Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами.
«Как. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Америка—Франция—Россия. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Это лучше всех ваших академических работ.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин считал сам эту картину красивой. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Написан портрет вдохновенно. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Она была закончена только в 1891 году.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. — сказал Крамской. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Эта история получила название «бунт 14». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре. Репин забыл о конкурсе, об Академии. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Возвращается в Россию летом 1876 года. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Мне минутами становилось страшно. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Имя Репина стало широко известным. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. На моих друзей она производила то же впечатление. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вся центральная часть написана самим Репиным. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Репин встречал их по средам. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Казалось, она спит. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. По своему огромному, прямо таки из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Рассмотрим "ближний круг". Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Это вы сами. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Она ушла из жизни в 1931 году55. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Изумлением светятся широко раскрытые глаза сидящей за роялем жены, еще мгновение — и она узнает его.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
М. Бунакову. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Вегетарианцем стал и сам Репин.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Поставленная перед художником задача была очень трудной. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Третьяков»109. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Берег Волги. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. художественный музей им. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Пятый факт. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Не доносчик ли. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Много учился на написании портретов близких и друзей. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82.
Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Работал весь день, не замечая времени. Общение с прежними друзьями было только заочным. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. За окном летний день.
Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
— Да это превосходно. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Убийство свершилось. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Они словно противопоставлены друг другу. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Глаза ясные и добрые. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В эту минуту в комнату вошел Христос. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Репин стал очевидцем казни народовольцев. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В его взгляде осуждение и тревога. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Так ли это – судить зрителям.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Этюд получился превосходный. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. -— И. Г. ), они много смеялись». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репин был очень дружен с Мамонтовым. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Первый факт. Публике картина понравилась. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Л. Н. Толстого».
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Репин никуда не делся. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. О картине появилось много статей в периодической печати. Стасов присылает ему все, что он просит.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Имя Репина стало широко известным. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Труд — вот что определяет и украшает человека. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Мне минутами становилось страшно». Репин дважды подавал прошения об отставке. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. В 1676 году запорожцы получили от турецкого султана МахмудаIV письмо, в котором им было велено добровольно сдаться в плен. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Комната небогатой интеллигентной семьи.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Он идет прямо к матери. О картине появилось много статей в периодической печати. Рисунок уверенный, лепка твердая.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
А свеча становилась ниже и тени менялись. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Каждый персонаж переживает что-то своё. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В его глазах читается печаль, тоска. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. О чем эта история. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Все заняты.
я работал завороженный. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Внимание художника тяготит их. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.