О чем эта история. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Бригадир чалился, тоесть крепил свою лямку, впереди всех изадавал ритм движения. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Рассмотрим "ближний круг". В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Вся центральная часть написана самим Репиным.
художественный музей им. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Так ли это – судить зрителям. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Она была закончена только в 1891 году.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В его глазах читается печаль, тоска.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Все заняты. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Удача следует за удачей. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Он и Вера уже семь лет женаты. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Имя Репина стало широко известным.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Работал весь день, не замечая времени. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
2. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Что за людская мозаика со всех концов России", – писал В. В. Стасов. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Вартели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей).
Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Третьяков»109. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась«русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. К счастью, не был утрачен архив. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Внимание художника тяготит их. Репин никуда не делся. Берег Волги. " Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине "Вечорнищ" (1881, ГТГ) и "будто хлынувшая на дорогу "пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883, ГТГ). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Глаза ясные и добрые. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Л. Н. Толстого».
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма. Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, оночень обрадовался, что художник невложил внее никакого социального протеста. В«Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:«бурлаки, настоящие бурлаки иболее ничего. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В 1878 году он вступает в общество передвижников. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Иужэто одно можно поставить ввеличайшую заслугу художнику. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». О картине появилось много статей в периодической печати. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Весной он был зачислен на первый курс. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Не доносчик ли. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Этот жанр был особенно любим художником. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Стасов присылает ему все, что он просит. Убийство свершилось. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Картина была создана в период 1870-1873 гг. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых. Одна из малоизвестных картин, но если взглянуть на неё в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Солдатик хитрит ифальшивит, хочет набить трубочку.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Возвращается в Россию летом 1876 года. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Студенты интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.
Репин встречал их по средам. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Какой простор.
И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Пятый факт. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин уверял, что поводом для создания произведения явилось лишь непосредственное жизненное впечатление, полученное в Куоккала на берегу Финского залива. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Репин считал сам эту картину красивой. Вегетарианцем стал и сам Репин. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Он идет прямо к матери.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Если кто-то сбивался сшага, люди сталкивались плечами ишишка давал команду «сено— солома», возобновляя движение вногу. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Америка—Франция—Россия.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин дважды подавал прошения об отставке. Каждый шаг бурлаки делали синхронно справой ноги, затем подтягивая левую.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Благодаря ей дети, а их в семье было трое, рано познакомились с поэзией Пушкина и Лермонтова изучали грамоту и основы арифметики.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств.
В его взгляде осуждение и тревога. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Публике картина понравилась. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
я работал завороженный. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Среди его педагогов оказался и Крамской. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Каждый персонаж переживает что-то своё.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. «Крестный ход в Курской губернии».
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). М. Бунакову.
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. О картине появилось много статей в периодической печати.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Отэтого вся артель находу покачивалась. «Бурлаки на Волге» – одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930).
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. И вот уже перед нами не царь, а отец. За окном летний день. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». О картине появилось много статей в периодической печати. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
После революции из-за национализации частных вкладов в Госбанке Репин лишился всех средств. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Казалось, она спит. Арест пропагандиста. Работа над ним доставила Репину огромную радость.
Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Замысел появился у Репина под впечатлением от суда над участниками хождения в народ получившего название Процесс 193-х. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова.
А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности.
Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Имя Репина стало широко известным. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Первый факт.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Выставленная в марте 1873 года картина "Бурлаки на Волге" (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Этюд получился превосходный. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Мне минутами становилось страшно». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Они словно противопоставлены друг другу.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Имя Репина стало широко известным.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Имстановился ловкий, сильный иопытный человек, знавший много песен.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.