Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Все заняты. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Общение с прежними друзьями было только заочным. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Она ушла из жизни в 1931 году55. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин считал сам эту картину красивой. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Внимание художника тяготит их.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Не доносчик ли. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В его глазах читается печаль, тоска. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Публике картина понравилась. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». О чем эта история.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Пятый факт. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Жил в Италии и Франции (1873–1876). То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко.
Репин дважды подавал прошения об отставке. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Стасов присылает ему все, что он просит. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
2. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Этюд получился превосходный. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Она была закончена только в 1891 году. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Берег Волги. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Глаза ясные и добрые. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В эту минуту в комнату вошел Христос. Третьяков»109.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Рассмотрим "ближний круг". В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Казалось, она спит. Они словно противопоставлены друг другу. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Репин никуда не делся. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Так ли это – судить зрителям.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Возвращается в Россию летом 1876 года. Мне минутами становилось страшно».
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Репин забыл о конкурсе, об Академии. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Л. Н. Толстого».
Центральная группа словно недовольна своей ролью. М. Бунакову. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Америка—Франция—Россия. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Комната небогатой интеллигентной семьи. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. О картине появилось много статей в периодической печати. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. И вот уже перед нами не царь, а отец. художественный музей им.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Работал весь день, не замечая времени. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Первый факт.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Он идет прямо к матери. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. я работал завороженный.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Имя Репина стало широко известным.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Убийство свершилось. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В его взгляде осуждение и тревога.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин встречал их по средам. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. За окном летний день.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Вся центральная часть написана самим Репиным. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется.