Культурное явление и масштабное направление в развитии искусства – Ренессанс – было ярким этапом в развитии живописи, архитектуры и скульптуры Италии XV века. Возрождая античность в живописи, одновременно проявляя интерес ко всему, что происходит в мире, художники эпохи ренессанса выработали законы прямолинейной перспективы, благодаря им картины превращались в окно, распахнутое для зрителя, через которое виден познаваемый мир. Это большая картина распространенного в ренессансной живописи формата, который напоминает окно, закругленное наверху. Живопись ренессанса (эпохи Возрождения) оставила в наследие будущим поколениям уникальные произведения искусства.
Термин «Ренессанс» (Возрождение) впервые употребил Д. Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г. Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене. Сложными путями развивается во Флоренции в последней трети 15 века живопись раннего Возрождения, в которой многогранная проблематика ренессансного реализма получает разнообразные решения -- от монументально-эпического. В целом в искусстве Ренессанса развитие монументальной живописи шло или в формах фресковой живописи или на основе частичного развития темперной, а главным образом на монументально-декоративном использовании масляной живописи (настенные панно).
По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Это знаменитое полотно «Положение во гроб». В 1505 г. Микеланджело возвращается в Рим.
Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии). В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. -1466). Это вполне реальные человеческие эмоции. В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (1486--1570). Этот шедевр стал позднее известен под названием «Мадонна в скалах».
Выведенные на первый план образы размещены в композиции уместно и логично. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства.
«Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. В 1507 г., желая сравниться с лучшими мастерами флорентийской школы ими были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль создает достаточно крупное полотно, получившее название «Положение во гроб». Его волхвы в раннем Поклонении волхвов и философы в Трех философах (ок. Эта характеристика, может быть, больше, чем к другим деятелям Возрождения, подходит к Леонардо да Винчи (1452 – 1519).
Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения.
Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра.
Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Среди всех фресок особого внимания заслуживает, пожалуй, лишь одна — «Пожар в Борго». Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е.
Здесь больше динамики, силы, энергии. Эта Мария, двигаясь по белоснежным облакам навстречу зрителю, ведет беседу с ним. Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным.
В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения. Такое многообразие не создает, однако, впечатления излишества и хаоса. Здесь же, во Флоренции, Рафаэль пишет цикл картин, посвященных Мадонне. По сравнению с образами на фрески «Диспута», фигуры «Афинской школы» намного крупнее и монументальнее.
Всего насчитывается 52 картины. Им свойственны смелый полет воображения художника, широта охвата и гуманистическая наполненность отображения действительности. Расцвет творчества Сандро Боттичелли приходится на период его службы при дворе Лоренцо Медичи – некоронованного правителя Флоренции. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт.
По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. 1450). Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве – Возрождение, что в переводе с французского означает "Ренессанс". На стыке интернациональной готики и предренессансных веяний в Бургундских Нидерландах 1-й половины 15 века родилось старонидерландское искусство.
Это свидетельствует о том, что человек того времени ощущал себя центром мироздания. Юдифь – формально композиция на библейскую тему. В конце XVI в. кризис усиливается. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке. Статуя «Моисей», в отличие от «Пленников», несколько более сдержанна по характеру, но не менее выразительна.
Дела, подумал Хокни, ктому моменту уже бившийся над проблемой вместе сфизиком Чарльзом Фалко. Картины становятся реалистичными. Произведения теперь воспевали человека, противопоставляя его божественному началу. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство.
В настоящее время статуи хранятся во Флорентийской академии. Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т. е. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры. Фигура Моисея — это воплощение лидера, вождя, человека с необыкновенно сильной волей. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
В танцах появлялись начальные элементы балета. 1440 — 1504). Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем.
Другим не менее известным произведением Рафаэля, также относящимся к раннему периоду его творчества, является созданное в 1504 г. полотно под названием «Обручение Марии». Рафаэль Санти (1483-1520) – великий итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы. 12 апостолов, 12 разных характеров по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения. Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка.
Однако этого не происходит. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением.
В 1520-е гг. В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры— Тинторетто и Эль Греко). На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». С 1519 г. Микеланджело работает над созданием еще четырех статуй пленников.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил долгую, трудную и героическую жизнь. Интересен тот факт, что прототипом образа Платона стал Леонардо да Винчи. Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности.
Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. Однако фигуры выписаны здесь полностью, что не было характерно для круглых полотен. Томас Мор и Кампанелла сочиняют проекты идеальных государств, где торжествует разум и порядок, общее благо и довольство (не решаюсь сказать «счастье»). Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа.
Той же серьезностью наделен и образ младенца Христа. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. У третьей стены, напротив алтаря, стоит статуя Мадонны.
38 сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание» и др. ) языком живописи связаны в единое повествование. В эту эпоху появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» (вот откуда Ренессанс берет своё название). Почти сразу же по приезде в Рим, в 1509 г., Рафаэль, продолжая тему Мадонны, пишет полотно «Мадонна Альба». История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка.
Среди поздних подобных его работ наибольший интерес представляет прежде всего фреска, украсившая в 1515 г. стены виллы Фарнезина (бывшая собственностью богача Киджи) «Триумф Галатеи». Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1455). Искусство Позднего Возрождения (по-итальянски Cinquiccento), т. е., в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Человек предстаёт в образе героя, абсолютного как духовно, так и физически.
Выполненная в особой технике, фреска как бы расширяет и увеличивает реальное пространство. Главными образами фрески являются Платон и Аристотель. Четвертая и последняя, фреска в Станце дЭлиодоро, впоследствии получившая название «Встреча Папы Льва I с Аттилой», была выполнена по эскизам Рафаэля его учениками, Джулио Романо и Франческо Пенни. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, несомненно относящихся к «Джоконде». Причем конфликт этот решается не в пользу человека.
В раскрытии образа Мадонны Рафаэль отошел далеко от художников Возрождения. Если возможно, да минует Меня чаша сия". Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами». В углах сводов расположены небольшие композиции, близкие по тематике той или иной фреске.
В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции. Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно-спокойными зданиями образуют пейзажный фон (Из-за потемневшего фона картины пейзаж на репродукциях неразличим. ), который, как всегда у Джорджоне, не уни-сонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению. В 1482 г. он уезжает в Милан. Деятели искусства расширяют свой идейный кругозор и интересуются космосом. Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен.
Родиной Возрождения стала Флоренция. Создание полотна относится к периоду с 1515 по 1520 г. В образе молодого человека представлено целое поколение людей того времени — эпохи Возрождения. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами.
Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Благодаря ей, фигуры и здания приобретают плотность и объём. При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала». Вполне возможно, что Джорджоне вложил и этот смысл в создаваемый им образ.
Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами, погибает, но сохраняет свое величие. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.
Аихможно было наконец вставить вкамеру-обскуру, принцип действия которой был известен еще сдревних времен. Флорентиец по рождению, он работал во многих городах Италии. Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Однако они и в особенности Три философа, при всем индивидуальном различии образов, воспринимаются нами преимущественно не столько как неповторимые, ярко портретно характеризованные индивидуальности или тем более как изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), а как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Вместе с тем значение этой поздней работы Джорджоне не только в ее, так сказать, подготовительной роли, а в том, что в ней еще раз раскрывается, никем уже не повторенное в дальнейшем, своеобразное обаяние его творческой личности.
Во Флоренции Леонардо прожил недолго. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. Одной из самых выразительных картин Тициана признана «Пьета» (или «Оплакивание Христа»), написанная около 1576 г. Фигуры охваченных горем женщин изображены здесь на фоне каменной ниши и мрачного пейзажа. Образы, созданные Рафаэлем, не схемы, это живые люди во всем многообразии их чувств. Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке.
появляется еще одна скульптура Микеланджело — бюст Брута. Этот шедевр признан вершиной всего творчества художника.
Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи» (Н. Пунин). Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
Леонардо отдал дань не только теории искусства. Миланцы радушно встретили Леонардо. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т. н. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе.
Через Венецию прошел Велас- кес. Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя. Неслучайно дама держит на руках горностая. Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Фоном служит изображение сада с темной листвой.
Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Но главным призванием Альберти была архитектура. Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их южным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. Впоследствии ими был украшен грот в садах Боболи, находящихся во Флоренции. Мария, подобно статуе, застыла в скорби.
Хокни распирало любопытство. Декор для залов был оформлен росписью и мозаикой из искусственного мрамора. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.
Особый интерес с этой точки зрения представляет Станца делла Сеньятура (комната подписей). Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. Главные персонажи оказываются как бы выхваченными лучами света из ночного мрака. Восприятие реальности проверяется опытом, контролируется разумом. Культура этой эпохи представлена несколькими периодами: временами предвозрожденческих явлений или Проторенессансом (конец 12 – начало 13 века), дученто, характерным для 13 века, треченто (14 столетие), кватроченто и чинквеченто (15 и 16 век соответственно).
Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота денежные средства венецианские купцы вкладывали в развитие ремесел и мануфактур в Венеции, частично в развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме). Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Искусство становится более регламентированным, придворным.
Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме. Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения. Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире -- не только о земле, но и о космосе.
Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Все эти дарования с особой силой проявились в его росписях апартаментов папы Юлия II в Ватикане («Афинская школа»). Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи.
Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. На всех полотнах изображена Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. Центральное место занимают девять сцен изображающих сотворение мира, а также жизнь первых людей. На рельефе перед зрителем во всей полноте содержания возникает мифологическая картина битвы лапифов с кентаврами.
Его Мадонна — воплощение всепрощающей, безмятежной материнской любви. Многие искусствоведы не считают данное произведение Рафаэля оригинальным, раскрывающим его самобытный талант и особенности художественно-изобразительного метода. С тех пор картина носит два названия: «Мадонна с цветком» (авторское) и «Мадонна Бенуа» (по фамилии последней владелицы). "Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Рабочий эскиз постепенно перерастает в отдельный вид оригинального творчества, в котором художественное значение имеют фактура картины, манера мазка автора интригующий эффект нон-финито (незаконченности).
Но это человек особой, могучей, героической породы. 1267-1337) – итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. И потому некоторая схематичность изображения первых становится едва заметной. Одновременно с ними работало много превосходных художников.
В углах каждой такой сцены расположены фигуры обнаженных юношей. Новым этапом в искусстве была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие на сюжет «Тайной вечери», который писали многие художники Кватроченто. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Вместо привычного золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный фон. Однако они остались незавершенными.
Он поселился и долгое время прожил в квартале Порта Тичинезе. Истинными шедеврами являются его полотна «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»). Своеобразным гимном человеческой красоте и сильному человеческому чувству является композиция «Вакх и Ариадна» (из цикла «Вакханалии», 1523).
Работы в стиле Возрождения призывали людей наслаждаться созданными художниками образами. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий. Вот таким образом до нас дошло так мало законченных произведений Леонардо.
Giotto di Bondone) (ок. Заметив это, отец отдает мальчика в обучение к одному из самых известных в то время мастеров скульптуры, живописи и ювелирного дела Андреа Верроккьо (1435-1488). Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно.
Новым этапом развития мастерства художника в создании многофигурных композиций стало полотно под названием «Введение во храм», датированное 1534-1538 гг. На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Иеще один момент, теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм. Вся поверхность потолка для росписи была поделена на несколько частей. Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса.
Его искусство абсолютно особое. Образы Микеланджело более глубоки и психологичны. В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, вот таким образом античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Она как бы говорит: «Все старания человека познать мир совершенно напрасны и тщетны». В его мифологических образах происходит возрождение символизма. Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого.
Художнику удалось передать глубину пространства, насыщенного картинами природы, фигурками людей, архитектурными сооружениями. В 1488 г. Микеланджело отправляется во Флоренцию и поступает там в художественную школу, которой руководил тогда знаменитый мастер изобразительного искусства Доменико Гирландайо. Талант его постоянно развивался. Фигура главной героини отделена от второстепенных (но не менее значимых) персонажей пространственными паузами: от толпы любопытных и священников ее отделяют ступени лестницы. Культура Венеции, этого окна Италии и Центральной Европы, прорубленного в восточные страны, была тесно связана с пышным величием и торжественной роскошью имперской византийской культуры, а отчасти и утонченной декоративной культурой арабского мира. Изначально центром Ренессанса считалась Флоренция, но к 16 веку он захватил Венецию.
Глаза женщины отражают необыкновенный ум, энергию, проницательность. Картины и фрески служили украшением для церковных стен, потолков, алтарей, дверных проемов и прочих элементов. Фигуры на картине необычайно лиричны и вместе с тем естественны. Их позднее объединили в цикл под общим названием «Библия Рафаэля».
Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело -- мощь именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Это замечательное время дало свой старт в XIV веке и стало клониться к закату в XVI веке. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94).
В настоящее время «Мадонна Литта» хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Мадонна здесь обращается прямо к зрителю.
В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Следующий этап, который, как считается, предвосхитил эпоху Ренессанса, называется Проторенессанс (trecento) и приходится на конец XIII – начало XIV века. Однако их чувства — не творческий вымысел художника. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения.
Обычно это поэтический вымысел -- воплощение несбыточной мечты, преклонение перед романтическим чувством и прекрасной женщиной. Мария изображена здесь молодой женщиной с сильным характером, энергичной и уверенной. Я попытаюсь исследовать, что же на самом деле происходило в эту эпоху на примере Италии, какими мыслями были заняты головы людей давно минувших дней, попробую через произведения искусств вникнуть в суть происходивших явлений времени, называемом «Ренессанс». Итак, работы по сооружению капеллы Медичи возобновились.
Интересно отметить, что эпоха Возрождения («Ренессанс» на французском языке – возрождение), длившаяся с конца 14-го столетия до 17-го столетия, была периодом, когда наблюдался прогресс в разных областях: открытие Америки, научные открытия исследование новых материалов, полезные ископаемые и продукты (например, чай и какао). Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага. Трагизм образов выражен в картине с помощью тоновых и светотеневых переходов. В своих произведениях художники отображали окружающий мир, опираясь на научные достижения, они разрабатывали основы линейной перспективы изучали анатомию человека и законы освещения. Трагические ноты приобретают более пронзительное звучание еще и оттого, что у мастера нет здесь цельного, монолитного образа коллектива людей (как то будет представлено на полотнах художников Позднего Возрождения), каждый из них живет своей жизнью. Он начинал картины и бросал их, как только проблема казалась ему ясно сформулированной.
Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Гениальные работы принадлежат таким известным художникам, как Паоло Веронезе, Тиноретто, Якопо Понтормо (Карруччи). чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика, находит свое выражение в знаменитой Юдифи (до 1504 г., Ленинград, Эрмитаж).
Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Леонардо был ученым изучающим природу не ради искусства, а ради науки.
В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции.
Интерес Беллини к проблеме освещения, к проблеме связи человеческих фигур с окружающей их природной средой определил и его интерес к достижениям мастеров нидерландского Возрождения (черта, вообще характерная для многих художников севера итальянского искусства второй половины 15 в. ).
Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Их значимость определяется не только и не столько местом в композиции (они занимают центральное место), сколько выражением лица и особой пластикой тел: поистине царственной осанкой и походкой обладают эти фигуры.
Статуя огромных размеров (высота ее составляет 5, 5 м) выражает необыкновенно сильную волю человека, физическую мощь и красоту его тела. Хронологически искусство Возрождения сложилось в Венеции несколько позже, чем в большинстве других крупных центров Италии той эпохи. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Выведенные образы — это не только совокупность индивидуальных черт характера (каждый отдельный человек во всем многообразии его темперамента), но еще и своеобразное психологическое обобщение.
Все перечисленные черты сближают его с итальянским, но присутствие трагичной нотки в полотнах является значимым отличием. Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно позже. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера.
Образ Марии полон драматизма и необычайно выразителен. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи.
В первом из них, хранящемся в Лувре. В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452--1519). Это отдаленно напоминающее икону изображение скорбно-задумчивой Марии, нежно обнявшей печального младенца, говорит также и еще об одной традиции, от которой отталкивается мастер, – традиции византийской и, шире, всей европейской средневековой живописи Однако отвлеченная одухотворенность линейных ритмов и цветных аккордов иконы здесь решительно преодолена Сдержанно-строгие в своей выразительности цветовые соотношения жизненно конкретны. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.
В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. Не случайно и отчасти оправданно стремление видеть в трех ученых воплощение трех аспектов мудрости: гуманистическая мистика восточного аверро-изма (мужчина в чалме), аристотелизм (старец) и современный художнику гуманизм (пытливо всматривающийся в мир юноша). Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.
В искусстве гениального художника родился новый образ человека эпохи Возрождения -- прекрасного, гармоничного, абсолютного физически и духовно («Портрет Б. Кастильоне»). XIII века. Хотя в Италии эпохи кватроченто с интересом следили за достижениями нидерландских художников итальянское влияние стало проникать в эти края только в XVI веке, когда баварец Альбрехт Дюрер ездил совершенствовать своё искусство в Венецию, а в Нидерландах сформировалась школа антверпенского маньеризма, к которой принадлежал, в частности, Мабюз. Возрождение зародилось в Италии и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений и как следствие – возникновение нового мировоззрения.
Не менее выразителен и образ ангела, принесшего Мадонне благую весть. Он — господин и правитель мира (в том числе и природы). Характерным примером временного запоздания венецианской культуры в ее переходе к Возрождению по сравнению с другими областями Италии является архитектура Дворца дожей (14 в. ). Темные краски наряда ярче высвечивают и оттеняют белизну ее лица.
Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Исследователи предполагают, что именно для гробницы Медичи были изготовлены также статуи «Аполлон» (другое название — «Давид») и «Скорчившийся мальчик».
Окончание Столетней войны вызвало рост всеобщего самосознания и развитие гуманизма. Здесь Микеланджело вновь обращается к созданию образа титанического человека-героя. Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном.
Это уже не абстрактные, поражающие своей внешней красотой фигуры, а вполне реальные люди. Однако это никак не повлияло на выразительность образов. Возрождение или Ренессанс (начало XIV – конец XVI вв. ) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах.
Правда, разгром турками Византийской империи, завершившийся захватом Константинополя, поколебал торговые позиции Венеции. Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Младенец ест черный виноград – символ причастия.
Слава мастерской Верроккьо была необычайно велика. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Расцвет человеческой культуры, творчества искусства, наук. Подобный тон создается благодаря использованию особого сочетания ярких, насыщенных красок: обнаженные белые тела гармонично сочетаются здесь с прозрачно-голубым небом и синими волнами моря. Образы буквально переполнены счастьем.
Еще одна особенность направления – это связь живописи и науки. Эту картину отличает необычайно радостное настроение.
Так же сильны и движения младенца. Фрески композиции являются выражением четырех областей духовной деятельности человека. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Эти композиции являются вариантами одного произведения. Главным достоинством личности стали считаться гражданские добродетели.
Здесь показан новый художественный конфликт: человек и окружающий его мир. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. Ему посвящено огромное количество книг и статей, подробнейшим образом изучена его жизнь. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции.
Тицианом было создано первое произведение драматического характера. Он один из самых поэтических художников в истории искусств. Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс. Это период усиления феодальной реакции. Теоцентрическое сознание стало вытесняться антропоцентрическим. Здесь очень точно и тонко переданы движения, пластика человеческого тела.
Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. «Мадонна Литта»). Памятники античной скульптуры становятся объектом изучения, образцом пластического языка. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись.
ещё далеки от научного изучения окружающей действительности. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. У Джорджоне сопоставление внешне спокойной, непринужденной, аристократической фигуры благородного мужа и занимающего по отношению к ней зависимое положение фигуры несколько злобного и низменного персонажа не граничит с конфликтной ситуацией, во всяком случае, с той четкой конфликтной непримиримостью характеров и их борьбы, которая придает столь высокий трагический смысл у Джотто сближенных поцелуем пресмыкающегося Иуды и Христа, прекрасного своей спокойно-строгой одухотворенностью (Любопытно, что объятие Иуды, предвещающее крестную муку учителю, как бы повторно контрастно перекликается с композиционным мотивом встречи Марии с Елизаветой, включенной Джотто в общий цикл жития Христова и вещающих о грядущем рождении Мессии. ).
Появляются первые портреты итальянского Ренессанса, занимающие место икон. В более поздней, относящейся к 1518 г., работе Тициана «Ассунта» (или «Вознесение Марии») нет той спокойной созерцательности и умиротворенности, которая звучит в произведении «Любовь земная и небесная». Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515). Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Достаточно сказать, что по решению одного из яростных поклонников контрреформ, Павла IV Караффы, в композицию «Страшного суда» знаменитого живописца были внесены изменения.
Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе. Однако по мере дальнейшего движения вокруг скульптуры образ существенно меняется.
И вот опять перед нами жалкий пленник, смирившийся со своей участью. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Однако ради спасения людей мать готова принести его в жертву. Его картины сияют золотом и сложной гаммой вибрирующих светоносных полутонов цвета. Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. Он часто писал восхитительных красавиц, настоящих богинь.
Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. В результате картина оказалась обрубленной в нижней части. Так, выполненные Джорджоне при участии молодого Тициана фрески Немецкого подворья Фондако деи тедески (1508) оказались почти целиком разрушенными. Мать и младенец находятся в своем собственном мире, оторванном от земной суеты.
Именно здесь его мраморный «Давид». В центре внимания в эпоху Ренессанса был человек, вот таким образом мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое (от лат. Она как провидица знает все, что случится с ее ребенком.
Образ Христа здесь так же, как и в картине «Динарий кесаря» интерпретирован. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Это событие положило начало эпохе угасания. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. Так в игре драпировок статуй 5 – 4 века до н. э. был выявлен ритм, контрастно оттеняющий ясную, упруго закругленную пластику самого тела.
Творчество Донателло (ок. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху.
Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Появляется интерес к античным образам. Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твердую почву под ногами.
Так, голова и тело Христа заимствованы со скульптуры Микеланджело «Пьета» (1498-1501), а образ женщины, поддерживающей Марию, — с полотна того же мастера «Мадонна Дони». Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Свой творческий путь этот титан Возрождения начал со скульптуры. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние.
По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Великолепие этих произведений строится на колоссальном напряжении чувств персонажей (Саркофаг Джулиано Медичи). Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Двойственность мировоззрения в данном случае естественна – ведь человечество в течение тысячи лет пребывало в вере Христовой и не могло отрешиться от неё за одно-два столетия (кстати, не может и не желает этого по сей день).
Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Созданные мастером образы Христа и апостолов необычайно ярки, выразительны, живы.
В начале XIV века начинается этап раннего Возрождения (quattrocento), символизирующий расцвет живописи с отсутствием религиозных сюжетов. В портрете такая техника (слияние человеческой фигуры и масштабного природного ландшафта) становится способом выражения философской идеи: мир человека так же огромен, масштабен и разнообразен, как и мир окружающей нас природы. Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. Если искусство Кватроченто – это анализ, поиски, находки, свежесть юношеского мироощущения, то искусство Высокого Ренессанса – это итог, синтез, мудрая зрелость. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве.
Они представлены здесь как символы быстротечности земного времени и жизни человека. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Фигуры размещены на фоне сказочно красивого пейзажа. Здесь он работает над созданием гробницы Папы Юлия II. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем.
Нельзя найти ни одну область деятельности человека, которую бы не затронул Ренессанс. Пейзаж, выписанный мягкими красками и размещенный на заднем плане, служит прекрасным фоном для грациозных и изящных, но вместе с тем вполне реальных, конкретных женских образов: Любви земной и Любви небесной. Вот таким образом дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. Папа Римский посчитал непристойными обнаженные фигуры изображенных на фреске людей.
Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Моральное и этическое (точнее – морально-этическое в их слитности) превосходство, более того, нравственная победа Христа над Иудой в этом конфликте нам неоспоримо ясны. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже и к концу XV века достигло своего наивысшего расцвета.
Его центром стали Венеция и Рим. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. Особый интерес представляет здесь композиционное построение. Помимо Италии, развитие искусства и живописи имело важное место и в других странах Европы. Такой эффект создается за счет сгущения теней и высвечивания отдельных мест в композиции.
Он возрождает библейскую идею о связности (родстве) Бога и Человека, осуществлённую в образе Богочеловека – Христа из Назорета. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36).
Белый мех животного, похожий на первый снег, символизирует здесь духовную чистоту молодой женщины. Ярким примером изменения художественного метода автора является картина «Портрет Ипполито Риминальди», созданная в конце 1540-х гг.
Прославившая его картина – «Рождение Венеры». Начинается поиск приёмов передачи на плоскости объёма и трёхмерного пространства.
В конце 1530-х гг. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека.
В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую и притом преимущественно торговую, а не производящую державу, начавшееся с 12 века и особенно ускоренное в ходе крестовых походов, повинно в этой задержке. Здесь Рафаэль знакомится с трудами Микеланджело и Леонардо да Винчи. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. В «Диспуте» Рафаэль предстает как непревзойденный мастер композиции. Он объединил в себе художественный и научный гений. Эту скульптуру можно считать гимном герою, человеческой силе и красоте.
Характерно, что мягкая лепка формы светотенью присуща и его рисункам. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Его работы необыкновенно привлекательны в своем естественном изяществе («Сикстинская мадонна»). Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Творчество становится сложным и приобретает черты противоборства различных направлений.
Джотто придает формам почти скульптурную ощутимость, тяжесть, плотность. Петра-мученика») оказываются своеобразными выразителями чувств и страстей человека. Джорджо Барбарелли дель Кастельфранко (1477/78 – 1510), прозванный Джорджоне, был младшим современником и учеником Джованни Беллини. Своеобразие искусства зрелого Джованни Беллини выступает наглядно при сравнении его Преображения (1480-е гг. ) с его же ранним Преображением (Венеция, Музей Коррер). Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров.
В начале 15 века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Следующее поколение художников Возрождения во второй половине XV в. обогащает новое искусство и содействует его повсеместному распространению. Они, равно как и вся композиция в целом, показаны в динамике. Однако ряд ученых опровергают это мнение, говоря о том, что здесь изображен не регент, а обыкновенный молодой человек, музыкант.
Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Но кроме росписей плафона Сикстинской капеллы, мастер, уже в старости, создал яростно-вдохновенный «Страшный суд» -- символ крушения идеалов своей великой эпохи. Они выражают свои представления о ней, ещё использую условные образы византийской изобразительной системы – скалистые горки, символические деревья, условные башенки.
«Тайная вечеря» – краеугольный камень классического искусства, в ней осуществлена программа Высокого Возрождения. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема. В отличие от предшественников (Донателло и Верроккьо), Микеланджело изобразил молодого героя только готовящимся к бою.
Они живы, объемны, гармонично вплетаются в общую композицию. Подобное расположение фигур тем не менее не приводит к появлению статичности образов. Это и закономерно. Основным его жанром были фресковые росписи.
В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры — Тинторетто и Эль Греко). Отдельные элементы образов композиции являются повторами знаменитых живописцев. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями – Спящей Венерой (ок.
В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. 1508 – 1510 гг., Дрезден, Картинная галерея) и луврским Концертом (1508). Эти элементы, присущие школе Верроккьо и характерные для творчества последнего, несколько переосмыслены у да Винчи.
Однако говорить о том, что образы барокко (человек, увлекаемый вперед не внутренними порывами, а внешними силами) сходны с героями Микеланджело, прославляющими гуманизм, волю и внутреннюю силу человека, было бы неверно. В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. Одно из них состоит в том.
что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Теперь главным становится не коронование и избиение, не физическое явление, но психологическое и духовное. Той же одухотворенностью наполнены и образы, созданные в алтарной композиции «Мадонна Пезаро», написанной в период с 1519 по 1526 г. Эти герои — не схемы и не абстракции. Характерно, что собственно проторе-нессансные тенденции, аналогичные искусству Кавалини и Джотто, работавшему и в венецианской республике (один из лучших его циклов создан для Падуи), давали себя знать слабо и спорадически. Всей своей сутью оно граничит с духовной культурой Ренессанса. Необходимо заметить, что фигуры Микеланджело здесь разномасштабны.
Таинство свершается под ясным светло-голубым небом. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
Вершиной его мастерства стала «Сикстинская мадонна», написанная в 1516 г. Для бенедиктинского монастыря в Пьяченце (сейчас картина находится в Дрездене).
Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века. Жизнь папы Пия II была полна ярких событий и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III. В портрете воплощена идея гармонии человеческого духа и тела. Особенность творческого пути венецианца по сравнению и с Мантеньей и с мастерами Севера проявляется очень ясно в его Мадонне с греческой надписью (1470-е гг., Милан, Брера).
Изображение последних, кстати, можно считать своеобразным шагом назад в творчестве мастера: подробная детализация элементов композиции (в данном случае складки платья и капюшона) является характерной чертой искусства Предренессанса. Яркими примерами иллюстрирующими этот период творчества Рафаэля, являются «Несение креста» (1517), цикл «Святые семейства» (примерно 1518), алтарная композиция «Преображение». Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи -- «Мона Лиза» (Джоконда). Ранние ее обладатели остались неизвестными. Эпоха Возрождения объединила их.
Яркий пример этого — расположенная на переднем плане композиции фигура мальчика, ломающего жезл о колено. Может они пользовались той самой камерой-люцидой.
По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Особое внимание приковывает к себе способ изображения перспективы в картине.
Для Джорджоне, сравнительно мало работавшего в области больших монументальных композиций (его живопись носила, по существу или станковый характер или это были монументальные по своему общему звучанию, но не связанные со структурой окружающего архитектурного интерьера композиции), эти возможности, заложенные в масляной живописи, были особенно ценны.
Он моделирует рельеф, постепенно высветляя основной красочный фон. Кроме того, Рафаэль в это время был назначен главным архитектором собора Св. Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Установлено, что они были сделаны учениками великого мастера. Джорджоне переносит в сферу соотношения человек – природа тот принцип решения, которым греки классического периода пользовались в своих статуарных образах, показывая соотношение жизни тела и наброшенных на него драпировок легкого одеяния.
Художники конца XIII – начала XIV вв. Леонардо по сей день остается одной из самых харизматических личностей эпохи Возрождения. Если у Леонардо это, скорее, градация светлого и темного, тончайшая растушевка формы, то у Джорджоне сфумато носит особый характер – это как бы моделировка объемов человеческого тела широким потоком мягкого света.
Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. С правой стороны фрески размещен Юлий II, возлежащий на носилках. Неповторимое искусство поражает своей красотой и глубиной замысла. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности.
На портрете изображен молодой мужчина, лицо которого, окаймленное небольшой бородкой, выражает глубокую внутреннюю борьбу чувств и эмоций. Живопись насыщена неповторимым стилем. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов.
Моделью при написании образа Эвклида был архитектор Браманте. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения.
Кажется, еще мгновение — и путы будут разорваны. Уже спустя два года после написания фрески краски ее стали портиться и потускнели, поверхность стены с нанесенным на нее изображением казалась задернутой тончайшей материей.
Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. В настоящее время картина хранится в галерее Брера в Милане. Пожалуй, никто в мировом искусстве, ни до ни после Микеланджело, не создавал таких сильных телом и духом персонажей («Сотворение Адама»).
Однако эта фреска не отличается силой выражения творческого замысла художника. Главное же, гениальное произведение Леонардо обладает огромном психологической силой. Это направление было тесно граничит с архитектурой. Это герои, наделенные незаурядным умом и большой силой духа.
Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Он предпочитает символические, аллегорические темы, любит мечтать, выражаться намёком. Искусство Рафаэля Санти (1483--1520) также принадлежит к вершинам итальянского Возрождения. Может быть, это объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых храмах.
На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Рядом со скульптурами герцогов, которые не имели внешнего сходства со своими прототипами, были помещены аллегорические фигуры: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая». Мастера искусств стали заметными и ценными фигурами в обществе, они справедливо считались образованнейшими людьми своего времени.
С конца XV века начался этап высокого Возрождения (cinquecento) и продлился относительно недолго, до начала XVI века. Нокачественные линзы было практически невозможно изготовить вплоть до16-го века, поскольку несуществовало втовремя способов получить столь качественное стекло. Исчезает прежняя слабость пленника, наливаются силой его мышцы, гордо поднимается голова.
Джованни Беллини (видимо, родился после 1425 г. и до 1429 г. умер в 1516 г. ) не только развивает и совершенствует накопленные его непосредственными предшественниками достижения, но и поднимает венецианское искусство и, шире, культуру Возрождения в целом на более высокую ступень. Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.
Анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение. Луврская картина построена несколько сложнее, чем более ранний ее вариант. Картина выполнена в форме тондо. Его колоссальные статуи стали символом нового человека -- героя и борца («Давид»). Универсализм Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить этот феномен иначе, как вмешательством небес: «К чему бы ни обратился этот человек, каждое его действие носит печать божественности», -- так писал знаменитый биограф о великом Леонардо да Винчи. Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений.
Давид увенчан лавровым венком победителя. Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. В литературе иногда встречается попытка свести значение искусства Джорджоне к выражению идеалов лишь небольшой гуманистически просвещенной патрицианской верхушки Венеции того времени.
В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы. Венецианский флот крепко держит в своих руках почти всю транзитную торговлю между Востоком и Западной Европой.
Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Аэто говорит очем. Позднейшие станковые полотна Рафаэля явились своеобразным отражением и выражением постепенно нарастающего творческого кризиса мастера.
Однако он лишен идеализации и не наделен гиперболическими чертами. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению. Их одухотворенные лица наполнены любовью и нежностью. Игра света и тени задает особый интимный тон всей композиции.
Однако это не совсем так или, вернее, не только так. Самая знаменитая из дошедших до нас работ Джотто – цикл росписей в капелле дель Арена в Падуе, посвященный евангельским сказаниям о жизни Христа. Здесь мастер отходит от принятой и распространенной ранее манеры исполнения портрета.
Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Мягкость светотеневой лепки лица и руки несколько напоминает сфумато Леонардо.
Краски правдивы, крепкая лепка объемно моделированной формы весьма реальна. Творчество Рафаэля отличают качества классики – ясность, благородная простота, гармония. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. Большое внимание стало уделяться природе члеовека, реальному миру.
В классический период стиля Ренессанс в композиции включались элементы пейзажа. Большое распространение получила скульптура. на Большом канале -- нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся – как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В скульптуре (Л.
Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Слева и справа от нее — скульптуры, олицетворяющие образы святых Косьмы и Дамиана. Все это при взгляде на картину создает ощущение чистоты и нежности. Завершенность композиции передана не только фигурами главных персонажей, но и самой формой картины — тондо (круглая), что вовсе не ограничивает свободу образов. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров.
Уже с ранних лет у Леонардо пробуждается страсть к рисованию. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Женские фигуры, несомненно, возвышенны, однако они не абстрагированы от жизни и не идеализированы автором. Большое внимание уделялось изображению религиозных сюжетов, которые приобретали земное содержание благодаря мастерству гениев, таких как Леонардо да Винчи.
Сущность его наиболее полно раскрывается в сравнении с Давидом. Иллюстрацией к вышесказанному может послужить «Скованный пленник». Проторенессанс ещё тесно связан со средневековыми романскими, готическими и византийскими традициями. Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита.
В последние годы жизни помимо живописи он углубленно изучал математику и даже написал два собственных трактата. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии. Представленные на полотнах картины природы (переданный темными, мрачными красками закат в «Положении во гроб» и гнущиеся под сильными порывами ветра деревья в «Убиении св. Такое разнообразие тонов не вносит в композицию хаос, а, напротив, помогает живописцу создать стройную и гармоничную систему образов.
У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто.
Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью. Конечно, мозаичная техника продолжала применяться, но ее роль становится все менее заметной.
Кризис охватил и искусство. ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом.
Поэтически одухотворенное, глубоко человеческое, а не мистически преображенное чувство выражено в этой такой простой и скромной на вид композиции. Леонардо работал над этим произведением 16 лет. В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности.
В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Иуда, целуя Христа, предает его тем самым в руки тех, кто пришел арестовать Спасителя.
Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их северным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. Одним из первых произведений подобного характера является «Портрет молодого человека с перчаткой». Значительную часть в творчестве Рафаэля занимают монументальные произведения.
Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека.
Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. На лице застыла гримаса гнева и напряжения.
Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их северным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. Известные художники этого периода – Джотто, Пьетро Лоренцетти. Религия была центральным звеном в социальном урегулировании и повседневной жизни. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Полотно «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), примерно 1478 г., было выкуплено у ее последних русских владельцев царем Николаем II в 1914 г. специально для Эрмитажа.
По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка. Андреа Верроккьо не случайно пользовался большим авторитетом у своих учеников. Сандро Боттичелли (1445-1510) – глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью – «Весна» и «Рождение Венеры». Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Она не занята ребенком (как Мадонна Леонардо да Винчи) и не погружена в себя (как героини ранних произведений мастера). Мадонна написана на фоне замечательного пейзажа с деревьями, холмами и озером. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами.
Все фигуры представлены, живы, подвижны, ярки. Образы Рафаэля необычайно лиричны, мягки и нежны. Для многих она является мерилом самого прекрасного, что способно создать искусство. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. Его картины обладают высоким реализмом.
Так, фреска «Диспута» показывает богословие, «Афинская школа» — философию, «Парнас» — поэзию, «Мудрость, Умеренность и Сила» — правосудие. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. Здесь, равно как и в другой картине Тициана — «Убиение св. Появляются его полотна «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна-садовница».
Внимание художника все чаще обращали на себя крупные героические образы произведений великих Джотто и Мазаччо. Азначит были изеркала наоборот— вогнутые. Великая Мать-Природа подчиняется здесь Властелину-Человеку.
По сравнению с фигурами «Мадонны Конестабиле» образы в «Мадонне Альбе» намного сложнее. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. Образ человека в сознании Микеланджело подобен фигурам мифологических гигантских титанов. humanitas – человечность). Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. Многие исследователи отождествляют модель с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио. Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое.
Изящными, почти бесплотными кажутся зрителю Мария и Иосиф. Изобретение фотографии— это самое лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию. Художнику было выгодно, чтобы все непосвященные люди считали, что секреты вруках мастера иихнеукрасть. Восстанавливается античный Рим.
Отличительной особенностью этого произведения знаменитого художника стала большая, по сравнению с предыдущими работами, степень естественности и натуральности в изображении героев. Вот таким образом мастер не изображает какого-нибудь кульминационного с точки зрения развития события момента, как это обычно делали мастера кватроченто (Юдифь поражает мечом Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову). В данном случае этот прием позволяет ему добиться потрясающего художественного эффекта. Все его чувства и страсти оказываются подавленными средой.
Она — символ божественного расположения и благоволения к Марии и Иосифу. «Портрет музыканта» — единственный мужской портрет среди шедевров Леонардо да Винчи. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Тем не менее Микеланджело всегда боготворил красоту человека, какие бы роковые и трагические страницы жизни ни определяли содержание творений этого гения.
Задняя сторонаже зеркала незатемнялась. В рельефе «Битва кентавров» уже нет следов постороннего влияния. Сюжеты для фресок почерпнуты художником из библейских легенд и т. н. гротесков (живопись, обнаруженная на древнегреческих гробницах — гротах). Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо.
Это течение получило название Северное Возрождение. Позднее полотно перешло по наследству от отца к дочери, М. А. Сапожниковой (по мужу — Бенуа), у которой ее и выкупил император. Они объемны и легки. Скульптура Ренессанса возвращается к античным традициям пластики.
Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян». Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви.
.