На картине Ильи Репина Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану название шедевра говорит обо всей сути картины, потому что казаки на картине действительно пишут письмо турецкому султану. «запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского художника Ильи Репина. Само историческое письмо запорожцев султану так и не сохранилось, правда была найдена в 18 веке копия этого письма, которую потом передали историку Яворницкому, от которого Репин и узнал об этом историческом эпизоде, побудивший художника к написанию картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Картина Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского1 художника Ильи Репина. Многие из нас видели картину великого русского художника Илья Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он был в таких случаях крайне решителен. В общем, генерал, как и И. Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра., более чем в других своих исторических полотнах, заботился о сборе материалов, стремился к верности обстановки, костюмов и аксессуаров. Первый, что был написан в 1891 году и сейчас сохраняется в Государственном Русском музее, второй – немного не завершенный (датируется 1893 годом), ныне находится в Харьковском художественном музее.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Среди его учеников, .
Среди его учеников, . Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
К ним относится и законченное в 1891 году монументальное полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)». Бруни и Т. А. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
стремится к экспрессии и достигает замечательных результатов. Но на другой день, как только мы оправились, я увидел, что Валентин уже компонует характерную сцену из жизни запорожцев. Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг.
Картина имеет два варианта. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. Основные персонажи (писарь, казак в центре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принято называть Тарасом Бульбой, казак без рубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь в детали одежды, сумки, расположение бандуры. Эскиз. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он им неинтересен.
Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». В контексте русской культуры обращение к этой теме также неслучайно. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Колоритные строки запорожского послания и вдохновили Репина на создание картины.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896) принадлежит к периоду расцвета творческой деятельности гениального мастера. Он стал более похож на художника Мартыновича, чем на петербургской картине.
Копия была сделана в XVIII веке. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цвете и в околичностях. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И одна из вершин в творчестве великого русского художника.
Эту привязанность можно условно разделить на следующие этапы: детские и юношеские впечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей и этнографией – во время обучения в Академии в Петербурге (1864-1871), знакомство с повестями Н. Гоголя в Париже во время пенсионерского пребывания за границей (1873-1876). Картина всем знакома с детства. Рисовать начал очень рано. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках.
Любимыми местами детских забав Репина и его ровесников стал лис, который раскинулся на склонах Донца. Здесь Репин использовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. Среди его учеников, . Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Мурашко первым оценил композиционное преимущество второго полотна, созданного на основе эскиза 1879 года (Государственная Третьяковская галерея), отличавшегося жанровостью и экспрессией. Репин подарил его Яворницкому.
Вариант. Личность, надо сказать, уникальная. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). но Репин видел его таким. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Его проще всего узнать и смеется он от души. Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины – это-то есть. 1889 – 1896Холст, масло, 174 x 265Харьковский художественный музей шире, многолюднее и пространственней композиции первого эскиза, но уступает в этом отношении второму, который, таким образом, фиксирует изменения, происшедшие в понимании сцены у художника во время работы над первым вариантом. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое.
Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Над картиной Репин работал около 13 лет.
чего только тут не было.
Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице. Вся композиция приобретает компактность.
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Он сообщал Званцевой, уже заканчивая картину: «Работал над общей гармонией картины. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Жил Репин в период 1844 – 1930 годов. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник.
Идея его создания принадлежит администрации города. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике.
Среди его учеников, . Среди его учеников, . Эта поездка дала необходимый историко-документальный и натурный материал, который вышел за рамки сугубо утилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразием тематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. 1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. Вариант. Но своей пестротой они соответствуют общему настроению веселья, буйному проявлению силы жизни в этой народной, «хоровой», по выражению Стасова, картине. В Краснодаре на пересечении ул. Необходимо лишь уметь прочитать картину, а для этого нужно знать секреты живописи. В работе над «Запорожцами» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Оставил большое эпистолярное наследие. Холст, масло. Вся своя жизнь воевал, ходил на чайках по Черному морю. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Это не просто голытьба, пирующая, гуляющая, а члены «рыцарского народного ордена», каким считал запорожцев Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Существует два варианта произведения. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.
Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичныйбурсак, подстриженный подмакитру (под горшок) и не успевший еще отрастить усов — художникПорфирий Демьянович Мартынович. На первом эскизе картины Репин сделала надпись Запорожцы пишут ответ Султану Мехмеду IV. Среди его учеников, . Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска.
Какой это труд. Атмосферой полотна стали удаль, смех, отвага и уверенность – главные качества запорожцев. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского.
Среди его учеников, . если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины.
Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. теперь изображает ее в большом пространстве. Сначала он расписывал сундуку и писанки. После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей.
Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Это Георгий Петрович Алексеев. Глаза горят огнем мести врагам. Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться.
Среди его учеников, . Еще из детских лет Репин познакомился с бытом Украины, ее песней искусством. Совпадает этот маршрут и с поездкой историка Н. Костомарова в 1873 году по местам бывших запорожских сечей, которую он осуществил незадолго до поездки самого Репина и ярко описал в своей «Автобиографии». Работаю иногда просто до упаду.
Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Казаки дружно собрались вокруг стола и сочиняют свой ответ султану. В связи с этим, вероятно и возникает второй эскиз. приходилось порой приносить большие жертвы.
А он вдруг под наплывом новых впечатлений начал на новом холсте и вышло две картины. Каждое новое слово письма вызывает безудержный смех казаков. – писал Репин А. С. Суворину. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Гиляровский.
Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Это – атаман Иван Сирко. По словам художника, в Украине у каждого дьячка был список этого знаменитого письма.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он висит в Третьяковской галерее. Наконец, в полотнеЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. – Какой это труд. Прототипом его оказался профессор Петербургской консерваторииАлександр Иванович Рубец. В другом письме: «. Вариант.
Творческая история самой картины не совсем выяснена. Они считают, что автор многое испортил, когда ввёл в действие героя, стоящего спиной в правой части композиции. Известно, как много работал Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка.
203 х 358 см1880-е годы в творчестве Репина отмечены высочайшими достижениями. Художник подмечает события жизни, наблюдает долго, терпеливо и, враз – наступает выдающийся миг, когда художник говорит:Мгновение, остановись. Они начинают более окружать стол. Идея его создания принадлежит администрации города. С полной мощью проявился в этом произведении талант живописца. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Радуясь удачному острому словцу, они смеются над кичливым султаном.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Эта картина является самым известным живописным произведением с изображением запорожских казаков.
Казаки ответили могущественному монарху так, что это оскорбление можно смыть только кровью. Атмосфера в картине наполнена весельем и позитивом. Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея. Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. В нем словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости.
Среди его учеников, . Фигуры изображаются поясными. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак.
Многие современники Репина, наблюдавшие процесс создания этого полотна, были недовольны его окончанием. сделал лицо более характерное: глаз он вдвинул глубже и улыбку сделал хитрее» (речь идет об образе Ивана Сирко). Здесь он являет собой образ казака Голоты.
Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Но таково было решение художника, этим серым пятном он решил уравновесить общую композицию.
Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. На картину попал не только В. В. Тарновский, но и его кучер, Никишка. Очень устаю». В Краснодаре на пересечении ул. Зная азбуку живописи, можно стать собеседником художника.
Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. Посмотрите на репродукцию картины Запорожцы. 1889 – 1896Холст, масло, 174 x 265Харьковский художественный музей вариант. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И Яворницкий и Мурашко пишут об одновременной работе над двумя вариантами – петербургским и харьковским, называя их «двумя большими картинами на одну тему».
Это открытый вызов заведомо более сильному врагу, который имел неосмотрительную глупость предложить свободолюбивым людям своё феодальное покровительство. Эскиз этот дорабатывался и не раз прописывался и частично изменялся в течение всех 80-х годов в процессе работы над картиной. Был переработан и перемещен на второй план справа бурсак. Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Основные персонажи получают здесь тот вид, который сохранят затем в основной картине, как и общую свою группировку вокруг стола. Неффа (1864-1871). Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. Шевченко в 1843 году (места бывшей Запорожской Сечи, Качановка на Черниговщине, Киев), стала и для художника своеобразным паломничеством к национальным святыням украинского народа, знакомством и общением с украинской интеллигенцией. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом.
Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Люди вполне понимают цену своей шутки. 1880-1891.
Это происходило в действительности. Басина, Ф. А. Кстати родился он в Варшаве и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам. А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитораМихаила Ивановича Глинки. У художника также своя азбука, свои слоги из которых совершается картина.
– Чего только тут не было. Крамского, в Академии художеств у П. В. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.
Картину свою на прежнем холсте, говорил, совсем вот-вот должен был кончить. принимается писать новую картину на тот же сюжет. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. Из жанровой картины возникает большое полотно исторической живописи. затем сделал ее вариант для П. М. Третьякова. более или менее заканчивает в 1893 году ее ранний вариант. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника.
Начало работы над картиной дало возможность осуществить давнюю мечту художника – путешествие по Украине и Днепру, посещение Киева. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. А также помогли эскизы портретов казаков, которые художник сделал, путешествуя Украиной. Написаны они очень выразительно и дерзко.
Об этом картина. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Всю свою жизнь Сирко воевал и в течение восьми лет возглавлял запорожское войско. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий. Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский.
На каких персонажей мы сразу обращаем внимание. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве.
Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях., как и раньше в картинах с индивидуальными историческими героями, дает по сути дела психологическое решение. некоторое время работает над обоими полотнами. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Репин подарил его Яворницкому.
Идея его создания принадлежит администрации города. На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент. В Краснодаре на пересечении ул. На пересечении ул.
Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Первое документальное упоминание о полотне датировано 26 июля 1878 года.
Среди его учеников, . Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Выразительно изображен писарь и казак, который стоит позади его. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни.
К ним относится и законченное в 1891 году монументальное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана.
Киевский искусствовед Ю. Беличко предлагает другую точку зрения – заимствование у И. Крамского эмоционально-психологического, а частично и композиционного замысла его незаконченной картины «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»). Совет искусствоведа М. В. 1880 – 1891Холст, масло, 71, 8x58, 5Государственный Русский музей картины, попавший в Русский музей. В ответ султан получил насмешливое и дерзкое послание. Я его представлял немного иначе. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет.
Если приглядеться на каждого запорожца, то нет ни одного грустного и мрачного человека, почти каждый не может сдержать свой смех. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. По казацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться до пояса. Это делалось для того, чтобы некуда было спрятать карты. Скорее всего, полуголого казака написание письма так заинтересовало, что он оставил игру в карты и даже забыл одеться. Рубца. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Об этом же свидетельствует и первый карандашный рисунок на эту тему – его блестящее, как для первого опыта историческое, этнографическое, антропологическое, типологическое содержание.
Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга. Так, художник изображает лишь один миг, но какой. Среди его учеников, .
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. Они закрывают прорыв в глубину, сохраняя вместе с тем ощущение большого пространства.
Среди его учеников, . Это был типичный запорожец, мужественный, упорный имел прекрасное чувство юмора.
Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художникНиколай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Красной и Горького по мотивам картины установлен памятник. Для того чтобы мы могли видеть это ставшее хрестоматийным произведение, автору пришлось проделать титанический труд.
Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Любовь к музыке победила. Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье). Современники называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, написанное в 1880 году, атласом смеха или симфонией человеческого хохота, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному.
Согласно преданию, в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное требование с повелением немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар).
Композиция харьковского вариантаЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так, например, Серко написан с генерала М. И. «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Запорожцы» И. Репина – наиболее известные произведения, отображающие этот период украинской истории. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
Харьковские «Запорожцы» были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористической гамме. В 1676 году казаки под предводительством Ивана Сирка напали на Крым, который был завоеван турецким султаном и вывели пленных в количестве семи тысяч человек. Среди его учеников, . Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.