Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Возвращается в Россию летом 1876 года. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. я работал завороженный. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). За окном летний день. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Рассмотрим "ближний круг". Мне минутами становилось страшно». Комната небогатой интеллигентной семьи.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Пятый факт. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Америка—Франция—Россия. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Не доносчик ли. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Он идет прямо к матери. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Казалось, она спит. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Репин дважды подавал прошения об отставке. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Глаза ясные и добрые.
Все заняты. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин никуда не делся. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. О чем эта история. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Этот мужчина слыл в городе колдуном. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Л. Н. Толстого».
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Внимание художника тяготит их. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Этюд получился превосходный. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В его взгляде осуждение и тревога. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ».
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В эту минуту в комнату вошел Христос. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Убийство свершилось. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Стасов присылает ему все, что он просит. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. М. Бунакову. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Третьяков»109.
Так ли это – судить зрителям. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
В его глазах читается печаль, тоска. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Работал весь день, не замечая времени. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Портрет производит яркое и сильное впечатление. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Силу человеческого духа увидели в картине современники. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Они словно противопоставлены друг другу. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Общение с прежними друзьями было только заочным.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. О картине появилось много статей в периодической печати. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Она была закончена только в 1891 году. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Сходство черт лица и выражение поразительны. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Репин считал сам эту картину красивой. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Первый факт. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Имя Репина стало широко известным. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Берег Волги. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. художественный музей им. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Публике картина понравилась. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Репин встречал их по средам. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpИ.
Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Много учился на написании портретов близких и друзей. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.