт замедленно, без намеков, без горячности, без всяких ухищрений. (Ср. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок.
Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Элегический или нет, Рейсдаль, во всяком случае, поэт. Именно это чувство позволило голландским пейзажистам воспеть тихие уголки своей страны и создать подлинный «портрет Голландии».
Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж)., Саломон ван (Ruysdael, Ruisdael, Salomon van) 1600—1603, Нарден, Сев. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года.
Рёйсдал не был евреем. В настоящий момент их известно около пятисот. Вольфганг Гёте назвал его аналогично поэту мыслящим художником. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея).
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Вы ощущаете в художнике мыслящего человека и в каждом его произведении — мысль. Надо всем этим большое, покрытое облаками небо с просветами бледной лазури. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа.
Точной информации у нас очень немного. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Рейсдаль любил чиркать лесные чащи, болота, водопады места, где мужчина только прохожий, маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Испытал влияние Э. ван Велде.
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Тогда же (в начале 60-х годов и позднее) Рейсдаль пишет многочисленные (известно около 120), особенно нравившиеся публике живописно-романтические виды северных водопадов, по образцу норвежских водопадов Эвердингена. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
При этом художник почти не изображает самих людей. В его картинах даёт себя знать чуткая, напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Это вид местности недалеко от Амстердама. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала.
Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Но если бы он был писателем, а не живописцем, то, как я подозреваю, писал бы скорее прозу, чем стихи. В этой сдержанной, вдумчивой, несколько горделивой живописи есть какоето печальное величие. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Сочинял ли он картины по вдохновению или прямо копировал натуру. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Па переднем плане — поваленный ствол дерева.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Рейсдаль не выказывает никакой живости ума. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной.
Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Романтический дух в творчестве Рейсдаля теперь переходит в идиллический. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Хотя Рейсдаль и не уступает никому в мастерстве моделировки, когда пишет растения и воздушные пространства, он все же не сталкивается с теми исключительными трудностями, как Терборх и Метсю, когда они моделируют человеческое тело. Доведя до высшей напряженности контрасты света и теней, массы ближнего здания и обширности равнинного воздушного пространства, Рейсдаль придает типично-голландскому ландшафту патетически-монументальный характер («Ветряная мельница на Рейне» и «Зимний ландшафт» в музее Амстердама). До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Определите силу тона земли – она огромна.
В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Краешек теряющегося вдали горизонта — очень легкий и очень прочный, очень бледный и очень отчетливый над ним поднимается белый парус лодки, плоский, не раздуваемый ветром, написанный в нежных изысканных валерах. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии.
Эрмитаж), в котором сочетание слегка затененного переднего плана и тающего в яркой дымке далекого водного горизонта создают впечатление необъятной воздушной глубины. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Тяжелые серые облака поднимаются прямо от свай до верха полотна. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. В нескольких словах вот что изображено. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
галерея), Башня у проезжей дороги (Мюнхен, Старая пинакотека). Писал пейзажи и натюрморты.
Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. В нем мало блеска, он не всегда приятен и в своих основных элементах не особенно изыскан. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме.
Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
Это вид местности недалеко от Амстердама. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Он заключает все это в своем уме, так же как в четырех углах своего холста.
У Исака Остаде чересчур много рыжей краски и ничтожное небо. Биография Якоба ван Рейсдала, одного из лучших голландских пейзажистов, до сих пор остается загадкой для исследователей.
Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Но и эти картины не изменили положения художника.
Величавый извечный покой уединенного замкнутого мира царит под густым навесом листвы, среди вековых стволов, над неподвижной ряской «Болота» (знаменитой картины Рейсдаля в Эрмитаже). Наконец, пользуясь выражением, понятным каждому живописцу, она так остроумно обрезана рамой и так хорошо «выглядит в золоте», что висящий в двух шагах от нее маленький «Куст» Рейсдаля казался мне желтоватым, ватным, несколько безличным. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Эрмитаж), Речной пейзаж близ Харвена (Гаага, Маурицхейс), Паром (1657, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), Вид на Девентер (1657, Лондон, Нац. В молодости Рейсдал довольно много путешествовал в поисках натуры – не отъезжая, впрочем, от родного Харлема дальше, чем на сто миль.
Его картины оценивались довольно высоко. Теперь известно не менее 670 дошедших до нас картин Рейсдаля (из них в Эрмитаже 17), 90 рисунков и 12 офортов из которых некоторые существуют только в одном или двух оттисках.
Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Даже Кейп, такой сильный и здоровый и тот заметно теряет от этого сурового соседства. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. музей изобразительных искусств им. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет.
Внешние качества его работы достаточно хорошо показывают обычный строй его ума. Это большая квадратная картина, степенная (говоря о Рейсдале, можно не бояться таких слов) и поразительно звучная в самом низком регистре. Сочинял ли он картины по вдохновению или прямо копировал натуру. На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом.
В композиции преобладают стихийные силы. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Будет ли небо золотистым, как у Кейпа, серебристым, как у ван де Вельде или Саломона Рейсдаля, в сероватых хлопьях, расплывающихся в легких испарениях, как у Исака Остаде, ван Гойена или Вейнантса, — оно образует в картине провал, редко сохраняет общее присущее ему соотношение валеров и почти никогда не находится в хорошо рассчитанном соответствии с золотом рамы.
Зимний день. Как ни ценны его пенящаяся вода, бегущее облако, обросшее кустами дерево, волнуемое ветром, низвергающийся между скалами водопад, – все это, если учесть сложность целей, обилие и тонкость проблем, уступает в точности решений «Галантному солдату» Терборха, «Визиту» Метсю, «Голландскому интерьеру» Питера де Хоха, «Семье» и «Школе» Остаде в Лувре и чудесным картинам Метсю в амстердамском музее ван дер Хопа.
Родился в Гарлеме. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Искусство Саломона Рейсдаля и Яна ван Гойена формировалось в художественной среде Гарлема.
Все эти вопросы остаются без ответа, а между тем потомство очень интересуется ими. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады.
Картина прочно опирается в четырех углах на переливающиеся желобки рамы. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). У Исака Остаде чересчур много рыжей краски и ничтожное небо.
Уголок реки, вероятно, Мааса. Какова же была его жизнь до этого. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно. Он заключает все это в своем уме, так же как в четырех углах своего холста.
Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Он сразу же вступил на путь исканий. Попытайтесь определить валеры неба — оно поразит вас крайней светлотой своей основы. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Дала ли ему судьба случай любить чтолибо другое, кроме облаков. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции.
Приблизительно в 1670 году он переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свеертса, торговца картинами и книгами. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию.
Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.