Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным.
Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения. Толстой, только недавно лично познакомившийся со Стасовым, заинтересовался его статьей, похвалил ее в письме к Стасову и написал о Репине: «. В 1887 году Репин сделал еще один рисунок – Толстой, сидящий с книгой в так называемом «дедовском кресле». В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.
Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. С. а. толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне). К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне».
«как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Московская жизнь ознаменовалась для Репина знакомством с Львом Николаевичем Толстым.
Рисунки к трактату Толстого Репин делал с натуры, поэтому так ярко и сочно отобразил он в них жизнь московской бедноты. Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы.
И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого.
Бруни и Т. А. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам.
Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Нет. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Играют всегда с большим энтузиазмом, какой встречается только у любителей и часто очень удачно. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. У него самая большая серия портретов писателя. Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Крамского, в Академии художеств у П. В. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. На месте трудно удержаться во время тряски. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Л. Н. Толстого». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Оставил большое эпистолярное наследие. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Выбирая сюжеты для своих портретных этюдов, Репин явно старался откликнуться на те стороны жизни и быта яснополянского графа-мужика, которые были предметом особого внимания всероссийской молвы.
Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. –. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Он погружён в работу и ничего не замечает. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Пастернака, М. С.
что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Крамского и Н. Н. В 1890-е гг. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. «Не молчать перед правдой царицею». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Остен-Сакен, А. А. Я помню, что он хвалил Бурлаков, Проводы новобранцев, Исповедь, Арест, Дуэль, портреты, но он говорил, что Репин не религиозный человек, что у него нет твердых убеждений, что он не знает, что писать и не знает, что хочет выразить своими картинами. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Кустодиевым и И. С.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Выдающийся подбородок. Хочется так же, как молодым.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
–. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Художнику Л. О. Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. и С. А. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике – обобщенный до символа – портрет 1901 года изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.
Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Первый портрет ему самому не понравился.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. И здесь больше подростки-дети.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Толстого, Д. Н. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать.
Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
М. Бунакову. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам.
Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
По ночам же – до 3-х час. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Она ушла из жизни в 1931 году55. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н.
«Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Выбранная художником точка зрения, с низким горизонтом, » возвышая» фигуру, придает ей монументальную значительность.
Выражение победы духа над страстями». Вот я и у лошади. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В комнате сумрак.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Толстой босой» или же «Л. Н. Эта история изложена почти в каждой статье о портретах Крамского, вот таким образом мы не станем повторяться. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. составляют его желанное общество, только с ними он чувствует свое блаженство. » – вспоминает Репин в «Далеком близком».
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Молились, благодарили и уходили не торопясь.
В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Или это бывает литературное чтение — читает, большею частию, сам Л. Н., читает он хорошо: просто, выразительно и необыкновенно завладевает всеобщим вниманием. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
кто может, пусть следует благородному Прометею. Оболенский и др. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. О ней много говорили, хвалили и порицали ее.
Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Игумнова, П. И. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Цвета полотна очень сдержанны. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. С И. Е. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Черткова, М. А. Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить.
старшего сына, кончая двухлетним младенцем. И, знаете ли, это особенная, внутренняя сладость смирения — почти лирическое состояние души, оно возвышает простого человека». Подымать. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Страшно трудно. Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа).
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. «Как Вы умеете во всем видеть суть дела.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. Башилова, С. Н.
Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Надо было только выбить овчину тулупа.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. К 6-ти час. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.
Бирюков, Н. Л. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Кроме того – у них 23 внука.
Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. Толстой стремится заполнить свою жизнь трудом кроме создания романов, он учит детей в основанной им школе, пашет землю, помогая беднейшим крестьянам, учится шить сапоги, сажает деревья, косит траву и т. п. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Они были бы полны снегу. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Салтанова, И. Я.
Куликовым, 1901-03, Русский музей). И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Большой белый зал старого графского дома, увешанный фамильными портретами предков, весь пересекается огромным столом и наполняется во время обеда веселым, громким разговором всех возрастов и всевозможных интересов. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Природа богатейшая. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Надо сказать несколько слов и о графине. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках.
Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Очень много зарисовок ко всем картинам. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Собирательный образ писателя, каким он складывался из многочисленных репинских изображений – от беглых набросков до законченных живописных композиций, – вполне отвечал представлениям о Льве Толстом как о человеке-легенде. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.
Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ».
Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Ге, Л. О.
Неффа (1864-1871). Сухотиной-Толстой. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой.
Как известно, Илью Ефимовича Репина и Льва Николаевича Толстого связывала крепкая дружба, продлившаяся ни одно десятилетие. И. Н. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Выдающийся подбородок. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Только мудрецы всех времен и народов. Принимал участие в выставках общества Мир искусства.
Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репина, Н. Н.
Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. – Главное же то, что во имя этих пустяков я как будто огорчил Репина, которого я так же высоко ценю, как и Вы и сердечно люблю. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. ». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Скоро он был уже близ лошади. Но что поневоле будет так, когда надо же кому-нибудь заботиться о материальной стороне, которая дала бы возможность тому же Л. Н. спокойно работать, без мысли о зарабатывании, мысли, которая неизбежно имела бы дурное влияние на его произведения, так как он пишет медленно и долго и должен иметь спокойствие духа, мочь делать это. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. История создания такова. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие.
«Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». У М. В. Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Мы заезжали в два места.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Нельзя же его надевать со снегом. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью.
Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Мочи не было. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
Какое блаженство. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.
И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Чертков, А. К. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу лошадь с бороной: он запахивал, «разделывал» поле. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Вот тяжесть.
Толстого на отдыхе Репин изобразил лежащим под деревом в лесу, с книгой в руке – обычный отдых Льва Николаевича. Какой художественный и новый мотив. Ге.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Так, например, у меня с П. М.
Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Взрослые как будто стыдились.
Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Репин утверждал жизненную значимость этой легенды, но вместе с тем лишал ее романтического ореола, снимал с нее все условные покровы, стремясь к предельно живому и непосредственному художническому прикосновению к духу и плоти своего героя, к его повседневному бытию. вится, будет работать и пойдет понемногу. Нет. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин вернулся на прежние позиции. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В результате переписки Толстых с В. В. Стасовым, В. Г. Чертковым, И. Е. Репиным и Н. Н. Страховым Л. Н. Толстой разрешил издать в цвете картину Репина: «. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Третьяков»109. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Толстой несколько раз позировал в саду.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Общение с прежними друзьями было только заочным. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Леонид Пастернак много рисовал писателя.
Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Но Крамскому удалось убедить писателя. Портретная галерея, созданная Л. Пастернаком, отличается разнообразием техник: здесь портреты, написанные и пастелью и углем и итальянским карандашом. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Стаховичей. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель. Картина строга и проста. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит».
Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин. Это барельефы и силуэты Ф. П.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
«Не молчать перед правдой царицею». Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Очень известна работа Н. Н. Это часто бывает.
Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. И, действительно, он работал до упаду. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. М. В. Крамского, И. Е.
Гинцбурга, П. П. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Ге. Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни.
Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. И глаза его ярко светятся светом этой победы. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий».
Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
Америка—Франция—Россия. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. Черткова, Ю. И. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель.
Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича.
Его портрет имел большой успех». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Репин и Н. Н. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. Наконец я попросил позволения попробовать попахать. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции.
Наиболее известными из них стали работы И. Н. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике.
Репин страстно любил свое искусство. Репин именно молодец. Здесь кормилось много детей. Отец не был человеком не от мира сего. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
ну и народец же. Басина, Ф. А. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
– 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. – писал Репин Стасову. Ничто земное никогда не было ему чуждо. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Чертовский народ. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Выражение победы духа над страстями».
Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни. Едва-едва прошел линию под гору, – ужасно накривил, а когда пришлось подниматься на взлобок, не мог сделать десяти шагов. Мягко ей стало. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету. Под влиянием Толстого, его невероятным взором, красотой, Репин решается создать портрет Льва Николаевича. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М.
В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Чем же объясняет художник свою неудачу. Что бы я теперь делал в калошах.
Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Толстого. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Весь день поглощена она этим. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
И тут – «куда, куда девалась ее красота. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Работ очень много. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Мы спускались вниз к ручью. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Сидели, стояли не только на полу, на подоконниках, подставках, скамейках, стульях, – даже на комодах и на шкафах кое-как громоздились люди. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше. На первой прогулке он направился по фруктовому саду вверх, повернул направо, выехал через окоп сада на дорогу и круто повернул к лесу, без всякой дороги. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Он и ко Льву Николаевичу относился, как к превосходной и благодарной натуре и каждый раз, когда бывал у нас, рисовал и писал с него.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».