Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
В его глазах читается печаль, тоска. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
О картине появилось много статей в периодической печати. К счастью, большинство их, притом лучшие, объединились в собрании И. И. Бродского. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Этюд получился превосходный. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Вся центральная часть написана самим Репиным. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Третьяков»109. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
С созданием этой картины связано множество драматических ситуаций в жизни живописца. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В эту минуту в комнату вошел Христос. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Часть их была впоследствии воспроизведена К. И. Чуковским в выпущенной под его редакцией известной книге Репина «Воспоминания» — «Бурлаки на Волге». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Она ушла из жизни в 1931 году55. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин считал сам эту картину красивой. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. художественный музей им. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Стиль своего рисунка Репин выработал не сразу, выковывая его в течение десятилетий, начиная со школьной скамьи. Труд — вот что определяет и украшает человека. Мне минутами становилось страшно». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Эта история получила название «бунт 14». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Репин никуда не делся. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Он схватывал пропорции в каком-то зрительном абсолюте, притом без малейших усилий.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Судьбы детей Репина сложились по-разному. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным.
«Как. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
— Да это превосходно. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Почти все они исполнены в штриховой манере, отдельные смазанности редки и случайны.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Теперь картина экспонируется под стеклом, что немного сковывает просмотр ценителей искусства, особенно в зимний период. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Репину было что передать своим ученикам и поделиться своим многолетним творческим опытом. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Очень характерна осторожность и скупость, с которой художник пользуется этим приемом вначале, в сентябре 1880 г., когда им исполнен в Качановке прекрасный рисунок «Казака со скрещенными руками». А позднее купил одну из знаменитых и наиболее скандальных картин Репина «Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» нарисованная 1885 года.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. -— И. Г. ), они много смеялись».
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Это вы сами.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Так продолжалось доброе десятилетие. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Тинторетто поставил себе целью жизни соединить в своем искусстве оба эти начала, начертав над входом в свою мастерскую знаменитое изречение: «Форма Микельанджело — краски Тициана». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Почти вся толстовская серия как документально-деловая исполнена в штриховой манере, а в том же 1887 г., к которому относятся первые яснополянские рисунки, Репин создает такие шедевры рисовального искусства, как сцену «У Доминика», «Невский проспект» или «У гостинодворской часовни» исполненные в живописной манере. Все заняты. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Она была закончена только в 1891 году. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Убийство свершилось.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Верность репинского глаза и репинской руки поистине феноменальна. Первый факт. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Написан портрет вдохновенно. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В те времена доля солдатской жены была нелегкой. я работал завороженный.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Вот таким образом от первой мысли он сразу приступал к mise en sc.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Репин дважды подавал прошения об отставке. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. — сказал Крамской. Комната небогатой интеллигентной семьи. Не доносчик ли. Он идет прямо к матери. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин встречал их по средам. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. За Толстым следует вся его семья, а уж кстати и все посетители Ясной Поляны. Делал, как делал». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Даже первые рисунки в Ширяеве, в числе их известный рисунок изображающий б бурлаков, тянущих баржу, бывший в собрании Остроухова (ныне в Третьяковской галерее) и помеченный 30 июня, слаб по рисунку: рука Репина была еще связана, не было должной свободы и легкости, появившейся только в августе и сентябре. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Стасов присылает ему все, что он просит. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Имя Репина стало широко известным. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Много учился на написании портретов близких и друзей. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Берег Волги. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Рассмотрим "ближний круг". В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Возвращается в Россию летом 1876 года. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Абсолютно исключительный по своей полноте и художественному богатству материал представлял собою прославленный альбом В. И. Икскуль фон Гильдебрандт, той самой, портрет которой в рост Репин писал в 1889 г. и которая была, незадолго до его знакомства с Е. Н. Званцевой, предметом его нешуточного увлечения. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Пятый факт.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Она уже совсем репинская, почти в стиле Репина 80-х годов. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
ne своей картины, расставляя фигуры в задуманном пространстве. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Оттого из небольшой картины «Не ждали», скомпонованной прямой на месте, в комнате мартышкинской дачи, выросла без всяких посредствующих звеньев знаменитая картина «Не ждали».
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. В 1868 г., уже после замечательных портретов Шевцовой, Панова, Хлобощина, превосходных рисунков с натурщика-юноши и отличной акварели «Юноша, наряженный в украинский 2а костюм», он делает от себя две акварели — «На балаганах» и «Купец Калашников», непонятно слабых во всех отношениях.
Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Портрет производит яркое и сильное впечатление. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Репин и их, конечно, трактовал в качестве исторически точных документов. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Одни художники пользуются первым типом, другие — вторым. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Внимание художника тяготит их. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Репин стал очевидцем казни народовольцев. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Л. Н. Толстого». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
М. Бунакову. Они словно противопоставлены друг другу. Зная, очевидно, этот свой основной недостаток, Репин, приступая к своим большим картинам, после окончания Академии, никогда не работал над так называемыми «картонами», довольствуясь обычно небольшими набросками, являющимися в сущности «первой мыслью». Публике картина понравилась. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Но тот же «Васнецов» двумя годами позднее, в 1882 г., уже дает живописную смазанность, родившуюся, очевидно, в начале 1880-х годов. На моих друзей она производила то же впечатление. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Он проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Общение с прежними друзьями было только заочным. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
В его взгляде осуждение и тревога. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. И при всей твердости штрих его гибок, эластичен и мягок, он нежен, когда нужно, но он полон силы, когда автору это также нужно. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
За окном летний день. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Вегетарианцем стал и сам Репин. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Каждый персонаж переживает что-то своё. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Мне минутами становилось страшно. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Альбомные наброски этого года почти все выдержаны в штриховой манере 70-х годов: «Виктор Васнецов в вагоне» и ряд других. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Глаза ясные и добрые.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Первые неизменно хороши, вторые всегда слабы. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Так ли это – судить зрителям.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Большинство рисунков 80-х годов относятся к этой живописной репинской манере. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
О чем эта история. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Казалось, она спит.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
Это знаменитая голова боткинского собрания (ныне в Русском музее). А свеча становилась ниже и тени менялись. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Как часто говорил Репин: «Мне нет дела до красок и мазков, виртуозности кисти. Прекрасным примером первого может служить известный рисунок остро-уховского собрания — «Мертвый Чижов». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Когда Репину перевалило пятый десяток, пришло время педагогической деятельности художника. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Это лучше всех ваших академических работ.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. И вот уже перед нами не царь, а отец. Все гигантское рисовальное наследство Репина делится на две, весьма неравные в художественном отношении части: на рисунки, сделанные с натуры и на рисунки «от себя».
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Работал весь день, не замечая времени.
Я всегда преследовал суть. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Америка—Франция—Россия.