Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Первый факт. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В эту минуту в комнату вошел Христос. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Этюд получился превосходный. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Это лучше всех ваших академических работ. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Так ли это – судить зрителям. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». -— И. Г. ), они много смеялись». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Публике картина понравилась. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Не доносчик ли. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Казалось, она спит. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В его взгляде осуждение и тревога. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Они словно противопоставлены друг другу. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
За окном летний день. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
О картине появилось много статей в периодической печати. В его глазах читается печаль, тоска. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Написан портрет вдохновенно. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. — сказал Крамской.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Этот мужчина слыл в городе колдуном. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Она ушла из жизни в 1931 году55. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Мне минутами становилось страшно».
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Пятый факт. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. М. Бунакову. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репин никуда не делся. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Третьяков»109. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Внимание художника тяготит их. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. О чем эта история. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Берег Волги. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. А свеча становилась ниже и тени менялись. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. И вот уже перед нами не царь, а отец. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно.
Америка—Франция—Россия. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. К тому же и погода благоприятствовала работе. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. — Да это превосходно. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
я работал завороженный. Он идет прямо к матери. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Это вы сами. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Общение с прежними друзьями было только заочным. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Глаза ясные и добрые. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Убийство свершилось. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин встречал их по средам.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Рассмотрим "ближний круг".
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Все заняты. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Дело в том, что до сих пор остается тайной обстоятельства кончины старшего сына Иоанна Васильевича IV, но две версии преобладают из многих других: либо сын Иоанн скончался по причине тяжелейшего припадка, либо по причине насильственной смерти от руки отца. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Центральная группа словно недовольна своей ролью. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Стасов присылает ему все, что он просит. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Работал весь день, не замечая времени.
Вся центральная часть написана самим Репиным. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpИ. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Рисунок уверенный, лепка твердая. Л. Н. Толстого».
«Как.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. художественный музей им.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Репин считал сам эту картину красивой. И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Имя Репина стало широко известным. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.