Свои натюрморты Репин не выставлял, вероятно, они были написаны им для себя, а не для публики. Это красочный натюрморт идею которого Репин задумал для своего ученика В. А. Серова, но впоследствии нарисовал сам.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В творчестве Кустодиева немного натюрмортов, но в его «Купчихах», «Торговых рядах», «Чаепитиях» можно увидеть необыкновенное разнообразие чудесных вещей.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников 15-16 веков в эпоху Возрождения. Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от «ботанического рисунка». Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти.
Но для Репина подобные изъяны не имеют ровно никакого значения, они всего лишь естественные детали живой реальности. Интересно то, что эта картина выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она «Девочка с персиками», а не «Портрет Веры Мамонтовой». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника — картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург).
Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Его способности к рисованию проявились очень рано. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Л. Н. Толстого». В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. После смерти мужа ей пришлось зарабатывать на жизнь вышиванием, чтобы прокормить четверых детей. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Если Вы покупаете подарок, то исключительно от Вас зависит, чем они будут наполнены. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1874 году Михаил начал обучение на юридическом факультете Петербургского университета. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. А. Н. Радищева, Саратов). Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, «между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри».
Стремившийся достоверно показать событие, Репин точно передал такие детали, как одежда казаков, оружие, бытовые предметы. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Она ушла из жизни в 1931 году55. В 1888 году Серов принял участие в VIII периодической выставке в Москве, где показал две картины: «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея, Москва). Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868).
В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. — сказал Крамской. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Однако они есть. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Не случайно картина «Демон» (1890, Третьяковская галерея, Москва) принесла Врубелю мировую известность: ни один художник не решился показать Демона лишенным жестокости лишь в глубоких глазах врубелевского персонажа застыла не ненависть к отторгающему его миру, где в камни превратились даже облака и столь любимые живописцем цветы, а глубокая тоска. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Также нужно и развешивать картины: их деформация недопустима.
Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. С 1889 года художник проживал в Москве. К ученическому периоду относятся и прекрасные исторические композиции, выполненные в духе произведений С. В. Иванова («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 «У кружала стрельцы гуляют», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург). Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Тема была библейская — Воскрешение дочери Иаира. При разгрузочных работах картину не будет лишним брать за подрамник. В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. После того как она закрылась, Репин стал посещать иконописную мастерскую города Бунакова.
Кустодиеву удалось показать изысканную красоту, созданную самой природой. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва).
Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства изображавшего окружающую действительность царской России. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Но как самостоятельная тема предметные группы не столь часто привлекали художника.
Через шесть лет он поступил в Академию художеств. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Любовь к искусству передала Борису мать, прекрасно рисовавшая и увлекавшаяся музыкой. Это было тяжелое время в истории России. Даже И. Н. Крамской, пренебрежительно относившийся к подобному жанру, также отдал дань натюрморту, создав эффектную картину «Букет цветов.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Температура в помещении, где хранятся картины должна быть в пределах 18-22 С. Влажность в помещении необходимо поддерживать на уровне 70-75. В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера «Шиповник» (1884). Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре.
Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В. А. Серова. Интересно, что мастер «лепит» объемы таким образом, что штрихи представляются лучами идущими прямо на зрителя, а их темный источник сконцентрирован где-то в самой глубине листа.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва). Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им. А свеча становилась ниже и тени менялись. История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1903 году художник уехал в Европу. Совет единогласно отказал. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Особенно привлекали мастера темы веселых праздников и гуляний, шумных Маслениц, многолюдных и красочных ярмарок («Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва «Праздник в деревне», 1907, Третьяковская галерея, Москва). В Париже он занимался в частной студии Р. Менара. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. За границу Репин отправился в 1873 году. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Свой самостоятельный путь в живописи Борис Михайлович начал с портретов современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Красивые вещи придают композициям неповторимое очарование. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова (1906). Такова картина Иов и его друзья (1869), отмеченная Малой золотой медалью.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург).
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). Широкоформатные картины желательно перевозить, не подвергая их вибрации. На похоронах художника священник произнес: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником».
Автор уделяет равное внимание изображению девочки в розовой кофточке и немногочисленным, но умело сгруппированным предметам. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Ярким примером подобного является натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», где веточки с ягодами «положены» автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. После трех лет работы появилась картина Бурлаки на Волге (1873), впервые прославившая имя Репина. Захаров, С. И. Осипов и многие другие.
Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. Его способности к рисованию проявились очень рано. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Его интересовала суета астраханского порта, работа рыбаков, моряков, грузчиков, купцов, торговавших лесом и рыбой. В то же время композиция не является и жанровой сценой, хотя некоторые элементы жанровости в ней присутствуют. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Многие знают его картины Подсолнухи или Ирисы, но у него еще есть такие полотна, как Ботинки Ван Гога или Стул Ван Гога – все это также образцы натюрмортной живописи. Довольно редкие в творчестве Кустодиева натюрморты тем не менее представляют его необыкновенно талантливым мастером этого жанра, о чем свидетельствует картина «Раковины» (1918, Третьяковская галерея, Москва). Мать мальчика подрабатывала, расписывая пасхальные яйца.
Таков натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Ткань рисунка органически составляют объемы изгибы и сложные рефлексы. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Уже тогда можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
В конце 1900-х годов известность художника вышла за пределы России. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Глядя на картину «Чаепитие в Мытищах» (1918), невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Это вы сами. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Вещи стали выступать в этих произведениях, как главные действующие лица, показывая, что может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю). А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Первоначально картины появились в религиозном обиходе.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть («Ягоды красной и белой смородины», 1818, Третьяковская галерея, Москва). Дмитрий Александрович Шувалов (18 декабря 1932 — 4 февраля 2013). Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом 1868 года.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Виктор Васнецов Букет. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание («Сирень и канарейка», 1819, Третьяковская галерея, Москва). Каждый персонаж переживает что-то своё. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В это время он был увлечен иллюстрированием произведений Лермонтова. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Эти произведения, представленные на нескольких выставках (в Петербурге, 1896, 1897, 1900, 1901 Мюнхене, 1901 Вене, 1901), принесли Кустодиеву, тогда еще обучавшемуся в академии известность в среде любителей искусства, критиков и живописцев.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Мне минутами становилось страшно». И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Профессор кафедры живописи и реставрации. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем.
Америка—Франция—Россия. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург.
Особенно привлекательными будущему художнику казались яркие и шумные ярмарки. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва). Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность. Выгода от данного коллекционирования очевидна.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов. Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». С 1806 года он работал в Эрмитаже. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. За границей написаны Парижское кафе (1875), Садко (1876) (за эту картину Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. художественный музей им.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем и «малый» жанр был так же важен, как и «большой», а потому милые «пустячки» в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства. я работал завороженный. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
— Да это превосходно. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника – картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Тогда все товарищи Крамского вышли из Академии.
Ван Гог писал много необычных натюрмортов. М. Бунакову. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Для Репина предметы – это частное живописное явление, а не придуманная красивая картинка, как у мастеров натюрморта предшествующих лет.
При этом максимально допустимая освещённость – 75 люкс. Транспортировать картины нужно в сухую погоду, не допускаются резкие перепады температур. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Костюмы, краски, освещение — вот что их привлекает. -— И. Г. ), они много смеялись».
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Например, в картине Завтрак на траве Эдуарда Мане на первом плане можно увидеть великолепный натюрморт из разбросанной одежды, рассыпанных по траве фруктов и снеди. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Подсвечник, графин, стакан». Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность.
Оторвались на натюрмортах постимпрессионисты – Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать – мы охотимся за редкими работами нелюбителей натюрморта). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Написан портрет вдохновенно.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Рисунок уверенный, лепка твердая. Мальчику пришлось поступить в топографическую школу в Чугуеве. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.
Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Они жили в Пенатах в течение двух недель. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Его любимым преподавателем в Академии художеств был Павел Чистяков, учивший молодого живописца «рисовать формой». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
В 1910 году он скончался от воспаления легких. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В свободное от занятий время он посещал художественную Артель, основанную молодыми живописцами (в числе которых был и И. Н. Крамской), оставившими академию в знак протеста против царивших там рутинных методов обучения.
В 1864 году Репин стал вольнослушателем Петербургской академии художеств. О картине появилось много статей в периодической печати. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств.
В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. После окончания обучения в Академии художеств Врубель посетил Венецию, где на него особенно сильное впечатление произвела искусная техника старых мастеров – Карпаччо и Беллини. С 1953 года по 1959 год являлся студентом Института имени Репина (кафедра живописи, педагог — народный художник СССР, профессор Е. Е. Моисеенко). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее четвергах. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, – «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе – в Третьяковской галерее, Москва). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.
Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре Приготовление к экзамену (1864), портретировал родных и друзей. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Натюрморт – отностельно молодой жанр. Это лучше всех ваших академических работ. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. В портрете В. А. Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
В сложных композициях они заняли свое место наряду с другими героями произведения. Позже Репин напишет картину: Царевна Софья в Ново-Девичьем монастыре. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Однако даже в больничной палате мастер не прекращал работать. Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Художник так тщательно копирует натуру, что его натюрморты сближаются с ботаническим рисунком. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в 17 веке. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Илья помогал ей в этом. Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Третьяков»109.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова. Врубель провел в психиатрической лечебнице четыре года. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож.
С 1806 года он работал в Эрмитаже. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург).
По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. «Как. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Особенно примечателен в этом отношении рисунок «Натюрморт.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Это сокрушительный триумф яростной объективности. А. Н. Радищева, Саратов). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Картины были восторженно встречены зрителями и критиками, а за «Девочку с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств.
Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Страсть серебрянных украшений иногда натыкается на многие преграды, как чрезмерные цены. С 1959 по 1962 год — аспирант. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва). Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Марк Шагал Белые цветы на красном фоне. Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). Затем Кустодиев отправился в Испанию. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В процессе работы над этой картиной мастер ослеп.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Имя Репина стало широко известным. Французы совсем не интересуются людьми, — замечал он. В мадридских музеях он копировал картины известных мастеров, в частности Д. Веласкеса. С 1902 года началась роковая полоса в жизни художника. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность».
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему — полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Можно сказать, что именно Венеция и великолепная пышная природа Италии сделали художника тем несравненным колористом, каким его знает публика. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Кончаловский, С. Е. В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему – полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Художник сменил немало больниц и врачей, в период облегчения жил в деревне. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Врубель тонко продумал, гиперболизировал перспективу. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. За картину «На базаре» (не сохранилась), написанную по заданной теме, Кустодиев получил золотую медаль, дававшую ему возможность продолжать обучение за границей. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В детстве пережил блокаду Ленинграда. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Это сделано мастерски. Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета интерьера и натюрморта.
Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. В натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Когда Репин работал над Бурлаками, подошел срок окончания Академии и он должен был делать картину на соискание премии — первой золотой медали. Не преувеличивая значения «малого» жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, «высоким», жанрам. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. За границу Репин отправился в 1873 году. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Искусство натюрморта, сложившееся в 17 веке, определило основные качества этого жанра.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Врач Бехтерев поставил диагноз: Врубель неизлечимо болен. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах.