В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. я работал завороженный. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. -— И. Г. ), они много смеялись».
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Они словно противопоставлены друг другу.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
О картине появилось много статей в периодической печати. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства».
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Над письмом склонился предводитель казаков. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Америка—Франция—Россия. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Берег Волги.
Мне минутами становилось страшно». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Не доносчик ли. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин никуда не делся. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Имя Репина стало широко известным.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Публике картина понравилась. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Рассмотрим "ближний круг".
Имя Репина стало широко известным. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Однако в Советской России он оставался «своим». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. И это не скрывает Репин. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В детстве он обучался как иконописец. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. И вот уже перед нами не царь, а отец. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Он идет прямо к матери. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. — сказал Крамской. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Пенаты были превращены в мемориальный музей.
Родом из семьи военного поселенца. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Репин писал и исторические картины.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
художественный музей им. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Рисунок уверенный, лепка твердая. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Умер русский художник в Пенатах. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Стасов присылает ему все, что он просит. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. «Как. К тому же и погода благоприятствовала работе. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Третьяков»109. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Широко известное и признанное произведение И. Е.
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Внимание художника тяготит их. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. О картине появилось много статей в периодической печати. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В конечном варианте оно одухотворённое. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Этюд получился превосходный. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Центральная группа словно недовольна своей ролью. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Общение с прежними друзьями было только заочным. М. Бунакову. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Это лучше всех ваших академических работ. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Вегетарианцем стал и сам Репин. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.
— Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин считал сам эту картину красивой. На что получил насмешливое письмо.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В его глазах читается печаль, тоска. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. — Да это превосходно.
Глаза ясные и добрые. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Труд — вот что определяет и украшает человека. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Пятый факт. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
Казалось, она спит. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
Убийство свершилось. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Были две разные версии картины. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. — И. Г. ) посидеть мне смирно. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Гоголевский Андрей мягко улыбается. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Написан портрет вдохновенно.
Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Этот мужчина слыл в городе колдуном. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин продумывал композицию картины до мелочей. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Вся центральная часть написана самим Репиным. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Работал весь день, не замечая времени. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Репин встречал их по средам. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Много учился на написании портретов близких и друзей. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Она сразу же получила признание.
Так ли это – судить зрителям. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). О чем эта история. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. За окном летний день. Зритель становится участником происходящего. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Л. Н. Толстого». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В эту минуту в комнату вошел Христос. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Комната небогатой интеллигентной семьи.
На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Первый факт. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Это вы сами.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
В его взгляде осуждение и тревога. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Все заняты. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Восстановлен в 1962 году. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Репин запечатлел момент написания письма. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.