Ее портрет «На солнце» купил у Репина друг Третьякова и его коллега коллекционер Илья Остроухов через год после написания.
Кое в чем видны нарочитости, тенденциозность, но ведь это «соль», без которой в те годы нельзя было обойтись. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Нет пантеистического мироощущения, чем оригинален портрет Веры.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Этюд получился превосходный. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Все заняты.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Репин с нежностью и любовью изображает ее. Создается ощущение умиротворения и спокойствия. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Автор противопоставляет образ героини образу окружающей ее природы. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые.
Рассматриваем картины вместе с Натальей Летниковой. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Репин дважды подавал прошения об отставке. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. От красочной гаммы нежно-голубых, желтых и зеленых тонов веет радостью жизни. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Примечательно, что полотно написано Репиным левой рукой. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Белый зонтик едва виден в складках длинной юбки.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Инеотъемлемой частью женских портретов разных эпох. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Общение с прежними друзьями было только заочным. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Комната небогатой интеллигентной семьи. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
На сегодняшний день картина «На солнце» находится в собрании Третьяковской галереи. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Общее возбуждение, все разделяют торжество автора, а торжество было полное. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Так ли это – судить зрителям. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Казалось, она спит.
О чем эта история. – На душе тяжело. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Первый факт. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Художник подчеркивает тонкий стан красивым платьем бледно – розового цвета. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Много учился на написании портретов близких и друзей.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Радость бытия пронизывает это произведение художника. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Выставка была в Академии наук в конце зала, направо, виден огромный «Крестовый ход». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Заоснову взяли китайскую версиюIX века дон. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Стоим, восхищаемся дивным автором, славим его, величаем. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Произведение выполнено в светлых, нежных тонах. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Пятый факт. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. хотелось вспомнить былое. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Нам, молодым тогда, «Крестный ход» нравился своими красочными откровениями, подлинным солнцем, в коем купается толпа богомольцев.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Стасов присылает ему все, что он просит. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
На картине изображена его дочь Надежда. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Модная шляпка прикрывает красивую прическу героини. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Репин считал сам эту картину красивой.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Простите, меня за длинное письмо. Убийство свершилось. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Не доносчик ли. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. э. Тысячелетие назад зонт был прерогативой императорских семей исимволом власти илишь вХVIII веке слегкой руки законодателей моды стал аксессуаром. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Убранство девушки написано в светлых тонах. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Я помню день появления «Крестного хода». Мне не хочется говорить сейчас о недостатках репинского искусства, они были. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Всем им вечная память. В таком наряде девушка могла бы гулять по главной улице большого города.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Образ человека слит с образом природы благодаря необычайно гармоничному подбору тонов. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1900 году тоже на лоне природы написан портрет второй дочери, Нади, – «На солнце», великолепная работа в пленере.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. За окном летний день. Работал весь день, не замечая времени. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. После Карла Брюллова не было, быть может, живописца, столь властно распоряжавшегося своей палитрой, как покойный Репин.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Мы, художники, спешим туда, там – толпа, восторги, дружественный суд. Пятый факт. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Репин никуда не делся. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Успех картины огромный. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Лицо ее раскраснелось от жары, губы чуть тронула улыбка, а в глазах лучится радость. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
И вот уже перед нами не царь, а отец. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Но она приостановилась здесь, в заросшем парке, на ветхом мостике. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Силой цветущей молодости веет от облика Веры, написанного на фоне золотого осеннего пейзажа. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. До конца своих дней вела уединенный образ жизни. Однако это никак не сказалось на качестве его работ.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Л. Н. Толстого». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Берег Волги. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя. В портрете Нади фон – летний пейзаж. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Портрет написан в коричнево-золотистой гамме. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Америка—Франция—Россия.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Букет крупных цветов в руках. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Но тут человек дан на фоне природы, органической слитности с нею, как в «Осеннем букете», нет. Третьяков»109. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала.
Так французы назвали зонтик от солнца. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Пальцы руки, держащие зонтик, просвечивают цветом алой крови. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». М. Бунакову.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Этот мужчина слыл в городе колдуном. Он идет прямо к матери. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Цветущая, полнокровная молодость воспринимается как дар земли, как ее благодатный плод. Напротив «Крестного хода» не то «Неизвестная», не то «Портрет г-жи Вогау» Крамского. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Произведение «На солнце» относится именно к этому периоду жизни живописца.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Жизнь на картине бьет ключом, солнце сияет, оно залило светом огромную движущуюся толпу. Третьяков еще до выставки приобрел ее в галлерею.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Ликующий свет заполняет картину.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».