В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Много учился на написании портретов близких и друзей. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Берег Волги. За окном летний день. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». «Бурлаки на Волге» украшали бильярдную в петербургском дворце владетельной особы. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Внимание художника тяготит их. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1889 г. он ее закончил. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Они словно противопоставлены друг другу. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Работал весь день, не замечая времени.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Он идет прямо к матери. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
художественный музей им. Каждый персонаж переживает что-то своё. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. М. Бунакову. Живописные эскизы находятся в ГРМ (1870) и ГТГ (недатированный) графические эскизы (1870) – в ГТГ и в частном собрании (Чехия). Имя Репина стало широко известным. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Убийство свершилось. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. И художник и Стасов считали портрет весьма удавшимся. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В его взгляде осуждение и тревога. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Вся центральная часть написана самим Репиным. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Действительный член Академии художеств с 1903. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Вариант картины под названием «Быдло империализма» (1917) хранится в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. М. Мустафаева (Баку). Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Третьяков. Казалось, она спит.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Она ушла из жизни в 1931 году55. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Круг одиночек-фанатиков обычно очерчен художником композиционным построением картин, психологической пластикой персонажей, светотеневыми контрастами и «говорящими» деталей.
Все заняты. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Комната небогатой интеллигентной семьи.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Учился в Высшем. И. Е.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Однако в 1892 г. художник внес в нее частичные изменения. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. О картине появилось много статей в периодической печати. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Революционеры периода «Народной воли» предстают на репинских полотнах непреклонными борцами с самодержавием, но в то же время отчужденными от российского общества. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Не доносчик ли. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Репин считал сам эту картину красивой. По нему судились народники, участвовавшие в «хождении в народ» с целью поднять крестьянство на социалистическую революцию.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Публике картина понравилась. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Зачастую таких смутьянов они связывали и отправляли к сотскому. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Общение с прежними друзьями было только заочным.
В его глазах читается печаль, тоска. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Но русские мужики были совершенно равнодушны к их пропаганде. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Этюд получился превосходный. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Стасов присылает ему все, что он просит.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Репин никуда не делся. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Работал в плакате и в книжной графике. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Пятый факт. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Мне минутами становилось страшно». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Репин забыл о конкурсе, об Академии. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Посланная в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже картина "Смех" была удостоена золотой медали, а через.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. С 1913 – академик. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Глаза ясные и добрые.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Так ли это – судить зрителям., Остроумова-Лебедева. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
я работал завороженный. После Октябрьского переворота картина была экспроприирована и передана в Русский музей. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Портрет дан в резкой светотени, делящей лицо на темную и светлую половины. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин был первым художником, который привнес революционеров-народников в изобразительное искусство, пытаясь показать взрывоопасное нутро империи. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Действительный. В. В. Стасов терпеливо позировал и портрет вышел удачным. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин встречал их по средам. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Л. Н. Толстого». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рассмотрим "ближний круг". Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. «Арест пропагандиста» был задуман под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Первый факт. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. О чем эта история. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Она была закончена только в 1891 году. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. И. Е.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Третьяков»109.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Америка—Франция—Россия. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».