Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работа над ним доставила Репину огромную радость. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Его артельные заработки и выполнение портретов на заказ оказались хорошим подспорьем для семьи, в которой периодически возникали финансовые затруднения. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
«Как. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. В его глазах читается печаль, тоска. Пятый факт. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Глаза ясные и добрые. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В эту минуту в комнату вошел Христос. Весной он был зачислен на первый курс.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Это лучше всех ваших академических работ. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Среди его педагогов оказался и Крамской. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Этот же год был знаменателен ещё двумя событиями — открытием первой передвижной и ежегодной ученической выставок. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Они жили в Пенатах в течение двух недель. художественный музей им. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график.
На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Этюд получился превосходный. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
О картине появилось много статей в периодической печати. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Первый факт. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя.
Рассмотрим "ближний круг". В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком.
Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Он идет прямо к матери. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Третьяков»109. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
С 1913 – академик. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Репин встречал их по средам.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Все заняты.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Он с головой погрузился в исторический материал изучал костюмы, ездил туда, где когда-то была Запорожская Сечь. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Этот жанр был особенно любим художником. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Внимание художника тяготит их. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Репин считал сам эту картину красивой. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. — сказал Крамской. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Они словно противопоставлены друг другу. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Так ли это – судить зрителям.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Берег Волги. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). М. Бунакову. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В 1878 году он вступает в общество передвижников.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Вся центральная часть написана самим Репиным. После революции из-за национализации частных вкладов в Госбанке Репин лишился всех средств. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Не доносчик ли. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Общение с прежними друзьями было только заочным. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вегетарианцем стал и сам Репин. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работал в плакате и в книжной графике. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Третьяков.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Имя Репина стало широко известным. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
-— И. Г. ), они много смеялись». Она была закончена только в 1891 году. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Репин всегда оставался верен реалистической школе живописи, определяя свой стиль как простонародный. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Стасов присылает ему все, что он просит. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Степень его владения мастерством была столь высока, что он практически не смотрел на холст, не глядя, подбирал нужную кисть и краски, переключив всё внимание на позирующего для картины человека.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. К счастью, не был утрачен архив. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения.
Это вы сами. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Казалось, она спит. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой., Остроумова-Лебедева. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Действительный. Убийство свершилось. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Мне минутами становилось страшно».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин дважды подавал прошения об отставке. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Л. Н. Толстого». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Америка—Франция—Россия.
Благодаря ему состоялось знакомство с критиком и историком искусств Стасовым, который горячо поддерживал творческие поиски бунтовщиков. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Написан портрет вдохновенно. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. я работал завороженный. Работал весь день, не замечая времени.
Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Удача следует за удачей. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Труд — вот что определяет и украшает человека. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
— Да это превосходно. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
«Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. За окном летний день. Учился в Высшем.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Действительный член Академии художеств с 1903. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Публике картина понравилась.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В его взгляде осуждение и тревога. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Самолюбование, фальшь, оттачивание мастерства ради тщеславной его демонстрации были ему несвойственны. Этот мужчина слыл в городе колдуном., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Её подпитывали рассказы знакомых художников о Крамском, когда покинувшем провинциальный Острогожск и сумевшем получить образование в Санкт-Петербурге.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.