Когда Суриков писал свое «Утро стрелецкой казни», Репин вместе с ним выходил «на охоту за типами» для этой картины. Дороже всего Репину были ранние часы ибо высший творческий подъем бывал у него всегда по утрам. Дороже всего Репину были ранние часы ибо высший творческий подъем бывал у него всегда по утрам. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступавшим его в мастерской. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.
Через много лет Репин писал мне в письме от 28 февраля 1927 года: «Да, о Столыпине: ведь действительно я не виноват в фоне, в министерстве внутренних дел были красные стены, я все писал добросовестно с натуры и удивлялся тогда, что они не забраковали фона — «на вулкане».
Она свято верила во все свои новшества и первая становилась их жертвой. Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца — писалась мною все лето в Здравневе, забыл, в котором году. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Ни одно не осталось безответным. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он» В. В. Стасов.
Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. В сущности и Репин до шестидесяти лет почти не сдавал, если не считать единичных случаев. Ибо существование вне мастерской, вне работы казалось ему абсолютно бесцельным. Алчно глотал: и тон неба и — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и, как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой. Беседа шла исключительно о способах реставрации картины.
Желтый цвет стен гармонично сочетается с зелеными листьями. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий, не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. – Что же это такое.
Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма.
Уже по тому изумлению, с которым он встречал меня в позднейшие годы, всякий раз, когда я приходил возвращать ему долг (а я выплачивал свой, долг по частям), можно было видеть, что, покупая мне дачу, он и не ждал возвращения затраченных денег. В манере письма нет ничего от ложно понятого импрессионизма, кладка деликатная и мягкая. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу».
Все это время он держался со мной и моими домашними до такой степени просто и дружественно и мы так привыкли к нему, что мало-помалу совсем перестали ощущать его исторической личностью и он сделался для нас «Ильей Ефимычем», желанным гостем, любимым соседом. Еще в молодости Репин с презрением писал Стасову о «затхлых рутинерах», которые ценят великих мастеров только за их виртуозность. Тут и пришел на помощь Савицкий. Механическая повреждения абсолютно уничтожены, от них не осталось и следа.
Борис Садовской, ненавидя и тех и других, выступил против них со своим «Самоваром». Но если уж ее желают оставить в Третьяковской галерее, то пусть ее поставят в отдельную комнату и напишут: «Вход только для взрослых». Мама Вера озверев от криков сына и мужа вторично ударила дядю Пети гладильной доской. По рисунку вещь слаба (особенно плохо нарисованы руки), живопись хаотична, насколько можно судить по фотографии, так как оригинала как этого, так и остальных трех портретов мне не пришлось видеть. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. Он томился без них, как голодный без хлеба.
Самое лучшее, что можно сказать о ней: она часто не похожа на свои брошюры и памфлеты. В 1910 году — «Интимные страницы». Удары были так сильны, что нож вонзился в перекладину подрамника. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Репин попросил слова. Над балконом висит горшок с цветами, листья которого спускаются вниз по стенам.
Работа мастеров. В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. Живет он по старому завету и держит свою семью в большой строгости, стесняя ее в денежных средствах.
Самое количество этих картин поражает своей колоссальностью. «Часы утра — лучшие часы моей жизни», — говорит он в замечательном письме к Владимиру Васильевичу Стасову, поэтически прославляя то счастье (и то страдание), которое дает ему живопись. «. Но и это не повлияло на Репина и, хотя он очень любил переделывать свои композиции, дополнять их исправлять, «кочевряжить», в этой картине он не изменил ни единой черты, так как и здесь, как везде, следовал собственному своему убеждению, даже наперекор самым авторитетным ценителям.
Хоть бы что-нибудь для сносного финала удалось сделать. Репин специально приехал из Куоккалы, чтобы восстановить картину. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное.
Всякий раз, когда Илья Ефимович спрашивал ее, устала ли она, она отрывисто и хриповато отвечала: «Нисколько. » Короленко тоже был превосходным «натурщиком». Лучшая из известных нам — «Лето». Кроме общедоступной большой мастерской, занимавшей весь второй этаж его «Пенатов», была еще одна мастерская, «секретная» и, проработав пять или шесть часов кряду в одной, он шел без всякой передышки в другую, к новым, «засекреченным» холстам.
– страница оборвана. Картина была перенесена на новый холст и натянута на специально заказанный подрамок со щитами. Но сегодня на этой скамейке он увидел троих незнакомцев, очень нарядных и важных. Алчно глотал: и тон неба, — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой. Конечно, я не предвидел тогда, что этих «пенок» искусства окажется такое количество. На предыдущих страницах не раз упоминается имя второй жены Репина — Натальи Борисовны, которая в то время, когда я познакомился с ним, занимала в «Пенатах» очень заметное место. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено».
Помню, он привел меня как-то в вегетарианскую столовку (в Петербурге, за Казанским собором). «Святое недовольство» собою далеко не всегда угнетало его вообще он был человек очень сложный, в нем легко уживались противоречивые качества и наряду с приступами мучительного неверия в свое дарование, наряду с этой упорной и раз навсегда усвоенной скромностью было в Репине где-то под спудом иное — глубоко затаенное гордое чувство ибо не мог же он — наедине с собою, так сказать, в тайнике души — не сознавать всей огромности той исторической роли, которая сыграна им в русском национальном искусстве. Близорукие.
Сумасшедшего сейчас же задержали и отвели в контору галереи до прибытия полиции. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Молодой Балашов служил в магазине Вострякова, торгующего старыми картинами и киотами. Волошинову картина Репина не по душе он находит, что самые потоки крови на ней неестественны и напоминает, что проф.
Импрессионизм он также истолковывал по-своему, взяв от него только более светлые отношения, холодную, серебристую гамму и, главным образом, внешний прием работы, будто бы импрессионистическими длинными мазками, приведший к той анархической трепанной манере, которую мы увидим вскоре в целом ряде его произведений. Этот «простонародный», беспощадно правдивый реализм был до такой степени свойствен ему, что проявлялся в нем даже вопреки его Первоначальным намерениям. Богословский работает со своим помощником. Лицо голубого мишки выражает какую-то ироничную издёвку над предыдущими поколениями. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. (словно под музыку. ) — по залам Третьяковской галереи, среди своих прославленных картин, а за ним в отдалении шла толпа почитателей — Иван Алексеевич Бунин, Муромцева, Шаляпин, Ермаков и другие, - и походка у него была очень уверенная, непохожая на его обычную поступь и видно было, что он ощущает себя триумфатором, так что, надень кто-нибудь в эту минуту на его кудри лавровый венок, это никому не показалось бы странным.
Остались лишь пробелы на тех местах, где краска от силы удара отвалилась. Исполняющий обязанности попечителя Третьяковской галереи И. С. Остроухов, только-что возвратившийся из Петербурга, где он виделся с И. Е. Репиным, сообщает, что И. Е. но. Этим профессиональным приемом он почти всегда достигал цели: человек выпрямлялся, глаза у него переставали тускнеть.
В тот день его картины и портреты были развешаны в Третьяковской галерее по-новому, в непривычных для него сочетаниях и он разглядывал их новыми глазами, словно знакомился с ними впервые и видно было, что они ему по сердцу. Борис Садовской в то время предстал перед Репиным как автор сборника стихов «Самовар».
Видят кровь, но не видят, как на лице Иоанна Грозного с ужасом смешана, любовь к убитому сыну, не видят слезинки на глазах царевича, которая говорит о прощении и о примирении. В числе присутствовавших находился и И. Е. Репин. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. Первая находится в собрании одного врача в Хельсинки и очень близко напоминает по системе кладки «Солоху» того же 1926 г., ранее находившуюся в собрании В. И. Павлова вторая, 1927 г., осталась у В. И. Репиной.
В этой комнате интересные окна, они оформлены в виде арки. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра. Речь Репина была покрыта частью аплодисментами, частью свистками.
Правда, Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству. В конторе он все время сидел в крайне подавленном состоянии духа, неоднократно повторяя: «Господи, что я сделал» и закрывал лицо руками. Немедленно в галерею прибыл попечитель ее И. С. Остроухов, который из осмотра картины убедился в возможности реставрации, благодаря тому, что разрезы продольные. Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Репин с минуту стоит как окаменевший. И искусство я люблю.
Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он». Там же по соседству ещё Чуковский жил летом. Только этим я и могу объяснить, что начиная с зимы 1908 — 1909 года он стал все чаще и чаще бывать у меня (вместе со своей женою Натальей Борисовной) и нередко проводил на моей маленькой даче все свои воскресные досуги.
«Вера меня так обрадовала известием, что вы живы и читаете лекции. 132). Ведь «кроткою улыбкой увяданья» у этой женщины светит не только лицо такая же улыбка сказалась и в том, как она держит свои безвольные руки и как обвисли волосы у нее за спиной. Здесь Репин любил читать письма. У меня в это время сидели режиссер Н. Н. Евреинов и художник Юрий Анненков. «О.
Как и всякий труженик, Репин умел отдыхать. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Но что было ему делать, если ко второму сеансу, уже через две недели, оно расплывалось, дробилось, теряло свою остроту и вытеснялось другими. И с тех пор всякий раз, когда попадается мне на глаза страница «Чукоккалы», где Репиным нарисована при помощи спички подбоченившаяся, веселая, кудрявая девушка, уходящая добровольно на фронт, я вспоминаю и ту всеми забытую женщину, которая с таким искренним ужасом смотрела на этот портрет. Его невероятная скромность, его простота сказывались тогда на каждом шагу.
P. S. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала. Репин макал этот окурок в чернильницу и пользовался им, словно кистью. Лицо у него было неподвижное, мертвенно-бледное, выражавшее какую-то напряженную думу. Вчера утром (18 (31).
Ушла не я, а принадлежность «Пенатов». Комната наполнилась свежим чистым теплым воздухом. Для «Зимы» позировала Стенина. Художник Юрий Анненков, коренной обитатель Куоккалы, примостился у него за спиной и зарисовал его — очень похоже. При попытке нанести картине четвертый удар, Шейко схватил Балашова. Репин жил в Куоккале и зимою и летом, так что всю долгую финскую зиму его «Пенаты» 1 оставались вдали от какого бы то ни было культурного общества, от литературы, науки и музыки.
Помню только, что она объявила себя поклонницей футуристической живописи и что вместо юбки были на ней шаровары, для ношения которых в то время «девушке из хорошего дома» нужна была незаурядная смелость. Реставрация потребует, по всей вероятности, 3 – 4 недель кропотливой работы. Г. Кроме этого произведения, в Советский Союз попали, помимо собрания в «Пенатах», еще прекрасный акварельный портрет М. Я. Хлопушиной, принадлежащий В. И. Павлову и портрет жены шоколадного фабриканта Шувалова, писанный в 1920 г. Наряду с хорошо написанной головой, в нем не удались руки, прикрепляющие к груди розу, особенно кисть правой руки.
Как не радоваться. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы.
Купивший ее П. М. И. С. Изумилась она, когда его узнала. Открылась в Петербурге выставка «левых» иностранных художников под названием «Салон Издебского». Многим, поверхностно знавшим художника, чудились здесь рисовка игра.
Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). Двадцать лет он мучился над нею, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — и чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной. К немалому моему изумлению, все трое были совсем одинаковы.
Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «Университетами Репина». Репин ответил, что раз ему свистят, то он продолжать своей речи но будет. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. Много раз я слышал от него, что, когда он писал «Дочь Иаира», он просил своего брата играть ему целыми часами на флейте и, по его выражению, флейта была в полной гармонии с композицией и колоритом этой ранней картины. Казалось, он мучительно силится вспомнить что-то безнадежно забытое.
В национальной галерее «Атенеум» он провел целый день с утра до вечера и кому же из посетителей, чинно бродивших по залам, могло прийти в голову, что этот экспансивный старик, восторженно жестикулирующий перед каким-то малозаметным холстом, — один из самых замечательных мастеров русской живописи. Мы только что видели немало примеров того, что эта «титаническая гордость» была у него действительно «тайной», глубоко запрятанной и только в особых случаях, как теперь в Третьяковке, становилась на мгновение явной. Вот как это описывали российские газеты 1913 года. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Ибо существование вне мастерской, вне работы казалось ему абсолютно бесцельным. Но когда «ангельски добрая личность» сама увидала портрет, она обиделась чуть не до слез.
Картина эта — «Казнь Чернышевского». Бела Горская — певица. Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох какая вышла банальщина. » Он действовал окурком как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу.
Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовою завесою пыли, там нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины. «Если Вы возвратились из Вашего веселого путешествия в Хельсинки то не удосужитесь ли в понедельник 2 августа ко мне попозировать (очень необходимо: думаю, будет последний сеанс) Отныне, то есть после Вашего затянувшегося портрета, я намереваюсь взять другую методу: писать только один сеанс — как выйдет, так и баста, а то все в разном настроении: затягивается и теряется свежесть и живописи впечатление первое от лица. К красоте формы он был необыкновенно чувствителен. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.
Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Ироничная скорбь жертвы смешанная со страхом и всепоглащающая злость и обида преследователя (или он жертва. ).
Особенно ценил он «Что делать. » и знал оттуда несколько страниц наизусть, главным образом «Третий сон Веры Павловны». Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Да и в прочих ее писаниях чувствуется что-то не совсем безнадежное. Так, если посчастливится писать с Короленко, — один сеанс, с Ре-Ми — также. О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый» разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой. То была поистине его лебединая песнь.
Сколько бы они ни прикрывались «чистым искусством» видны ясно из-под этих драпировок их крысьи лапы и слышна вонь их присутствия»29. В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с Пенатами (а их размолвки длились порой годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой.
Но встречи ждать долго, а мысли нахлынули. Она стучала в окошечко, оно открывалось на миг и моментально захлопывалось. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). В то же лето у того же колодца он чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Это вовсе не значит, что в оценке картин он руководствовался лишь их содержанием.
Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Когда, например, ему стало известно, что Стасов резко осудил его картину «Царевна Софья» и что критик считает ошибочным путь, приведший Репина к созданию этой картины, Репин с гневом восстал против его приговора и, обычно такой мягкий, уступчивый, здесь не сделал ни малейшей уступки и не выразил никаких «сокрушений». Те же порядки были заведены у Репиных за столом. Какое изящное визуальное решение имеющее столь глубокий социально-философский подтекст.
Все это было нелепо, но — искренне. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Вегетарианство ее было очень суровое: она не ела яиц, не пила молока. Добродушно улыбаясь, слушать доклад. Не проходило и месяца, как его уже тянуло обратно — к своему родному самовару. Таким я еще никогда не видал его.
Одних только этюдов к «Запорожцам» было у Репина несколько сот и мне чудилось, что в них даже штрих украинский: мягкий, музыкальный, лиричный. «Перечитываю Короленко, - писал он мне на восемьдесят третьем году своей жизни. - Какая гениальная вещь его «Тени». Вот откуда вышел Горький. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. M,, «Искусство», 1952, стр.
Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал несколько лет. Человек образованный интересный лектор, много знаний. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину».
Таковы «За здоровье юбиляра» (1893), «После венца» (1894), «Боярин Романов в заточении» (1895). Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурительной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом — «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом — портрет Сютяева, на шестом — тайно от всех — «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. Он постоянно говорил и писал: «Завтра я приду к вам в Чукоккалу» или «У вас в Чукоккале» и т. д. Около этого времени у Ильи Ефимовича сильно заболела рука и я стал по воскресеньям прятать от него перья и карандаши, чтобы он не утомлял больную руку. И все же этот портрет, по словам репинского биографа, «производит чарующее впечатление В нем есть одна черта, роднящая его с портретами Сурикова, Гаршина, Третьякова — он написан был с тем чувством влюбленности в модель, с каким художник создавал свои лучшие портреты. Два другие пореза идут по правой щеке царя Иоанна.
Репин выслушал его недоверчиво, но после нового обморока был вынужден подчиниться врачу. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны. А сколько материала было изучено Репиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин. До сих пор, несмотря на все усилия, не удается.
тенденциозность, которой нельзя перенести. А начальник станции Бромс (или Брумс), наделенный от природы такой напыщенной важностью, которая присуща лишь тупицам, разговаривал с ним даже чуть-чуть свысока и все это казалось мне очень обидным. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П.
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Путешественников расспрашивал об их путешествиях, хирургов — об их операциях. Для всякого, кто внимательно вчитается в статью Репина «Николай Николаевич Ге», станет ясно, что вся она выражает собою протест против влияния теорий толстовства на творческую деятельность Ге.
Ему не терпится увидеть поскорее, что же такое они принесли. И все Вас вспоминаю. ) Помните лекции. Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач — композицией «Государственного совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками. «Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца — писалась мною все лето в Здравневе, забыл в котором году. Переписка, т. III.
Алчно глотал: и тон неба и — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и, как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой. В них обнаружилась любопытная история. Всю эту снедь приносила ему Александровна, пожилая кухарка.
Вчера с утренним поездом Николаевской жел. Зимняя Куоккала была совсем не похожа на летнюю. Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин.
Лишь слегка изменено перспективноесокращениеудаляющейся набережной. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Тюремное окошечко в двери было вскоре заделано (тем же столяром-латышсм, который сработал для Репина и знаменитый вертящийся стол и подвесную палитру). Фотограф галереи успел сделать снимок. И особенно искусство. Были и крупные неудачи — картины «Иди за мною, Сатано» (1901), «Какой простор» (1903).
Против этой выспренной поэтики символистских заглавий по-своему протестовали тогда футуристы, дававшие своим книгам такие названия, как «Дохлая луна», «Засахаре кры» и пр. Она вошла не одна, а с участковым, который и привел ее. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Судьба его родного поместья сложилась печально. Реставрация картины Репина. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман.
«Будем судить за форму, за художественность, это понятно нам, жрецам, гастрономам всякого рода, до соловьиных языков, голых задов и прочих даров неисчерпаемой богатством природы, но не будем же уже так нагло относиться к проявлениям разума в жизни, ведь это и есть тот святой дух, который нас ведет к чему-то высшему»35. Это самая настоящая пустышка. Я не помню случая, когда бы он уезжал на концерт или в гости без нее. Внешне импрессионистская манера определенно проглядывает и в слабой вещи 1922 г. из цикла «Четыре времени года», как назвал Репин серию из четырех портретов бывавших в «Пенатах» девиц: Н. Ю. Бутлеровой, О. А. Пуни, В. П. Стениной и Е. Э. Деггергорн. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись.
I. Перт». Ребята из A2M тоже, безусловно, не профаны в своём деле. Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Ему оставалось одно: его великое прошлое.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Тут почти не было стен — сплошные окна. Вообще она внесла в его жизнь немало полезных реформ, о которых он нередко упоминал с благодарностью. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен. Испугавшаяся стража соскочила в овраг.
Кольцова, Мих. В этот яркий июльский день, когда, переходя из аллеи в аллею, вдоволь насладившись и белыми китайскими розами и флоксами и зарослями оранжевых лилий, постояв у тихого пруда, на берегу которого вечно играли в индейцев его насупленные внуки Гай и Дий, одетые как девочки (с косичками. ), он приблизился наконец к гордости своего сада — к абиссинскому колодцу из глубины колодца ночью и днем била ледяная вода. А натурализм при изображении ужасного только повторяет несчастные случаи, копируя их.
В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Весь процесс дублирования прошел весьма благоприятно. до полной потери старческих сил» Цит. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Уже наступили сумерки.
304. Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу» и «Водопад» и «На взятие Измаила» и «Цирцею» и «Деву за арфою» и оду «Бог» и многое другое. Считалось, что по-настоящему он работает лишь по утрам, а предвечерние часы проводит в мастерской «просто так» — чистит палитру, готовит холсты и т. д. Летом среди его соседей бывали всегда и писатели и артисты и певцы и художники, но зимою он жил как в пустыне. Трудно назвать более известную работу Шишкина.
Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой великий художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве» По выражению Н. Э. Радлова в книге «От Репина до Бориса Григорьева». «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. — К. Ч. ).
Круглый стол изобретенный ею, был вполне приспособлен для того пестрого общества, которое собиралось по средам в «Пенатах»: за стол этот каждый садился по жребию и тем устранялись возможности местничества. Эта «сосновая шуба» принесла ей простуду, а супы из сена — малокровие. «Есть чудо. Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки домой, несмотря на все протесты и просьбы собравшихся.
пожелал присутствовать при «надругании» над ним. Вошел в аудиторию в сопровождении реставратора Д. Ф. Богословского, художннков И. К. Крайтора и Комаровскаго. Подъемы приходились уже не на картины, а исключительно на портреты. Кроме общедоступной большой мастерской, занимавшей весь второй этаж его Пенатов, была еще одна мастерская, «секретная» и, проработав пять или шесть часов кряду в одной, он шел без всякой передышки в другую, к новым, «засекреченным» холстам.
И, только ближе познакомившись с ним, я увидел, что все его жалобы искренни ибо горькое чувство недовольства собою было связано у него с самим процессом его повседневной работы.
Тюремное окошечко в двери было вскоре заделано (тем же столяром-латышом, который сработал для Репина и знаменитый вертящийся стол и подвесную палитру). дороги приехал из Петербурга в Москву известный художник-реставратор Д. Ф. Богословский, который взял на себя ответственный труд по реставрированию изрезанной А. А. Балашовым знаменитой картины И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын». Вчера же г. Богословский был в Третьяковской галерее и начал подготовительные работы. Звали его Эдя Рубинштейн. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. И все же, если бы я изобразил Репина только таким, я сказал бы о нем большую неправду. Заглавия поэтических сборников отличались тогда либо высокопарной торжественностью: «Золото в лазури», «Будем, как солнце», «Cor ardens», либо тяготели к абстракциям: «Нечаянная радость», «Безбрежность», «Прозрачность». «Какая дивная полоса страданий, — писала мне Наталья Борисовна, - и сколько откровений в ней: когда я переступила порог «Пенатов», я точно провалилась в бездну.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Они нередко бывали в «Пенатах», богатые петербургские жители, владельцы домов и заводов, занимавшиеся коллекционерством картин. В этой «секретной» была очень любопытная дверь, которая сохранялась до 1907 года. В нем, как в художнике, нет пафоса, но только глубокое и искреннее восхищение величаем земли.
Вся прелесть первого наброска исчезла и, сознавая это, Бродский удрученно молчал. Все современное было враждебно ему. В сущности, это была не злая и не глупая женщина. Страстно любил разговоры на литературные и научные темы.
Первыми его словами были: – Где моя картина, где она. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. 2. Он томился без них, как голодный без хлеба.
прибудет в Москву в середине февраля для завершения работ по реставрации. Игровой мир визуализирован под некое плюшевое царство насилия. Писала она также и пьесы. Ей не место в национальной картинной галерее. Производство быстро набирало обороты.
Конечно, он ошибся, полагая, что 2 августа будет последний сеанс. Пятый факт. Считалось, что по-настоящему он работает лишь по утрам, а предвечерние часы проводит в мастерской «просто так» — чистит палитру, готовит холсты и т. д. На самом же деле он тайком, воровски пробирался в «секретную», снова вешал себе на шею палитру и до сумерек отдавал свои силы «Черноморской вольнице» или «Поединку» или «Чудотворной иконе». Это чудо прислал мне Дмитрий Иванович Яворницкий «Две поездки в Запорожскую Сечь Яценка-Зеленского, монаха Полтавского монастыря, в 1750-1751 годах». Сознание это очень редко пробивалось наружу (словно на мгновение спадала завеса. ) и лишь тогда мы могли убедиться, как несокрушима его безграничная вера в себя и в победительную силу своего дарования. Для постановки этих пьес Илья Ефимович приобрел на станции Оллила здание дачного театра — в сущности, обширный деревянный сарай, который Наталья Борисовна назвала «Прометей»88.
Я не подозреваю автора, в том, что он идеть по следам скверных источников. Да, ведь, это же непоправимо, – обращается И. Е. Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня. Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве». Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Некоторое время Репин тщетно старался увлечься тем, что происходило на сцене, но в самый разгар спектакля вдруг схватил Бродского за руку и вывел его из театра. В 1904 году — «Крест материнства», тоже с его иллюстрациями.
Чуть только Репин усадил его в нужную позу, сразу же стал столько рассказывать нам о своей жизни в Румынии, о своей поездке в Америку, о Сибири, о Николае Анненском, о художнике Ярошенко, о Горьком, о Чехове, что все мы слушали его очарованные (нас было четверо, так как рядом с Репиным у другого мольберта примостился его ученик известный художник И. Бродский). Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. Они имеют зигзагообразный вид. Ширина порезов – 1 дюйм.
(Сократ, Олимп, граждане Эллады. ) Удивительно, непостижимо. Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику).
На все обращенные к нему письма (от кого бы то ни было) Репин считал своим долгом ответить, тратя на это по нескольку часов каждый день. Репин прислал телеграмму извещающую, что завтра утром он прибудет в Москву. Когда она восстала, например, против шуб и мехов, составлявших, как она выражалась, «привилегию зажиточных классов», она в самый лютый мороз облеклась в какое-то худое пальтишко, подбитое сосновыми стружками и уверяла, что ей гораздо теплее, чем нам, закутанным в «шкуры зверей»: ведь дают же стружки тепло, когда мы сжигаем их в печке. На камне слева от фигуры Христа подпись и дата: «1922. Но как это трудно. по книге: В. Голубев. Еще одно значительное по размерам произведение доставило Репину много хлопот и неоднократно переписывалось, — групповой портрет выдающихся финских деятелей, попросту именовавшееся им «Финские знаменитости».
Дело это нелегкое, поскольку большая часть произведений, созданных в «Пенатах» в течение этого времени, распылилась по десяткам заграничных музеев и многочисленным частным собраниям. Вообще всякий, кто хоть бегло перелистает его мемуары, увидит, что, кажется, ни один человек не умел так жарко, самозабвенно, неистово восхищаться материей, «физикой» окружающего реального мира. Повесишь эту бумажную импровизацию на стену — и в комнате становится весело. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Все сходятся однако на том, что реставрация вполне возможна.
Самое заглавие этой книги воспринималось в ту пору как бунт. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. И эта радость дала мне идею картины. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно. Исаковского, С. Маршака, Ильфа и Петрова, Осипа Мандельштама, Леонова, Константина Федина.
Таковы портреты И. И. Ясинского, Л. Б. Яворской (оба 1910), этюд для портрета В. В. фон Битнера (1912), портреты Короленко (1912), Бехтерева (1913), С. М. Городецкого с женой (1914), П. В. Самойлова (1915)и ряд эскизов и картин из последних, особенно «Поединок» (1913). Потом начинает метаться перед изуродованным полотном. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения.
Письмо было помечено 7 июня 1925 года. Я указал ему на это обстоятельство и он страшно на меня рассердился, повторяя, что это «ангельски добрая, прекрасная личность» и что я вношу в его портрет этой женщины свою собственную ненависть к ней. Помню то волнение, с которым он читал письма Чернышевского из Сибири к родным, впервые изданные в 1913 году. (Вчера в Политехническом музее. ) В большой аудитории музея собрались «бубновые валеты» :Развенчивать Репина. Гостящий сейчас в Москве И. Е. Ту же манеру мы наблюдаем и в работах последних тринадцати лет в «Пенатах».
Узнав об этой казни, Герцен тогда же с негодованием писал: «Неужели никто из русских художников не нарисует картины, представляющей Чернышевского у позорного столба. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Она стучала в окошечко, оно открывалось на миг и моментально захлопывалось. Я счастлив, что при своей жизни увидел рождения этого шедевра мировой культуры. Я знал эту породу людей.
Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — и чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо. Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурнтельной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом— «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом— портрет Сютаева, на шестом — тайно от всех — «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. И в другом месте снова подчеркивал, что его сугубый реализм составляет в нем, так сказать, «наследственность простонародности», отмечая тем самым демократическую сущность своего реализма. И особенно искусство. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина)4.
Но напрасно мечтал он вернуть ему первозданную свежесть: эта свежесть оказалась, по его выражению, «невозвратной, как молодость». – С. С. (Крити-)куют, не заглядывая в душу его произведения. Был у Репина сосед инженер и была у этого инженера жена, особа замечательно пошлая. Всю эту снедь приносила ему Александровна, пожилая кухарка.
Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Не те силы и не та уже страсть и смелость, чтобы работать с самоотвержением.
На стене у балкона висит горшок с красивым комнатным цветком. Гости не спеша распаковывают привезенные ими покупки. Написала она не много, так как стала писательницей лишь на сороковом году жизни. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств»4. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова.
Зощенко, Сергея Михалкова, Л. Пантелеева, Евгения Шварца и многих других. М. -Л., 1936, стр. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках. Стасов обрушился на картину в печати.
Голова Магдалины писана с Веры, но черты лица значительно утончены и облагорожены. Чтобы избежать юбилейных торжеств, он запер свою мастерскую на ключ и в праздничном светло-сером костюме, с розой в петлице, с траурной лентой на шляпе поднялся по лестнице ко мне в мою комнату и попросил «ради праздника» почитать ему Пушкина. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Это пожалуй интереснее и плодотворнее». Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский.
Когда он писал свою картину «Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе», он для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина» и обширные «Записки» поэта и многотомное собрание его сочинений. 2. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках.
Она читала мне отрывки из своего дневника, посвященные главным образом Репину и его окружению (1903-1909) и я был удивлен ее талантливостью: столько здесь было зоркого и меткого юмора, столько свежей женской наблюдательности. Репин в это самое время сделал несколько набросков на отдельных листках — один с Николая Евреинова, другой с меня (читающего книгу) и с писателя Юлия Волина, который вышел у него необыкновенно похож, не только внешностью, но и самой сутью характера. Дверь массивная, тяжелая, глухая и в ней небольшое окошечко. Репин издали тревожно прислушивался к этому телефонному шуму и когда Наталье Борисовне удалось наконец получить от редакции «Русского слова» подтверждение утренних сведений, тотчас же ушел собираться в дорогу, все такой же внешне спокойный и бодрый. – Нет, я уже сидел, спасибо. Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которою только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке.
На рисунке она сидит подбоченившись, в той залихватской, мальчишеской позе, которая в ту пору была свойственна людям, добровольно уходившим на фронт. Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох, какая вышла банальщина. » Он действовал окурком как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи. 01. 1913 года) прибыл в Москву И. Е. Репин. Но 7 сентября к нам пришла старшая сестра художника Ивана Альбертовича Пуни (я забыл ее имя), она добровольно отправлялась на фронт в качестве сестры милосердия.
Холсты расстилаются у его ног на траве. Когда Балашов бросился к картине, то кроме слов: «Не надо крови», прокричал: «Довольно смертей, довольно крови». Прорисовывает корни поваленной сосны. В этом возрасте уже только инертное творчество.
Несколько раз я бывал с ним в Москве, в Выборге, в Хельсинки, в Ваммельсуу (у Леонида Андреева) и всякий раз он возвращался домой раньше, чем предполагалось вначале. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Холст снят с подрамника и на больших бумажных листах растянут на полу. Пушнин в изображении Репина. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Последний портрет изображающий девушку в профиль на фоне осеннего пейзажа, в позе решимости или отчаяния, со скрещенными руками, Репин называл «Осенью» или «Жанной дАрк». Часы утра, ко я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. Реставрация картины И. Е. Репина.
О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый», разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой. Я позировал ему до самой зимы и кое-что удалось ему в моем портрете исправить. Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «университетами Репина». В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист. — Не шелохнулась, застыла, как статуя».
Издебский, сверкая манишкой, встретил его на лестнице и стал рассыпаться в любезностях и Репин снова кланялся, прижимал руки к сердцу и говорил ему приятные слова. Как звали кудрявую девушку, я, повторяю, забыл. Его щедрость я имел случай испытать на себе.
Скромно занял место на одной из верхних скамей амфитеатра. Я сопровождал его до станции Оллила и оттуда в поезде до Питера. Так, в 1905 г. он пишет в Италии свой лучший портрет Н. Б. Нордман-Северовой, на террасе, на фоне сада в том же году пишет чудесный портрет сына Юрия на снегу к 1910 г. относится неплохой портрет К. И. Чуковского, к 1913 г. —блестящий односеансный портрет М. Т. Соловьева и угольный портрет И. С. Остроухова. Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Его кисть была правдивее его самого. Я позировал ему до самой зимы и кое-что удалось ему в моем портрете исправить.
Эта деталь очень освежает картину. Около стола находится главная героиня – девочка лет десяти, которая грациозно выполняет упражнения утренней зарядки. После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий, не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. Потом кое-где (очень скупо) присоединил к этим пятнам штрихи, сделанные тонким пером. Репин выслушал его недоверчиво, но после нового обморока был вынужден подчиниться врачу. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.
Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. Дмитрия Павловича. В настоящее время в «Чукоккале» 634 страницы, на которых есть рисунки Репина, записи Горького, Маяковского, Шаляпина, Александра Блока, А. Ф. Кони, Леонида Андреева, Алексея Толстого, Валерия Брюсова, Ник. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и "заправил", как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком. Через несколько месяцев И. Е. Рисунок исполнен папиросным окурком. к И. С.
Когда молодой Балашов пришел в Третьяковскую галерею и остановился перед картиной «Боярыня Морозова», он показался подозрительным служащему Шейко, который стал за ним следить. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. В комнате мы видим не застеленную кровать, с которой только встала девочка.
Как до звезды, далеко было им до чудесных небольших картин прежних лет — «Бурлаки идущие вброд», «Дерновая скамья», «Арест пропагандиста». К обоим Ренин относился сочувственно. Радость воскресшего хотелось мне изобразить.
Как известно, в 1864 году царское правительство подвергло Н. Г. Чернышевского оскорбительному обряду «гражданской казни». Эта техническая неряшливость кладки и трепанность мазка бросаются в глаза в большом пейзажном этюде «Пруд в Пенатах», относящемся, если верить по подписи на обороте В. И. и Ю. И. Репиных, к 1918 г. Пейзаж должен изображать уголок пруда в солнечный день, с отражающимися в воде деревьями. Его посещает отец.
Одна полоса неудач относится еще к 90-м годам, когда, увлекаясь затеянной им «выставкой эскизов», он принялся сочинять для нее бесконечную серию картинок на самые разнообразные темы: исторические, религиозные, бытовые, организовав своеобразное соревнование с полусотней учеников своей мастерской. Пришвина, Мих. После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. Показания служителей галереи о подробностях этого дикого поступка достаточно разноречивы, вероятно потому, что все слишком быстро произошло.
Остроухову. Проходят томительные минуты, Наконец И. Е. К нему приезжали от министерства двора уговаривать, чтобы он отказался от своих славословий, так как они оскорбительны для вдовы «солдафона» и для его сына Николая II, но Репин от этого только сильнее распалился и устроил скульптору такое демонстративное чествование, что многие побоялись принять в нем участие.
Даже когда он убегает от вновь нарастающей волны мировой нравственной и идеологической революции (которую символично выражает медведь справа) он спокойно и иронично ухмыляется над стремлениями нового молодого поколения, словно предрекая скорый крах их мечтаний о новом справедливом мире. Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он»43. А требования все выше, а рефлексов все больше». Он образец скромности и правды»14.
Анненков устроился сзади и стал зарисовывать Репина. Незадолго до этого, в том же году, умерла в Швейцарии Наталья Борисовна Нордман и Репин остался в «Пенатах» один. Не смотря на то, что только проснулась, школьница уже аккуратно причесана. Отсюда, мне кажется, та музыкальность, которая присуща его лучшим картинам.
Произведения их так называемой «последней манеры» нас более всего восхищают и изумляют. И писал уже в преклонных годах: «Недавно в письмах Чернышевского мне представился весь действительный ужас заживо погребенного русского гения». А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. А. А. Балашов изрезавший в Третьяковской галерее картину И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», до сих пор еще находится в центральном приемном покое для душевно-больных. И самые даже благородные от природы, совращенные в лагерь Крушеванов людишки навеки будут заклеймены позором в глазах истинных сынов родины. 36. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий.
В канун своего шестидесятилетия он закончил потрясающую серию портретных этюдов для картины «Государственный совет». И по своему мастерству, по своей пластике, по своей выразительности они показались мне гораздо выше самих «Запорожцев», но когда я попробовал заикнуться об этом, Репин сердито нахмурился: он не придавал этим этюдам самостоятельной ценности и видел в них лишь черновые наброски для задуманных им картин. Обе мне известны только по снимкам. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство. Репин выслушал его недоверчиво, но после нового обморока был вынужден подчиниться врачу. «Я не могу, — писал он, — заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства».
На стене висит необычное панно с птицами, двери балкона открыты. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером — о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках. Девочка стройная изящная, спортивная. «Видно, что волевая натура, — говорил о ней Репин.
Но до сих пор никакого судебного дела против преступника не возбуждено. Среди фигурок иногда возникали разноцветные буквы из которых слагались заумные, птичьи слова, звучащие такою же радостью. В толпе он постоянно стушевывался. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Эти «храмы Изиды», «Шехерезады», «Прометеи», «сестрицы», «тамтамы» (так назывался гонг, заменявший в «Пенатах» звонок) и «кооперативные восторги» и «бифштексы из клюквы» до такой степени не гармонировали с простым безыскусственным репинским стилем, что казались каким-то чужеродным наростом на биографии Репина.
я подскакиваю со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю. Сегодня (16 (29). утра один из посетителей галереи, неоднократно ее посещавший изрезал знаменитую картину Репина – «Иоанн Грозный, убивающий своего сына» или как она названа по каталогу – «Иоанн Грозный и сын его Иван». И. Е. Она часто бывала в «Пенатах» и оказывала Репину, его дочери и Наталье Борисовне Нордман много добрососедских услуг, так что Репин чувствовал себя чрезвычайно обязанным ей и решил из благодарности написать ее акварельный портрет.
Ни звука ни от кого». Нет, уж и я склоняюсь в долину лет преклонных. Дверь массивная, тяжелая, глухая и в ней небольшое окошечко. Репин присел к столу и тотчас же принялся за рисование. Но все они были исключениями из подавляющего числа портретных неудач.
Под конец она просто отложила в сторону, для себя, наиболее ценные вещи из-за чего у нее не раз были столкновения с внуками Репина, доходившие до непристойных сцен. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Каждая картина, особенно в последние годы, давалась ему с таким надрывным трудом, он столько раз менял, перекраивал, переиначивал в ней каждый вершок, предъявляя к себе при этом такие невыполнимые требования, что у него и в самом деле выдавались периоды, когда он ненавидел себя за свою «неумелость». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, кем бы я ни восхищался, чем бы ни наслаждался. Хлопают сторонники «валетов», волнуются и кричать их противники. Сплошной хаос. На него надвигались две мировые войны и величайшая в мире революция, а он пытался отгородиться от этого неотвратимого будущего идиллическим своим «Самоваром», стихами своего боготворимого Фета, бисерными кошельками, старинными оборотами стилизованной речи. Не живописность ради живописности, не щегольство удачными мазками, столь привлекательное для эстетствующих любителей живописи, а «суть предмета», «материя как таковая», точное воспроизведение зримого, без всякой похвальбы артистической техникой.
Ах, что за вещь. Несколько раз я бывал с ним в Москве, в Выборге, в Хельсинках, в Ваммельсуу (у Леонида Андреева) и всякий раз он возвращался домой раньше, чем предполагалось вначале. Первый факт. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным».
Одно из самых трогательных лиц был Н. А. Морозов»99. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Он всегда был страшно любопытен ко всяким произведениям искусства. Неправда, что говорят о картине.
Продукция получала призы и награды на выставках. Дядя Петя тщетно пытался пробиться к двери и смешно сучил ногами по полу. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с Пенатами (а их размолвки длились иногда годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Репин перед судом «Бубнового Валета». Сегодня в аудитории Политехнического музея состоялось собрание «Бубнового Валета» по поводу картины Репина «Иоанн Грозный». Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин.
Как мог он так близко подойти к святая святых язычества. Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурительной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом — «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом — портрет Сютяева, на шестом — тайно от всех «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. Вслед за поднявшейся суматохой в зал прибежал другой посетитель, бывший в соседнем зале и на вопрос его: «Что вы сделали. » Балашов опять отвечал: «Довольно крови». Знаменитые среды, которые она завела в его доме, внесли в его жизнь порядок, давая возможность сосредоточенно работать во все прочие дни и не бояться никаких посетителей (ибо к среде приурочивались также и деловые свидания).
Настроение больного чрезвычайно переменчивое. Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Не было бы ничего удивительного, если бы он нюхал табак из «табатерки» Михаила Погодина и оказался приятелем Нестора Кукольника или барона Брамбеуса.
Иванова, Валентина Катаева, Мих. На самом же деле он тайком, воровски пробирался в «секретную», снова вешал себе на шею палитру и до сумерек отдавал свои силы «Черноморской вольнице» или «Поединку» или «Чудотворной иконе». и кисть его над смертными играет. Пером нарисована на этом рисунке сидящая в отдалении женщина. В тринадцатом году — или несколько позже — он купил на мое имя ту летнюю дачу, в которой я жил тогда (наискосок от «Пенатов»), перестроил ее всю, от основания до крыши, чтобы она стала годна для зимы, причем сам приходил наблюдать, как работают плотники и сам руководил их работой. В 1901 году вышла в свет ее повесть «Эта» с иллюстрациями Ильи Ефимовича.
Оказалось, что нож он купил сегодня в магазине Роберта Кенца. Даже Лев Толстой оказался бессилен покорить его своему обаянию. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Избранные сочинения, т. I. Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которой только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке. На допросе Балашов объяснил, что он давно задумал изрезать картину.
Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. M. —Л., «Искусство», 1950, стр. Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох, какая вышла банальщина. » Он действовал окурком, как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи. Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Со своими учениками и вообще с молодыми чувствовал себя на равной ноге, по-товарищески.
Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились иногда годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг. Эта картина уже готова почти»5. Его небезукоризненная грамота екатерининского времени с невероятной живостью рисует Запорожье Уверен, что Вы, как и я (старый дид), будете танцевать от радости от писания Яценка-Зеленского»17.
Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Вчера был особенно серьезный день для работы – «большой день», как выразился художник-реставратор Богословский. После этого случайного знакомства я нередко встречал его то на почте, то в булочной, то в аптеке, то в лавке бакалейных товаров, носившей громкое название «Меркурий».
Конечно, он ошибся, полагая, что 2 августа будет последний сеанс. Перила балкона отбрасывают тень на пол в комнате. Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которою только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке. Беспредельно было его одиночество среди озлобленных и одичалых эмигрантов. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю»1.
После нее он уже никогда не создавал ничего равноценного. Но напрасно мечтал он вернуть ему первозданную свежесть: эта свежесть оказалась, по его выражению, «невозвратной, как молодость». Стоило очутиться в «Пенатах» какому-нибудь астроному, механику, химику — и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал его множеством жадных вопросов и почтительно слушал его ученую речь.
На днях он будет переведен в городскую больницу. В отдельную комнату с надписью: «Вход только для взрослых. » – Прошу несколько слов. Реставрация знаменитой картины И. Е. Репина- – «Иван Грозный и сын его Иван» изуродованной Балашовым, близится к концу.
Опять раздался крик Коли, от которого у всех опять заложила уши. Зато они настигли его в Москве. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». С тем же ложно импрессионистским подходом к натуре трактованы картины «Лезгинка» 1926 г. — девушка в выдуманном псевдокавказском костюме, долженствующая символизировать вихревую грузинскую пляску и «Гопак». Несмотря на мучительные — и такие частые — приступы жгучего недовольства собою, на вечные свои «сокрушения» о мнимых неудачах и провалах, он в тайниках своей личности хранил незыблемую веру в себя и всякий раз, когда враждебные «веяния» подвергали его веру испытаниям, она обнаруживалась во всей своей силе. О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый», разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой.
Тюремное окошечко в двери было вскоре заделано (тем же столяром-латышом, который сработал для Репина и знаменитый вертящийся стол и подвесную палитру). Богословской сообщает, что 22-го января его мастерскую, в Петербурге, посетил И. Е. Репин. При мне академик Бехтерев излагал в «Пенатах» теорию гипнотизма и нужно было видеть, с каким упоением слушал его лекцию Репин. Мне, провинциалу, с детства привыкшему связывать с его именем представление о бессмертных заслугах, было даже странно, что и в аптеке и в булочной его ничем не выделяют из серой массы других покупателей, что говорливый приказчик «Меркурия», отпуская ему свой товар, обращается к нему с теми же бойкими шуточками, что и ко всем остальным и что никто не считает его появления в лавке событием.
16. Я удивлен, поражен и никогда не мог представить себе, откуда у него такие знания греков, - и так универсально. В руках у них были какие-то рулоны, альбомы и папки. Письма связывали его с друзьями, живущими иногда далеко, а иногда и рядом — в Петербурге.
Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «университетами Репина». Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками (при мне он работал не раз то с Еленой Киселевой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким). Гениальная картина великого И. Е. Репина «Иоанн Грозный убивающий своего сына Иоанна», порезанная душевно-больным Балашовым, теперь тщательно реставрируется в особом помещении, отведенном приТретьяковской галерее. Известный реставратор Богословский энергично принялся за починку прорезанных мест в картине. Дядя Петя понял, что ему не сдобровать, кинулся в открытую дверь, но налетел на участкового, который был немалого роста и задержал побег.
Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. И особенно искусство. Считалось, что по-настоящему он работает лишь по утрам, а предвечерние часы проводит в мастерской «просто так» — чистит палитру, готовит холсты и т. д. На самом же деле он тайком, воровски пробирался в «секретную», снова вешал себе на шею палитру и до сумерек отдавал свои силы «Черноморской вольнице» или «Поединку» или «Чудотворной иконе».
Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу» и «Водопад» и «На взятие Измаила» и «Цирцею» и «Деву за арфою» и оду «Бог» и многое другое. Художник протестовал против разбора его картины по косточкам с техни- (ческой стороны. Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовою завесою пыли, здесь нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины. стр. Вс.
Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Слушая «Медного всадника», которого я читал ему вслух, он взял четвертушку бумаги и начал рисовать всех собравшихся. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Он полностью оценил их, особенно Эдуарда Манэ, о чем мне и Д. Н. Кардовскому сам признался, когда мы у него были в 1901 г. в его академической мастерской, в которой он показывал нам только что оконченную картину «Иди за мною, Сатано».
Но, приняв газетную шумиху за славу, она мало-помалу дала волю своему честолюбию, очевидно, неудовлетворенному в юности. На стуле около балкона аккуратно развешена школьная форма. Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве»48.
У меня под руками фотографии еще двух портретов из того же цикла: «Весна» — портрет Бутлеровой, девушка в белой кофточке, на фоне цветущего сада с нотами в руках и «Лето» — портрет Пуни, девушка с букетом цветов в руках. Письма его были большие, на пяти-шести листах. Готова и громадная полированная мраморная доска для нивелировки краев порезов восстановляемой картины. Процесс восстановления холста, грунтовки и «сглаживания» механических повреждений, по отзывам компетентных лиц, займет не менее месяца, после чего в Москву прибудет сам И. Е. Репин для заполнения на своей картине повреждений в живописи. Этот ценитель – Абрам Балашов. Теперь, перебирая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящиеся к этой картине.
Реставрация картины И. Е. Репина. Распахивается дверь из вестибюля ина пороге появляется И. Е. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. Лицо ее сосредоточено, она сконцентрирована на упражнениях. Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны. О чем она говорила, не помню.
кн. При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». Собрание началось вступительным словом Марка Волошинова (Макса Волошина – С. С. ) по поводу картины Репина. Зернов и проф.
Но то была последняя вспышка гения. Трудную задачу «разъяснить» Репина взял на себя Максимилиан Волошин.
Огромный зал был переполнен публикой. И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. А сколько материала было изучено Репиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин.
В детстве он был дефективным и даже грамоте научился с трудом. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Конечно, далеко не каждого, кого он в ту пору писал, приходилось мне «оживлять» разговорами.
Чтение Маяковского, С. Городецкого, Горького, пение Скитальца и др. - в Киоске, а не в Храме Изиды, где читали Тарханов, Леонид Андреев Про «Пенаты» можно сказать: все побывали тут. У него тоже была дача в Куоккале, где он написал свою знаменитую книжку От двух до пяти. Впоследствии он горько сожалел, что его замысел остался неосуществленным. Ленивый, нетрезвый, невежественный, он являл собою полную противоположность отцу.
Его решение по своей смелости было просто дерзким. В 10 час. В ту зиму я жил уже несколько ближе к «Пенатам». После Репина говорили целый ряд других ораторов из «Бубноваго Валета», но речи их были абсолютно неинтересны.
– Сурикова) «Боярыня Морозова». Можно было догадаться по их лицам, что они уже давно поджидают его. Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией.
В. В. Битнер — редактор издатель журнала «Вестник знания». Репин отлично схватил то выражение бравады и вызова, которое было свойственно ей. Кругом все умерло. Увидел его там один из моих знакомых студентов. Выпишите скорее эту брошюру Это такой шедевр литературного искусства. Все порезы вертикальные и параллельны между собой.
«Экзотическое» настроение долго не пропадает. Давайте посмотрим, что ее окружает. Рецепту то уж точно. Илья Ефимович торопливо подходит к своим тяжеловесным гостям. Когда он писал свою картину «Пушкин читает Воспоминания в Царском Селе», он для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина» и обширные «Записки» поэта и многотомное Собрание его сочинений.
У колодца стояла скамейка, на которой Репин любил отдыхать под успокоительное журчание фонтана. Вообще его бурная восторженность изумляла меня с первых же дней. В этой «секретной» была очень любопытная дверь, которая сохранялась до 1907 года. Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Ибо только на поверхностный взгляд он казался таким покладистым, уступчивым, мягким.
Пройдя несколько зал, он смотрел картину «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится картина Репина «Иоанн Грозный», вдруг с неистовым криком бросился к картине, перескочил через барьер и шнур, ограждающие картину и со словами: «довольно крови» три раза полоснул картину ножом. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства. Работа по реставрации картины Репина идет усиленным темпом. Эта партия открыто высказывается против всего русского, против всего национального. С артисткой Яворской, например, у меня не было никаких хлопот. Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовой завесой пыли, там нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины.
Григорий Петров — публицист.