Искусствоведы и художники всего мира утверждают, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист. А всё начиналось вот с этого маленького шедевра «Нищая», написанного молодым Репиным во Франции, в небольшом приморском городке Вёль. «нищая» изображающая девочку с рыбацкими сетями в руках, написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль, куда он отправился сразу после окончания Петербуржской академии искусств.
И когда Грабарь, великий историк русского искусства и художник, познакомившийся на тот момент с огромным количеством его работ, увидел «Нищую», он сказал, что это лучшая работа молодого Репина. Этюд «Нищая» искусствоведы всего мира признают лучшей работой молодого Ильи Репина. Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки.
В тринадцатом году — или несколько позже — он купил на мое имя ту летнюю дачу, в которой я жил тогда (наискосок от «Пенатов»), перестроил ее всю, от основания до крыши, чтобы она стала годна для зимы, причем сам приходил наблюдать, как работают плотники и сам руководил их работой. Портрет «Итальянки» написан Репиным в 1870-е годы, в это время художник путешествует за границей в рамках 6-летней пенсионерской поездки и живёт не только во Франции, но и проводит несколько месяцев в Италии. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Всю эту снедь приносила ему Александровна, пожилая кухарка.
Ни звука ни от кого». Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Но 7 сентября к нам пришла старшая сестра художника Ивана Альбертовича Пуни (я забыл ее имя), она добровольно отправлялась на фронт в качестве сестры милосердия. Репин. Ах, что за вещь. Позже, поняв, что реакция матери, жены, детей и стоящей в дверях горничной воспроизведена точно, Репин решил обойтись без дополнительных «разъясняющих фигур» Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. С этих пор картина включалась во все монографии о Репине, часто репродуцировалась.
Пришвина, Мих. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Вот откуда вышел Горький.
Дверь массивная, тяжелая, глухая и в ней небольшое окошечко. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. Я просто презираю эту способность и бьюсь если, то уже, конечно, над другими, более важными вещами Я всегда недоволен, всегда меняю и чаще всего уничтожаю эту вздорную виртуозность кисти, сгоряча нахватанные эффекты и тому подобные неважные вещи, вредящие общему впечатлению»57. Много раз я слышал от него, что, когда он писал «Дочь Иаира», он просил своего брата играть ему целыми часами на флейте и, по его выражению, флейта была в полной гармонии с композицией и колоритом этой ранней картины.
Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. «О. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабеваютhellip Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Так о картине узнали в столице, заинтересовались ею. Стоило очутиться в «Пенатах» какому-нибудь астроному, механику, химику — и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал его множеством жадных вопросов и почтительно слушал его ученую речь. Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «Университетами Репина».
Вс. «Есть чудо. Эти «храмы Изиды», «Шехерезады», «Прометеи», «сестрицы», «тамтамы» (так назывался гонг, заменявший в «Пенатах» звонок) и «кооперативные восторги» и «бифштексы из клюквы» до такой степени не гармонировали с простым безыскусственным репинским стилем, что казались каким-то чужеродным наростом на биографии Репина. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Вскоре на картину началась настоящая охота.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Как и всякий труженик, Репин умел отдыхать. Конечно, я не предвидел тогда, что этих «пенок» искусства окажется такое количество. Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он»43. Ибо только на поверхностный взгляд он казался таким покладистым, уступчивым, мягким.
Как звали кудрявую девушку, я, повторяю, забыл. Самое лучшее, что можно сказать о ней: она часто не похожа на свои брошюры и памфлеты.
Беспредельно было его одиночество среди озлобленных и одичалых эмигрантов. В 1936 году Иркутский художественный музей выпустил каталог собрания, где была указана и «Нищая» Репина. Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки домой, несмотря на все протесты и просьбы собравшихся. А сколько материала было изучено Репиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Многим, поверхностно знавшим художника, чудились здесь рисовка игра. И с тех пор всякий раз, когда попадается мне на глаза страница «Чукоккалы», где Репиным нарисована при помощи спички подбоченившаяся, веселая, кудрявая девушка, уходящая добровольно на фронт, я вспоминаю и ту всеми забытую женщину, которая с таким искренним ужасом смотрела на этот портрет. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Но когда «ангельски добрая личность» сама увидала портрет, она обиделась чуть не до слез. И теперь, когда ее подруга, отправляясь на фронт, стала позировать Репину, дама не на шутку испугалась за ее юную жизнь.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. А в те стариковские годы, когда мне довелось наблюдать его, он был абсолютно бессилен бороться с изменчивостью своих впечатлений и всякий новый сеанс уводил его все дальше и дальше от первоначального замысла, так что, в сущности, каждый написанный им в те годы портрет являлся как бы суммою многих портретов из которых каждый последующий только мешал предыдущему. Тогда, Фатьянов (на тот момент он был директором Иркутского музея), обманом выманил этюд у реставраторов Третьяковки и тайно увёз его обратно в Иркутск.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Вообще его бурная восторженность изумляла меня с первых же дней. После забвения, которое долгие годы скрывало от ценителей искусства эту работу Репина, в 1948 году «нищие» вернулась в лоно большого русского искусства.
Борис Садовской, ненавидя и тех и других, выступил против них со своим «Самоваром». Войдя в номер и устало плюхнувшись на кровать, он, раскинув руки и устремив мечтательный взгляд в потолок, выдохнул: «Да-а-а. » Затем повернул лицо в сторону ошеломленного Стасова (они вместе путешествовали по Италии и снимали один номер) и сказал: «Вы и представить себе не можете, Владимир Васильевич, какую красотищу я наблюдал сегодня. » В доме у Репиных по четвергам собирались известные писатели, художники, артисты. После этого случайного знакомства я нередко встречал его то на почте, то в булочной, то в аптеке, то в лавке бакалейных товаров, носившей громкое название «Меркурий».
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Близорукие. Как известно, в 1864 году царское правительство подвергло Н. Г. Чернышевского оскорбительному обряду «гражданской казни». Этот обличительный холст будет образ для будущих поколений и закрепит шельмование тупых злодеев»23.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Иванова, Валентина Катаева, Мих. Позже его приобрел Сукачёв. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Потом кое-где (очень скупо) присоединил к этим пятнам штрихи, сделанные тонким пером. Конечно, он ошибся, полагая, что 2 августа будет последний сеанс. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»160— «Андрий и панночка» (1890). «Святое недовольство» собою далеко не всегда угнетало его вообще он был человек очень сложный, в нем легко уживались противоречивые качества и наряду с приступами мучительного неверия в свое дарование, наряду с этой упорной и раз навсегда усвоенной скромностью было в Репине где-то под спудом иное — глубоко затаенное гордое чувство ибо не мог же он — наедине с собою, так сказать, в тайнике души — не сознавать всей огромности той исторической роли, которая сыграна им в русском национальном искусстве. Все современное было враждебно ему.
Это пожалуй интереснее и плодотворнее». В 1910 году — «Интимные страницы».
Я не помню случая, когда бы он уезжал на концерт или в гости без нее. В 1876 за картину «Садко» Репину присвоили звание академика. Этюд получился превосходный. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Во время работы над картиной были написаны многочисленные этюды.
Кроме общедоступной большой мастерской, занимавшей весь второй этаж его «Пенатов», была еще одна мастерская, «секретная» и, проработав пять или шесть часов кряду в одной, он шел без всякой передышки в другую, к новым, «засекреченным» холстам. Я сопровождал его до станции Оллила и оттуда в поезде до Питера. «Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца — писалась мною все лето в Здравневе, забыл в котором году.
Убийство свершилось. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками (при мне он работал не раз то с Еленой Киселевой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким). Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Зощенко, Сергея Михалкова, Л. Пантелеева, Евгения Шварца и многих других.
Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Я позировал ему до самой зимы и кое-что удалось ему в моем портрете исправить. Они нередко бывали в «Пенатах», богатые петербургские жители, владельцы домов и заводов, занимавшиеся коллекционерством картин. Чтобы избежать юбилейных торжеств, он запер свою мастерскую на ключ и в праздничном светло-сером костюме, с розой в петлице, с траурной лентой на шляпе поднялся по лестнице ко мне в мою комнату и попросил «ради праздника» почитать ему Пушкина.
Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Она часто бывала в «Пенатах» и оказывала Репину, его дочери и Наталье Борисовне Нордман много добрососедских услуг, так что Репин чувствовал себя чрезвычайно обязанным ей и решил из благодарности написать ее акварельный портрет.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках. Уже на второй день начинал тосковать и неожиданно для всех, прерывая разговор на полуслове, прерывая обед или ужин, вскакивал из-за стола, торопливо прощался и тут уже ничто не могло его удержать. Алчно глотал: и тон неба, — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой.
О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый», разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Против этой выспренной поэтики символистских заглавий по-своему протестовали тогда футуристы, дававшие своим книгам такие названия, как «Дохлая луна», «Засахаре кры» и пр. Со своими учениками и вообще с молодыми чувствовал себя на равной ноге, по-товарищески.
«Какая дивная полоса страданий, — писала мне Наталья Борисовна, - и сколько откровений в ней: когда я переступила порог «Пенатов», я точно провалилась в бездну. Вскоре на картину началась настоящая охота. Как мог он так близко подойти к святая святых язычества.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.
На него надвигались две мировые войны и величайшая в мире революция, а он пытался отгородиться от этого неотвратимого будущего идиллическим своим «Самоваром», стихами своего боготворимого Фета, бисерными кошельками, старинными оборотами стилизованной речи. Несмотря на мучительные — и такие частые — приступы жгучего недовольства собою, на вечные свои «сокрушения» о мнимых неудачах и провалах, он в тайниках своей личности хранил незыблемую веру в себя и всякий раз, когда враждебные «веяния» подвергали его веру испытаниям, она обнаруживалась во всей своей силе. Письма его были большие, на пяти-шести листах.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В сущности, это была не злая и не глупая женщина.
Павел Третьяков сразу приобрел «Осенний букет» у художника. Зимняя Куоккала была совсем не похожа на летнюю.
Я знал эту породу людей. Гости не спеша распаковывают привезенные ими покупки. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Комната небогатой интеллигентной семьи. Но сегодня на этой скамейке он увидел троих незнакомцев, очень нарядных и важных. Руководство Третьяковки, увидев картину, написало в министерство культуры претензию о том, что такой шедевр должен выставляться в столице.
Репин считал сам эту картину красивой. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Но, кроме Маяковского, он встречал у меня и Хлебникова и Бурлюка и Кульбина и Алексея Крученых. Знаменитые среды, которые она завела в его доме, внесли в его жизнь порядок, давая возможность сосредоточенно работать во все прочие дни и не бояться никаких посетителей (ибо к среде приурочивались также и деловые свидания). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Правда, Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. К красоте формы он был необыкновенно чувствителен. Кольцова, Мих. Побежал на взморье к песчаным буграм и, когда я кинулся его догонять, отмахнулся от меня с отвращением, словно я и был ненавистный ему художник.
В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Находясь во Франции Репин начал работу над картиной на сказочный сюжет, «Садко» (1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В результате заданный по академической программе евангельский сюжет воплотился в «живую картину жизни»: Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. У меня в это время сидели режиссер Н. Н. Евреинов и художник Юрий Анненков. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Казалось, она спит. Pеnsion – обеспечение) поездки Ильи Репина от Императорской Академии художеств. Лицо у него было неподвижное, мертвенно-бледное, выражавшее какую-то напряженную думу.
Мне, провинциалу, с детства привыкшему связывать с его именем представление о бессмертных заслугах, было даже странно, что и в аптеке и в булочной его ничем не выделяют из серой массы других покупателей, что говорливый приказчик «Меркурия», отпуская ему свой товар, обращается к нему с теми же бойкими шуточками, что и ко всем остальным и что никто не считает его появления в лавке событием. Было и другое письмо Поленову, в котором Репин ругал маленькую натурщицу, так как «девчонка плохо стоит». Писала она также и пьесы. Она свято верила во все свои новшества и первая становилась их жертвой. Девочка-рыбачка» в музей города Иркутска. Ведь «кроткою улыбкой увяданья» у этой женщины светит не только лицо такая же улыбка сказалась и в том, как она держит свои безвольные руки и как обвисли волосы у нее за спиной.
Летом среди его соседей бывали всегда и писатели и артисты и певцы и художники, но зимою он жил как в пустыне. Для этого Репин написал акварелью Прометея из поэмы Шевченко Кавказ. Незадолго до этого, в том же году, умерла в Швейцарии Наталья Борисовна Нордман и Репин остался в «Пенатах» один. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В руках у них были какие-то рулоны, альбомы и папки.
Ленивый, нетрезвый, невежественный, он являл собою полную противоположность отцу. Она читала мне отрывки из своего дневника, посвященные главным образом Репину и его окружению (1903-1909) и я был удивлен ее талантливостью: столько здесь было зоркого и меткого юмора, столько свежей женской наблюдательности. В Париже Репин задумал написать картину на сказочный сюжет. Все заняты. Вся прелесть первого наброска исчезла и, сознавая это, Бродский удрученно молчал. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Трактовка исторического сюжета вызвала недовольство : император «высочайше повелеть соизволил картину Репина Иван Грозный и сын его Иван не допускать до выставок и вообще не дозволять распространения её публике». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»» и «других радикальных движений». Грабарь известный историк-искусствовед. Не доносчик ли. Это чудо прислал мне Дмитрий Иванович Яворницкий «Две поездки в Запорожскую Сечь Яценка-Зеленского, монаха Полтавского монастыря, в 1750-1751 годах». Она стучала в окошечко, оно открывалось на миг и моментально захлопывалось.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Каждая картина, особенно в последние годы, давалась ему с таким надрывным трудом, он столько раз менял, перекраивал, переиначивал в ней каждый вершок, предъявляя к себе при этом такие невыполнимые требования, что у него и в самом деле выдавались периоды, когда он ненавидел себя за свою «неумелость». Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Мы только что видели немало примеров того, что эта «титаническая гордость» была у него действительно «тайной», глубоко запрятанной и только в особых случаях, как теперь в Третьяковке, становилась на мгновение явной. Ему не терпится увидеть поскорее, что же такое они принесли.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Этот «простонародный», беспощадно правдивый реализм был до такой степени свойствен ему, что проявлялся в нем даже вопреки его Первоначальным намерениям. Но девочка словно живет в атмосфере летнего светлого дня». Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Открылась в Петербурге выставка «левых» иностранных художников под названием «Салон Издебского». И самые даже благородные от природы, совращенные в лагерь Крушеванов людишки навеки будут заклеймены позором в глазах истинных сынов родины. Кругом все умерло. Все заняты.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Уже наступили сумерки. Все это было нелепо, но — искренне. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Репин отлично схватил то выражение бравады и вызова, которое было свойственно ей.
Чтение Маяковского, С. Городецкого, Горького, пение Скитальца и др. - в Киоске, а не в Храме Изиды, где читали Тарханов, Леонид Андреев Про «Пенаты» можно сказать: все побывали тут. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Быть нарисованным самим Репиным считалось большой удачей. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Так хорош Вёль. На его создание художник потратил мало времени, настолько горел идеей.
После долгих переговоров Фатьянов дошел до заместителя министр культуры, с просьбой о помощи возвратить шедевр «Нищая. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. «Если Вы возвратились из Вашего веселого путешествия в Хельсинки то не удосужитесь ли в понедельник 2 августа ко мне попозировать (очень необходимо: думаю, будет последний сеанс) Отныне, то есть после Вашего затянувшегося портрета, я намереваюсь взять другую методу: писать только один сеанс — как выйдет, так и баста, а то все в разном настроении: затягивается и теряется свежесть и живописи впечатление первое от лица.
И сейчас же, без передышки, стал рисовать их опять и опять, словно узор на обоях, так что не успели мы оглянуться, вся бумага оказалась усеянной множеством абсолютно одинаковых тигров, одинаковых слонов и т. д. Другой столь же заметной чертой его личности была неутомимая пытливость. Увлекаясь сам, Репин не терпел даже намека на какое-то «увлечение» со стороны жены. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Особенно ценил он «Что делать. » и знал оттуда несколько страниц наизусть, главным образом «Третий сон Веры Павловны».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ» Срочность заказа и стремительность его выполнения не позволили Репину долго шлифовать картину: на каждый из шестидесяти портретов художнику выделялось не более трёх-четырёх сеансов. Таким я еще никогда не видал его. Репин жил в Куоккале и зимою и летом, так что всю долгую финскую зиму его «Пенаты» 1 оставались вдали от какого бы то ни было культурного общества, от литературы, науки и музыки. В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились иногда годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. — К. Ч. ).
Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу» и «Водопад» и «На взятие Измаила» и «Цирцею» и «Деву за арфою» и оду «Бог» и многое другое. Пьесы ее, поставленные в этом сарае, конечно, не делали сбора, но бездарными их невозможно назвать. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной пришёл в дом композитора, чтобы поддержать вдову и шестилетнего сына. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Репин макал этот окурок в чернильницу и пользовался им, словно кистью. В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею.
Заглавия поэтических сборников отличались тогда либо высокопарной торжественностью: «Золото в лазури», «Будем, как солнце», «Cor ardens», либо тяготели к абстракциям: «Нечаянная радость», «Безбрежность», «Прозрачность». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Да и в прочих ее писаниях чувствуется что-то не совсем безнадежное. Грабарь широко использует эту переписку. Большой любитель и знаток старины, он усердно стилизовал себя под человека послепушкинскои эпохи и даже бакенбарды у него были такие, какие носил когда-то поэт Бенедиктов.
В толпе он постоянно стушевывался. Повесишь эту бумажную импровизацию на стену — и в комнате становится весело. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга: В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название160— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Рисунок исполнен папиросным окурком. Тропинина и московских художников его времени.
В ту зиму я жил уже несколько ближе к «Пенатам». Это вовсе не значит, что в оценке картин он руководствовался лишь их содержанием. Его кисть была правдивее его самого. Несмотря на трудности военного времени, город вызвал из Москвы реставратора П. Полежаева, который «натянул холст, промыл от загрязнения, затонировал угол сверху, покрыл лаком». В 1901 году вышла в свет ее повесть «Эта» с иллюстрациями Ильи Ефимовича.
И в другом месте снова подчеркивал, что его сугубый реализм составляет в нем, так сказать, «наследственность простонародности», отмечая тем самым демократическую сущность своего реализма. Стасов обрушился на картину в печати. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Написала она не много, так как стала писательницей лишь на сороковом году жизни.
Помню только, что она объявила себя поклонницей футуристической живописи и что вместо юбки были на ней шаровары, для ношения которых в то время «девушке из хорошего дома» нужна была незаурядная смелость. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Самое количество этих картин поражает своей колоссальностью. В настоящее время в «Чукоккале» 634 страницы, на которых есть рисунки Репина, записи Горького, Маяковского, Шаляпина, Александра Блока, А. Ф. Кони, Леонида Андреева, Алексея Толстого, Валерия Брюсова, Ник.
О чем она говорила, не помню. Портрет нищей девочки был написан на пленэре в один сеанс. В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине.
Его невероятная скромность, его простота сказывались тогда на каждом шагу. Так ли это – судить зрителям. На предыдущих страницах не раз упоминается имя второй жены Репина — Натальи Борисовны, которая в то время, когда я познакомился с ним, занимала в «Пенатах» очень заметное место. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. В этой «секретной» была очень любопытная дверь, которая сохранялась до 1907 года.
А начальник станции Бромс (или Брумс), наделенный от природы такой напыщенной важностью, которая присуща лишь тупицам, разговаривал с ним даже чуть-чуть свысока и все это казалось мне очень обидным. Исчезла бесследно, будто бы никогда не была на свете и жизнь изъяв меня из своего обихода, еще аккуратно, щеточкой, подмела за мной крошки и затем полетела дальше, смеясь и ликуя.
Именно «бешеная гонка», по мнению Игоря Грабаря, позволила создать яркую портретную галерею, приведшую коллег Репина в «восторженное изумление»: В галерее созданных Репиных живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку. Сколько бы они ни прикрывались «чистым искусством» видны ясно из-под этих драпировок их крысьи лапы и слышна вонь их присутствия»29. Впрочем, портрет подкупает тёплым колоритом и играющим, переливающимся светом. Пушкина и музея В. А.
«Я не могу, — писал он, — заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». На Мытнинской площади в Петербурге палачи возвели его на эшафот, привязали цепями к столбу и сломали у него над головой шпагу. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. Можно было догадаться по их лицам, что они уже давно поджидают его.
В 1904 году — «Крест материнства», тоже с его иллюстрациями. Он образец скромности и правды»14. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику.
Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве»48. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Этюд к картине «Садко», на котором изображены диковинные морские создания – это один из подарков Иркутскому художественному музею московского коллекционера Юлия Невзорова в 1965 году. Во втором наброске лицо Стасова дано художником почти в профиль.
Вместе с тем каждая деталь в картине: скромная обстановка комнаты, портреты Некрасова и Шевченко на стене еще глубже раскрывают основной замысел произведения, выявляют те симпатии и устремления, какими жила передовая интеллигенция того времени», – анализирует картину «Не ждали» Н. Шанина. Холсты расстилаются у его ног на траве. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Стоило, бывало, посмотреть на него рядом с каким-нибудь второстепенным писателем, музыкантом, актером, чтобы понять, до какой степени была велика его жажда чрезмерно восхищаться людьми.
Я указал ему на это обстоятельство и он страшно на меня рассердился, повторяя, что это «ангельски добрая, прекрасная личность» и что я вношу в его портрет этой женщины свою собственную ненависть к ней. Первая реставрация произведения была осуществлена еще в 1943 году. Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему.
Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох, какая вышла банальщина. » Он действовал окурком, как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882), в которой «не слишком привлекательное, скорее, недоброе», по мнению искусствоведа Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Его щедрость я имел случай испытать на себе. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Ему оставалось одно: его великое прошлое. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Пером нарисована на этом рисунке сидящая в отдалении женщина.
Казалось, он мучительно силится вспомнить что-то безнадежно забытое. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено».
И особенно искусство. Помню, он привел меня как-то в вегетарианскую столовку (в Петербурге, за Казанским собором). Портреты Владимира Стасова зарисованы в быстрой манере карандашом и белилами. Впоследствии он горько сожалел, что его замысел остался неосуществленным.
Художник писал: Искусство я люблю больше добродетели. К нему приезжали от министерства двора уговаривать, чтобы он отказался от своих славословий, так как они оскорбительны для вдовы «солдафона» и для его сына Николая II, но Репин от этого только сильнее распалился и устроил скульптору такое демонстративное чествование, что многие побоялись принять в нем участие. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Письмо было помечено 7 июня 1925 года. В портрете «Дамы в красном тюрбане», написанном Репиным в 1906 году уже чувствуется начинающееся проявление болезни мастера – отказывала правая рука и художник переучивался писать левой. Картина эта — «Казнь Чернышевского». Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Борис Садовской в то время предстал перед Репиным как автор сборника стихов «Самовар». Для всякого, кто внимательно вчитается в статью Репина «Николай Николаевич Ге», станет ясно, что вся она выражает собою протест против влияния теорий толстовства на творческую деятельность Ге. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Двадцать лет он мучился над нею, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — и чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной.
Работал весь день, не замечая времени. Именно он первый попросил привезти ее в Москву. А иногда так и вовсе мягко отклонялось. Увидел его там один из моих знакомых студентов. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Эта «сосновая шуба» принесла ей простуду, а супы из сена — малокровие. (Сократ, Олимп, граждане Эллады. ) Удивительно, непостижимо. И вот уже перед нами не царь, а отец. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки.
Из румяной, осанистой женщины со свежим и круглым лицом, какой она была за несколько лет до того, она стала такой худосочной, что казалась воплощением чахотки. Картина Ильи Ефимовича Репина «Проводы новобранца». Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурительной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом — «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом — портрет Сютяева, на шестом — тайно от всех — «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то.
Выпишите скорее эту брошюру Это такой шедевр литературного искусства. Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Не было бы ничего удивительного, если бы он нюхал табак из «табатерки» Михаила Погодина и оказался приятелем Нестора Кукольника или барона Брамбеуса. Стасов присылает ему все, что он просит. В 1947 году «Нищая» отправляется в Москву, где её ожидала ещё одна реставрация и фотосъёмка. Несколько раз я бывал с ним в Москве, в Выборге, в Хельсинки, в Ваммельсуу (у Леонида Андреева) и всякий раз он возвращался домой раньше, чем предполагалось вначале. Исаковского, С. Маршака, Ильфа и Петрова, Осипа Мандельштама, Леонова, Константина Федина.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
В Италии Репин почти ничего не пишет, как будто набираясь сил перед созданием картины «Садко» и «Итальянка», вероятно, написана им по воспоминаниям от итальянского путешествия и встреч с жителями итальянских городов. Однако мастер сумел разглядеть за всем этим тонкую душу и истинное положение вещей. Путешественников расспрашивал об их путешествиях, хирургов — об их операциях. В эту минуту в комнату вошел Христос. К обоим Ренин относился сочувственно. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Сознание это очень редко пробивалось наружу (словно на мгновение спадала завеса. ) и лишь тогда мы могли убедиться, как несокрушима его безграничная вера в себя и в победительную силу своего дарования. Берег Волги.
Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач — композицией «Государственного совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками. Слушая «Медного всадника», которого я читал ему вслух, он взял четвертушку бумаги и начал рисовать всех собравшихся.
Только этим я и могу объяснить, что начиная с зимы 1908 — 1909 года он стал все чаще и чаще бывать у меня (вместе со своей женою Натальей Борисовной) и нередко проводил на моей маленькой даче все свои воскресные досуги. К немалому моему изумлению, все трое были совсем одинаковы. Личность Стасова имела огромное значение для художника, Репин очень дорожил их дружбой, письма художника к критику наполнены безмерным уважением, особенной доверительностью, Репин отмечал и ценил способность Стасова как критика «верно определить врожденных талантов (каковых на земле везде весьма немного) от искусственно воспитанных (каковых неисчислимое множество)». Не живописность ради живописности, не щегольство удачными мазками, столь привлекательное для эстетствующих любителей живописи, а «суть предмета», «материя как таковая», точное воспроизведение зримого, без всякой похвальбы артистической техникой. Но напрасно мечтал он вернуть ему первозданную свежесть: эта свежесть оказалась, по его выражению, «невозвратной, как молодость». Его небезукоризненная грамота екатерининского времени с невероятной живостью рисует Запорожье Уверен, что Вы, как и я (старый дид), будете танцевать от радости от писания Яценка-Зеленского»17.
Ушла не я, а принадлежность «Пенатов». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. «Осенний букет». Все нарисовано безукоризненно, выписано тонко.
Уже по тому изумлению, с которым он встречал меня в позднейшие годы, всякий раз, когда я приходил возвращать ему долг (а я выплачивал свой, долг по частям), можно было видеть, что, покупая мне дачу, он и не ждал возвращения затраченных денег. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Хотя требовательный к себе художник и говорил, что картина «не задалась», все же при оформлении музыкальных спектаклей на тему Садко сценографы при создании декораций будут опираться именно на репинское видение подводного царства. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал несколько лет. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Когда она восстала, например, против шуб и мехов, составлявших, как она выражалась, «привилегию зажиточных классов», она в самый лютый мороз облеклась в какое-то худое пальтишко, подбитое сосновыми стружками и уверяла, что ей гораздо теплее, чем нам, закутанным в «шкуры зверей»: ведь дают же стружки тепло, когда мы сжигаем их в печке.
И все же, если бы я изобразил Репина только таким, я сказал бы о нем большую неправду. Тюремное окошечко в двери было вскоре заделано (тем же столяром-латышом, который сработал для Репина и знаменитый вертящийся стол и подвесную палитру). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Места во всяком роде восхитительные. «Будем судить за форму, за художественность, это понятно нам, жрецам, гастрономам всякого рода, до соловьиных языков, голых задов и прочих даров неисчерпаемой богатством природы, но не будем же уже так нагло относиться к проявлениям разума в жизни, ведь это и есть тот святой дух, который нас ведет к чему-то высшему»35.
Портрет получился сложным, глубоким, очень завершенным. В этот яркий июльский день, когда, переходя из аллеи в аллею, вдоволь насладившись и белыми китайскими розами и флоксами и зарослями оранжевых лилий, постояв у тихого пруда, на берегу которого вечно играли в индейцев его насупленные внуки Гай и Дий, одетые как девочки (с косичками. ), он приблизился наконец к гордости своего сада — к абиссинскому колодцу из глубины колодца ночью и днем била ледяная вода. В национальной галерее «Атенеум» он провел целый день с утра до вечера и кому же из посетителей, чинно бродивших по залам, могло прийти в голову, что этот экспансивный старик, восторженно жестикулирующий перед каким-то малозаметным холстом, — один из самых замечательных мастеров русской живописи. Он постоянно говорил и писал: «Завтра я приду к вам в Чукоккалу» или «У вас в Чукоккале» и т. д. Около этого времени у Ильи Ефимовича сильно заболела рука и я стал по воскресеньям прятать от него перья и карандаши, чтобы он не утомлял больную руку. Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания. И чем дальше в века, тем гнуснее будут воспоминания в освободившемся потомстве об этих пресмыкающихся гадах обскурантизма, прислужниках подлых давил.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели Во время работы над портретами художник, по собственному признанию, «на короткое время влюблялся» в натуру изучал книги изображаемых писателей, слушал музыку композиторов, наизусть воспроизводил большие цитаты из стихотворений поэтов160— это был недолгий, но обязательный «медовый месяц» Репина с людьми, чьи образы он создавал. Убийство свершилось. Я удивлен, поражен и никогда не мог представить себе, откуда у него такие знания греков, - и так универсально. Круглый стол изобретенный ею, был вполне приспособлен для того пестрого общества, которое собиралось по средам в «Пенатах»: за стол этот каждый садился по жребию и тем устранялись возможности местничества.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. По воспоминаниям Владимира Владимировича Сукачева «нищие» была куплена его отцом, который побывал в мастерской художника в 1880-е годы, после чего, картина была привезена в Иркутск, где хранится и посей день.
В 1873 году Репин закончил картину «Бурлаки на Волге», которая принесла художнику известность не только внутри страны, но и за границей, где произведение экспонировалось на выставках. В то же лето у того же колодца он чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вот она вещь в уровень таланту. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Когда, например, ему стало известно, что Стасов резко осудил его картину «Царевна Софья» и что критик считает ошибочным путь, приведший Репина к созданию этой картины, Репин с гневом восстал против его приговора и, обычно такой мягкий, уступчивый, здесь не сделал ни малейшей уступки и не выразил никаких «сокрушений». Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным». Отсюда, мне кажется, та музыкальность, которая присуща его лучшим картинам.
Художественное наследие» под редакцией И. Грабаря и И. Зильберштейна, там полноцветная репродукция «Нищей» была включена в серию этюдов художника, написанных в Вёле. (словно под музыку. ) — по залам Третьяковской галереи, среди своих прославленных картин, а за ним в отдалении шла толпа почитателей — Иван Алексеевич Бунин, Муромцева, Шаляпин, Ермаков и другие, - и походка у него была очень уверенная, непохожая на его обычную поступь и видно было, что он ощущает себя триумфатором, так что, надень кто-нибудь в эту минуту на его кудри лавровый венок, это никому не показалось бы странным. Ибо существование вне мастерской, вне работы казалось ему абсолютно бесцельным. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое».
Возможно, выбор идеи был как-то связан с приездом в Париж Виктора Васнецова, который впоследствии написал немало «сказочных» произведений. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Еще в молодости Репин с презрением писал Стасову о «затхлых рутинерах», которые ценят великих мастеров только за их виртуозность. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. «Перечитываю Короленко, - писал он мне на восемьдесят третьем году своей жизни. - Какая гениальная вещь его «Тени».
Так было при мне и в доме Марии Николаевны Муромцевой и у драматурга Фальковского и на даче у писателя Свирского. В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею. Одно из самых трогательных лиц был Н. А. Морозов»99.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Причудливых морских обитателей Репин писал с натуры в парижском океанариуме. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. При мне академик Бехтерев излагал в «Пенатах» теорию гипнотизма и нужно было видеть, с каким упоением слушал его лекцию Репин. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Все это время он держался со мной и моими домашними до такой степени просто и дружественно и мы так привыкли к нему, что мало-помалу совсем перестали ощущать его исторической личностью и он сделался для нас «Ильей Ефимычем», желанным гостем, любимым соседом. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка» Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды160— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов.
И все Вас вспоминаю. ) Помните лекции. Какая фальшь. » Следующая картина – «Иван Грозный и сын его Иван».
Не проходило и месяца, как его уже тянуло обратно — к своему родному самовару. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовою завесою пыли, здесь нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины. Анненков устроился сзади и стал зарисовывать Репина.
На все обращенные к нему письма (от кого бы то ни было) Репин считал своим долгом ответить, тратя на это по нескольку часов каждый день. Для постановки этих пьес Илья Ефимович приобрел на станции Оллила здание дачного театра — в сущности, обширный деревянный сарай, который Наталья Борисовна назвала «Прометей»88. Считалось, что по-настоящему он работает лишь по утрам, а предвечерние часы проводит в мастерской «просто так» — чистит палитру, готовит холсты и т. д. На самом же деле он тайком, воровски пробирался в «секретную», снова вешал себе на шею палитру и до сумерек отдавал свои силы «Черноморской вольнице» или «Поединку» или «Чудотворной иконе». Изначально образ будущей картины у художника никак не складывался. Тут и запорожец с голубыми усами и бурлак на фиолетовом фоне и Лев Толстой, перерисованный с жалкой открытки. Илья Ефимович торопливо подходит к своим тяжеловесным гостям. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. А. С.
После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. Был у Репина сосед инженер и была у этого инженера жена, особа замечательно пошлая. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин издали тревожно прислушивался к этому телефонному шуму и когда Наталье Борисовне удалось наконец получить от редакции «Русского слова» подтверждение утренних сведений, тотчас же ушел собираться в дорогу, все такой же внешне спокойный и бодрый.
За окном летний день. Именно он сопровождал отправленную в Москву картину «Нищая» и сделал всё, чтоб она вернулась обратно в Иркутск: ведь из Москвы картину отпускать не хотели, готовили документы о переводе произведения из фондов Иркутского музея в Третьяковскую галерею и даже предлагали за неё конкретные произведения. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Но и это не повлияло на Репина и, хотя он очень любил переделывать свои композиции, дополнять их исправлять, «кочевряжить», в этой картине он не изменил ни единой черты, так как и здесь, как везде, следовал собственному своему убеждению, даже наперекор самым авторитетным ценителям. В защиту полотна выступили многие деятели культуры благодаря их хлопотам, а также стараниям художника История произведения «Не ждали», над которым Репин работал в 1883—1888 годах, началась с небольшой картины.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Вообще всякий, кто хоть бегло перелистает его мемуары, увидит, что, кажется, ни один человек не умел так жарко, самозабвенно, неистово восхищаться материей, «физикой» окружающего реального мира. И писал уже в преклонных годах: «Недавно в письмах Чернышевского мне представился весь действительный ужас заживо погребенного русского гения». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В детстве он был дефективным и даже грамоте научился с трудом.
Работал весь день, не замечая времени. Вегетарианство ее было очень суровое: она не ела яиц, не пила молока. Так, если посчастливится писать с Короленко, — один сеанс, с Ре-Ми — также. Даже Лев Толстой оказался бессилен покорить его своему обаянию. Он всегда был страшно любопытен ко всяким произведениям искусства.
Студент был медик и проповедовал сон на морозе как могучее целебное средство чуть не от всех болезней. Он томился без них, как голодный без хлеба. Репин в это самое время сделал несколько набросков на отдельных листках — один с Николая Евреинова, другой с меня (читающего книгу) и с писателя Юлия Волина, который вышел у него необыкновенно похож, не только внешностью, но и самой сутью характера.
Он идет прямо к матери. Репин выслушал его недоверчиво, но после нового обморока был вынужден подчиниться врачу. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Звали его Эдя Рубинштейн. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Страстно любил разговоры на литературные и научные темы. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. И по своему мастерству, по своей пластике, по своей выразительности они показались мне гораздо выше самих «Запорожцев», но когда я попробовал заикнуться об этом, Репин сердито нахмурился: он не придавал этим этюдам самостоятельной ценности и видел в них лишь черновые наброски для задуманных им картин. Одних только этюдов к «Запорожцам» было у Репина несколько сот и мне чудилось, что в них даже штрих украинский: мягкий, музыкальный, лиричный. Самое заглавие этой книги воспринималось в ту пору как бунт.
Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которою только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Репин присел к столу и тотчас же принялся за рисование. Когда он писал свою картину «Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе», он для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина» и обширные «Записки» поэта и многотомное собрание его сочинений. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. «Часы утра — лучшие часы моей жизни», — говорит он в замечательном письме к Владимиру Васильевичу Стасову, поэтически прославляя то счастье (и то страдание), которое дает ему живопись.