м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Все заняты. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Удача следует за удачей. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Общественность начала сбор пожертвований. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. «Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, – рассказывает заведующая Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Татьяна Бородина.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. А свеча становилась ниже и тени менялись. О картине появилось много статей в периодической печати. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи.
Написан портрет вдохновенно. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Вегетарианцем стал и сам Репин. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Казалось, она спит. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Репин забыл о конкурсе, об Академии. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. я работал завороженный. Этюд получился превосходный. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Источник назвали «Колодец Посейдона». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Что за людская мозаика со всех концов России", – писал В. В. Стасов.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). «Юра как ребенок. » – говорили о нем родные и друзья. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Рисунок уверенный, лепка твердая. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Публике картина понравилась. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. художественный музей им. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. О картине появилось много статей в периодической печати. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Много учился на написании портретов близких и друзей.
— Да это превосходно. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Пятый факт.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. К счастью, не был утрачен архив. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). За окном летний день. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Убийство свершилось. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Каждый персонаж переживает что-то своё. Тут больше любви к делу, — пояснил он. «Пенаты» стали его малой родиной.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге».
Берег Волги. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Первый факт. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Выставленная в марте 1873 года картина "Бурлаки на Волге" (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Его артельные заработки и выполнение портретов на заказ оказались хорошим подспорьем для семьи, в которой периодически возникали финансовые затруднения. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Самолюбование, фальшь, оттачивание мастерства ради тщеславной его демонстрации были ему несвойственны. Это вы сами. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Это лучше всех ваших академических работ. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Так ли это – судить зрителям.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. О картине появилось много статей в периодической печати. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Имя Репина стало широко известным. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана.
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Имя Репина стало широко известным. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Он идет прямо к матери.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Репин считал сам эту картину красивой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Комната небогатой интеллигентной семьи. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Америка—Франция—Россия.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Тем не менее он находил возможность заниматься благотворительностью: помощь финским театрам и музеям, безвозмездная передача полотен в картинные галереи России и Финляндии. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
-— И. Г. ), они много смеялись». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. — сказал Крамской.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. М. Бунакову.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Мне минутами становилось страшно». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. «Как. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Л. Н. Толстого». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Благодаря ему состоялось знакомство с критиком и историком искусств Стасовым, который горячо поддерживал творческие поиски бунтовщиков.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Весной он был зачислен на первый курс. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. При этом он старался отвлечься от собственного отношения к позирующему и уловить внутреннюю глубинную сущность личности.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Третьяков»109. Этот жанр был особенно любим художником.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Среди его педагогов оказался и Крамской. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. " Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине "Вечорнищ" (1881, ГТГ) и "будто хлынувшая на дорогу "пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883, ГТГ). После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Один из тех, с кем свела и подружила на долгие годы судьба, был Марк Антокольский, ставший впоследствии знаменитым скульптором.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Она ушла из жизни в 1931 году55. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Имя Репина стало широко известным. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Благодаря ему уже в 15 лет Репин начал участвовать в росписи церквей, приобрел множество полезных навыков в своем деле. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. Работал весь день, не замечая времени. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом. Сын с трудом учился в реальном училище и Илья Ефимович забрал его оттуда. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репин встречал их по средам. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения.
После революции Репин больше ни разу не был в России. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.
А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Стасов присылает ему все, что он просит.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Не доносчик ли. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
Она была закончена только в 1891 году. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.