Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Все заняты. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. И это не скрывает Репин. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Казалось, она спит.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Восстановлен в 1962 году. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев.
Крамской. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Этюд получился превосходный.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. «Как. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Тут больше любви к делу, — пояснил он. Она ушла из жизни в 1931 году55. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Умер русский художник в Пенатах. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Третьяков»109. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
«Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Репин встречал их по средам. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Широко известное и признанное произведение И. Е. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Л. Н. Толстого». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Это лучше всех ваших академических работ. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Зритель становится участником происходящего. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Публике картина понравилась. О картине появилось много статей в периодической печати. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. "Я родился военным поселянином. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Репин продумывал композицию картины до мелочей. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Америка—Франция—Россия. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. художественный музей им. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Репин считал сам эту картину красивой. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Внимание художника тяготит их.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Стасов присылает ему все, что он просит.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Глаза ясные и добрые. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Имя Репина стало широко известным.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Написан портрет вдохновенно. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Они словно противопоставлены друг другу. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. О картине появилось много статей в периодической печати.
Однако в Советской России он оставался «своим». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И вот уже перед нами не царь, а отец. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.
Работал весь день, не замечая времени. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Она была закончена только в 1891 году. Берег Волги.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Общение с прежними друзьями было только заочным. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Над письмом склонился предводитель казаков. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. я работал завороженный. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. -— И. Г. ), они много смеялись». С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Не доносчик ли. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений.
Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В конечном варианте оно одухотворённое. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. За окном летний день. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.
Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Так ли это – судить зрителям. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Но он мечтает о большем. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Убийство свершилось. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вегетарианцем стал и сам Репин. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Рисунок уверенный, лепка твердая. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Подробность шекспировского комизма.
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В доме сохранен мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина: мастерская, столовая, кабинет, веранда. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В его глазах читается печаль, тоска. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Много учился на написании портретов близких и друзей. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Труд — вот что определяет и украшает человека. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вся центральная часть написана самим Репиным. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
К тому же и погода благоприятствовала работе. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. — Да это превосходно. Комната небогатой интеллигентной семьи. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Пенаты были превращены в мемориальный музей.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А свеча становилась ниже и тени менялись. Мне минутами становилось страшно».
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Вот она вещь в уровень таланту. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Рассмотрим "ближний круг". Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В его взгляде осуждение и тревога. Имя Репина стало широко известным. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Репин запечатлел момент написания письма. Родом из семьи военного поселенца.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Возвращается в Россию летом 1876 года.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. М. Бунакову. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Это вы сами. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Он идет прямо к матери.
— сказал Крамской. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. На что получил насмешливое письмо. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.