Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Она была закончена только в 1891 году. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). О чем эта история.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Комната небогатой интеллигентной семьи. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Исследователи отмечают, как много в картине самых разнообразных оттенков смеха: заразительный хохот, мрачная ироничная усмешка, легкая веселая улыбка.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Работал весь день, не замечая времени. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки. Вся центральная часть написана самим Репиным. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Тут больше любви к делу, — пояснил он. В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Рисунок уверенный, лепка твердая. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Восстановлен в 1962 году. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. И это не скрывает Репин. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин считал сам эту картину красивой. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Имя Репина стало широко известным. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Он идет прямо к матери.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. — Да это превосходно.
Репин запечатлел момент написания письма. Мне минутами становилось страшно». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Все заняты. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков. Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины.
Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Они словно противопоставлены друг другу.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рассмотрим "ближний круг". Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Умер русский художник в Пенатах. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Эта история получила название «бунт 14». Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». «Как.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Не доносчик ли. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Стасов присылает ему все, что он просит. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Репин стал очевидцем казни народовольцев. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Так ли это – судить зрителям. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. художественный музей им.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Родом из семьи военного поселенца. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. А свеча становилась ниже и тени менялись. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. М. Бунакову. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Труд — вот что определяет и украшает человека. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. — сказал Крамской. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Гоголевский Андрей мягко улыбается. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В его взгляде осуждение и тревога. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Убийство свершилось.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Написан портрет вдохновенно. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Пятый факт. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Третьяков»109. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. я работал завороженный. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Это лучше всех ваших академических работ.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. В его глазах читается печаль, тоска. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Этюд получился превосходный. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. На моих друзей она производила то же впечатление. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Берег Волги. Репин никуда не делся. Казалось, она спит.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Это вы сами. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Л. Н. Толстого». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Америка—Франция—Россия. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. За окном летний день. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Пенаты были превращены в мемориальный музей.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин дважды подавал прошения об отставке. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. На что получил насмешливое письмо.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Публике картина понравилась.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Глаза ясные и добрые.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Зритель становится участником происходящего.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Однако в Советской России он оставался «своим». В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Первый факт. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». О картине появилось много статей в периодической печати. Мне минутами становилось страшно.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В конечном варианте оно одухотворённое. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Репин встречал их по средам.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Над письмом склонился предводитель казаков. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Широко известное и признанное произведение И. Е. Внимание художника тяготит их. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). -— И. Г. ), они много смеялись».
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Каждый персонаж переживает что-то своё. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.