В большой степени именно постройки Брунеллески, а не сами древнеримские оригиналы, послужили образцами для подражания и развития стиля ренессансной архитектуры, а затем и последующих классицизирующих стилей: классицизма, барокко, рококо, ампира и всевозможных стилей неоклассического направления. Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами. Можно с уверенностью назвать дату, с которой в Италии началась архитектура ренессанса – Возрождения, – это 1401 год. Можно с уверенностью назвать дату, с которой в Италии началась архитектура ренессанса – Возрождения, — это 1401 год. Основное достижение архитектуры Ренессанса состоит в очеловечении пропорций зданий.
Наибольший вклад в развитие архитектуры Ренессанса внесли Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти и Андреа Палладио. Архитектура ренессанса в Италии относится к периоду XV-XVI вв. Архитектурные элементы на фасаде имеют набор, соответственный античному имеют место наличники на окнах и дверях, фронтоны, пилястры барельефы, а также карнизы, которые особо часто встречаются в жилых зданиях в ренессансе. Архитектурные произведения Ренессанса помнят по именам их создателей.
Представитель ренессанс-стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио (Palladio Andrea. 1508-1580 гг. ) создавал и церкви и загородные виллы, внедряя идею колоссального ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название палладианского ордера. Кроме Франции, архитектура ренессанса проникла в Испанию, Польшу, Чехословакию, затем Германию, Нидерланды и сравнительно позже в Англию. Высокий Ренессанс ассоциируется в архитектуре с именем Браманте (1444-1514). В Германии стиль Ренессанс начал развиваться позже, чем в Европейских странах, а в начале 16-го века стал популярным не только в светской архитектуре. Архитектурный стиль ренессанс проявляется в упорядоченном расположении колонн и пилястр, а также притолок, не симметрия заменяется симметрией, сопровождающейся арочными полукругами, куполами в форме полусфер, эдикулами и нишами.
Зародившись у истоков XV века и просуществовав аж до начала XVII столетия, ренессанс подарил миру немало гениальных творений живописи, архитектуры, скульптуры, литературы и музыки. В результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль – Возрождение (Ренессанс). Стиль Ренессанс зародился в Италии и оказал громадное воздействие на развитие европейской архитектуры с начала XV до начала XVII в. в. Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре.
Архитектура Возрождения или ренессанс стиль архитектуры ето одна епоха и кому как нравится так и называйте. Стиль ренессанс в архитектуре также именуется как стиль эпохи возрождения. В Англию, ставшую в XVI в. одним из центров мировой торговли, тоже проникали архитектурные идеи ренессанса в строительстве зданий проявлялось стремление к комфортабельности и парадности. В большой степени именно постройки Брунеллески, а не сами древнеримские оригиналы, послужили образцами для подражания и развития стиля архитектуры ренессанса, а затем и последующих классицизирующих стилей: классицизма, барокко, рококо, ампира и всевозможных стилей неоклассического направления.
Архитектура ренессанса, в зависимости от стран в которых он существовал имеет свои особенности и этапы. Во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – Ренессанс. Стиль Ренессанс, в известном смысле, продолжение линии развития классической архитектуры после тысячелетней паузы.
Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Многие из ее граждан устали от правления династии Медичи. Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции.
начало строительство 1440 г. ). Он используется и в конструкциях и в элементах оформления. В стране строились королевские замки и дворцы аристократии в смешанном стиле. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Петра, предполагавшегося на месте одной из старейших раннехристианских базилик.
Здесь сохранилось много прекрасных образцов зданий в стиле Ренессанс. Важно подчеркнуть, что именно в эту эпоху, впервые в истории, мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Его постройки легки и изящны, архитектурные детали и профили отличаются точностью, но не сухостью, пропорции и формы настолько совершенны, что здания ясно читаются и легко воспринимаются даже неподготовленным зрителем.
С этой эпохи начинается период ложной и претенциозной роскоши. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Потолки стали делать под античность.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Его внутреннее оформление было выполнено Джованни Батиста Росса – флорентийским художником. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Первым его зодчим был великий Донато Браманте. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь).
В качестве примера возьмем флорентийский дворец XV в. — палаццо Строцци (рис. Браманте хотел поставить купол Пантеона на базилику Максенция. В частности, это влияние заметно в архитектуре классицизма во Франции в XVII—XVIII вв.
План базилики происходил от римских залов собраний. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи.
Во всей композиции фасада чувствуется отпечаток классического совершенства. Пилястры установлены на пьедестал играющий роль аттика для находящегося ниже этажа. Во Франции применяются те же строительные материалы, что и в Италии.
Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок.
Почти кубическое по форме здание, окруженное со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера, поставленными над широкими лестницами, хорошо гармонирует с природой. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон.
Столь патетичных дворцов не строили себе иные короли. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке.
Изображения были почти монохромными, без оттенков. Вслед за архитектурой не могла не измениться и мебель, церковная и бытовая утварь. Марка, палаццо Корне). Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо. Архитектура Возрождения, принесшая много нового и ценного зодчеству Италии, оказала положительное влияние на архитектуру ДРУГИХ стран.
Высокие коринфские пилястры объединяют оба этажа. Архитектор Элиас Холь. Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками. Но примечательны та решительность, с которой отброшены и напряженность готики и многословие обычного для того времени стиля в Италии, та последовательность, с которой утверждается дух классики, спокойной, уверенной, как бы познавшей все истины. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. В 16 в. роль главного художественного центра переходит от Флоренции к Риму.
409). Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Разработанная Виньолой композиция церкви Иль Джезу в Риме (1568-1584) с просторным главным нефом, в который открываются ряды капелл, нешироким трансептом, куполом над средокрестием, цилиндрическими сводами над другими пространствами нефа, трансептом и хором стала образцом архитектуры иезуитских церквей, во множестве строившихся в 17 в. по всей Европе. В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов.
Формы применялись в общем прежние, но композиции стали несколько иными. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». По своим размерам купол сопоставим с куполом Пантеона. во многих европейских городах. Этот храм, построенный Браманте.
Ансамбль завершается карнизом строгого стиля. Это обычно трехэтажное здание с внутренним двором, окруженным галереей.
Это время — около 1430 г. Во Франции всецело господствует расцветшая готика: только что возведен хор в церкви Сент-Уан в Руане из светских зданий строятся дом Жака Кэра, дворец Шатодэн готической архитектуре предстоит просуществовать еще целый век и пройти через стадию «пламенеющего» стиля. Отзвук движения, происходившего по ту сторону Альп, скажется во Франции только тогда, когда благодаря связям Анжуйского дома с Италией и походам Карла VIII и Людовика XII и для французов откроются чудеса ренессанса, существующего уже почти столетие. Брунеллеско понимал суть классики и ее принципиальное отличие от готики. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения.
С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех. В этот период в стране формировалось государство с сильной абсолютистской властью. Архитектура барокко в Италии. Эти уклоны вкуса находят свое выражение даже во внешней декорации собора св. Вкусы заказчиков и зодчих в значительной степени совпадали. Стиль архитектуры Брунеллески можно было бы назвать более "женственным", по сравнению с древнеримскими образцами. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато дАнджело Браманте (1444—1514).
124). В. Жолтовский и его последователи).
В 1506 Папа Юлий II поручил Браманте работу над проектом нового собора св. Уже современники признавали это произведение Браманте шедевром. Строительство всего комплекса дворца, города и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром являлся королевский дворец, перед которым расположена громадная площадь (площадь Армии). Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство.
Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. Юлий II поручил Браманте построить двор (С), называемый делла Пинья, устанавливающий связь между строениями Сикста IV и Иннокентия VIII. Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi. 1377 – 1446 гг. ) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi. около 1386-1466 гг. ) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима. В результате появилась на свет гениальная техника кирпичной кладки. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг.
Орнаментом мог быть покрыт весь фасад здания, как в церкви Сан Грегорио в Вальядолиде или только отдельные его части, как в больнице Санта Крус в Толедо (архитектор Энрике де Эгас). Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. власть была сосредоточена в руках группы промышленников и банкиров.
Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. 33а).
Построена в 1615 – 1620 г. г.
Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров.
Корпуса расположены по периметру участка и дополнены круглыми башнями. 6). 121). В декоре применяются орнаменты гротеска. Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах. От этого незначительного изменения размера и возникает ощущение устремленности ввысь.
Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. (т. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции. Несмотря на наличие башен, сооружение не было рассчитано на оборону. (И. Они приложил к этому все свое воображение и провел множество сложных расчетов. Ему приписывают создание «гигантского ордера» — пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Произошло это в 1506 году, а всего храм строился 100 лет.
В палаццо Строцци рельеф рустов делается более плоским с каждым этажом. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое. 5). Его «Десять книг об архитектуре» стали практическим руководством для многих архитекторов и оказали огромное влияние на сложение архитектурных стилей Европы. (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана).
В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Галерея образована аркадой на колоннах – в общем такой же, как в залах церквей Равенны.
Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы.
Образцом ренессансного искусства является собор в Павии. Леон Баттиста Альберти (1404-1472) применил декоративный ордер с пилястрами и антаблементом для украшения каждого из этажей палаццо Руччелаи, построенного в 1451-1455. Он ратовал за возрождение Флорентийской республики, проповедовал покаяние и аскетизм. Новая архитектура временами включала в себя элементы прежнего стиля и местные строительные особенности, соединяя старое и новое идеями преемственности и гражданской гордости.
Вот таким образом в XVI в. здесь появились и постройки в духе наиболее тогда обычных для Италии (рис. Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции.
В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами.
Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства изменились с античных времён. Но никогда раньше архитектурная форма не была такой «приложенной» – в буквальном смысле слова аппликацией, – как в архитектуре ренессанса. 1510-1578) начал перестройку Лувра. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение.
Архитектуру Италии воспринимали такою, какова она была. Произведения Палладио прекрасно спропорционированы, точно продуманы в каждой детали.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Главное содержание перемен – изменение мировоззрения.
Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш.
К XVI в. резные стенки сундуков-кассоне стали обрабатываться барельефами, а затем и горельефами, трактующими мифологические сцены. В первом этапе, относящемся к XIV—XV вв., преобладающее зпачение имеют торговые площади.
Несмотря на то, что торжественность в определенной степени была свойственна ренессансу, эта слишком помпезная отделка может быть отнесена, скорее, к его позднему периоду, в котором уже зародились барочные тенденции. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада.
представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). по заказу фактического правителя Флоренции Козимо Медичи (в XVII в. дворец был продан семейству Рикарди).
Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения.
Примером североитальянской ренессансной постройки может служить здание библиотеки Сан Марко в Венеции (1536), построенное Якопо Сансовино (1486-1570). Огромный купол этого храма виден отовсюду, но исчезает по мере приближения к нему. Первый — ранний французский ренессанс, одевающий готические основные формы плана и корпуса здания формами верхнеитальянского раннего ренессанса (начало XVI века — конец 1530-х годов) и второй — зрелый (1540-1570), подражающий классическим итальянским образцам, как в плане и здании, так и в деталях.
гротески, т. е. Приемы архитектурного мастерства становятся все более изощренными. Возрождая классическую античную традицию в архитектуре, Брунеллески усвоил все практические приемы и формы древних и на их основе создал свой собственный художественный язык. Кладка всех плоскостей, на которых помещены орнаменты, отмечена неглубокими рустами, образующими как бы общий сероватый фон, на котором вырисовываются контуры. Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки.
Наиболее выдающимся архитектором этого периода был Д. Браманте (1444-1514). В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. Петра, созданный Микеланджело, вытянув западную ветвь здания, чтобы придать его плану очертания латинского креста. Чтобы не прерывать анфиладу, лестницы помещают в угловых частях здания.
Ему пришлось укладывать кирпичи таким образом, чтобы кладка не рассыпалась. Их современники из северной Италии гораздо больше интересовались архитектурной декорацией. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Первым архитектором Ренессанса был Филиппо Брунеллески (1377-1446). Это усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчих итальянского Возрождения, привело во второй половине XVI в. к стилю барокко (дословно: вычурный).
К 17 в. ренессансный стиль в архитектуре стал популярным в разных странах Европы, сочетаясь с этническими традициями. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки. В начале 17 в. в Ватикане было решено внести изменения в проект собора св.
В это время складываются благоприятные условия для развития науки, техники, различных видов искусств. Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Позднее убранство рустами сохраняется лишь в обработке цоколей и на углах зданий. Сооружения Браманте отличаются чистотой линий, гармоничной уравновешенностью, удивительной легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно в Темпьетто) в виде колоннад, развитых карнизов и пышных капителей.
В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. По заказу Генриха II Пьер Леско (ок. Укреплялась экономика, развернулось строительство. Новый ренессансный стиль едва ли мог укорениться на английской почве. Это движение получило название ренессанса (Renaissance (фр. ) – возрождение. ).
Но он не описывал свою работу, это сделал за него Леон Баттиста Альберти. Наиболее древним следует считать способ украшения гравировкой, где рисунок образован углубленными линиями, нанесенными резцом. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Главными представителями архитектуры этого времени были Виньола, построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо, художник и биограф художников Вазари им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио, создавший несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце, генуэзец Галеаццо Алесси, который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.
Следует подчеркнуть, что развитие искусства итальянского интерьера XVI в. шло в сторону большей сдержанности и классичности всех элементов. На фасаде – двуглавый черный орел – символ Вольного Имперского города, а на фронтоне – шишка пинии (итальянской сосны) – напоминающая о Древнем Риме и истории города Аугсбург, которому исполнилось 2000 лет. Обычный тип.
И подлинным назначением этой виллы мог бы быть дворец пионеров. Верхний этаж предназначен для слуг если приглядеться к расположенным над крышами портиков окнам (f), освещающим помещение для слуг, то и здесь также видно, что приняты все меры к тому, чтобы сделать центр дворца недоступным для посторонних взоров. Однако если в Италии обращение к классическим архитектурным формам в XV-XVI вв. Столовые были, в общем, не известны.
В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. В палаццо Калерджи в Венеции (рис.
Рельеф рустов понижался с увеличением этажей. Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420 – 1436 гг. ). Вместо ордера, рассчитанного на высоту одного этажа, Палладио одним ордером объединил два верхних этажа, а позже стал «украшать» многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза. Бесчисленные лампады освещают спуск в подземелье.
Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Замок Шамбор, полностью построенный в пределах раннего Возрождения, располагается в долине Луары (архитекторы Д. Нортона, Ж. и Д. Сурдо, П. Неве 1526-1559).
В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. Во Флоренции XV-XVI вв. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.
Одним из классических примеров в области градостроительства того времени является Версаль. Четыре громадных столба поддерживают среднюю арку свода. Для придания зданиям большей монументальности иногда над ордерной конструкцией располагался аттик.
Петра в Риме с симметричной композицией: в плане – это объединение квадрата с крестом. Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. Часто высказывалось мнение, будто ренессанс во Франции — это итальянский ренессанс. Филиппо Брунеллески (1377-1446) был инициатором нового движения в архитектуре.
В городах-республиках утверждается режим тирании. Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. Его форма по-прежнему остается шестигранной, но передняя грань делается более широкой за счёт боковых. канделябра, о котором ранее уже шла речь. В венецианской архитектуре ренессансный стиль просуществовал до 80-х годов 16 в. В решении виллы Ротонда близ Виченцы Андреа Палладио (1518-1580) использовал четыре четырехколонных ионических портика, которые расположил по сторонам от центрального квадратного в плане объема.
Кирпич по — прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. К середине 16 в. страсть к украшению уступает место более строгому академическому стилю дворца Карла V в Гранаде (1526-1533). Это путешествие можно по праву считать началом Возрождения в архитектуре Италии. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Дворцы были символом власти и богатства династий, чьи амбиции ясно выражались в архитектуре этих зданий. Происходят изменения и в общественной жизни Италии. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Сильный выступ классического карниза завершает здание. Ренессансная архитектура была описана в работах Леон Батиста Альберти Десять книг об архитектуре, которые стали руководством для многих европейских зодчих разных стран.
Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Во Франции архитектура Возрождения получила развитие с начала XVI в. до 70-х годов. Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Фасад Чертозы (картезианского монастыря) близ Павии, созданный по проекту Амадео и других во второй половине 15 в. имеет мало общего с римскими образцами.
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Он сохранил план греческого креста, но для купола базилики воспользовался планом Пантеона. Грандиозный купол храма возводился после смерти Микельанджело (1564 г. ) по его рисункам. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг.
Фасад церкви, спроектированный Джакомо делла Порта (1537-1604) имеет двухъярусную композицию, со спаренными пилястрами и мощными волютами, объединяющими оба этажа. Андреа Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570 г. ) высказал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. п. Развитая центра города в эпоху Возрождения условно можно разделить на три основных этапа. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Фасад симметричен относительно вертикальной оси.
Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Вынос карниза здесь значительно уменьшен. Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения.
Складывающийся новый архитектурный стиль получался, подобно древнеримскому, весьма эклектичным, а его формальные элементы были явно заимствованы из арсенала форм греко-римских ордеров. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. В самом конце храма Дух Святой, в виде голубя, как бы из глубины неба осеняет молящихся.
К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям. Собор Святого Петра.
Архитекторы руководствовались запросами нового правящего класса – буржуазии. Это здание, очень римское по духу, немного напоминает базилику Константина. Достойно внимания изобретение раскладного стола с подвешенными на петлях «фартуками» и выдвижными опорами для них. Дворец Раджоне в Падуе выполнен по тому же принципу.
В 1492 году умер Лоренцо де Медичи, прозванный Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции.
Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков. Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. влияние итальянского Ренессанса стало ощутимо в других странах.
Среди них Ризница церкви Сан Лоренцо — это первый интерьер, созданный в средневековой постройке. Обелиск производит впечатление легкого солнечного луча. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. После него подъем прекращается, архитекторы впадают в холодный, отвлеченный, условный формализм. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки).
В Индии наглядно проявляется повторение в камне деревянных конструкций. Николай V и Сикст IV построили около базилики св. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне.
Часто используется купол на парусах известный уже раньше (например, храм св. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. В страстную пятницу эти святыни показываются народу для поклонения. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения.
Карло Мадерно (1556-1629) удлинил главный неф и пристроил к храму нартекс и фасад. 1).
В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии.
Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Но затем приходят к мысли, что даже и фриз нарушает цельность впечатления отказываются и от него, оставляя в качестве украшения только наличники окон, русты на стенах и большой завершающий карниз вверху. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Над порталом треугольный фронтон заключен внутрь лучкового. В первой трети XVI в. в архитектуре Франции заметно еще влияние готики. Сундук начал утрачивать характер простого ящика.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. дворцы или палаццо, предназначавшиеся для жилья и торжественных приемов. по проекту Джулио Романо. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий.
Предметы мебели, преимущественно корпусные и крышки столов, начинают украшаться мозаичными композициями в виде вьющихся усиков, виноградных лоз, стилизованных листьев аканта (род южного лопуха), гирлянд, венков и прочих орнаментальных мотивов греко-римского наследия, а также музыкальных инструментов, пейзажей, натюрмортов и архитектурных видов. чертозскую мозаику.
Палаццо Фарнезе, построенное Антонио да Сангалло Младшим (1485-1546), характерно для римской архитектуры 16 в. Ордер использован здесь только для обрамления окон, а стену сверху оттеняет мощный вынос карниза. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого – Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини во Флоренции, Антонио да Сангалло построивший палаццо Фарнезе в Риме. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Как мы видели на рассмотренных выше примерах, всегда существовала архитектура массовая, создаваемая ремесленниками-строителями в соответствии с народной традицией и официальная архитектура представительных зданий, в формировании которой большую, зачастую главную роль играли идеологические задачи. Сооружение, давшее начало независимому французскому стилю, граничит с именем Пьера Леско, начавшего в 1546 г. строительство для Франциска I квадратного двора Лувра в Париже.
Петра в Риме. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов. 417, F). Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм Экуэнский замок, дворец в Блуа в Испании — дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Klner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.
В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Этот город был основан Людви-ком XIV в качестве королевской резиденции.
Старая Ратуша – одно из самых красивых светских строений эпохи Ренессанса. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Венецианская архитектура отличается большей декоративностью, чем римская.
В этом сказалось метафизическое мировоззрение раннего материализма, в целях ясности разлагавшего универсум (Универсум – философский термин, под которым подразумевается все существующее. ) на составные части, но не видевшего их диалектической связи между собой. Одной из главных причин этого является отсутствие собственной классической традиции (Франция исторически была более романизирована, чем Англия: французские архитекторы могли увидеть античные памятники не только во время путешествий в Италию, но и на своей земле). Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. Происходят изменения в быту и культуре господствующих классов.
Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. От возникновения до последнего момента своего существования готика преследовала одну цель — облегчить массы. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Она начала с того, что и в инертном теле сводов выделила рабочий каркас.
Среди памятников французского раннего Возрождения особое место занимают городскиератуши.
Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки. Полуколонны усиливают игру светотени на фасаде. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Все более важным материалом становятся строительные растворы.
Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны. Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. Все эти черты, безусловно, характерны для старых приемов французской архитектуры. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Его создатель, Жиль Бретон, спроектировал знаменитую Галерею Франциска I, которая является самым ранним примером такого типа помещения, который позднее пользовался популярностью во Франции и Англии.
Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. курульные кресла. Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков.
Фасады расположенных справа и слева палаццо Консерваторе (сейчас там выставлены произведения античного искусства из собрания Капитолийских музеев) разделены на два этажа: нижний занимают открытые лоджии, в верхнем чередуются окна с треугольными и лучковыми фронтонами. Он составил план собора по образцу греческого равноконечного креста.
Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. 415, В) уже чувствуется это направление идей.
В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера. – studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.
Для позднего ренессанса и барокко характерно также обилие человеческих скульптур, композиционно слабо связанных с завершением зданий. В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х. де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera 1530-1597 гг. ), в Испании. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.
В развитииархитектурыВозрождения во Франции выделяют два периода. Усилились и позиции церкви. Иннокентий VIII построил в садах (в пункте В) виллу Бельведер современный Ватикан является результатом соединения дворца с виллой, подобно тому как во Франции Лувр образовался от соединения двух дворцов.
Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи. 409, С) отведены для дворцовой стражи и, как правило, они не имеют окон во двор. 413, А).
Форма четко расчленена: каждая секция крестовых сводов отделена поперечными арками (арки декоративны, они не имеют конструктивного назначения).
Этот удивительный эффект достигнут благодаря хитроумному расчету архитекторов. Альберти в собственных проектах применил пилястры для членения стен, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, обработка стен рустом, отделка окон каменной кладкой. 3), построенный по проекту зодчего Мике-лоЦцо ди Бартоломео в 1444—1452 гг. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно.
Но внешнюю форму можно «отделить» от ее первоначального содержания и применить в иных условиях. Здание, построенное в стиле классицизма имеет щипцовый фронтон играющий скорее декоративную, чем функциональную роль. Искусство все больше рассматривается не как средство познания действительности и выражения духовной жизнеутверждающей силы, а как возможность создания иллюзорного мира, приукрашивания действительности, ухода от реальности. Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания.
Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне. Браманте остановил выбор на плане, в основе которого лежал греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
— С Микельанджело заканчивается жизненный и творческий период итальянского искусства. Его соотечественники создали терракотовые рондо с бюстами римских императоров для украшения дворца Хэмптон Корт, принадлежавшего кардиналу Вулси. 123) и подражания ренессансным формам (рис. Вот таким образом архитектурные произведения Микеланджело нельзя считать образцом чистого ренессансного стиля.
Джакомо Виньола (1507-1573) издал трактат об архитектурных ордерах, который оказал воздействие на формирование французской Школы изящных искусств. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. Выбранная автором готическая форма купола еще продолжала применяться в архитектуре Италии.
Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень. Что же касается строительных приемов, то здесь сходства уже нет.
Начало нового стиля было положено в Италии. Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Между передними ножками вставлялись две или три плоские скрепляющие их панели-проножки, покрытые богатой резьбой с узорно выпиленными краями.
Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы. В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе. Архитектура Аугсбурга развивалась под сильным влиянием итальянского зодчества. 417, М), построенный около 1535 г. Перуцци, отмечает этот этап в развитии архитектуры.
Образцом для подражания считался римский Пантеон. Джонс не ограничивался классическими украшениями, для него была важна конструктивность здания, сочетание функции, гармонии и пропорциональности. Ему принадлежит проект собора св.
В подавляющем большинстве его образцов даже в XV веке еще много черт от изделий эпохи готики (в странах к северу от Италии) и романского периода (в самой Италии). На рис. Так что нет ничего парадоксального в том, что новая живопись, новая архитектура и прикладное искусство, несшие в себе очевидный антиклерикальный заряд, были охотно приняты Католической церковью и поощрялись ею. Если форма выражает соответствующее содержание, она органична, естественна.
Длина каждой из последующих ступеней лестницы постепенно уменьшается. Так, дворцы Виченцы — это кирпичные постройки, покрытые штукатуркой имитирующей камень. В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога исполнителем его воли и произведения искусства отчуждались от авторов. Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями).
Малочисленностью дошедших до нас предметов мебели античных Греции и Рима мы обязаны воинственной нетерпимости раннего христианства ко всему языческому. В английской архитектуре этого времени господствовала готика.
Понятие Ренессанс (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В течение 14 в. в Италии ощущался дух перемен. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием.
В архитектуре Позднего Возрождения больше экспериментов с формами, появляется усложнение деталей, преломление архитектурных линий, сложная орнаментация. Но и здесь берется только декоративная сторона ордеров, самая же конструкция всецело остается готической: своды возводятся на разветвляющихся нервюрах, а уравновешивание достигается передачей распора при помощи аркбутанов изменяется только орнаментация. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. Это были два молодых человека, два друга: Филиппо Брунеллески и Донателло.
К архитектуре Ренессанса относится замок в Фонтебло (Chteau de Fontainebleau), Ане (Chteau dAnet), Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма.
Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. К началу столетия архитекторы уже прекрасно владели античными формами. Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась.
Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Эти пространства были как бы взаимно связаны.
Второй ордер распространяется на два этажа. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой. В отличие от феодальных дворцов, располагавшихся в поместьях и в некоторой мере сохранявших черты замков, палаццо представляет собой городской дом, выходящий фасадом прямо на улицу.
В вилле Фарнезина (около 1520 г., как мы видели, рис. Дворцы эпохи упадка.
В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи. Точно такое же впечатление глубины, возникающее от площади перед собором Св. В оформлении спален применяют драпировки. Нам почти неизвестны имена создателей великих соборов Средневековья.
Прежде этот обелиск стоял в цирке Нерона, но в XVI веке римский папа перенес его на эту площадь и водрузил на его вершине крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. При проектировании флорентийского Рикарди Микелоццо (1396-1472) осуществил перевод понятия дворец с архитектурного языка Средневековья на язык Возрождения.
В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Зато такие комфортные предметы, как письменный стол, шкаф с доской для письма и буфет, еще редкие в готическом обиходе, получают теперь широкое распространение. Следует упомянуть и весьма успешные, но не поддержанные в последующие века попытки изготовления кресел из металла (стали). Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение. В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму.
Эта новая знать строила для себя палаццо. Сложившийся еще в эпоху Ренессанса архитектурный стиль Микеланджело (1475-1564) проявился в полную силу уже в эпоху Контрреформации. Петра.
Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки. 420, U). Единственный элемент, не имеющий аналогии в древнеримских постройках, – высокий купол. По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения.
Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. С другой стороны дворца расположен парк. Этот невыгодный с художественной точки зрения эффект проседания купола удалось нивелировать Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) – создателю проекта площади св.
Но если оставить в стороне декор, Хэмптон Корт представляет собой обычную готическую постройку. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. Ватикан, в его современном виде, — это соединение дворца и виллы. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Церковная архитектура отмечает свое возрождение одним из самых смелых начинаний — флорентийским куполом, начатым в 1425 г. (Купол Флорентийского соборапостроенБрунеллесков 1420— 1434 гг. ). Петра. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха. Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (chteau dcouen – ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (chteau de Blois) во Франции. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Столешницы и коробки подстолья таких столов покоятся на двух параллельных вертикальных опорных щитах. В поздний период творчества Браманте в композиции дворца Ватикана (1503 г. ) ощущается повышенная декоративность, в известной мере предвещавшая появление стиля барокко.
377, V и др. ). Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. Руст, рустовка, рустик (от лат. Это был прообраз современного секретера. А была она отнюдь не вся ренессансной. Ключевой идеей стало возрождение античности.
При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Первый по образованию ювелир, второй — скульптор. В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато дАнджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante.
В архитектуре Ренессанса использовались приемы и декор времен античности, однако изменились функции возводимых сооружений: уже не строились огромные спортивные сооружения, общественные бани, как в Риме, большие храмы, как в Древней Греции. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. В церкви Сант Андреа в Мантуе (проект 1470) Альберти перекрыл главный неф цилиндрическим сводом, превратив боковые нефы в ряды капелл. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Чтобы придать внешнему облику палаццо явственные классические формы, стали широко применять прием, зародившийся еще в архитектуре Древнего Рима: стена трактовалась как плоскость, на которой можно изображать желаемые (хотя и не связанные с действительной структурой здания) архитектурные композиции.
Проникновению ренессансных влияний из Италии в Англию препятствовали также политические и религиозные разногласия между двумя странами. Имя архитектора, создавшего этот дворец, к большому сожалению, остается неизвестным. Крышка сундука изнутри покрывается росписью. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях.
В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Возврат античных форм ознаменовал окончание мрачного периода средневековья с религиозным засильем церкви. Фронтон (от лат.
Стиль архитектуры Брунеллески можно было бы назвать более «женственным», по сравнению с древнеримскими образцами. Стиль архитектурной скульптуры раннего ренессанса отличается тонким изяществом: это ковер из тонких линий, на котором распускаются нежные отростки аканта на фоне мотивов античного орнамента, яйцевидного, сердцевидного и т. д. Декоративная скульптура приобретает полный рельеф только ко времени первых выступлений Браманте, например в ризнице церкви Сан-Сатиро в Милане и сам Браманте в своих последних произведениях (в том числе и во дворце Канчеллариа) возвращается к легкому стилю, от которого он временно отошел. Орнаментация полным рельефом явно преобладает только в эпоху Виньолы и Палладио. Появились биографии знаменитых людей их живописные и скульптурные портреты. Ренессанс совпал с моментом, когда это соперничество умиротворяется и власть концентрируется это эпоха рода Медичи во Флоренции, рода Сфорца — в Милане.
Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. На сукновальных, железоделательных, лесопильных производствах мускульная сила все чаще заменяется силой воды. Другое дело Ренессанс. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Ларцы обычно богато декорировались. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу.
Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Но через семь лет Браманте умер и начатый им труд продолжил великий Рафаэль. Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись крупные русты. В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий с совсем иным назначением, чем в Италии.
Крупная буржуазия политически и идеологически сближается с феодальной знатью. Ренессанс - (стиль Возрождения) (XV-XVI вв. ).
Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. А так как новые типы архитектуры не рождаются сразу, ренессанс заимствует основные архитектурные элементы у античности: античные ордера становятся обязательной темой новой архитектуры.
Однако гротески, завитки аканта, коринфские колонны и еще ряд мотивов декорации свидетельствуют об увлечении античностью. Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. В письме своему дяде Рафаэль писал: «Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, который я возвожу Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Св. Петра. ». Такова декоративная композиция палаццо Перфеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.
Приведенный нами пример большого ордера с аттиком заимствован из дворца Палладио в Виченце (дворец Вальмарана, построенный около 1560 г. ). Хотя трактовка окон напоминает средневековую двухчастную, каждый из оконных проемов имеет обрамление, состоящее из коринфских колоннок и полуциркульной арочки. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Наличники из белого мрамора выделяются четким контуром на желтоватом травертине облицовки.
В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии. Петра.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Кроме того используются различные маски, львиные лапы, бараньи и львиные головы, гермы, женские головки, атланты, кариатиды, волюты, розетки, триглифы, растительный и геометрический орнамент, орнамент гротеск, маскароны и многие другие декоративные элементы. В эпоху Ренессанса (15-17 вв. ) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения.
Так поступил Сангалло Младший около 1520 г., создавая фасад дворца Фарнезе (рис.
На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. В комплексе церкви по проекту Микеланджело было возведено строение библиотеки — Лауренциана. Во многом они были сходны с более ранними домами. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Он имеет форму высокой, к верху утонченной колонны, но не круглой, а шестигранной. Восприятие итальянских идей будет совершаться медленно. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Он имеет граненую форму и состоит из двух оболочек – внешней из красно-коричневой черепицы и внутренней – кирпичного каркаса, являющегося рабочей частью конструкции. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах.
Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Палаццо Массими (рис.
Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены.
Наконец, приходят к решению в виде больших ордеров (рис. Дело не только в конкретных формах стиля, но и в его духе. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Петра дворец (рис. У этой эпохи великих открытий были две особенности, оказавшие влияние на архитектуру.
Сложные геометрические узоры чертозской мозаики имеют несомненное сходство с персидскими шкатулками. Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом.
Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. В XIII — XIV вв. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. В России, во время правления Ивана Третьего, расцвело зодчество и этому способствовало участие итальянских архитекторов.
е. всего того периода, когда во Франции зародились и сошли со сцены романский стиль и готика, а во Флоренции и в Риме возник и развивался ренессанс). Стилобаты, разделяющие ордера идут от одного конца фасада до другого и дают отдых глазу. Примером может служить богато пластичная архитектура библиотеки Лауренциана, особенно лестницы с ее скульптурными как бы текучими формами, которые создают впечатление огромного внутреннего напряжения масс. Метопы украшены эмблемами папского достоинства.
В архитектуре римского палаццо Канчеллериа (1486-1495), одним из создателей которого был Донато Браманте (1444-1514), сделан следующий шаг после палаццо Руччелаи. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа. Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола.
Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. В оформлении корпуса Франциска I появляются ренессансные черты. Ему принадлежит купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. В Италии в эпоху ренессанса, так же как и в средневековье во Франции, применяются почти одни и те же архитектурные элементы и в церквах и во дворцах методы повсюду одинаковы изменяется только внешнее выражение. Особенно богато декорированы локотники и их стойки. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. От нее начинаются три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев.